Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным компонентом
государственного образовательного стандарта среднего общего образования на основе
авторской программы («Психология» А.Д. Андреевой, Е.Е. Даниловой, И.В. Дубровиной,
Д.В. Лубовского, А. М. Прихожан, Н.Н. Толстых).
Цель преподавания психологии в школе - это овладение каждым школьником
элементарной психологической культурой, которая является частью общей культуры и
обеспечивает ему полноправное вступление в самостоятельную жизнь, развитие
готовности к полноценному взаимодействию с миром.
Данный учебный курс направлен на решение психолого-педагогических задач,
обеспечивающих становление личности обучающегося:
-формирование общих представлений о психологии как науке;
-пробуждение интереса к другим людям и самому себе;
- развитие интеллектуальной сферы;
- развитие самосознания, эмоциональной сферы.
Преподавание курса психологии представляется актуальной и важной задачей
образования, получившего социальный заказ на подготовку подрастающего поколения к
жизни в правовом демократическом государстве. Именно личностные, психологические
факторы выступают на первый план в работе над этой важной задачей. Психологическая
культура, толерантность, позитивное самоотношение, чувство собственного достоинства,
способность к рефлексии и самосовершенствованию, понимание интересов, мотивов,
чувств и потребностей окружающих людей, умение строить свои отношения с
окружающими, уважая их права, и отстаивать свои права конструктивным способом —
все это относится к необходимым компонентам личности гражданина демократического
общества.
Освоение учебного материала даст обучающимся возможность приблизиться к
пониманию феномена человека, уникальности его внутреннего мира и неразрывной связи с
миром внешним, другими людьми, нациями, человечеством в целом. Обучающиеся
смогут научиться моделировать свое будущее, принимать решения, делать выбор и нести
за него ответственность, отстаивать свои права, уважая интересы других людей, что
позволит ощущать себя полноправными гражданами общества, активными субъектами
деятельности и социальной действительности.
В 11-м классе обучающиеся знакомятся с основными областями применения
психологических знаний, получают представление о различных аспектах психологической
культуры как части общей культуры и ее роли в повседневной жизни человека.
Согласно учебному плану курс по психологии рассчитан на 32 часа (из расчета 1 час в
неделю).
В ходе изучения курса психологии в 11 классе учащиеся должны знать/понимать:
Что такое психологическая культура личности и проявление ее в общении и
отношениях;
Что такое общение
Что такое невербальное и речевое общение
Какие существуют позиции и стили общения
Что такое межличностное восприятие
Какие существуют феномены межличностного восприятия
Что такое конструктивное общение
Что такое конфликт
Какие существуют стили поведения в конфликте
Что такое малая группа и коллектив
Принципы правления конфликтом
Какие существуют факторы влияющие на стабильность брака
Какова роль интимных отношений в жизни человека
Кто такой лидер. Какие бывают типы лидерства
Что такое деловое общение
Личностные и метапредметные результаты освоения программы
Личностные результаты
1. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию.
2. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
3. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям
народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими
людьми и достигать в нём взаимопонимания.
4. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.
5. Стремление к поиску наиболее эффективных способов учебной
деятельности.
6. Формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности.
7. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметные результаты
1. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
2. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять
наиболее эффективные способы достижения результата;
3. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
4. активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных
задач;
5. определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов
обучения и их сочетаний:
1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
словесные (рассказ, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных),
практических, и самостоятельная работа учащихся.
2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательные
игры, творческие задания.
3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности:
индивидуальный опрос, фронтальный опрос, письменные работы. .
В процессе обучения применятся следующие формы организации работы с
обучающимися: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, коллективная.
Содержание курса «Основы психологии» 11 класс
№
1
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
3
Разделы, темы
Юность пора самоопределения
Общение:
Структура, функции и средства общения
Условия и технологии эффективной коммуникации
Конструктивное преодоление конфликтов
Психология семейных отношений
Психология малых групп и коллективов
Деловое общение
Итоговое собеседование
7
Количество
часов
8
6
2
4
4
1
1
Тематическое планирование по курсу «Основы психологии» 11 класс
№ урока
1
Тема урока
Вводное занятие. Цели и задачи курса.
Юность пора самоопределения
Количество
часов
1
6
2
Особенности развития личности
1
3
Моделирование будущего. Цели и задачи.
1
4
5
Стратегия
выбора
профессии.
Построение
профессиональной перспективы (методика ЛПП)
Профессиональный тип личности (методика Голланда)
6-7
Деловая игра " Профессиональные пробы"
2
Общение. Структура, функции и средства общения
8
8
Общение. Структура и средства общения
1
9-10
Невербальные средства общения
2
11
Речевые средства общения
1
12
Позиции в общении
1
13
Позиции в общении
1
14
Манипулирование
1
15
Урок-дискуссия "Что мешает открытому общению?"
1
личной 1
1
Условия и технологии эффективной коммуникации
6
16
Механизмы межличностного восприятия
1
17
Психологические защиты
1
18
Барьеры в общении
1
19
Конструктивное общение. Контроль эмоций.
1
20
Активное и пассивное слушание
1
21
Приемы расположения к себе. Самопрезентация.
1
Конструктивное преодоление конфликтов
2
22
Конфликт. Стили разрешения конфликтов
1
23
Управление конфликтом
1
Психология семейных отношений
4
24
Мы разные.
1
25
Психологические аспекты семейных отношений.
1
26
Функции семьи. Стили семейного воспитания.
1
27
Интимные отношения
1
Психология малых групп и коллективов
4
28
Коллектив и личность
1
29
Лидерство
1
30
Социально-психологические особенности взаимодействия людей 1
в малой группе. Конформизм.
Развитие навыков уверенного отказа
1
31
32
33-34
Деловое общение
3
Деловая беседа. Психологические особенности публичного
выступления
Итоговое собеседование
1
2