Пояснительная записка
Данная рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Русское
правописание: орфография и синтаксис» для обучающихся 10 класса разработана на основе
требований к результатам ООП ООО МКОУ «Шумиловская СОШ» в соответствии с
требованиями ФГОС ООО.
Цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры
письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только
знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая
речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать смысл высказывания,
используя при этом возможности письма.
Задачи курса:
- помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению заданий
ЕГЭ порусскому языку;
- совершенствование практической грамотности;
- совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в
жанресочинения-рассуждения;
- формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
- совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и
анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
- совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё
индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои
оценкифактов и явлений;
- формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.
Настоящий курс внеурочной деятельности «Русское правописание: орфография
и синтаксис» является дополнением к основному курсу русского языка и
предназначен для учащихся 10 класса. Курс внеурочной деятельности рассчитан на
34 часа 1 раз в неделю.
Планируемые результаты освоения курса 10 класса
Личностные
•
сформированность гармоничной языковой личности, способной посредством
усвоения языка впитать в себя уважение к нравственным ценностям русского народа,
русской многовековой культуре;
•
формирование личности, несущей звание гражданина России, умеющей
любить и ценить малую родину;
•
посредством выявления языковых особенностей русского языка, формировать
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
•
через усвоение научных основ изучения русского языка обеспечение
понимания его системности, выявление взаимосвязи его разделов и уровней,
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки
и общественной практики;
•
обеспечение готовности и способности к образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни.
Метапредметные
•
способность и готовность к продуктивному общению и эффективному
взаимодействию на основе адекватного речевого поведения, правильного применения
этикетных формул вежливого общения, умения выбирать языковые средства, уместные в
конкретной речевой ситуации;
•
обеспечение научного исследования и самостоятельной проектной
деятельности языковыми средствами оформления поисковой работы, владение
соответствующими стилями речи;
•
освоение
навыков
научного
мышления посредством освоения
учебного материала, аналитической работы с текстами различной направленности и
стилевой принадлежности, реферирования, выявления основной мысли и приводимых
аргументов;
•
приобретение умений самостоятельного поиска решений и ответственности за
принятое решение в ходе ведения исследовательской и проектной деятельности по
предложенным лингвистическим, межпредметным, этнокультурным и поликультурным
темам проектов;
•
овладение
качествами
хорошей
речи
как
основе
логичного,
последовательного, целесообразного оформления собственной точки зрения, использование
соответствующих речевых средств.
Предметные
• различать виды орфограмм и использовать на письме правила орфографии;
• находить орфограммы на основе звуко - буквенного, морфемного анализа слова;
• анализировать свои ошибки в диктантах, в творческих работах (классифицировать,
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
группировать их).
пользоваться словарями (толковыми, фразеологическими, этимологическими,
словарями синонимов, антонимов, паронимов, устаревших слов, иностранных слов);
находить и объяснять написания, которые определяются лексическим значением
слова;
различать морфемы в слове и их значение;
объяснять в отдельных случаях этимологию слова и исторически обусловленное
переосмысление структуры слова;
характеризовать слово как часть речи (производить морфологический разбор);
употреблять слова разных частей речи в соответствии с разными типами и стилями
речи в качестве языковых средств;
склонять или спрягать слова, принадлежащие к изменяемым частям речи;
пользоваться словами разных частей речи для связи предложений и абзацев текста.
производить комплексный анализ текста.
различать виды пунктограмм и использовать на письме правила пунктуации;
находить пунктограммы в тексте;
применять в практике письма пунктуационные нормы современного русского
литературного языка;
анализировать свои ошибки в диктантах, в творческих работах (классифицировать,
группировать их);
владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и
грамматической синонимии;
выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая
последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства,
обеспечивающие уместность, правильность, точность и выразительность речи.
Содержание учебного предмета
10 класс (34 ч)
Особенности письменного общения (2 часа)
Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. Единство двух
сторон общения: передача и восприятие смысла речи.
Виды речевой деятельности: говорение (передача смысла с помощью речевых сигналов в
устной форме) – слушание (восприятие речевых сигналов, принятых на слух); письмо
(передача смысла с помощью графических знаков) – чтение (смысловая расшифровка
графических знаков). Формы речевого общения: письменные и устные.
Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли (букв,
знаков препинания, дефиса, пробела); ориентация на зрительное восприятие текста и
невозможность учитывать немедленную реакцию адресата: возможность возвращения к
написанному, совершенствование и т.д. Формы письменных высказываний и их признаки:
письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи, сочинения (разные типы),
конспекты, планы, рефераты.
Возникновение и развитие письма как средство общения.
Орфография как система правил правописания (32 часа)
Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского правописания.
Некоторые сведения из истории русской орфографии.
Роль орфографии в письменном общении людей, её возможности для более точной передачи
смысла речи.
Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста. Различные способы
передачи содержащейся в правиле информации: связный текст, план, тезисы, таблица,
алгоритм и др.
Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них: 1) правописание
морфем «пиши морфему единообразно»); 2) слитные, дефисные и раздельные написания
(«пиши слова отдельно друг от друга, а части слов слитно, реже – через дефис»); 3)
употребление прописных и строчных букв («пиши с прописной буквы имена собственные, с
малой – нарицательные); 4) перенос слова («переноси слова по слогам»).
Правописание морфем (18ч)
Система правил, связанных с правописание морфем. Принцип единообразного написания
морфем – ведущий принцип русского правописания (морфематический).
Правописание корней. Система правил, регулирующих написание гласных и согласных
корня. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова.
Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; е и э в
заимствованных словах.
Правила, нарушающие «единообразие написания корня ( ы и и в корне после приставок);
понятие о фонетическом принципе написания.
Группы корней с чередованием гласных: 1) –кас-//-кос-, -лаг-//-лож-, -бир-//-бер-, -тир-//тер-,
-стил-//-стел- и др. (зависимость от глагольного суффикса –а-); 2) –раст-//–рос-, скак-//-скоч(зависимость от последующего согласного); 3) –гар-//-гор-, -твар-//-твор-, клан-//-клон-, -зар//-зор- (зависимость от ударения); 4) корни с полногласными и неполногласными
сочетаниями оло//ла, оро//ра, ере//ре, ело//ле.
Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных.
Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности (доска –
дощатый, очки – очечник).
Правописание иноязычных словообразовательных элементов (лог, фил, гео, фон и т.п.).
Правописание приставок. Деление приставок на группы, соотносимые с разными
принципами написания: 1) приставки на з/с – фонетический принцип; 2) все остальные
приставки (русские и иноязычные по происхождению) – морфологический принцип
написания. Роль смыслового анализа слова при различении приставок при-/пре-.
Правописание суффиксов. Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах
разных частей речи. Роль морфемно-словообразовательного анализа слова при выборе
правильного написания суффиксов.
Типичные суффиксы имён существительных и их написание: -арь, -тель, -ник, изн(а), есть (ость), -ени(е) и др. Различение суффиксов –чик и –щик со значением лица. Суффиксы –ек и
–ик, -ец и иц- в именах существительных со значением уменьшительности.
Типичные суффиксы прилагательных и их написание: -оват- (-еват-), -евит-, -лив-, -чат-, ист, -оньк-(-еньк-) и др.
Различение на письме суффиксов –ив- и -ев-; -к- и –ск- в именах прилагательных.
Особенности образования сравнительной степени и превосходной степени прилагательных и
наречий и написание суффиксов в этих формах слов.
Типичные суффиксы глагола и их написание: -и-, -е-, -а-, -ка-, -ва-, -ирова-, -ича-, -ану- и др.
Различение на письме глагольных суффиксов –ова-(-ева-) и –ыва- (-ива-). Написание
суффикса –е- или –и- в глаголах с приставкой обез- /обес- (обезлесеть – обезлесить); ться и –
тся в глаголах.
Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Выбор суффикса причастия
настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме
глагольного суффикса при образовании причастий прошедшего времени (посеять –
посеявший – посеянный).
Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных,
образованных от существительных или глаголов.
Правописание окончаний. Система правил, регулирующих правописание окончаний слов
разных частей речи.
Различение окончаний –е и –и в именах существительных. Правописание личных окончаний
глаголов. Правописание падежных окончаний полных прилагательных и причастий.
Орфографические6правила, требующие различения морфем, в составе которых находится
орфограмма: о и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании; правописание ы и и
после ц; употребление разделительных Ь и Ъ.
Правописание согласных на стыке морфем (матросский, петроградский); написание
сочетаний чн, щн, нч, нщ, рч, рщ, чк, чн внутри отдельной морфемы и на стыке морфем;
употребление Ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем.
Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова. Орфографический анализ
морфемно-словообразовательных моделей слов (͡ нный, без͡ ность,͡ остный и т.п).
Правописание Ь после шипящих в словах разных частей речи.
Этимологическая справка как приём объяснения написания морфем. Использование
орографических, морфемных и словообразовательных словарей для объяснения
правописания слов.
Приём поморфемной записи слов (рас-чес-ыва-ющ-ий, не-за-пятн-а-нн-ый, масл-янистого, о-цепл-ени-е) и его практическая значимость. Слитные, дефисные и раздельные
написания (10 ч)
Система правил данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализ
слова при выборе правильного написания.
Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы.
Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания НЕ с
разными частями речи. Различение приставки НИ- и слова НИ (частицы, союза).
Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное, дефисное и
раздельное написание приставок в наречиях. Историческая справка о происхождении
некоторых наречий.
Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и
орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато,
поскольку и др. от созвучных сочетаний слов.
Образование и написание сложных слов (имена существительные, прилагательные,
наречия). Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных,
образованных слиянием, и созвучных словосочетаний (многообещающий – много
обещающий).
Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи.
Работа со словарём «Слитно или раздельное?»
Написание строчных и прописных букв (2 ч)
Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.
Работа со словарём «Строчная или прописная?»
Виды и формы деятельности:
Лекция, практикумы, работа со словарями, библиотечный час, деловая игра,
тестирование.
Письменные работы, устные сообщения и высказывания.
Тематическое планирование 10 класс
№п/п
Наименование разделов и тем
Особенности письменного общения (2 часа)
Кол-во
часов
1.
Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка.
1
2.
Возникновение и развитие письма как средства общения.
1
Орфография (32 часа)
Орфография как система правил правописания (2 часа)
3.
Орфография и пунктуация как разделы русского правописания.
1
4.
Разделы русской орфографии. Орфографическое правило.
1
Правописание морфем (18 часов)
5.
Морфематический принцип русского правописания. Использование
словарей для объяснения правильного написания слов.
1
6.
Правописание гласных в корне: безударные проверяемые и
непроверяемые гласные
1
7.
Группы корней с чередованием.
1
8.
Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих,
непроизносимых, удвоенных.
1
9.
Правописание иноязычных словообразовательных элементов.
1
10.
Правописание приставок.
1
11.
Правописание суффиксов имен существительных.
1
12.
Правописание суффиксов имен прилагательных.
1
13.
Особенности образования сравнительной степени и превосходной
степени прилагательных и наречий и написание суффиксов в этих
формах слов.
1
14.
Правописание суффиксов глаголов.
1
15.
Образование причастий с помощью специальных суффиксов.
1
16.
Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий и
прилагательных.
1
17.
Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий и
прилагательных.
1
18.
Правописание окончаний существительных, прилагательных и
причастий.
1
19.
Правописание личных окончаний глаголов.
1
20.
Орфографические правила, требующие различения морфем.
1
21.
Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова.
1
Орфографический анализ морфемнословообразовательных моделей слов.
22.
Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи.
1
Слитные и раздельные написания (10 часов)
23.
Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного
написания не с разными частями речи.
1
24.
Различение приставки ни- и слова ни (частицы, союза).
1
25.
Различение приставки ни- и слова ни (частицы, союза).
26.
Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях.
Происхождение некоторых наречий.
27.
Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях.
Происхождение некоторых наречий.
28.
Особенности написания производных предлогов, союзов и омонимичных 1
им форм.
29.
Особенности написания производных предлогов, союзов и омонимичных 1
им форм.
30.
Образование и написание сложных слов
1
31.
Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных,
образованных слиянием, и созвучных словосочетаний.
1
32.
Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных
частей речи.
1
1
1
Написание строчных и прописных букв (2 часа)
33.
Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или
прописной буквы. Итоговое занятие. Тест по орфографии
1