Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для обучающихся 10-11 класса разработана на основе основных требований к результатам освоения ООП СОО МКОУ «Шумиловская СОШ».
Цель: обеспечение общекультурного менталитета и общей биологической компетентности
выпускника современной средней школы через формирование современной картины мира в
их мировоззрении.
Задачи:
•
освоение знаний обосновных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся
составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических
наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и
особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
•
овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования
(наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные
результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;
•
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностейв
процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и
процессов;
•
воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы,
необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении
биологических исследований;
•
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки
последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.
Сроки реализации программы:
На изучение биологии на базовом уровне отводиться согласно действующему Базисному
учебному плану, рабочая программа предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в
неделю
10 класс – 35 часов в год (1 час в неделю, 34 учебные недели)
11 класс – 34 часа в год (1 час в неделю, 34 учебные недели)
Учебный план 10 класс
№ Тема
Количество часов
1.
3
Биология как наука. Методы научного познания.
2
2.
3.
4.
Учение о клетке.
Организм.
Основы генетики и селекции.
Итого:
12
8
11
34
Учебный план 11 класс
№ Тема
Количество часов
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
4
12
4
4
3
4
1
2
34
История эволюционных людей.
Современное эволюционное учение.
Происхождение жизни на Земле.
Происхождение человека.
Экологические факторы.
Структура экосистемы.
Биосфера – глобальная экосистема.
Биосфера и человек.
Итого
Личностные результаты освоения ООП СОО
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к себе, к своему здоровью, к
познанию себя:
ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания,
и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в
физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное,
ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому
здоровью;
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к России как к Родине
(Отечеству):
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского
народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
3
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к
государственным символам (герб, флаг, гимн);
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к закону, государству и к
гражданскому обществу:
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной
жизни;
признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат
каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав, и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека
и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в
соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся с окружающими людьми:
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести
диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в
том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других
людей, умение оказывать первую помощь;
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвое4
ния общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной
и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости
науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о
передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в
научных знаниях об устройстве мира и общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам
России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и
навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим
вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к семье и родителям, в том
числе подготовка к семейной жизни:
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социальноэкономических отношений:
уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся: физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение
детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты освоения ООП СОО
5
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены
тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
1.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного
суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных
симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды
в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
6
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты освоения ООП СОО
На уровне среднего общего образования в соответствии с ФГОС СОО выделяются следующие группы результатов «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность
научиться», отражающие уровень освоения ООП базовый или углубленный.
Таким образом, логика представления результатов следующая:
-- базовый уровень:
«Выпускник научится», «Выпускник получит возможность научиться»
Группа результатов «Выпускник получит возможность научиться» обеспечивается учителем
в отношении части наиболее мотивированных и способных обучающихся, выбравших данный уровень обучения. При контроле качества образования группа заданий, ориентированных на оценку достижения планируемых результатов из блока «Выпускник получит возможность научиться», может включаться в материалы блока «Выпускник научится». Это позволит предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение качественно
иным уровнем достижений и выявлять динамику роста численности наиболее подготовленных обучающихся.
Принципиальным отличием результатов базового уровня от результатов углубленного уровня является их целевая направленность. Результаты базового уровня ориентированы на общую функциональную грамотность, получение компетентностей для повседневной жизни и
общего развития. Эта группа результатов предполагает:
–
понимание предмета, ключевых вопросов и основных составляющих элементов изучаемой предметной области, что обеспечивается не за счет заучивания определений и правил, а посредством моделирования и постановки проблемных вопросов культуры, характерных для данной предметной области;
–
умение решать основные практические задачи, характерные для использования методов и инструментария данной предметной области;
–
осознание рамок изучаемой предметной области, ограниченности методов и инструментов, типичных связей с некоторыми другими областями знания.
Рабочие программы учебных предметов построены таким образом, что предметные результаты базового уровня, относящиеся к разделу «Выпускник получит возможность научиться»,
соответствуют предметным результатам раздела «Выпускник научится» на углубленном
уровне. Предметные результаты раздела «Выпускник получит возможность научиться» не
выносятся на итоговую аттестацию, но при этом возможность их достижения предоставляется каждому обучающемуся.
В результате изучения учебного предмета «Биология» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
•
раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;
7
•
понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией;
•
устанавливать взаимосвязь природных явлений; понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера; использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических
объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать
выводы;
•
формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и
предлагать варианты проверки гипотез;
•
сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
•
обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;
•
приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);
•
распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на
схематических изображениях;
•
устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;
•
распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам; описывать
фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию;
•
объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;
•
классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития); объяснять причины наследственных заболеваний;
•
выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости,
•
используя
закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и
ненаследственную изменчивость;
•
выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов
к среде обитания и действию экологических факторов;
•
составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания); приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития
и охраны окружающей среды;
•
оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и
решении практических задач;
•
представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;
•
оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни;
•
объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ)
на зародышевое развитие человека;
•
объяснять последствия влияния мутагенов; объяснять возможные причины наследственных заболеваний.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
8
давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере,
законы наследственности, закономерности изменчивости;
характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности;
сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);
решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному
фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;
решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых
клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании
(для многоклеточных организмов);
решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую
терминологию и символику;
устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме
родословной, применяя законы наследственности;
оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.
Содержание учебной программы 10 класса
34 часа в год (1 час в неделю)
Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле (3 часа).
Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы:
уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Биологические системы. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы
познания живой природы.
Учение о клетке (12 часов).
Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М. Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.
Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека.
Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные
клетки. Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации.
Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.
Организм (8 часов).
Организм – единое целое. Многообразие организмов.
Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов. Особенности обмена
веществ у растений, животных, бактерий.
Размножение – свойство организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.
Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.
Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов.
Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.
9
Генетика и селекция (11 часов)
Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека.
Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые
хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.
Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).
Содержание программы 11 класса
(34 ч год, 1 час в неделю)
Раздел 1.
Вид - 24 часа.
Тема № 1. История эволюционных идей - 4 часа
История эволюционных идей. Развитие биологии в додарвиновский период. Значение работ
К. Линнея, Ж.Б.Ламарка, теории Ж. Кювье. Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Тема № 2. Современное эволюционное учение - 12 часов
Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида, единица эволюции. Синтетическая теория эволюции.
Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор; их влияние на генофонд популяции. Движущий и стабилизирующий естественный отбор. Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора. Видообразование как результат эволюции. Способы и пути видообразования. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Главные
направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и регресс.
Тема № 3. Происхождение жизни на Земле – 4 часа
Развитие представлений о возникновении жизни. Опыты Ф. Реди, Л. Пастера. Гипотезы о
происхождении жизни. Современные взгляды на возникновение жизни. Теория Опарин –
Холдейна. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.
Тема № 4. Происхождение человека - 4 часа
Гипотезы происхождения человека. Положение человека в системе животного мира. Эволюция человека, основные этапы. Расы человека. Происхождение рас. Видовое единство рас.
Экосистема – 10 часов.
Тема № 1. Экологические факторы – 3 часа
Организм и среда. Предмет и задачи экологии. Экологические факторы среды, их значение в
жизни организмов. Взаимоотношения между организмами. Межвидовые отношения.
Тема № 2. Структура экосистем - 4 часа
Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и
превращение энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистемы. Влияние
человека. Агроценозы.
Тема № 3. Биосфера - глобальная экосистема - 1 час
Биосфера - глобальная экосистема. Состав и структура. Учение Вернадского о биосфере.
Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли. Биологический круговорот веществ.
10
Тема № 4. Биосфера и человек - 2 часа
Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия
деятельности человека для окружающей среды. Пути решения проблем. Правила поведения
в природной среде. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов.
Тематическое планирование
10 класс
Колво ча№
Тема
сов
Введение. ТБ на уроках биологии. Краткая история разви1
тия биологии
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации
живых организмов.
История изучения клетки. Клеточная теория.
Химический состав клетки.
Неорганические вещества клетки.
1
1
1
1
Органические вещества. Общая характеристика. Липиды.
Углеводы.
Органические вещества. Белки.
Органические вещества. Нуклеиновые кислоты.
Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды.
Строение ядра. Хромосомы.
Прокариотическая клетка.
Реализация наследственной информации в клетке.
Неклеточная форма жизни - вирусы.
Промежуточный контроль по теме «Клетка»
Организм - единое целое. Многообразие организмов.
Обмен веществ и энергии. Энергетически й обмен.
Пластический обмен. Фотосинтез.
Деление клетки. Митоз.
Размножение: бесполое и половое.
Образование половых клеток. Мейоз.
Оплодотворение
Индивидуально е развитие организмов.
Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
24
Генетика - наука о закономерностях наследственнос ти и
изменчивости. Г. Мендель – основоположни к генетики.
1
25
Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание.
Закономерности наследования. Дигибридное скрещивание.
Хромосомная теория наследственнос ти.
Современные представления о гене и геноме.
Генетика пола.
Изменчивость: наследственная и ненаследственная.
Генетика и здоровье человека.
26
27
28
29
30
31
1
1
1
1
1
1
1
11
32
33
Итоговый контроль по теме «Селекция: основные методы
и достижения».
1
Коррекция знаний
1
11 класс
№
Тема
1
Правила тб. Развитие биологии в додарвиновский период.
Работа К. Линнея.
Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка.
Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина.
Эволюционная теория Чарльза Дарвина.
Вид: критерии и структура.
Популяция как структурная единица вида и эволюции.
Факторы эволюции.
Естественный отбор – главная движущая сила эволюции.
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
Адаптация организмов к условиям обитания как результат
действия естественного отбора
1
Видообразование как результат эволюции.
1
Сохранение многообразия видов как основа устойчивого
развития биосферы.
Доказательство эволюции органического мира.
Промежуточный контроль
Развитие представлений о происхождении жизни на Земле.
Современные представления о возникновении жизни.
Развитие жизни на Земле.
Гипотезы происхождения человека.
Положение человека в системе животного мира.
Эволюция человека. Человеческие расы.
Промежуточный контроль по теме «Происхождение человека»
Организм и среда. Экологические факторы.
Абиотические факторы среды.
Биотические факторы среды
Структура экосистем.
Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах.
Причины устойчивости и смены экосистем.
Влияние человека на экосистемы.
Биосфера – глобальная экосистема.
Роль живых организмов в биосфере.
Биосфера и человек.
Основные экологические проблемы современности.
Итоговый контроль по теме «Экосистема»
Итоговый урок по курсу биологии в средней школе
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12