Волейбол

I. Пояснительная записка
Внеурочная деятельность обучающихся общеобразовательных учреждений
объединяет все виды деятельности обучающихся (кроме учебной
деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их
воспитания и социализации.
Согласно Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений
Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной
деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса.
Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию
обучающихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. В Базисном
учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации в
числе основных направлений внеурочной деятельности выделено
физкультурно-спортивное и оздоровительное направление.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Волейбол» предназначена для
физкультурно-спортивной и оздоровительной работы с обучающимися,
проявляющими интерес к физической культуре и спорту, в 5– 9 классах.
Волейбол – один из игровых видов спорта в программах физического
воспитания обучающихся общеобразовательных учреждений. Он включён в
урочные занятия, широко практикуется во внеклассной и внешкольной работе –
это занятия в спортивной секции по волейболу, физкультурно-массовые и
спортивные мероприятия (соревнования в общеобразовательном учреждении,
на уровне района, округа, матчевые встречи и т.п.).
Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро выполнять двигательные
действия, высоко прыгать, мгновенно менять направление и скорость
движения, обладать ловкостью и выносливостью. Занятия волейболом
улучшают работу сердечнососудистой и дыхательной систем, укрепляют
костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают силу и
эластичность мышц. Постоянное взаимодействие с мячом способствует
улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в
пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые
сигналы. Игра в волейбол требует от занимающихся максимального проявления
физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться
приобретёнными навыками. Проявляются положительные эмоции:
жизнерадостность, бодрость, желание победить. Развивается чувство
ответственности, коллективизма, скорость принятия решений. Благодаря своей
эмоциональности игра в волейбол представляет собой средство не только
физического развития, но и активного отдыха. Широкому распространению
волейбола содействует несложное оборудование: небольшая площадка, сетка,
мяч.
В программе представлены доступные для обучающихся упражнения,
способствующие овладению элементами техники и тактики игры в волейбол,
развитию физических способностей.

Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной
деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся являются:
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт;
СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебновоспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения»,
Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001
№224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и
содержания общего образования» в части сохранения и укрепления
здоровья школьников.
О недопустимости перегрузок, обучающихся в школе (Письмо МО РФ №
220/11-13 от 20.02.1999);
Гигиенические требования к условиям реализации основной
образовательной программы начального общего образования (2009г.).
Цель и задачи обучения, воспитания и развития детей по физкультурноспортивному и оздоровительному направлению внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и
оздоровительному направлению «Волейбол» может рассматриваться как одна
из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего
воспитатель но-образовательного процесса. Основная идея программы
заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в
формировании потребности сохранения физического и психического здоровья
как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления
здоровья обучающихся, в основу, которой положены культурологический и
личностно-ориентированный подходы. Программа внеурочной деятельности по
физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Волейбол»
носит образовательно-воспитательный характер и направлена на
осуществление следующей цели:
укрепление здоровья, физического развития и подготовленности, воспитание
личностных качеств, освоение и совершенствование жизненно важных
двигательных навыков, основ спортивной техники избранного вида спорта.

Цель конкретизирована следующими задачами:
пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие
гармоническому физическому развитию занимающихся;
популяризация волейбола как вида спорта и активного отдыха;
формирование у обучающихся устойчивого интереса к занятиям
волейболом;
обучение технике и тактике игры в волейбол;
развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростносиловых, координационных, выносливости, гибкости);
формирование у обучающихся необходимых теоретических знаний;
воспитание моральных и волевых качеств.
Актуальность.
Программа «Волейбол» призвана сформировать у обучающихся устойчивые
мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической
подготовленности, в творческом использовании средств физической культуры в
организации здорового образа жизни. В программе представлены доступные
для обучающихся упражнения, способствующие овладению элементами
техники и тактики спортивной игры, развитию физических способностей.
Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение
здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического
и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия
и успешности человека.
Целью реализации основной образовательной программы является
обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником
общеобразовательного учреждения целевых установок, знаний, умений,
навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными,
общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка,
индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Выстраивая предполагаемый образ выпускника, мы исходим из того, что он
представляет собой динамическую систему, которая постоянно изменяется,
самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием.
Содержание курса внеурочной деятельности на 5-9 классы
Основы знаний (теоретическая часть): 4 часа
Основы истории развития волейбола в России;
Сведения о строении и функциях организма человека;
Правила игры в волейбол;
Места занятий, инвентарь.

Общефизическая подготовка (практическая часть): 29 часов
Строевые упражнения;
Гимнастические упражнения;
Легкоатлетические упражнения;
Подвижные и спортивные игры.
Специальная физическая подготовка (практическая часть):
Упражнения для привития навыков быстроты ответных действий;
Подвижные игры;
Упражнения для развития прыгучести;
Упражнения для развития качеств, необходимых при приемах и передачах
мяча;
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач мяча;
Техника нападения (практическая часть):
Перемещения и стойки;
Действия с мячом. Передачи мяча;
Техника защиты:
Действия без мяча: скачек вперед, остановка прыжком, сочетание способов
перемещений и остановок.
Тактическая подготовка. Тактика нападения:
Индивидуальные действия
Командные действия
Тактика защиты:
Индивидуальные действия
Командные действия
Контрольные игры и соревнования:
Практическая часть:
Соревнования по подвижным играм с элементами волейбола
Учебно-тренировочные игры
Физическая подготовленность

Таблица 1
Формы проведения занятия и виды деятельности
Однонаправленные занятия

Посвящены только одному из компонентов
подготовки волейболиста: техникой, тактикой
или физической

Комбинированные занятия

Включают два-три компонента в различных
сочетаниях: техническая и физическая
подготовка; техническая и тактическая
подготовка; техническая, физическая и
тактическая подготовка.

Целостно-игровые занятия

Построены на учебной двухсторонней игре в
волейбол по упрощенным правилам, с
соблюдением основных правил.

Контрольные занятия

Прием нормативов у занимающихся,
выполнению контрольных упражнений
(двигательных заданий) с целью получения
данных об уровне технико-тактической и
физической подготовленности занимающихся.

Подобная реализация программы внеурочной деятельности по физкультурноспортивному и оздоровительному направлению «Волейбол» соответствует
возрастным особенностям обучающихся, способствует формированию личной
культуры здоровья обучающихся через организацию здоровьесберегающих
практик.
Особенности реализации программы внеурочной деятельности:
количество часов и место проведения занятий.
Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и
оздоровительному направлению «Волейбол» предназначена для обучающихся
5–9 классов.
Принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а
именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков
основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям
СанПиН, т.е. 40 минут.
Рассчитана на проведение 1 часа в неделю в каждом классе, всего 34 часа в год.
Процент пассивности 0% Формы проведения занятий и виды деятельности.
Занятия проводятся в спортивном зале или на пришкольной спортивной
площадке.
Здоровье сберегающая организация образовательного процесса предполагает
использование форм и методов обучения, адекватных возрастным
возможностям занимающихся.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы
внеурочной деятельности
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в
значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни,
культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные,
регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает
достижение следующих результатов образования:

личностные результаты
– готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность
мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки
выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции,
социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ
российской, гражданской идентичности;

метапредметные результаты
– освоенные обучающимися универсальные учебные действия
(познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты
– освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт
специфической для каждой предметной области деятельности по получению
нового знания, его преобразованию и применению, а также система
основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной
научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по
спортивно-оздоровительному направлению «Волейбол» является
формирование следующих умений:
Определять и высказывать простые и общие для всех людей правила
поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества,
опираясь на общие для всех простые правила поведения,
делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как
поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по
спортивно-оздоровительному направлению «Волейбол»
- является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью
учителя, а далее самостоятельно.
Проговаривать последовательность действий.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного
задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в
дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного
диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими
воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности команды на
занятии.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания
образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные
источники информации, свой жизненный опыт и информацию,
полученную на занятии.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всей команды.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и
задания.
3. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою
мысль. Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и
следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в
парах и малых группах.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и
выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для
жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по
причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся,

посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные
мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение
опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности
будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью.
II. Учебно-тематический план курса «Волейбол»
Тематическое планирование 5 класс
№

Тема

Кол-во
часов

1

Основы знаний

4

2

Перемещения

8

3

Верхняя передача

5

4

Нижняя передача

5

5

Приём мяча

4

6

Подвижные игры и эстафеты

8

7

Физическая подготовка в процессе занятия
Итого

34
Тематическое планирование 6 класс

№

Тема

Кол-во
часов

1

Основы знаний

4

2

Индивидуальные тактические действия в защите

6

3

Закрепление техники верхней передачи

5

4

Закрепление техники нижней передачи

5

5

Верхняя прямая подача

4

6

Закрепление техники приёма мяча с подачи

3

7

Подвижные игры и эстафеты. Двусторонняя учебная игра

7

8

Физическая подготовка в процессе занятия
Итого

34

Тематическое планирование 7 класс
№

Тема

Кол-во
часов

1

Основы знаний

4

2

Индивидуальные тактические действия в нападении

6

3

Закрепление техники верхней передачи

5

4

Закрепление техники нижней передачи

5

5

Верхняя прямая подача

4

6

Закрепление техники приёма мяча с подачи

3

7

Подвижные игры и эстафеты. Двусторонняя учебная игра

7

8

Физическая подготовка в процессе занятия
Итого

34
Тематическое планирование 8 класс

№

Тема

Кол-во
часов

1

Основы знаний

4

2

Совершенствование техники верхней, нижней передачи

4

3

Прямой нападающий удар

6

4

Совершенствование верхней прямой подачи

4

5

Совершенствование приёма мяча с подачи и в защите

4

6

Двусторонняя учебная игра

5

7

Одиночное блокирование

3

8

Страховка при блокировании

4

9

Физическая подготовка в процессе занятия
Итого

34
Тематическое планирование, 9 класс

№

Тема

Кол-во
часов

1

Основы знаний

4

2

Верхняя передача двумя руками в прыжке

4

3

Прямой нападающий удар

5

4

Верхняя, нижняя передача двумя руками назад

5

5

Совершенствование приёма мяча с подачи и в защите

4

6

Двусторонняя учебная игра

6

7

Одиночное блокирование и страховка

3

8

Командные тактические действия в нападении и защите

3

9

Физическая подготовка в процессе занятия
Итого

34

Календарно-тематическое планирование 5 класс
№

Тема занятия

Кол-во часов

1-2

Разучивание стойки игрока
(исходные положения). Т. Б.

2

3

Разучивание перемещения в
стойке приставными шагами:
правым, левым боком, лицом
вперёд.

1

Перемещение в стойке
приставными шагами: правым,
левым боком, лицом вперёд.

2

Двусторонняя учебная игра.

1

7-9

Разучивание сочетания способов
перемещений (бег, остановки,
повороты, прыжки вверх).

3

10

Эстафеты с различными
способами перемещений.

1

11-12

Разучивание передачи сверху
двумя руками вперёд-вверх (в
опорном положении).

2

13

Разучивание верхней передачи
мяча у стены.

1

14

Игры, развивающие физические
способности.

1

15

Разучивание передачи снизу
двумя руками над собой.

1

16-17

Разучивание передачи снизу
двумя руками в парах.

2

18-19

Разучивание нижней прямой
подачи.

2

4-5
6

Дата
проведения

20

Двусторонняя учебная игра.

1

21

Развитие скоростных, скоростносиловых, координационных
способностей, выносливости,
гибкости.

1

Разучивание приёма мяча снизу
двумя руками.

3

Эстафеты на закрепление и
совершенствование технических
приёмов и тактических действий.

1

26-28

Разучивание приём мяча сверху
двумя руками.

3

29

Игры, развивающие физические
способности.

1

Разучивание индивидуальных
тактических действия в
нападении, защите.

3

33

Двусторонняя учебная игра.

1

34

Эстафеты на закрепление и
совершенствование технических
приёмов и тактических действий.

1

22-24
25

30-32

Календарно-тематическое планирование 6 класс
№

Тема занятия

Кол-во часов

Закрепление стойки игрока
(исходные положения). Т. Б.

2

2

Закрепление перемещения в стойке
приставными шагами: правым,
левым боком, лицом вперёд.

1

3

Перемещение в стойке приставными
шагами: правым, левым боком,
лицом вперёд.

1

4

Двусторонняя учебная игра.

1

5

Сочетания способов перемещений
(бег, остановки, повороты, прыжки
вверх).

2

6-7

Эстафеты с различными способами
перемещений.

1

8

Закрепление передачи сверху двумя
руками вперёд-вверх (в опорном
положении).

2

9-10

Закрепление верхней передачи мяча
у стены.

1

1

Дата
проведения

11

Игры, развивающие физические
способности.

1

12

Закрепление передачи снизу двумя
руками над собой.

1

13

Закрепление передачи снизу двумя
руками в парах.

1

14

Закрепление нижней прямой
подачи.

2

15-16

Двусторонняя учебная игра.

1

17

Разучивание верхней прямой
подачи.

3

Развитие скоростных, скоростносиловых, координационных
способностей, выносливости,
гибкости.

2

Закрепление приёма мяча снизу
двумя руками.

2

22-23

Разучивание прямого нападающего
удара (по ходу).

2

24-25

Эстафеты на закрепление и
совершенствование технических
приёмов и тактических действий.

1

26

Закрепление приём мяча сверху
двумя руками.

1

27

Разучивание одиночного
блокирования.

2

28-29

Разучивание страховки при
блокировании.

2

30-31

Разучивание индивидуальных
тактических действия в нападении,
защите.

2

32-33

Двусторонняя учебная игра.

1

34

Двусторонняя учебная игра.

18-20

21

Календарно-тематическое планирование 7 класс
№

Тема занятия

Кол-во часов

1

Совершенствование стоек игрока. Т.
Б. на занятии волейбол

1

2

Совершенствование перемещений в
стойке приставными шагами:
правым, левым боком, лицом
вперёд.

1

3

Игры, развивающие физические
способности.

1

4

Сочетания способов перемещений

1

Дата
проведения

(бег, остановки, повороты, прыжки
вверх).
5-6

Закрепление передачи сверху двумя
руками вперёд-вверх (в опорном
положении).

2

7

Закрепление верхней передачи мяча
у стены.

1

8

Эстафеты с различными способами
перемещений.

1

9

Совершенствование передачи снизу
двумя руками над собой.

1

10

Закрепление передачи снизу двумя
руками в парах.

1

11-13

Закрепление верхней прямой
подачи.

3

14

Двусторонняя учебная игра.

1

15

Развитие скоростных, скоростносиловых, координационных
способностей, выносливости,
гибкости.

1

16-17

Закрепление прямого нападающего
удара.

2

18-19

Совершенствование приёма мяча
снизу двумя руками.

2

20

Эстафеты на закрепление и
совершенствование технических
приёмов и тактических действий.

1

21-22

Совершенствование приём мяча
сверху двумя руками.

2

23

Игры, развивающие физические
способности.

1

24-25

Закрепление одиночного
блокирования.

2

26-27

Разучивание группового
блокирования (вдвоём, втроём).

2

28-29

Закрепление страховки при
блокировании.

2

30-31

Закрепление индивидуальных
тактических действия в нападении,
защите.

2

32-33

Разучивание групповых тактических
действий в нападении, защите.

2

Двусторонняя учебная игра.

1

34

Календарно-тематическое планирование 8 класс
№

Тема занятия

Кол-во часов

1

Стойки игрока. Т.Б. на занятии
волейбол

1

2

Перемещения в стойке приставными
шагами: правым, левым боком,
лицом вперёд.

1

3

Игры, развивающие физические
способности.

1

4

Сочетания способов перемещений
(бег, остановки, повороты, прыжки
вверх).

1

5-6

Совершенствование передачи
сверху двумя руками вперёд-вверх.

2

7-8

Разучивание передачи сверху двумя
руками в прыжке (вдоль сетки и
через сетку).

2

9

Совершенствование передачи снизу
двумя руками над собой.

1

10

Совершенствование передачи снизу
двумя руками в парах.

1

11-12

Совершенствование верхней прямой
подачи.

2

13

Двусторонняя учебная игра.

1

14

Развитие физических качеств.

1

Закрепление прямого нападающего
удара.

2

17

Приём мяча снизу двумя руками.

1

18

Эстафеты на закрепление и
совершенствование технических
приёмов и тактических действий.

1

19

Приём мяча сверху двумя руками.

1

Разучивание приёма мяча,
отражённого сеткой.

2

22

Игры, развивающие физические
способности.

1

23

Совершенствование одиночного
блокирования.

1

24-25

Закрепление группового
блокирования (вдвоём, втроём).

2

26

Совершенствование страховки при
блокировании.

1

27-28

Закрепление индивидуальных
тактических действия в нападении,
защите.

2

15-16

20-21

Дата
проведения

29-30

Закрепление групповых тактических
действий в нападении, защите.

2

31-32

Разучивание командных
тактических действий в нападении,
защите.

2

33

Судейство учебной игры в
волейбол.

1

34

Двусторонняя учебная игра.

1

Календарно-тематическое планирование 9 класс
№

Тема занятия

Кол-во часов

1

Стойки игрока. Перемещения. Т. Б.
на занятиях волейбол

1

2

Перемещения в стойке приставными
шагами: правым, левым боком,
лицом вперёд.

1

3

Игры, развивающие физические
способности.

1

4

Сочетания способов перемещений
(бег, остановки, повороты, прыжки
вверх).

1

5

Совершенствование передачи
сверху двумя руками вперёд-вверх.

1

6-7

Разучивание передачи сверху двумя
руками в прыжке (вдоль сетки и
через сетку).

2

8

Разучивание передачи сверху двумя
руками, стоя спиной в направлении
передачи.

1

9

Передача снизу двумя руками над
собой.

1

10

Передача снизу двумя руками в
парах.

1

11

Совершенствование верхней прямой
подачи.

1

Разучивание подачи в прыжке.

2

12-13

Дата
проведения

14

Развитие физических качеств.

1

15

Закрепление прямого нападающего
удара.

1

16-17

Разучивание нападающего удара с
переводом вправо (влево).

2

18

Эстафеты на закрепление и
совершенствование технических
приёмов и тактических действий.

1

19

Приём мяча снизу, сверху двумя
руками.

1

Закрепление приёма мяча,
отражённого сеткой.

2

22

Игры, развивающие физические
способности.

1

23

Совершенствование одиночного
блокирования.

1

24-25

Совершенствование группового
блокирования (вдвоём, втроём).

2

Совершенствование страховки при
блокировании.

1

27-28

Совершенствование
индивидуальных тактических
действия в нападении, защите.

2

29-30

Совершенствование групповых
тактических действий в нападении,
защите.

2

31-32

Закрепление командных
тактических действий в нападении,
защите.

2

33

Судейство учебной игры в
волейбол.

1

34

Двусторонняя учебная игра.

1

20-21

26

Учебно-тематический план 1-2-3 года обучения
1 часа в неделю (34 часов в год)

№
п/п
1

Общие основы волейбола
ПП и ТБ Правила игры
2
3

4

1 год обучения
теория
1

Общефизическая подготовка
Специальная подготовка
Техническая подготовка

5
6
7

Название тем

Тактическая подготовка
Игровая подготовка
Контрольные и
календарные игры
Общее количество
часов в год

1

практи
ка

2 год обучения

всего
1

теория
1

практи
ка

3 год обучения

всего
1

теория
1

4 год обучения

практ
ика

всего
1

теори Прак
я
1

всего
1

5

5

5

5

5

5

5

5

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

8

8

8

8

8

8

8

8

6

6

6

6

6

6

6

6

2

2

2

2

2

2

2

2

33

34

33

34

33

34

1

33

34

1

1

Методическое обеспечение образовательной программы
№

1

2
3

Дидактический
материал,
техническое
оснащение занятий

Словесный, объяснение, рассказ,
беседа практические задания,
объяснение нового материала.
Конспекты занятий для
педагога.
Индивидуальная, групповая,
Словесный,
подгрупповая,
наглядный показ,
поточная, фронтальная
упражнения в парах, тренировки

Специальная литература,
справочные материалы,
картинки, плакаты.
Правила судейства.

Вводный,
положение о
соревнованиях по
волейболу.

Таблицы, карточки, мячи
на каждого обучающего

Тестирование,
карточки судьи,
протоколы

Литература, схемы,
справочные материалы,
карточки, плакаты, мячи
на каждого обучающего

Зачет, тестирование,
учебная игра,
промежуточный тест.

Тема программы

Форма организации и
проведения занятия

Общие основы
волейбола ТБ
Правила игры
и методика судейства

Групповая с организацией
индивидуальных форм
работы внутри группы,
подгрупповая, фронтальная

Общефизическая
подготовка
волейболиста
Специальная
подготовка

4

Техническая
подготовка
волейболиста

5

Игровая подготовка

Вид и форма
Графа
контроля, форма учёта
предъявления
результата

Методы и приёмы
организации учебновоспитательного процесса

Групповая с организацией
индивидуальных форм
работы внутри группы,
подгрупповая, фронтальная,
коллективно-групповая, в
парах
Групповая с организацией
индивидуальных форм
работы внутри группы,
подгрупповая, коллективногрупповая, в парах
групповая, подгрупповая,
коллективно-групповая

Словесный, объяснение нового
материала, рассказ,
практические занятия,
упражнения в парах,
тренировки, наглядный показ
педагогом.

Словесный, объяснение, беседа,
Мячи на каждого
Зачет, тестирование,
практические занятия,
обучающего
учебная игра,
упражнения в парах,
Терминология,
промежуточный тест,
тренировки, наглядный показ
жестикуляция.
соревнование
педагогом.
Учебная игра.
практические занятия,
Плакаты, мячи на каждого
Учебная игра,
упражнения в парах,
обучающего.
соревнование
тренировки, Учебная игра.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

1. Теоретические сведения – 1 часов









Общие основы волейбола
Сведения об истории возникновения, развития и характерных
особенностях игры в волейбол. Правила разминки;
Правила техники безопасности при выполнении упражнений на занятиях
волейболом;
Правила пожарной безопасности, поведения в спортивном зале;
Сведения о строении и функциях организма человека;
Влияние физических упражнений на организм занимающихся;
Гигиена, врачебный контроль на занятиях волейболом;
Правила игры в волейбол;
Оборудование места занятий, инвентарь для игры волейбол.

2. Общефизическая подготовка – 5 часов (развитие двигательных качеств)








Подвижные игры
ОРУ
Бег
Прыжки
Метания
Акробатические упражнения
Всесторонняя физическая подготовка – необходимое условие успешного
освоения техники в начальном периоде обучения;

3. Специальная физическая подготовка – 6 часов







упражнения для развития прыгучести
координации движений
специальной выносливости
упражнения силовой подготовки
Подбор упражнений для развития специальной силы;
Упражнения для развития гибкости

4. Техническая подготовка -8 часов
 Значение технической подготовки для повышения спортивного мастерства.
 Особенности проведения занятий в начальном периоде обучения технике.
 Всесторонняя физическая подготовка – необходимое условие успешного
освоения техники в начальном периоде обучения.
 Определения и исправления ошибок.
 Показатели качества спортивной техники (эффективность, экономичность,
простота решения задач, помехоустойчивость)
 Основы совершенствования технической подготовки.
 Методы и средства технической подготовки.

Техника выполнения нижнего приема
Обучение передвижению в стойке волейболиста с изменением направления
движения по звуковому и зрительному сигналу. Обучение технике передачи
мяча в парах на месте, со сменой мест. Правильное положение рук и ног при
выполнении нижнего приема. Поведение игрока при выполнении приема.
Правила безопасного выполнения.
Техника выполнения верхнего приема
Правильное положение рук, кистей и пальцев при выполнении верхнего
приема передачи мяча. Положение ног и туловища спортсмена при
выполнении верхнего приема. Упражнения на отработку движений рук,
туловища и ног при выполнении приема. Правила безопасного выполнения
приема.
Техника выполнения нижней прямой подачи
Правильное положение туловища, ног, рук, кистей и пальцев спортсменов
при выполнении нижней прямой подачи. Упражнение на движения ногами,
туловищем и руками при выполнении нижней прямой подачи. Правила
безопасного выполнения нижней прямой подачи.
Техника выполнения верхней прямой подачи
Выполнение набрасывание мяча на удар. Правильное положение кисти при
ударе по мячу вовремя верхней прямой подачи. Упражнение на движение
ногами и туловищем, движение «рабочей» рукой при выполнении верхней
прямой подачи. Правила безопасного выполнения упражнения.
Техника выполнения нижней боковой подачи
Правильное положение руки с мячом перед нанесением удара вовремя
нижней боковой подачи. Правила безопасного выполнения упражнения.
Упражнения на движение рук, ног и туловища при выполнении нижней
боковой подачи.
Техника выполнения навесной передачи к нападающему удару
Понятие выход на прием мяча. Упражнение на правильные действия
руками, туловищем и ногами вовремя навесной передачи. Упражнения на
правильные действия, направленные на коррекцию передачи. Правила
безопасного выполнения упражнения.
5.

Тактическая подготовка – 8 часов

Обучение индивидуальных действий:

- Обучения тактике нападающих ударов;
- Нападающий удар задней линии;
- Обучение технико-тактическим действиям нападающего игрока (блок-аут).
- Нападающий удар толчком одной ноги;
- При выполнении вторых передач;
Обучение групповым взаимодействиям:
- Обучения отвлекающим действиям при нападающем ударе;
- Обучение переключению внимания и переходу от действий защиты к
действиям в атаке (и наоборот).
- Обучение групповым действиям в нападении через выходящего игрока задней
линии.
- Изучение слабых нападающих ударов с имитацией сильных (обманные
нападающие удары).

Обучение индивидуальным действиям
- Обучения индивидуальным тактическим действиям блокирующего игрока;
- Обучения индивидуальным тактическим действиям при выполнении первых
передач на удар;
Обучение технике передаче в прыжке:
- откидке, отвлекающие действия при вторых передачах.
-Упражнения на расслабления и растяжения.
-Обучение технике бокового нападающего удара, подаче в прыжке.
-Подбор упражнений для совершенствования ориентировки игрока.
-Обучения тактике подач, подач в прыжке СФП.
6.

7.

Игровая подготовка – 6 часа
Основы взаимодействия игроков во время игры. Понятие развития игровой
комбинации. Понятие: оборонительная, наступательная игра. Правила
безопасного ведения двусторонней игры. Использование нижней и верхней
прямой подачи, нижней боковой подачи мяча, навесной передачи на
практике вовремя командной игры в волейбол. Техника игры в нападении .
Техника игры в защите.
Контрольные и календарные игры - 2 часов
- Двухсторонние контрольные игры по упрощенным правилам волейбола.
- Товарищеские игры с командами соседних школ.
- Итоговые контрольные игр

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1. Теоретические сведения – 1 часов












Правила поведения и ТБ на занятиях по волейболу;
Последовательность обучения волейболистов;
Становление волейбола как вида спорта; Общие основы волейбола;
Правила игры и методика судейства соревнований;
Эволюция правил игры по волейболу;
Упрощенные правила игры;
Действующие правила игры;
Сведения о строении и функциях организма человека;
Гигиена, врачебный контроль на занятиях волейболом;
Основы техники игры и техническая подготовка.
Основы тактики игры и тактическая подготовка.

2. Общефизическая подготовка – 5 часов (развитие двигательных качеств)
 Подвижные игры
 ОРУ
 Бег
 Прыжки
 Метания
 Акробатические упражнения
3. Специальная физическая подготовка – 6 часов
упражнения для развития прыгучести
координации движений
специальной выносливости
упражнения силовой подготовки
подбор упражнений, составление комплексов упражнений для развития
быстроты перемещений для защиты и нападения;
 Подбор упражнений для развития взрывной силы;
 Подбор упражнений для воспитания быстроты ответных действий.






4. Техническая подготовка - 6 часов
Техника выполнения нижнего приема
Совершенствование в технике передвижений в стойке волейболиста с
изменением направления движения по звуковому и зрительному сигналу.
Совершенствование в технике передачи мяча в парах на месте, со сменой
мест. Подвижные игры с волейбольным мячом. Правильное положение рук
и ног при выполнении нижнего приема. Поведение игрока при выполнении
приема. Правила безопасного выполнения.
Техника выполнения верхнего приема

Правильное положение рук, кистей и пальцев при выполнении верхнего
приема передачи мяча. Положение ног и туловища спортсмена при
выполнении верхнего приема. Упражнения на отработку движений рук,
туловища и ног при выполнении приема. Правила безопасного выполнения
приема. Использование верхнего приема передачи мяча на практике вовремя
командной игры в волейбол.
Техника выполнения нижней прямой подачи
Правильное положение туловища, ног, рук, кистей и пальцев спортсменов
при выполнении нижней прямой подачи. Упражнение на движения ногами,
туловищем и руками при выполнении нижней прямой подачи. Правила
безопасного выполнения нижней прямой подачи. Использование нижней
прямой подачи мяча на практике вовремя командной игры в волейбол.
Техника выполнения верхней прямой подачи
Выполнение набрасывание мяча на удар. Правильное положение кисти при
ударе по мячу вовремя верхней прямой подачи. Упражнение на движение
ногами и туловищем, движение «рабочей» рукой при выполнении верхней
прямой подачи. Правила безопасного выполнения упражнения.
Использование верхней прямой подачи мяча на практике вовремя
командной игры в волейбол.
Техника выполнения нижней боковой подачи
Правильное положение руки с мячом перед нанесением удара вовремя
нижней боковой подачи. Правила безопасного выполнения упражнения.
Упражнения на движение рук, ног и туловища при выполнении нижней
боковой подачи. Использование нижней и верхней прямой подачи, нижней
боковой подачи мяча на практике вовремя командной игры в волейбол.
Техника выполнения навесной передачи к нападающему удару
Понятие выход на прием мяча. Упражнение на правильные действия
руками, туловищем и ногами вовремя навесной передачи. Упражнения на
правильные действия, направленные на коррекцию передачи. Правила
безопасного выполнения упражнения. Использование нижней и верхней
прямой подачи, нижней боковой подачи мяча, навесной передачи на
практике вовремя командной игры в волейбол.
Техника выполнения нападающего удара
Понятие выход на позицию перед ударом. Упражнения на отработку приема
набегания в сочетании с движением руками, туловищем и ногами. Отработка
действий, направленных на коррекцию передачи. Правила безопасного
выполнения упражнения. Использование нижней и верхней прямой подачи,
нижней боковой.
5. Тактическая подготовка – 8 часов
Обучение и совершенствование индивидуальных действий:

- Совершенствование тактики нападающих ударов;
- Нападающий удар задней линии;
- Совершенствование технико-тактическим действиям нападающего игрока
(блок-аут).
- Нападающий удар толчком одной ноги;
- При выполнении вторых передач;
Обучение групповым взаимодействиям:
- Обучения отвлекающим действиям при нападающем ударе;
- Обучение переключению внимания и переходу от действий защиты к
действиям в атаке (и наоборот).
- Обучение групповым действиям в нападении через выходящего игрока задней
линии.
- Изучение слабых нападающих ударов с имитацией сильных (обманные
нападающие удары).
Обучение и совершенствование индивидуальных действий
Обучение технике передаче в прыжке:
- Откидке, отвлекающие действия при вторых передачах.
- Упражнения на расслабления и растяжения.
- Обучение технике бокового нападающего удара, подаче в прыжке.
- Подбор упражнений для совершенствования ориентировки игрока.
- - Обучения тактике подач, подач в прыжке СФП.
6. Игровая подготовка – 6 часов
Основы взаимодействия игроков во время игры. Понятие развития игровой
комбинации. Понятие: оборонительная, наступательная игра. Правила
безопасного ведения двусторонней игры. Использование нижней и верхней
прямой подачи, нижней боковой подачи мяча, навесной передачи на
практике вовремя командной игры в волейбол. Тактика игры в нападении.
Тактика игры в защите.
7. Контрольные и календарные игры – 2 часов
- Участие в первенстве школы по волейболу;
- Участие в товарищеских играх своего микрорайона;
- Участие сборной команды школы в первенстве района по волейболу;
- Получат большой опыт участия в соревнованиях, усвоят этику спортивной
борьбы и необходимость проявления высоких нравственных качеств;
- Войдут в состав сборной школы и примут участие в Спартакиаде района по
волейболу.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

1. Теоретические сведения – 1 часов













Последовательность и этапы обучения волейболистов;
Действующие правила игры;
Методика судейства соревнований. Терминология и жестикуляция;
Задачи тренировочного процесса;
Правила техники безопасности при выполнении упражнений на занятиях
волейболом;
Правила пожарной безопасности, поведения в спортивном зале;
Планирование и контроль спортивной подготовки;
Спортивные соревнования, организация и правила проведения,
положение о соревнованиях;
Правила пляжного волейбола;
Установка на игру и разбор результатов;
Психологическая подготовка юных спортсменов;
Этика спортивной борьбы, проявление высоких нравственных качеств
(честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность,
коллективизм).

2. Общефизическая подготовка – 5 часов












Общеразвивающие упражнения на все группы мышц;
Упражнения типа «полоса препятствий» с различными заданиями;
Эстафеты без предметов и с мячами;
Упражнения для развития силы;
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств;
Упражнения для развития гибкости;
Упражнения для развития ловкости;
Комбинированные упражнения по круговой системе;
Развитие прыгучести;
Подвижные и спортивные игры по упрощенным правилам;
Упражнения для развития взрывной силы.

3. Специальная подготовка – 6 часов
 Подготовительные упражнения для рук. Укрепления лучезапястных
суставов (сгибание, разгибание, круговые движения с гантелями).
Отталкивания от стены, пола ладонями, пальцами. Ходьба на руках, носки
ног вместе (вперед, влево и вправо по кругу). Упражнения с набивными
мячами, кистевыми эспандерами;
 Подготовительные упражнения для ног. Быстрота передвижений вперед,
назад, влево, вправо. Бег змейкой, челноком, с прыжками, остановками,
рывками, поворотами. Прыжки через скамейку с ведением мяча,
передачами, круговым вращением вокруг пояса;
 Упражнения для координации движений;
 Упражнения для развития специальной выносливости.

4. Техническая подготовка – 6 часов
 Значение технической подготовки для повышения спортивного
мастерства;
 Основные задачи технической подготовки;
 Особенности проведения занятий в начальном периоде обучения технике;
 Определения и исправления ошибок;
 Показатели качества спортивной техники (эффективность, экономичность,
простота решения задач, помехоустойчивость);
 Основы совершенствования технической подготовки;
 Методы и средства технической подготовки;
 Контроль технической подготовкой;
 Нормативные требования и испытания по технической подготовке;
 Техника игры, ее характеристика;
 Особенности современной техники волейбола, тенденции ее дальнейшего
развития;
 Техника нападения, техника защиты;
 Взаимосвязь развития техники нападения и защиты.
5. Тактическая подготовка – 8 часов
Нападение
- Обучение и совершенствование индивидуальных действий ;
- Изучение слабых нападающих ударов с имитацией сильных (обманные
нападающие удары);
- Обучения отвлекающим действиям при нападающем ударе;
- Совершенствование переключению внимания и переходу от действий
защиты к действиям в атаке (и наоборот);
- Упражнения для развития быстроты перемещений ;
- Обучение групповым действиям в нападении через выходящего игрока
задней
линии;
- Обучение групповым действиям в нападении через игрока передней линии;
- Определение эффективности игры в нападении игроков и команды в целом.
Зашита
- Взаимодействие игроков;
- Определение эффективности игры в защите игроков и команды в целом;
- Технико-тактические действия в защите для страховки крайним защитником,
свободным от блока;
- Применение элементов баскетбола в занятиях и тренировке волейболистов;
- Совершенствование взаимодействия принимающего – пасующего –
нападающего;
- обучения контр-атакующим действиям в волейболе;
- упражнения для обучения перемещению блокирующих игроков;
- имитационные упражнения по технике блокирования (на месте, после
перемещения);

- имитационные упражнения по технике блокирования с баскетбольными
мячами (в паре);
- специальные упражнения по технике блокирования через сетку (в паре);
- упражнения по технике группового блока (имитационные, специальные).
5. Игровая подготовка – 6 часов
- Дальнейшее обучение приемам игры, совершенствование их в условиях близких
к соревновательным;
- Обучение индивидуальным, групповым и командным действиям в различных
комбинациях и системах нападения и защиты;
- Совершенствование приемов игры и тактических действий с учетом
индивидуальных особенностей юного волейболиста;
- Воспитание умения готовиться и участвовать в соревнованиях (настраиваться на
игру, регулировать эмоциональное состояние перед игрой и во время игры,
независимо от ее исхода);
- Работа по освоению инструкторских и судейских навыков проводится в форме
бесед, семинаров, практических занятий, самостоятельной работы учащихся;
- Освоение терминологии, принятой в волейболе;
- В качестве дежурного подготовка мест для занятий, инвентаря и т.д.
- Составление комплекса общеразвивающих упражнений и умение провести
разминку с группой.
7. Контрольные и календарные игры – 2 часов
- Участие в первенстве школы по волейболу;
- Участие в товарищеских играх своего микрорайона;
- Участие сборной команды школы в первенстве района по волейболу;
- Получат большой опыт участия в соревнованиях, усвоят этику спортивной
борьбы и необходимость проявления высоких нравственных качеств;
- Войдут в состав сборной школы и примут участие в Спартакиаде района по
волейболу.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 4 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
5. Теоретические сведения – 1 часов
Последовательность и этапы обучения волейболистов;
Действующие правила игры;
Методика судейства соревнований. Терминология и жестикуляция;
Задачи тренировочного процесса;
Правила техники безопасности при выполнении упражнений на занятиях
волейболом;
 Правила пожарной безопасности, поведения в спортивном зале;
 Планирование и контроль спортивной подготовки;







 Спортивные соревнования, организация и правила проведения,
положение о соревнованиях;
 Правила пляжного волейбола;
 Установка на игру и разбор результатов;
 Психологическая подготовка юных спортсменов;
 Этика спортивной борьбы, проявление высоких нравственных качеств
(честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность,
коллективизм).
6. Общефизическая подготовка – 5 часов












Общеразвивающие упражнения на все группы мышц;
Упражнения типа «полоса препятствий» с различными заданиями;
Эстафеты без предметов и с мячами;
Упражнения для развития силы;
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств;
Упражнения для развития гибкости;
Упражнения для развития ловкости;
Комбинированные упражнения по круговой системе;
Развитие прыгучести;
Подвижные и спортивные игры по упрощенным правилам;
Упражнения для развития взрывной силы.

7. Специальная подготовка – 6 часов
 Подготовительные упражнения для рук. Укрепления лучезапястных
суставов (сгибание, разгибание, круговые движения с гантелями).
Отталкивания от стены, пола ладонями, пальцами. Ходьба на руках, носки
ног вместе (вперед, влево и вправо по кругу). Упражнения с набивными
мячами, кистевыми эспандерами;
 Подготовительные упражнения для ног. Быстрота передвижений вперед,
назад, влево, вправо. Бег змейкой, челноком, с прыжками, остановками,
рывками, поворотами. Прыжки через скамейку с ведением мяча,
передачами, круговым вращением вокруг пояса;
 Упражнения для координации движений;
 Упражнения для развития специальной выносливости.
8. Техническая подготовка – 6 часов
 Значение технической подготовки для повышения спортивного
мастерства;
 Основные задачи технической подготовки;
 Особенности проведения занятий в начальном периоде обучения технике;
 Определения и исправления ошибок;
 Показатели качества спортивной техники (эффективность, экономичность,
простота решения задач, помехоустойчивость);
 Основы совершенствования технической подготовки;
 Методы и средства технической подготовки;

Контроль технической подготовкой;
Нормативные требования и испытания по технической подготовке;
Техника игры, ее характеристика;
Особенности современной техники волейбола, тенденции ее дальнейшего
развития;
 Техника нападения, техника защиты;
 Взаимосвязь развития техники нападения и защиты.






6. Тактическая подготовка – 8 часов
Нападение
- Обучение и совершенствование индивидуальных действий;
- Изучение слабых нападающих ударов с имитацией сильных (обманные
нападающие удары);
- Обучения отвлекающим действиям при нападающем ударе;
- Совершенствование переключению внимания и переходу от действий
защиты к действиям в атаке (и наоборот);
- Упражнения для развития быстроты перемещений;
- Обучение групповым действиям в нападении через выходящего игрока
задней
линии;
- Обучение групповым действиям в нападении через игрока передней линии;
- Определение эффективности игры в нападении игроков и команды в целом.
Зашита
- Взаимодействие игроков;
- Определение эффективности игры в защите игроков и команды в целом;
- Технико-тактические действия в защите для страховки крайним защитником,
свободным от блока;
- Применение элементов баскетбола в занятиях и тренировке волейболистов;
- Совершенствование взаимодействия, принимающего – пасующего –
нападающего;
- обучения контратакующем действиям в волейболе;
- упражнения для обучения перемещению блокирующих игроков;
- имитационные упражнения по технике блокирования (на месте, после
перемещения);
- имитационные упражнения по технике блокирования с баскетбольными
мячами (в паре);
- специальные упражнения по технике блокирования через сетку (в паре);
- упражнения по технике группового блока (имитационные, специальные).
Игровая подготовка – 6 часов
- Дальнейшее обучение приемам игры, совершенствование их в условиях близких
к соревновательным;
- Обучение индивидуальным, групповым и командным действиям в различных
комбинациях и системах нападения и защиты;

- Совершенствование приемов игры и тактических действий с учетом
индивидуальных особенностей юного волейболиста;
- Воспитание умения готовиться и участвовать в соревнованиях.
- Освоение терминологии, принятой в волейболе;
- В качестве дежурного подготовка мест для занятий, инвентаря и т.д.
- Составление комплекса общеразвивающих упражнений и умение провести
разминку с группой.
Контрольные и календарные игры
- Участие в первенстве школы по волейболу;
- Участие в товарищеских играх;
- Участие сборной команды школы по волейболу;

Обеспечение программы методической продукцией
1. Дидактические материалы:
- Картотека упражнений по волейболу.
- Схемы и плакаты освоения технических приемов в волейбол.
- Правила игры в волейбол.
- Правила судейства в волейболе.
- Положение о соревнованиях по волейболу.
1. Методические рекомендации:
- Рекомендации по организации безопасного ведения двусторонней игры.
- Рекомендации по организации подвижных игр с волейбольным мячом.
- Рекомендации по организации работы с картотекой упражнений
- по Инструкции по охране труда.
При обучении используются основные методы организации и
осуществления учебно-познавательной работы, такие как словесные,
наглядные, практические, индуктивные и проблемно-поисковые. Выбор
методов (способов) обучения зависит о психофизиологических, возрастных
особенностей детей, темы и формы занятий. При этом, в процессе обучения все
методы реализуются в теснейшей взаимосвязи.
Методика проведения занятий предполагает постоянное создание
ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении
изучаемого материала.
С первых занятий учащиеся приучаются к технике безопасности,
противопожарной безопасности, к правильной организации собственного

труда, рациональному использованию рабочего времени, грамотному
использованию спортивного инвентаря и спортивных снарядов.
В основу программы легли определенные педагогические принципы:
 принцип субъектности познающего сознания. Педагог и учащийся
определяются активными субъектами образования.
 принцип дополнительности. Монолог педагога уступает место
смысловому диалогу, взаимодействию, партнерству, ориентация на реальную
свободу развивающейся личности.
 принцип открытости учебной и воспитательной информации. Мир
знаний "открывается" перед учащимся благодаря работе его сознания, как
главной личной ценности. Педагог не "преподносит" знания в готовом для
понимания виде, а придает им контекст открытия.
 принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной
требовательностью к нему предполагает, что требовательность является
своеобразной мерой уважения к личности ребенка. Разумная требовательность
всегда целесообразна если продиктована потребностями воспитательного
процесса и задачами развития личности.
 принцип сознательности и активности учащихся предполагает создание
условий для активного и сознательного отношения учащихся к обучению,
условий для осознания учащимися правильности и практической ценности
получаемых знаний, умений и навыков.
 принцип дифференцированного и индивидуального подхода в обучении
предполагает необходимость учета индивидуальных возможностей и
возрастных психофизиологических особенностей каждого учащегося при
выборе темпа, методов и способа обучения.
 принцип преемственности, последовательности и систематичности
заключается в такой организации учебного процесса, при которой каждое
занятие является логическим продолжением ранее проводившейся работы,
позволяет закреплять и развивать достигнутое, поднимать учащегося на более
высокий уровень развития.
 принцип доступности и пассивности заключается в применении
основного правила дидактики "от простого к сложному, от известного к
неизвестному".

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ обеспечение образовательной
программой
Основной учебной базой для проведения занятий является спортивный зал
ОУ с волейбольной разметкой площадки, волейбольными стойками.
спортивный инвентарь:
 волейбольные мячи на каждого обучающегося;
 набивные мячи - на каждого обучающегося;
 перекладины для подтягивания в висе – 5-7 штук
 гимнастические скакалки для прыжков на каждого обучающегося






волейбольная сетка;
гимнастических матов;
гантелей;
футбольных, баскетбольных и теннисных мячей.

спортивные снаряды:
 гимнастические скамейки – 5 штук
 гимнастическая стенка – 3 пролетов
Примечание:
В зависимости от индивидуальных возможностей учебной группы или при
невозможности провести 34 занятия по объективным причинам (болезни,
каникулы или др. уважительные причины) преподаватель может по своему
усмотрению изменять порядок различных тем внутри учебного плана, или
добавлять занятия в другие дни взамен пропущенных.
Можно также исключать некоторые уроки или заменить на другие, которые
хуже усваиваются.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 01.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(904)147-15-73

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».