Пояснительная записка.
Данная рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности
«Геометрические фигуры» для учащихся 5-6 классов разработана на основе требований к
результатам освоения ООП ООО МКОУ «Шумиловская СОШ» в соответствии с ФГОС
ООО.
Цель данной программы – обеспечить преемственность изучения геометрического
материала начальной и основной школы, развить у обучающихся пространственное
воображение и логическое мышление путём систематического изучения свойств
геометрических фигур на плоскости и в пространстве и применения этих свойств при
решении задач вычислительного и конструктивного характера. Формирование у учащихся
представлений о геометрических фигурах.
Задачи:
• продолжить ознакомление с геометрическими фигурами, их изображением на
плоскости и в пространстве;
• формирование практических навыков (с помощью опыта или эксперимента) по
ознакомлению со свойствами плоских и пространственных фигур;
• постепенное введение дедуктивных умозаключений и рассуждений по подготовке
учащихся к успешному усвоению систематического курса геометрии.
Особое значение в развитии логического мышления и развития творческих
способностей имеет курс геометрии. В начальной школе даются начальные понятия о
фигурах, их свойствах. Для целостности системы изучения геометрии в основной школе в 5 –
6 классах на занятиях продолжается дальнейшее знакомство с геометрическими понятиями,
фигурами, объёмными телами, формируются навыки решения простейших геометрических
задач. При изучении программы по геометрии в 7-ом классе учащиеся своевременно
адаптированы в восприятии нового предмета.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
личностные:
•
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию;
•
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно – исследовательской,
творческой и других видах деятельности;
•
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи,
понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и
контрпримеры;
•
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении
геометрических задач;
•
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания,
отличать гипотезу от факта;
•
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
•
формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов,
задач, решений, рассуждений;
Метапредметные:
•
способность самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
•
умение осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
•
способность адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения
учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
2
•
умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логические
рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
•
умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символьные средства,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
•
развитие способности организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли
участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и
учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё
мнение;
•
формирование учебной и общепользовательской компетентности в области
использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
•
формирование первоначального представления об идеях и о методах математики как
об универсальном языке науки и техники;
•
развитие способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в
окружающей жизни;
• умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения
математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в
условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
• умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки,
чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
• умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их
проверки;
• понимание сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в
соответствии с предложенным алгоритмом;
• умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения
учебных математических проблем;
• способность планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач
исследовательского характера;
Виды деятельности обучающихся:
• наблюдение и изготовление геометрических фигур из бумаги, картона, проволоки,
• геометрические эксперименты для установки основных свойств фигур;
• измерение;
• построение;
• изображение;
• вычисление по формулам;
• моделирование,
• эксперимент.
Форма проведения занятий: коллективное творчество, игра, выставка.
Содержание:
5 класс:
1. Вводное занятие. Фигуры на плоскости.
Цели и задачи занятий по программе «Наглядная геометрия». Основные понятия и
термины в определении фигур на плоскости. Точка, луч, отрезок, прямая. Плоскость,
треугольник, прямоугольник, квадрат. Окружность и круг.
Виды деятельности обучающихся: измерение, построение, изображение геометрических
фигур и их конфигураций от руки и с использованием чертёжных инструментов.
3
Форма проведения занятий: коллективное творчество, лабораторная работа.
2. Площади
Площадь. Единицы площади. Площадь прямоугольника, квадрата, вычисления по
формулам. Равенство фигур.
Виды деятельности обучающихся: наблюдение, измерение, вычисление по формуле,
построение, разрезание и складывание фигур, эксперимент.
Форма проведения занятий: коллективное творчество, конкурс-игра, лабораторная работа.
З. Фигуры в пространстве
Пространство и размерность. Прямоугольный параллелепипед. Куб. Объём. Единицы
объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда. Правильные многоугольники. Оригами.
Виды деятельности обучающихся: построение, моделирование, измерение, наблюдение,
вычисление по формуле, складывание фигурок из бумаги.
Форма проведения занятий: коллективное творчество, лабораторная работа, выставка.
4. Фигуры на плоскости
Угол, треугольник. Единицы измерения углов. Величина (градусная мера) угла. Измерение
углов. Построение угла заданной величины.
Виды деятельности обучающихся: построение, измерение, наблюдение, изображение
геометрических фигур на клетчатой бумаге.
Форма проведения занятий: коллективное творчество, лабораторная работа, выставка.
6 класс:
1. Повторение курса геометрии 5-го класса
Углы. Виды углов. Измерение и построение углов. Прямоугольник. Квадрат. Окружность.
Круг. Параллелепипед. Куб.
Виды деятельности обучающихся: измерение, построение, изображение геометрических
фигур и их конфигураций от руки и с использованием чертёжных инструментов,
вычисления по формуле.
Форма проведения занятий: коллективное творчество.
2. Фигуры в пространстве
Призма. Пирамида. Шар. Цилиндр. Конус. Поверхность и объём.
Виды деятельности обучающихся: наблюдение, измерение, построение, эксперимент,
вычисления по формулам, моделирование.
Форма проведения занятий: лабораторная работа, коллективное творчество.
3. Фигуры на плоскости
Параллелограммы. Построение треугольников. Длина окружности. Площадь круга.
Виды деятельности обучающихся: наблюдение, измерение, построение, вычисления по
формулам, изображение геометрических фигур на клетчатой бумаге.
Форма проведения занятий: коллективное творчество, конкурс-игра.
4. Взаимное расположение прямых на плоскости
Замечательные кривые. Перпендикулярные прямые. Параллельные прямые. Координатная
плоскость.
Виды деятельности обучающихся: наблюдение, измерение, построение геометрических
фигур от руки и с использованием чертёжных инструментов.
Форма проведения занятий: лабораторная работа, коллективное творчество.
5. Геометрия вокруг нас. Итоговое занятие.
Координаты. Географические координаты. Игры и головоломки. Столбчатые диаграммы.
Симметрия. Симметричные фигуры. Подготовка докладов, оформление выставки,
подготовка презентационных материалов. Подведение итогов обучения.
№
п/п
1
Тематическое планирование 5 класс.
Тема занятий
1.
Количество часов
Вводное занятие. Фигуры на плоскости
4
1. Первые шаги в геометрии. Плоскость. Точка. Луч.
Прямая.
2. Отрезок. Длина отрезка.
3. Лабораторная работа №1.
4. Треугольник. Периметр треугольника.
5. Окружность и круг.
6.
Прямоугольник.
Квадрат.
Периметр
прямоугольника, квадрата.
7. Площадь. Единицы площади.
2
3
4-6
7-9
10-13
14-17
2.
18-20
21
22
23-24
25-27
28-29
30-33
№
п/п
1
1
1
3
3
4
4
Площади
1.
Площадь квадрата, прямоугольника. Решение задач.
2.
Лабораторная работа №2.
3.
Равные фигуры.
4.
Задачи по разрезанию и складыванию фигур.
Конкурс-игра «Пентамино».
3
1
1
2
1.
Фигуры в пространстве
1.
Пространство и размерность. Прямоугольный 3
параллелепипед. Куб.
2.
Фигуры из кубиков и их частей. Развёртки.
2
3.
Объём. Единицы измерения. Объём прямоугольного 4
параллелепипеда, куба. Лабораторная работа №3.
Тематическое планирование 6 класс.
Тема
1.
Количество
часов
Повторение курса геометрии 5-го класса.
1-2
1.Углы и виды углов. Измерение и построение.
3-4
2.Фигуры на плоскости: прямоугольник, квадрат, 2
окружность, круг. Вычисление площади прямоугольника,
квадрата, круга.
5-7
3.Фигуры в пространстве: параллелепипед, куб. 3
Вычисление
объёмов
и
площади
поверхности:
параллелепипеда, куба.
8-10
11-13
14-16
2
2.
Фигуры в пространстве.
3
1.
Призма. Элементы. Поверхность. Объём.
3
2.
Пирамида. Элементы. Поверхность. Объём.
3.
Шар.
3
3
5
17-19
20-22
23
4.
Цилиндр. Развёртка. Поверхность. Объём.
5.
Конус. Развёртка. Объём.
3
1
1
6.
Лабораторная работа №1.
1.
Фигуры на плоскости.
24
1.
Параллелограммы.
1
25
2.
Построение треугольников.
1
26
3.
Окружность и круг. Длина окружности. Площадь 1
круга.
27
4.
Конкурс «Геометрические головоломки».
1
4.Взаимное расположение прямых на плоскости.
28
1.
Замечательные кривые.
1
29
2.
Перпендикулярные прямые. Параллельные прямые.
1
30
3.
Координатная плоскость.
1
31
4.
Лабораторная работа №2.
1
5.Геометрия вокруг нас. Подведение итогов.
32
33
1.Координаты. Географические координаты.
1
2.Игры и головоломки. Игра «Морской бой», «Остров 1
сокровищ».
6