Искусство устной и письменной речи

Пояснительная записка
Данная рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Искусство
устной и письменной речи» для обучающихся 10-11 класса разработана на основе
требований к результатам ООП СОО МКОУ «Шумиловская СОШ» в соответствии с
требованиями ФГОС СОО.
Цель курса заключается в совершенствовании и развитии навыков порождения
содержательной, правильной, выразительной, воздействующей речи в устной и
письменной форме.
Задачи курса:
- формирование общей, речевой и коммуникативной культуры учащихся;
- воспитание у учащихся духовных, нравственных ценностей и
патриотических убеждений;
- построение связных, правильно построенных монологических текстов на
разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и
ситуацией общения;
- участие в диалогических и полилогических ситуациях общения,
установление речевого контакта, обмен информацией с другими членами языкового
коллектива.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные
1) понимание определяющей роли русского языка в развитии интеллектуальных,
творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе
получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к
родному языку, потребность сохранить чистоту русского языка как явления
национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность
к самооценке наоснове наблюдения за собственной речью.
Метапредметным результатом изучения курса является дальнейшее развитие
универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
- определять критерии достижения планируемых результатов и критерии
оценки своейучебной деятельности;
- идентифицировать препятствия, возникающие при достижении
собственныхзапланированных образовательных результатов;
- выдвигать версии преодоления препятствий, формулировать гипотезы, в отдельных
случаях прогнозировать конечный результат;
- ставить цель и формулировать задачи собственной образовательной
деятельности с учетомвыявленных затруднений и существующих возможностей;
- обосновывать выбранные подходы и средства, используемые для
достиженияобразовательных результатов.
- анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и
деятельность другихобучающихся в процессе взаимопроверки.

Познавательные УУД:
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать
выводы.
Коммуникативные УУД:
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной
деятельности;
- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии
уметьвыдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль;
- критически относиться к собственному мнению, уметь признавать
ошибочность своегомнения (если оно ошибочно) и корректировать его;
- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
- организовывать эффективное взаимодействие в группе (определять
общие цели,распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
- -осмысленный
целью

выбор

вида

чтения

в

соответствии

с

поставленной

(ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- оценка и редактирование текста;
- овладение основными видами публичных выступлений (высказывание,
монолог,дискуссия, полемика),
- следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута) и т.п.
Ученики должны научиться:
• соблюдать
в практике речевого общения основные нормы
современного литературного языка (орфоэпические, лексические,
грамматические, правописные, этикетные)
осуществлять речевой самоконтроль;
• оценивать свою речь и чужую с точки зрения её правильности,
находить речевые и грамматические ошибки и
исправлять
их;
совершенствовать и редактировать свой текст;
• создавать текст сочинения-рассуждения, учитывая основные критерии;
• анализировать текст, уметь его интерпретировать;
• уметь высказывать свою точку зрения и приводить аргументы из
художественных произведений.
Ученики должны освоить основные способы оптимизации речевого общения:
- создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат,
выступление, доклад);
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с
темой, целями, сферой и ситуацией общения;
-владеть различными видами монолога (повествование, описание,
рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями,
установление и регулирование меж- личностных отношений);
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,
соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность,
связность, соответствие темеи др.);
-адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей
действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному.

Формы и методы работы:
Подготовка устного ответа по разным источникам.
Составление плана ответа, тезисов.
Подбор аргументов к тезису учителя.
Решение и составление тестов.
Редактирование текста.
Лингвистический анализ текста.
Работа со словарями.
Словарный диктант.
Содержание программы
10 класс
Функциональные разновидности русского языка (16 ч) Функциональные стили (научный,
официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной
литературы как функциональные разновидности современного русского языка.
Научный стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки научного
стиля: логичность, точность, отвлечённость, обобщённость, объективность изложения.
Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля. Учебнонаучный стиль. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение, аннотация,
рецензия, реферат, тезисы, конспект, беседа, дискуссия. Культура учебно-научного общения
(устная и письменная формы).
Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Основные
признаки официально-делового стиля: точность, неличный характер, стандартизированность,
стереотипность построения текстов и их предписывающий характер. Лексические,
морфологические и синтаксические особенности делового стиля. Основные жанры
официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме, деловое письмо,
объявление. Форма делового документа. Культура официально-делового общения (устная и
письменная формы).
Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. Основные
признаки публицистического стиля: сочетание экспрессивности и стандарта, логичности и
образности, эмоциональности, оценочности. Лексические, морфологические и
синтаксические особенности публицистического стиля. Основные жанры публицистического
стиля.
Понятие публичной речи. Основные качества публичной речи: правильность
(владение нормами литературного языка), точность, ясность, выразительность (воздействие
речи на эмоции и чувства слушающих), богатство речи, содержательность, логичность,
уместность (соответствие слов и выражений целям и условиям произнесения речи).
Разговорная речь, сферы её использования, назначение. Основные признаки разговорной
речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм, обыденность
содержания, преимущественно диалогическая форма. Фонетические, интонационные,
лексические, морфологические и синтаксические особенности разговорной речи.
Невербальные средства общения. Культура разговорной речи.
Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного
русского языка. Основные признаки художественной речи: образность, широкое
использование изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других
функциональных разновидностей языка.
Виды речевой деятельности (6 ч)
Речь как деятельность. Фазы речевой деятельности: мотивационно- ориентировочная,
планирующая, исполнительная, контрольная. Виды речевой деятельности: чтение,
аудирование (слушание), говорение, письмо.
Чтение как вид речевой деятельности. Использование разных видов чтения
(ознакомительного, изучающего, просмотрового и др.) в зависимости от коммуникативной
задачи. Приёмы работы с учебной книгой и другими информационными источниками,

включая СМИ и интернет – ресурсы.
Аудирование (слушание) как вид речевой деятельности. Понимание коммуникативных
целей и мотивов говорящего; адекватное восприятие информации, выраженной как явно, так
и в скрытой форме; овладение приёмами, повышающими эффективность слушания устной
монологической речи; применение правил эффективного слушания в ситуации диалога.
Говорение как вид речевой деятельности. Монологические и диалогические
высказывания. Диалог различных видов. Способы адекватного реагирования на обращённую
речь, вступления в речевое общение, привлечения внимания собеседника, поддержания или
завершения разговора и т. п. Соблюдение этики речевого взаимодействия в спорах и
диспутах.
Письмо как вид речевой деятельности. Содержание письменного высказывания и его
языковое оформление. Культура письма.
Особенности устной и письменной речи (12 ч)
Особенности устной речи: использование средств звучащей речи (темп, тембр,
громкость голоса, интонация), жестов и мимики; ориентация на собеседника, на слуховое и
зрительное восприятие речи, возможность учитывать немедленную реакцию слушателя.
Повторы, прерывистость речи – типичные свойства устного высказывания. Диалог и монолог
как разновидности устной речи. Формы устных высказываний и использование их в разных
ситуациях общения: устный рассказ, выступление перед аудиторией, сообщение, доклад,
ответ, краткий и развёрнутый) на уроке; дружеская беседа, диспут, дискуссия и т.д.
Основные требования к содержанию, построению и языковому оформлению устного
высказывания. Риторика как искусство мыслить и говорить. Из истории русского
ораторского искусства.
Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли
(буквы, знаки препинания, дефис, пробел); ориентация на зрительное восприятие текста и
невозможность учитывать немедленную реакцию адресата; возможность возвращения к
написанному, совершенствования текста и т. п. Формы письменных высказываний и их
признаки: письма, записки, репортажи, сочинения (разные типы), деловые бумаги, рецензии,
статьи, конспект, план, реферат и т.п.
Основные требования к содержанию, построению и языковому оформлению письменного
высказывания. Образцы русской письменной речи.
Речевая культура использования технических средств коммуникации (телефон, мобильный
телефон, компьютер, телефакс, электронная почта и др.) Основные правила письменного
общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических чатах Интернета.
11 класс
Сбор материала для письменного и устного высказывания (8ч.)
Выбор темы реферата (доклада) и обдумывание основной мысли.
Выбор коммуникативной стратегии: анализ речевой ситуации, оценка будущих
слушателей/читателей, предстоящей речевой обстановки, осознание цели будущего
высказывания (письменного или устного). Работа над содержанием речи: сбор и
систематизация материала для будущего высказывания. Анализ литературы по теме:
составление библиографии, отбор книг, статей, интернет – публикаций по теме; их чтение и
составление конспектов (полных или сжатых), тезисов, аннотаций и т.п. Конспектирование
лекций учителя на заданную тему, особенности письменной передачи текста,
воспринимаемого на слух. Организация самостоятельной поисковой деятельности с
использованием интернет – ресурсов в процессе подбора материала по теме реферата
(выступления). Сопоставление собственного взгляда с мнениями, отражёнными в
прочитанных текстах, в прослушанных выступлениях, докладах, лекциях по теме. Выделение
главной и второстепенной информации. Отбор наиболее удачных и ярких доказательств
основной мысли в соответствии с целью и ситуацией речевого общения. Прямое и обратное
доказательство. Тезисы и аргументы.
Способы цитирования в письменном пересказе прочитанной и прослушанной информации.

Развитие основной мысли в письменном и устном высказывании (8ч.)
Систематизация и структурирование собранного по теме материала, составление
предварительного плана. Продумывание композиции высказывания: вступления, главной
части, заключения. Вступление как способ введения основной мысли. Виды и формы
вступления. Особенности вступления и заключения публичного выступления.
Основная часть речевого высказывания. Подчиненность доказательств главной идее текста.
Обдумывание последовательности в изложении доказательств как условие развития главной
мысли высказывания. Логические формы и приёмы изложения (дедукция, индукция,
аналогия). Виды аргументов, правила и способы аргументации, убедительность аргументов.
Заключение и основная мысль текста (устного и письменного). Функция заключения,
варианты заключений. Смысловые части письменного текста и абзац. Разные способы связи
частей
текста
и
предложений.
Смысловые части устного высказывания и интонационные средства их связи.
Логичность и упорядоченность мысли как требование к письменному и устному речевому
высказыванию. Риторические вопросы, вопросно-ответный ход как способ развития мысли
текста. Причинно-следственные отношения и способы их выражения в речи (лексические,
синтаксические). Языковые средства, подчёркивающие движение мысли в письменном
тексте. Использование специфических средств письма для точной передачи мысли; абзац,
знаки
препинания,
заглавные
буквы
и
др.
Специфические средства устной речи и использование их для точной передачи мысли. Стили
произношения (нейтральный, высокий и разговорный), их особенности и уместность
использования
в
разных
ситуациях
общения.
Уместное использование интонации, мимики и жестов как условие точности, правильности и
выразительности
устной
речи.
Точность и правильность письменного и устного высказывания, уместность
используемых средств (8 ч.)
Работа над точностью и правильностью речевого высказывания.
Точность передачи мысли как важное требование к устному и письменному высказыванию.
Точность словоупотребления. Основные причины нарушения точности речи. Коррекция
неточно сформулированной мысли. Языковая норма и её признаки. Виды норм русского
литературного языка: орфоэпические, интонационные, лексические, морфологические,
синтаксические, стилистические и правописные (орфографические и пунктуационные).
Вариативность норм. Нормативные словари современного русского языка и справочники:
орфографический, орфоэпический, толковый, словарь грамматических трудностей, словарь и
справочники по русскому правописанию.
Уместное использование языковых средств с учётом особенностей речевой ситуации.
Уместное использование жестов, мимики, телодвижений и позы в разных ситуациях устного
общения. Лексическая и грамматическая синонимия как источник точности, ясности и
стилистической уместности речи. Осознанный выбор из существующих синонимических
вариантов, языковых средств, наиболее подходящий в данной речевой ситуации.
Оценка точности, чистоты, выразительности и уместности речевого высказывания, его
соответствия нормам современного русского литературного языка.
Средства эмоционального воздействия на читателя и слушателя (6ч.)
Использование в письменном высказывании средств эмоционального воздействия на
читателя. Стилистические фигуры и особенности их использования в письменной речи:
риторическое обращение, инверсия, синтаксический параллелизм, анафора, эпифора,
антитеза, оксюморон, градация, эллипсис, умолчание т.д. Графическое оформление текста
как средство эмоционального воздействия на читателя. Использование в публичном
выступлении средств эмоционального воздействия на слушателя. Интонационные
особенности предложений, содержащих стилистические фигуры.

Публичная защита реферата (4ч)
Психолого-физиологическая подготовка к выступлению. Репетиция речи. Выработка
уверенности в себе. Продумывание внешнего вида.
Психологическая готовность к трудностям публичного выступления.
Основные критерии оценки выступления на защите реферата: содержательность;
соответствие языковым нормам; выразительность речи; успешность речевого
взаимодействия с участниками обсуждения реферата.

№
Ур.

Тематическое планирование
«Искусство устной и письменной речи»
10 класс (34 ч.)
Тема занятия

Колво
часов

1

Функциональные стили.

1

2

Научный стиль. Сферы его использования, назначение.

1

3

Основные признаки научного стиля.

1

4

Особенности научного стиля.

1

5

Учебно – научный стиль. Основные жанры.

1

6

Практическое занятие. Культура учебно – научного общения
(устная и письменная форма)

1

7

Официально – деловой стиль, сфера его использования,
назначение.

1

8

Основные признаки официально – делового стиля.

1

9

Особенности делового стиля.

1

10

Основные жанры официально- делового стиля.

1

11

Практическое занятие. Культура официально делового общения
(устная и письменная форма)

1

12

Публицистический стиль, сферы его использования, назначение.

1

13

Основные признаки публицистического стиля.

1

14

Особенности публицистического стиля. Основные жанры.

1

15

Понятие публичной речи. Основные качества.

1

16

Разговорная речь, сферы её использования, назначение.

1

17

Основные признаки разговорной речи.

1

18

Особенности разговорной речи.
Невербальные средства общения.

1

19

Практическое занятие. Культура разговорной речи.

1

20

Язык художественной литературы.

1

21

Основные признаки художественной речи.

1

22

Виды речевой деятельности.

1

23

Чтение как вид речевой деятельности.

1

24

Аудирование (слушание) как вид речевой деятельности.

1

25

Говорение как вид речевой деятельности.

1

26

Письмо как вид речевой деятельности.

1

27

Практическое занятие. Культура речевой деятельности.

1

28

Особенности устной речи: темп, тембр, громкость голоса,
интонация

1

29

Диалог и монолог как разновидности устной речи.

1

30

Формы устных высказываний.

1

31

Особенности письменной речи.

1

32

Основные требования к содержанию, построению и языковому
оформлению письменного высказывания.

1

33

Речевая культура использования технических средств
коммуникации.

1

№
урока
1
2
3
4
5
6
7

Тематическое планирование
«Искусство устной и письменной речи»
11 класс (34 ч.)
Тема урока
Сбор материала для письменного и устного высказывания
Выбор темы реферата ( доклада) и обдумывание основной
мысли
Работа над содержанием речи: сбор и систематизация материала
Организация самостоятельной работы с использованием
интернет - ресурсов
Отбор доказательств основной мысли
Способы цитирования
Развитие основной мысли в письменном и устном
высказывании
Составление предварительного плана
Контрольная работа по теме "Повторение изученного"

Кол- во
часов
1
1
1
1
1
1
1

8
9
10
11
12
13

14
15
16
17
18
19
20
21

22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

Продумывание композиции высказывания: вступления, главной
части, заключения
Рр. Сочинение. Эпистолярный жанр. Письмо
Смысловые части письменного текста и абзац
Смысловые части устного высказывания
Использование специфических средств письма для точной
передачи мысли: знаки препинания, заглавные буквы и др.
Специфические средства устной речи для точной передачи
мысли
Точность и правильность письменного и устного
высказывания, уместность используемых средств
Точность передачи мысли
Языковая норма и ее признаки
Нормативные словари и справочники
Использование языковых средств с учетом особенностей
речевой ситуации
Коррекция неточно сформулированной мысли.
Лексическая и грамматическая синонимия
Главные члены предложения. Подлежащие
Соответствие речевого высказывания нормам русского
литературного языка
Средства эмоционального воздействия на читателя и
слушателя
Выразительность речи
Стилистические фигуры и их использование в письменной речи
Использование в публичном выступлении средств
эмоционального воздействия
Жест, мимика, тон, темп высказывания как средства
эмоционального воздействия на слушателя
Особенности речевого этикета в официально – деловой и
научной сферах общения
Особенности речевого этикета в публицистической сфере
общения
Публичная защита реферата
Психолого – физиологическая подготовка к выступлению
Репетиция речи. Выработка уверенности в себе
Продумывание внешнего вида.
Психологическая готовность к публичному выступлению
Критерии оценки выступления на защите реферата:
содержательность
Критерий соответствия языковым нормам. Выразительность
речи

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 01.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(904)147-15-73

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».