Пояснительная записка
Данная рабочая программа учебного курса «Методы решения физических задач»
предназначен для учащихся 10 - 11 классов разработана на основе требований к результатам
освоения ООП СОО МКОУ «Шумиловская СОШ» в соответствии с ФГОС СОО.
•
Цели курса: формирование представлений о постановке, классификаций,
приемах и методах решения физических задач
• Задачи курса:
•
Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие
способности учащихся в процессе решения физических задач и самостоятельного
приобретения новых знаний
•
Совершенствовать полученные в основном курсе знания и умения в решении
задач
•
Научить применять знания по физике для объяснения явлений природы,
свойств вещества, решения физических задач, самостоятельного приобретения и
оценки новой информации физического содержания
•
Углубить и систематизировать знания обучающихся
•
Усвоение обучающимися общих алгоритмов решения задач
•
Овладение основными методами решения задач
Методы и организационные формы обучения
Для реализации целей и задач данного курса предполагается использовать следующие
формы занятий: практикумы по решению задач, самостоятельная работа обучающихся,
консультации, зачет. На занятиях применяются коллективные и индивидуальные формы
работы: постановка, решения и обсуждения решения задач, подготовка к единому
национальному тестированию, подбор и составление задач на тему и т.д. Предполагается
также выполнение домашних заданий по решению задач.
Личностные и метапредметные результаты освоения программы
Личностными результатами изучения программы «Методы решения физических задач»
являются:
•
положительное отношение к российской физической науке;
•
умение управлять своей познавательной деятельностью;
•
готовность к осознанному выбору профессии.
•
сформированность познавательных интересов на основе развития
интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
•
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного
использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития
человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике
как элементу общечеловеческой культуры;
•
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
•
готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными
интересами и возможностями;
•
мотивация
образовательной
деятельности
на
основе
личностно
ориентированного подхода;
•
формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам
открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные результаты
При изучении учебного предмета обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом
уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами,
преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
систематизировать,
сопоставлять,
анализировать,
обобщать
и
интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных
объектах;
•
выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое
свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой
словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в
виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий - концептуальных
диаграмм, опорных конспектов);
•
заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
•
Регулятивные УУД
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
o
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и
существующих возможностей;
o
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной
цели деятельности;
•
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
o
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать
средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
o
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения
исследования);
•
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
o
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или
отсутствия планируемого результата;
o
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность
на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных
характеристик продукта/результата.
•
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения. Обучающийся сможет:
o
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной
задачи;
o
оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или
самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью
деятельности;
o
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных
результатов.
•
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
o
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную
деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
o
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной
образовательной деятельности и делать выводы;
o
принимать решение в учебной ситуации и нести за него
ответственность;
•
Познавательные УУД
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать. Самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать
выводы. Обучающийся сможет:
o
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам,
сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
o
выделять явление из общего ряда других явлений;
o
определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению
связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие,
способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия
явлений;
o
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и
от частных явлений к общим закономерностям;
o
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте
решаемой задачи;
•
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
o
обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
o
определять логические связи между предметами и/или явлениями,
обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
o
переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из
графического или формализованного (символьного) представления в
текстовое, и наоборот;
o
строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать
неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к
которому применяется алгоритм;
•
Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
o
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями
своей деятельности);
o
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл
текста, структурировать текст;
o
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений,
процессов;
o
критически оценивать содержание и форму текста.
•
Коммуникативные УУД
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
o
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать
в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;
гипотезы, аксиомы, теории;
o
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие
цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
o
устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или
содержания диалога.
•
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для
•
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью,
монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
o
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать
речевые средства;
o
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в
соответствии с коммуникативной задачей;
o
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение
партнера в рамках диалога;
o
создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с
использованием необходимых речевых средств;
o
делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации
непосредственно после завершения коммуникативного контакта и
обосновывать его.
•
Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ). Обучающийся
сможет:
o
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы,
необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств
ИКТ;
o
выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель
для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в
соответствии с условиями коммуникации;
o
выделять информационный аспект задачи, оперировать данными,
использовать модель решения задачи.
Содержание факультативного курса «Методы решения физических задач»
10 класс
Правила и приемы решения физических задач (2 ч)
Что такое физическая задача? Физическая теория и решение задач. Составление
физических задач. Основные требования к составлению задач. Общие требования при
решении физических задач. Этапы решения задачи. Формулировка плана решения.
Выполнения плана решения задачи. Числовой расчет. Анализ решения и оформление
решения. Типичные недостатки при решении и оформлении решения задачи. Различные
приемы и способы решения: геометрические приемы, алгоритмы, аналогии. Методы
размерностей, графические решения, метод графов и т.д.
Операции над векторными величинами (2 ч) Скалярные и векторные величины. Действия
над векторами. Задание вектора. Единичный вектор. Умножение вектора на скаляр.
Сложение векторов. Вычитание векторов. Проекции вектора на координатные оси и
действия над векторами. Проекции суммы и разности векторов.
Равномерное движение. Средняя скорость (по пути и перемещению) (3 ч)
Перемещение. Скорость. Прямолинейное равномерное движение. Графическое
представление движения. Средняя путевая и средняя скорость по перемещению.
Мгновенная скорость.
Закон сложения скоростей (3 ч)
Относительность механического движения. Радиус-вектор. Движение с разных точек
зрения. Формула сложения перемещения.
Одномерное равнопеременное движение (3 ч) Ускорение. Равноускоренное движение.
Движение при разгоне и торможении. Перемещение при равноускоренном движении.
Свободное падение. Ускорение свободного падения. Начальная скорость. Движение тела
брошенного вертикально вверх.
Двумерное равнопеременное движение (3 ч)
Движение тела брошенного под углом к горизонту. Определение дальности полета,
времени полета. Максимальная высота подъема тела при движении под углом к горизонту.
Время подъема до максимальной высоты. Скорость в любой момент движения. Угол между
скоростью в любой момент времени и горизонтом. Уравнение траектории движения.
Динамика материальной точки. Поступательное движение (З ч)
Координатный метод решения задач по механике.
Движение материальной точки по окружности (3 ч)
Период обращения и частота обращения. Циклическая частота. Угловая скорость.
Перемещение и скорость при криволинейном движении. Центростремительное ускорение.
Закон Всемирного тяготения.
Импульс. Закон сохранения импульса (3 ч)
Импульс тела. Импульс силы. Явление отдачи. Замкнутые системы. Абсолютно упругое и
неупругое столкновение.
Работа и энергия в механике. Закон изменения и сохранения механической энергии (3 ч)
Консервативные и неконсервативные силы. Потенциальная и кинетическая энергия.
Полная механическая энергия.
Статика и гидростатика (2 ч)
Условия равновесия тел. Момент силы. Центр тяжести тела. Виды равновесия тела.
Давление в жидкости. Закон Паскаля. Гидравлический пресс. Сила Архимеда. Вес тела в
жидкости. Условия плавания тел. Воздухоплавание. Несжимаемая жидкость.
Избранное (4 ч)
Физическая олимпиада.
11 класс
Основы молекулярно-кинетической теории (4 ч)
Количество вещества. Постоянная Авогадро, Масса и размер молекул. Основное уравнение МКТ.
Энергии теплового движения молекул. Зависимость давления газа от концентрации молекул и
температуры. Скорость молекул газа. Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы.
Основы термодинамики (4 ч)
Внутренняя энергия одноатомного газа. Работа и количество теплоты. Первый закон термодинамики.
Адиабатный процесс. Изменение внутренней энергии тел в процессе теплопередачи. Изменение
внутренней энергии в процессе совершения работы. Тепловые двигатели.
Свойства паров, жидких и твердых тел (4 ч)
Свойства паров. Влажность воздуха. Поверхностное натяжение. Капиллярные явления. Механические
свойства твердых тел.
Электрическое поле (5 ч)
Закон Кулона. Напряженность поля. Проводники в электрическом поле. Поле заряженного шара и
пластины. Диэлектрики в электрическом поле. Энергия заряженного тела в электрическом поле.
Разность потенциалов. Электроемкость конденсатора. Энергия заряженного конденсатора.
Законы постоянного тока (5 ч)
Сила тока. Сопротивление. Закон Ома. Работа и мощность тока. Электродвижущая сила. Закон Ома
для замкнутой цепи. Законы Кирхгофа.
Электрический ток в различных средах (4 ч)
Электрический ток в металлах и электролитах. Электрический ток в газах, вакууме, полупроводниках.
Электромагнитные явления (4 ч)
Магнитное поле тока. Магнитная индукция. Магнитный поток. Закон Ампера. Сила Лоренца.
Магнитные свойства вещества.
Избранное (4 ч)
Физическая олимпиада.
Тематическое планирование 10 класс
№ урока
Тема занятия
Кол-во
Введение
1
Кинематика
2
3
4
5
часов
Физическая задача.
Классификация задач. Правила и приемы решения физических задач.
Основные законы и понятия кинематики.
Решение расчетных и графических задач на равномерное движение.
Решение задач на равноускоренное движение.
Движение по окружности. Решение задач.
Динамика и статика
Координатный метод решения задач по механике. Решение задач на
основные законы динамики: Ньютона, законы для сил тяготения,
6
упругости, трения, сопротивления.
Решение задач на движение материальной точки, системы точек,
7
твердого тела под действием нескольких сил.
Задачи на определение характеристик равновесия физических
8
систем.
Задачи на принцип относительности: кинематические и
динамические
характеристики
движения
тела
в
разных
9
инерциальных системах отсчета.
Подбор, составление и решение задач по интересам.
10
11
Физическая олимпиада.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Законы сохранения
Классификация задач по механике: решение задач средствами
12
1
кинематики, динамики, с помощью законов сохранения.
Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение.
13
1
14
15
16
17
18
Задачи на определение работы и мощности.
1
Задачи на закон сохранения и превращения механической энергии.
1
Решение задач несколькими способами.
Составление задач на заданные объекты или явления.
1
Взаимопроверка решаемых задач.
Знакомство с примерами решения задач по механике
1
республиканских и международных олимпиад.
Физическая олимпиада.
1
Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел
Качественные задачи на основные положения и основное уравнение
19
молекулярно-кинетической теории (МКТ).
Задачи на описание поведения идеального газа: основное уравнение
МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния газа
20
в изопроцессах.
Задачи на свойства паров: использование уравнения Менделеева—
21
Клапейрона, характеристика критического состояния.
Задачи на определение характеристик твердого тела: абсолютное и
22
относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности,
1
1
1
1
сила упругости.
Качественные и количественные задачи. Графические
23
экспериментальные задачи, задачи бытового содержания.
Основы термодинамики
Комбинированные задачи на первый закон термодинамики.
24
25
26
27
и
Задачи на тепловые двигатели.
Конструкторские задачи и задачи на проекты:
Физическая олимпиада.
1
1
1
1
1
Электрическое поле
Характеристика решения задач раздела: общее и разное, примеры и
28
приемы решения.
Задачи разных видов на описание электрического поля различными
средствами: законами сохранения заряда и законом Кулона,
29
силовыми линиями, напряженностью.
Задачи разных видов на описание электрического поля различными
30
средствами: разностью потенциалов, энергией.
Решение задач на описание систем конденсаторов.
31
1
1
1
1
Постоянный электрический ток в различных средах
Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных
32
1
электрических цепей.
Решение задач на расчет участка цепи, имеющей ЭДС. Постановка и
решение фронтальных экспериментальных задач на определение 1
33
показаний приборов.
Задачи на описание постоянного электрического тока в электролитах,
34
1
вакууме, газах, полупроводниках.
Тематическое планирование 11 класс
№ урока
Тема занятия
Магнитное поле
Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его
действия на проводник с током: магнитная индукция и магнитный
1
поток, сила Ампера.
Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его
2
действия на движущийся заряд: сила Лоренца.
Электромагнитные колебания и волны
Задачи разных видов на описание явления электромагнитной
индукции: закон электромагнитной индукции, правило Ленца,
3
индуктивность.
Задачи на переменный электрический ток: характеристики
4
переменного электрического тока.
Задачи на переменный электрический ток: электрические машины,
5
трансформатор.
Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн:
6, 7
скорость, отражение, преломление, интерференция, дифракция,
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
2
поляризация.
8, 9, 10
11, 12
13
14
15
16
Механика
17
18
19
20
21
22
23
Задачи по геометрической оптике: зеркала, оптические схемы.
Классификация задач по СТО и примеры их решения.
26
27
28
29
2
Задачи на определение оптической схемы, содержащейся в «черном
1
ящике»: конструирование, приемы и примеры решения.
Экскурсия с целью сбора данных для составления задач.
1
Групповое и коллективное решение экспериментальных задач с
1
использованием приборов.
Физическая олимпиада.
1
Общие методы решения задач по кинематике.
Задачи на основные законы динамики.
Задачи на принцип относительности.
Задачи на закон сохранения импульса.
Задачи на закон сохранения энергии.
1
1
1
1
1
Задачи на определение характеристик равновесия физических
1
систем.
Механика жидкостей.
1
Молекулярная физика. Термодинамика
Задачи на описание поведения идеального газа.
24
25
3
Задачи на свойства паров.
Задачи на определение характеристик влажности воздуха.
Задачи на первый закон термодинамики.
Задачи на тепловые двигатели.
1
1
1
1
1
Задачи на уравнение теплового баланса.
Электричество
Задачи разных видов на описание электрического поля различными
30
1
средствами.
Общая характеристика решения задач по электростатике.
31
1
32
33
34
Задачи на приёмы расчёта сопротивления сложных электрических
1
цепей.
Задачи на расчёт участка цепи, имеющей ЭДС.
1
Задачи на описание постоянного тока в различных средах.
1