СЕКРЕТЫ РУССКОГО ЯЗЫКА

Пояснительная записка.
Данная рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Секреты русского
языка» для обучающихся 8 класса разработана на основе требований к результатам ООП ООО
МКОУ «Шумиловская СОШ» в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Цель: способствовать саморазвитию и личностному самоопределению учащихся,
формированию целенаправленной познавательной деятельности по изучению русского
языка, изучению его прошлого и настоящего.
Задачи:
- формирование коммуникативной культуры школьников;
- расширение и углубление знаний, умений учащихся и формирование языковой
компетенции;
- выявление и поддержка лингвистически одаренных учащихся;
развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников:
любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в
приобретении знаний.
Планируемые результаты

Личностные результаты
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим
людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к
совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; воспитание российской и
региональной идентичности: патриотизма, уважения к родному краю, его прошлому и
настоящему;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности
своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять
план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы
Виды и формы деятельности
2

Курс завершается проверочной работой, которая позволяет оценить знания, умения и
навыки, проводятся промежуточные интерактивные тесты по обобщающим темам. Работая в
команде, учащиеся готовят свои проекты и публично защищают.
На занятиях используются разнообразные по характеру упражнения, среди которых
немало заданий повышенной трудности, нестандартных упражнений. Обучающиеся 8 класса
познакомятся с лингвистическими сказками, словесными играми, шарадами,метаграммами,
кроссвордами, попробуют свои силы в анализе художественного текста, попытаются
разгадать языковые секреты традиционных разделов школьного курса русского языка.
Удивительные истории из жизни слов, загадочные факты языка помогут учащимся овладеть
орфографической и пунктуационной грамотностью. Занятия состоят не только из
теоретического материала, но и из практической части, в которой представлены различные
виды упражнений, помогающие расширить знания учащихся по истории языка, помочь
формированию языковой культуры. Все занятия состоят из двух блоков: теоретического и
практического.
Формы проведения занятий
• лекции;
• практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и
раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов,
головоломок, сказок.
• анализ и просмотр текстов;
• самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) с разными видами словарей;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия:
самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
Основные методы и технологии
• технология разноуровневого обучения;
• развивающее обучение;
• технология обучения в сотрудничестве;
• коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и
индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и
личностных качеств школьника.
№ п/п Разделы курса
Кол-во часов
1
Организационное занятие
1
2
О русском языке
3
3
Тайны русского слова (лексика и фразеология)
5
4
Основные принципы орфографии
5
5
Морфология и правописание различных частей речи 13
6
Синтаксис и пунктуация
4
7
Культура речи
3
34
Содержание курса
Программа курса внеурочной деятельности представлена следующими разделами:
Организационное занятие. Знакомство учащихся с целью, задачами, с методикой
проведения занятий, с планом работы. Распределение обязанностей между обучающимися.
О русском языке. При изучении раздела обучающиеся приходят к пониманию
необходимости овладения богатствами русского языка как важному
показателю
культурного уровня любого человека, независимо от его специальности.
Тайны русского слова (лексика и фразеология). В этом разделе ведущая роль отводится
работе со словарями, анализу лексики в зависимости от сфер употребления, а также
знакомству с образной стороной русского языка.
3

Основные принципы орфографии. В этом разделе важная роль отводится
формированию орфографической грамотности, оформляется определенный круг
орфографических умений, развивается потребность обращаться к орфографическому
словарю.
Морфология и правописание различных частей речи. В этом разделе расширяются
знания учащихся о частях речи; формируется понятие об основных грамматических
категориях частей речи; дается представление о неразрывной связи лексического и
грамматического значений в отдельных частях речи. Школьники знакомятся с
функционированием в речи различных частей речи, продолжают совершенствовать
орфографические навыки.
Синтаксис и пунктуация. В этом разделе обогащается синтаксический строй речи
учащихся за счет включения в нее вновь изученных частей речи.
Культура речи. При изучении данного раздела ученики должны научиться
анализировать условия и пути выбора тех или иных языковых средств в зависимости от
назначения и целей коммуникации. Стремиться к осуществлению постоянного контроля и
самоконтроля за правильностью речевого оформления при выстраивании диалога.
Обобщающее занятие. Подводится итог знаний и навыков, полученных за весь курс,
выбирается самый активный, креативный и эрудированный школьник.
Тематическое планирование
Наименование
раздела
Введение (1)
О русском языке (3)

Наименование темы
Введение в курс «Секреты
русского языка»
Почему русский язык среди
главных предметов?
Изучая родной язык, можно узнавать о его
возможностях все больше и больше, но
никогда нельзя узнать всё.

Кол-во
часов
1
1
2

Тайны русского слова
(5)

Поиск нужного слова

1

Притяжение слов
Не правильностью единой
Мало слов, а горя реченька
Тысячи тонн словесной руды (повторение слов,
тавтология,плеоназм).

1
1
1
1

Основные принципы
орфографии (5)

«Коренные секреты»

1

Орфография и смысл

1

Тайны письма.

1

Проверяем свою грамотность
Проверяем свою грамотность
Чем отличаются друг от друга склоняемые части
речи.

1
1
1

Морфология и
правописание
различных частей
речи (13)

4

Несклоняемые части речи. Что это?

1

5

Синтаксис и
пунктуация (4)

Культура речи (3)

Род существительного и пол
существа
Купил пальто и брюки.
Сколько предметов куплено?
Кукла и одушевленность
Все ли имена склоняются?
Яркий, ярковатый, самый
яркий.
О каком совершении говорит
глагол совершенного вида?
Дело сделано или его только можно, нужно или
хочется
сделать?
Как отличать грамматические
омонимы.
В чём секрет глагола и его
форм.
Зачем нужно деепричастие?
Разграничение одинаково
звучащих слов и сочетаний слов

1

Всегда ли существует
единственный лучший способ выразить свою
мысль?
Ловушки простого
предложения
Однородные – это какие?
Что же вводят в предложение
вводные слова?
Как простые слова становятся
волшебными
Эпитеты, образные сравнения, метафора
Метонимия, синекдоха, олицетворения,
перифраза

1

Всегда ли оправдана
образность речи?

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 01.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(904)147-15-73

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».