Рабочая программа по внеурочной деятельности «Общая биология» для обучающихся 9
класса разработана на основе основных требований к результатам освоения ООП ООО
МКОУ «Шумиловская СОШ».
Цель: формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия
деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека, выбирать
целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний.
Задачи:
− сформировать основы знаний о многообразии живых организмов и принципах их классификации;
− развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету;
− создать условия для освоения учащимися знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о
роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой
природы;
− способствовать овладению учащимися умениями применять биологические знания для
объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии,
о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
− способствовать развитию познавательных интересов учащихся, интеллектуальных и
творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
− способствовать воспитанию у учащихся позитивного ценностного отношения к живой
природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуре поведения в природе;
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Общая биология».
В результате изучения курса «Общая биология» должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты
1.
Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к
прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и
долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение
личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное
и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2.
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию
на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
10
познавательных интересов.
3.
Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России,
готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном
потребительстве; сформированность
представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и
российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению;
уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде.
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4.
Сформированность целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5.
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку,
его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность
и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа
партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога,
готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
6.
Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной
жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами
обучающиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей
действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации
совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как
равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации
деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов
реализации собственного лидерского потенциала).
7.
Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
8.
Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера
(способность понимать художественные произведения, отражающие разные
этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства
организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира;
способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в
художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
9.
Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях
(готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом,
к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты, включают освоенные учащимися межпредметные понятия
и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Условием формирования межпредметных понятий (система, факт, закономерность,
феномен, анализ, синтез) является овладение обучающимися основами смыслового чтения
и приобретение навыков работы с информацией (читательской компетенции) и участие в
проектной деятельности.
В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством
осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования,
осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе
досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом
мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».
При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые на
первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание
выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде
плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и
диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения всех учебных предметов, обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной
деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению
наиболее приемлемого решения.
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые
задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
• анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
• идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
• выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
• ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
• формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
• обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и
обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
• определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
• обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
• определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
• выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
• выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для
решения задачи/достижения цели;
• составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
• определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
• описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии
решения практических задач определенного класса;
• планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3. Умение самостоятельно соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
• систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
• отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
• оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия
планируемого результата;
• находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся
ситуации и/или при отсутствии планируемого
результата;
• работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе ана-
лиза изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
• устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
• сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4. Умение самостоятельно оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Обучающийся сможет:
• определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
• анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для
выполнения учебной задачи;
• свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из
цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
• оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
• обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
• фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
• демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
6. Умение строить умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать
выводы.
Обучающийся сможет:
• самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и
применять способ проверки достоверности информации;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной
и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
• выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее
вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
• делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
• анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации,
поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
• самостоятельно критически оценивать содержание и форму текста
9. Формирование и развитие умения применять экологическое мышление в профессио-
нальной ориентации.
Обучающийся сможет:
• выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные
работы.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и
других поисковых систем.
Обучающийся сможет:
• формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
• соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
11. Умение организовывать учебное сотрудничество.
Обучающийся сможет:
• организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
• устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи,
формы или содержания диалога.
12. Умение самостоятельно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Обучающийся сможет:
• определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
• отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими
людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
• представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
• соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
• высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в
рамках диалога;
• принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
• создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием
необходимых речевых средств;
• использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения
смысловых блоков своего выступления;
• использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
• делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после
завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
13. Умение самостоятельно формировать и развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).
Обучающийся сможет:
• создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные результаты:
Выпускник научится:
• выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы,
биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов;
• аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружаю-
щей среды;
• аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от
состояния окружающей среды;
• осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения
их принадлежности к определенной систематической группе;
• раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических объектов в природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;
• объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления особенностей их строения и функционирования;
• объяснять механизмы
наследственности и изменчивости,
возникновения
приспособленности, процесс видообразования;
• различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;
• сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения
на основе сравнения;
• устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем органов;
• использовать методы
биологической науки:
наблюдать
и описывать
биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
• знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать
и оценивать последствия деятельности человека в природе;
• описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных
растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах;
• находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах
информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов;
- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального
природопользования, и пути решения этих проблем;
• анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье человека;
• находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной литературе, специализированных биологических словарях, справочниках, Интернет
ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание,
эмоциональноценностное отношение к объектам живой природы);
• создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких
источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая
особенности аудитории сверстников;
• работать в группе сверстников при решении познавательных задач, связанных
с теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии, генетики, экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и
адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
2. Содержание курса внеурочной деятельности
Тема 1. Общая биология. Жизнь, её свойства, уровни организации, происхождение жизни. 2ч
Биология — наука, исследующая жизнь. Предмет и методы биологии, свойства живой материи. История развития биологии как науки с античных времен до наших дней. Уровни организации живой материи. Происхождение жизни на Земле. Роль биологии в практической деятельности людей
Решение типовых заданий ОГЭ по теме: «Биология — наука о живом мире»
Основные виды деятельности: Индивидуальное, коллективное, групповое решение экспериментальных и текстовых задач различной трудности
Формы: практические занятия
Тема 2. Химический состав живых организмов 2ч
Особенности химического состава живой клетки и его сходство у разных типов клеток. Неорганические и органические вещества
клетки. Содержание воды, минеральных солей, углеводов, липидов, белков в клетке и организме. Их функции в жизнедеятельности клетки
Решение типовых заданий ОГЭ по теме: «Химический состав живых организмов»
Основные виды деятельности: Индивидуальное, коллективное, групповое решение экспериментальных и текстовых задач различной трудности
Формы: практические занятия
Тема 3. Строение клетки 2ч
Основные различия клеток прокариот и эукариот. Строение клетки: клеточная оболочка, цитоплазма, одномембранные, двумембранные и немембранные органоиды клетки
Решение типовых заданий ОГЭ по теме: «Строение клетки»
Основные виды деятельности: Индивидуальное, коллективное, групповое решение экспериментальных и текстовых задач различной трудности
Формы: практические занятия
Тема 4. Обмен веществ и превращение энергии.2ч
Понятие о метаболизме - ассимиляция (пластический обмен), диссимиляция (энергетический
обмен) Этапы пластического и энергетического обмена. АТФ и её роль в метаболизме
Решение типовых заданий ОГЭ по теме: «Обмен веществ и превращение энергии»
Основные виды деятельности: Индивидуальное, коллективное, групповое решение экспериментальных и текстовых задач различной трудности
Формы: практические занятия
Тема 5. Размножение и индивидуальное развитие организмов.2ч
Типы размножения: половое и бесполое. Особенности полового размножения. Бесполое размножение: вегетативное, образование спор, деление клетки надвое. Биологическое значение
полового и бесполого размножения. Смена поколений — бесполого и полового — у животных и растений. Размножение клетки путём деления — общее свойство клеток одноклеточных и многоклеточных организмов. Клеточное деление у прокариот — деление клетки
надвое. Деление клетки у эукариот. Митоз. Фазы митоза. Жизненный цикл клетки.
Понятие об онтогенезе. Периоды онтогенеза: эмбриональный и постэмбриональный. Стадии
развития эмбриона. Особенности постэмбрионального развития. Развитие животных организмов с превращением и без превращения
Решение типовых заданий ОГЭ по теме: «Размножение и индивидуальное развитие организмов»
Основные виды деятельности: Индивидуальное, коллективное, групповое решение экспериментальных и текстовых задач различной трудности
Формы: практические занятия
Тема 6. Генетика и селекция.2ч
Понятие о наследственности и изменчивости. Законы Менделя. Дигибридное и моногибридное скрещивание. Решение задач на моногибридное и дигибридное скрещивание
Особенности наследования признаков, сцепленных с полом. Аутосомы, гетерохромосомы,
гетерогаметный пол, гомогаметный пол. Практическое значение знаний о сцепленном с полом наследовании для человека. Хромосомное определение пола.
Методы генетики. Цели и задачи селекции. Одомашнивание, селекция. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Учение о центрах происхождения культурных
растений. Гетерозис, гибридизация, отбор, порода, сорт. Виды отбора. Типы скрещивания.
Отдалённая гибридизация у растений и животных. Искусственный мутагенез. Центры происхождения культурных растений.
Основные виды деятельности: Индивидуальное, коллективное, групповое решение экспериментальных и текстовых задач различной трудности
Решение типовых заданий ОГЭ по теме: «Генетика и селекция»
Формы: практические занятия
Тема7. Эволюция.2ч
Эволюционное учение Ч.Дарвина. Доказательства эволюции природных видов. Борьба за
существование, ее формы. Предпосылки возникновения жизни на Земле. Эволюция органического мира. Развитие представлений о происхождении человека. Религия и
наука о происхождении человека. Место человека в системе животного мира. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Основные этапы антропогенеза.
Решение типовых заданий ОГЭ по теме: «Эволюция»
Основные виды деятельности: Индивидуальное, коллективное, групповое решение экспериментальных и текстовых задач различной трудности
Формы: практические занятия
Тема 8. Экология и учение о биосфере2ч
История экологии. Предмет, задачи и методы исследований современной экологии. Экологические факторы. Популяции. Экологические системы. Биосфера – живая оболочка планеты. Понятие о биосфере. В.И.Вернадский.
Решение типовых заданий ОГЭ по теме: «Экология и учение о биосфере»
Основные виды деятельности: Индивидуальное, коллективное, групповое решение экспериментальных и текстовых задач различной трудности
Формы: практические занятия
Тема 9. Многообразие живых организмов 10ч
Царства клеточных организмов: бактерий, грибов, растений и животных. Общая характеристика вирусов. Общая характеристика бактерий. Общая характеристика грибов. Микориза.
Общая характеристика лишайников.
Решение типовых заданий ОГЭ по теме: «Вирусы. Бактерии. Грибы. Лишайники»
Царства живой природы. Наука о растениях — ботаника. Ткани и органы высших растений:
вегетативные органы и генеративные органы высших растений. Классификация растений.
Вид как единица классификации. Группы царства Растения. Общая характеристика, строение, размножение водорослей. Разнообразие водорослей. Отделы: Зелёные, Красные, Бурые
водоросли. Значение водорослей в природе. Использование водорослей человеком.
Подцарство высшие растения: споровые, семенные растения. Отделы: голосеменные и покрытосеменные растения. Семейства класса Однодольные. Семейства класса Двудольные
Решение типовых заданий ОГЭ по теме: «Царство растения»
Зоология- наука о животных. Морфология, анатомия, физиология, экология, палеонтология,
этология. Сходство и различие животных и растений. Животные ткани, органы и системы
органов животных. Многообразие и классификация животных. Систематика. Вид. Популяция. Систематические группы. Происхождение простейших. Значение простейших в природе
и жизни человека. Пути заражения человека и животных паразитическими простейшими.
Меры профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными
Строение, жизнедеятельность и разнообразие кишечнополостных. Общая характеристика
червей. Пути заражения человека и животных паразитическими червями. Меры профилактики заражения.
Многообразие и особенности строения моллюсков. Происхождение моллюсков и их значение в природе и жизни человека. Среды жизни, происхождение и особенности строения членистоногих. Охрана членистоногих.
Тип Хордовые: класс Ланцетники, Рыбы Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие. Общая характеристика, особенности строения и происхождения.
Решение типовых заданий ОГЭ по теме: «Царство животные»
Основные виды деятельности: Индивидуальное, коллективное, групповое решение экспериментальных и текстовых задач различной трудности
Формы: практические занятия
Тема 10. Человек и его здоровье.3ч
Ткани, органы, регуляция жизнедеятельности. Опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, выделительная и кровеносная система человека. Кожа и её производные
Нервная система и высшая нервная деятельность человека. Органы чувств. Анализаторы.
Железы внутренней и внешней секреции
Решение типовых заданий ОГЭ по теме: «Человек и его здоровье»
Основные виды деятельности: Индивидуальное, коллективное, групповое решение экспериментальных и текстовых задач различной трудности
Формы: практические занятия
Тема 11. Решение тестовых заданий ОГЭ прошлых лет2ч
Решение тестовых заданий ОГЭ прошлых лет
Основные виды деятельности: Индивидуальное, коллективное, групповое решение экспериментальных и текстовых задач различной трудности
Формы: практические занятия
Резерв 1час
3. Тематическое планирование
Содержание курса
Общая биология. Жизнь, её свойства, уровни организации, происхождение жизни.
Химический состав живых организмов
Строение клетки
Обмен веществ и превращение энергии.
Размножение и индивидуальное развитие организмов.
Генетика и селекция.
Эволюция.
Экология и учение о биосфере
Многообразие живых организмов
Человек и его здоровье.
Решение тестовых заданий ОГЭ прошлых лет
Резерв
ИТОГО
Количество часов
2ч
2ч
2ч
2ч
2ч
4ч
2ч
2ч
10 ч
3ч
2ч
1ч
34 ч
3. Тематическое планирование
№ Тема урока
Количество чап/п
сов
Общая биология. Жизнь, её свойства, уровни организации, происхождение жизни.
1
Вводное занятие. Биология — наука о живом мире
2
Решение типовых заданий ОГЭ
1
Химический состав живых организмов
3
Элементный химический и молекулярный состав.
1
4
Решение типовых заданий ОГЭ
1
Строение клетки
5
Типы клеточной организации. Органоиды клетки и их функции
1
6
Решение типовых заданий ОГЭ
Обмен веществ и превращение энергии.
7
Типы питания живых организмов. Метаболизм.
8
Решение типовых заданий ОГЭ
Размножение и индивидуальное развитие организмов.
9
Воспроизведение клеток: митоз, мейоз. Размножение и индивидуальное развитие организмов.
10 Решение типовых заданий ОГЭ
Генетика и селекция.
11 Наследственность и изменчивость. Законы Менделя.
12 Генетика пола, сцепленное с полом наследование. Решение задач
на генетику пола
13 Методы генетики. Селекция, центры происхождения культурных
растений.
14 Решение типовых заданий ОГЭ
Эволюция
15 Эволюционное учение Ч. Дарвина Развитие органического мира.
Происхождение человека.
16 Решение типовых заданий ОГЭ
Экология и учение о биосфере
17 Экологические факторы. Популяции. Экологические системы. Понятие о биосфере.
18 Решение типовых заданий ОГЭ
Многообразие живых организмов
19 Вирусы. Бактерии. Грибы. Лишайники.
20 Решение типовых заданий ОГЭ
21 Подцарство низшие растения, водоросли. Ткани и органы высших
растений: вегетативные органы и генеративные органы высших
растений.
22 Подцарство высшие растения
23 Решение типовых заданий ОГЭ
24 Подцарство Простейшие (Одноклеточные)
25 Подцарство Многоклеточные, тип Кишечнополостные, Черви
26 Тип Моллюски. Тип Членистоногие: Класс Ракообразные, Класс
Паукообразные, Класс Насекомые.
27 Тип Хордовые:
28 Решение типовых заданий ОГЭ
Человек и его здоровье.
29 Системы органов в организме человека
30 Системы органов в организме человека
31 Решение типовых заданий ОГЭ
Решение тестовых заданий ОГЭ прошлых лет
32 Решение тестовых заданий ОГЭ прошлых лет 1 часть
33 Решение тестовых заданий ОГЭ прошлых лет 2 часть
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1