практическая химия 10-11 кл

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Практическая химия» для основного
общего образования составлена на основе следующих документов:
1) Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г.
№273-ФЗ.
2) Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: постановление
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010
г. № 189, г. Москва; зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.
3) Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к
использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих
образовательные программы общего образования и имеющих государственную
аккредитацию приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19
декабря 2012 г. № 1067, г. Москва.
4) Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего
образования: приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010г. № 1897.
5) Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. №1644 «О
внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17 декабря 2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования»
6) Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ
«Шумиловская СОШ».
7) Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: письмо
департамента общего образования Министерства образования и науки Российской
Федерации от 01 ноября 2011г. № 03-776.
8) Примерная основная образовательная программа основного общего образования
одобрено Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию.
Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на
достижение следующих целей:
• освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической
символике;
• овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический
эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений
химических реакций;
• развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе
проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в
соответствии с возникающими жизненными потребностями;
• воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов
естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
• применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и
материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в
повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и
окружающей среде.
В целях развития химического взгляда на мир в курсе проводятся широкие корреляции
между полученными учащимися в классе элементарными химическими знаниями и
свойствами тех объектов, которые известны школьникам в повседневной жизни, но до
этого воспринимались ими лишь на бытовом уровне. В программе расширен круг
объектов, которые описываются и обсуждаются лишь на качественном уровне, не
прибегая к громоздким химическим уравнениям и сложным формулам. Авторы обращают
большое внимание на стиль изложения, который позволяет вводить и обсуждать
химические понятия и термины в живой и наглядной форме. В этой связи постоянно

подчеркиваются межпредметные связи химии с естественными и гуманитарными
науками.
Реализация рабочей программы по химии для основного общего образования
предусматривает использование цифрового оборудования образовательного Центра
«Точка роста».
Пояснительная записка

•
•
•

•
•
•
•

•
•
•
•
•
•
•
•

•
•
•
•

•
•

•

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностными результатами являются:
в ценностно-ориентационной сфере: чувство гордости за российскую науку, отношение к
труду, целеустремленность, самоконтроль и самооценка;
в трудовой сфере: готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной
траектории;
в познавательной сфере: мотивация учения, умение управлять своей познавательной
деятельности.
Предметными результатами освоения программы являются:
в познавательной сфере:
описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные химические эксперименты;
классифицировать изученные объекты и явления;
давать определения изученных понятий;
описывать и различать изученные вещества, применяемые в повседневной жизни;
структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других
источников;
делать выводы и умозаключения из наблюдений; безопасно обращаться веществами.
в трудовой сфере:
планировать и осуществлять самостоятельную работу по повторению и освоению
теоретической части,
планировать и проводить химический эксперимент; использовать вещества в соответствии
с их предназначением и свойствами.
в ценностно-ориентационной сфере:
Анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и
производственной деятельности человека.
в сфере безопасности жизнедеятельности:
оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с
веществами и лабораторным оборудованием.
Метапредметными результатами являются:
умение определять средства, генерировать идеи, необходимые для их реализации;
владение универсальными естественнонаучными способами деятельности: измерение,
наблюдение, эксперимент, учебное исследование;
умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и
применять их на практике;
использовать различные источники для получения химической информации.
Освоение программы внеурочной деятельности обучающимися позволит получить
следующие результаты:
В сфере развития личностных универсальных учебных действий в рамках:
Когнитивного компонента будут сформированы:
экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях;
правил поведения в чрезвычайных ситуациях;
основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных
отношений и взаимодействий.
Деятельностного компонента будут сформированы:
умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и
принятия;

•
•
•
•
•

•
•
•
•
•

•
•
•

•
•
•
•
•

•
•
•
•
•

•
•

•
•

устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции
познавательного мотива;
готовность выбора профильного образования.
Ценностного и эмоционального компонентов будет сформирована:
потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании. Обучающийся
получит возможность для формирования:
готовности к самообразованию и самовоспитанию;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.
В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий обучающийся
Научится:
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных
учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в
познавательную;
планировать пути достижения целей.
Получить возможность научиться:
при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и
средства их достижения;
самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.
В сфере развития познавательных универсальных учебных действий обучающийся
Научится:
проводить наблюдения и эксперимент под руководством учителя;
основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
интернета.
Получит возможность научиться:
самостоятельно проводить исследования на основе применения методов наблюдения и
эксперимента;
ставить проблему, аргументировать ее актуальность;
организовать исследование с целью проверки гипотезы;
выдвигать гипотезы о связях и закономерностях процессов;
делать умозаключения и выводы на основе аргументации.
В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий обучающийся
Научится:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач; владеть устной и письменной речью;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
строить монологическое контекстное высказывание;
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со
сверстниками и взрослыми.
Получить возможность научиться:
оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной
деятельности;
брать на себя инициативу в организации совместного действия.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Вещества (11ч)
Немного из истории химии. Химия вчера, сегодня, завтра. Вещество, физические свойства
веществ. Отличие чистых веществ от смесей. Способы разделения смесей.
Практическая работа №1 «Чистые вещества и смеси»
Практическая работа №2 «Очистка воды от растворимых примесей»
Химические реакции (16ч)

•
•
•
•
•

•
•
•
•
•

•
•
•

Признаки химических реакций. Классификация химических реакций по различным
признакам. Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Реакции
ионного
обмена.
Окислительно-восстановительные
реакции.
Окислители
и
восстановители.
Практическая работа № 3 «Электролитическая диссоциация»
Практическая работа № 4 «Сильные и слабые электролиты»
Практическая работа №5 «Влияние температуры на диссоциацию»
Практическая работа №6 «Влияние концентрации раствора на диссоциацию»
Практическая работа №7 «Влияние растворителя на диссоциацию»
Металлы (24 ч)
Характеристика металлов главных подгрупп и их соединений.
Общая характеристика металлов главных подгрупп I-III групп в связи с их положением в
периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева и особенности строения
их атомов. Характерные химические свойства простых веществ и соединений металлов щелочных, щелочноземельных. Характеристика переходных элементов - меди, железа,
алюминия по их положению в периодической системе химических элементов Д.И.
Менделеева и особенностям строения их атомов. Металлы в природе: руды чёрных,
цветных, драгоценных металлов. Характерные металлические, физические и химические
свойства, внутреннее строение металлов. Понятие активных и пассивных металлов.
Польза и вред металлов для человека.
Электрохимический ряд напряжений металлов. Коррозия металлов. Механизм коррозии
металлов. Классификация коррозии металлов. Способы защиты от коррозии.
Антикоррозийные покрытия. Сплавы. Реакции ОВР с участием металлов и их соединений.
Практическая работа №8 «Изучение физических свойств металлов»
Практическая работа №9 «Изучение физических свойств металлов»
Практическая работа №10 «Экзотермические реакции»
Практическая работа № 11 «Эндотермические реакции»
Практическая работа № 12 «Качественные реакции на ионы металлов»
Неметаллы (32ч)
Неметаллы в природе. Использование природных ресурсов.
Строение атомов неметаллов. Строения молекул неметаллов. Физические свойства
неметаллов. Состав и свойства простых веществ - неметаллов.
Ряд электроотрицательности неметаллов. Химические свойства неметаллов.
Практическая шкала электроотрицательности атомов. Неметаллы - окислители и
восстановители. Взаимодействие с простых и сложных веществ. Общая характеристика
неметаллов главных подгрупп IV-VII групп в связи с их положением в периодической
системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов.
Характерные химические свойства простых веществ и соединений неметаллов галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния.
Решение заданий на составление уравнений химических реакций.
Практическая работа №13 «Плавление и кристаллизация серы»
Практическая работа №14 «Дегидратация солей»
Практическая работа № 15 «Экспериментальные задачи по распознаванию и получению
веществ»
Химия и здоровье (9 ч)
Состав и средства современных и старинных средств гигиены, роль химических знаний в
грамотном выборе этих средств; полезные советы по уходу за полостью рта. Основные
составляющие здорового образа жизни. Правила поддержания здорового образа жизни.
Роль химических знаний при анализе взаимодействия организма с внешней средой.
Химия и экология (10 ч)
Основные виды загрязнений атмосферы и их источники. Вода. Вода в масштабах планеты.
Очистка питьевой воды. Парниковый эффект, глобальное потепление климата и их

•
•

возможные последствия. Озоновый слой и его значение для жизни на Земле. Защита
атмосферы от загрязнения.
Нефть и нефтепродукты. Нефть как топливо. Загрязнения мировых водоемов. Личная
ответственность каждого человека за безопасную окружающую среду.
Практическая работа № 16 «Определение pH растворов»
Практическая работа №17 «Пересыщенные растворы»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п

Раздел, тема

Количество часов

1

Вещества

11

2

Химические реакции

16

3

Металлы

24

4

Неметаллы

32

5

Химия и здоровье

9

8

Химия и экология

10

ИТОГО

102

Формы работы

Практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс -исследование,
коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа,
защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Коллективные формы используются при изучении теоретических сведений.
Методы и приемы.
Программа предусматривает применение различных методов и приемов, что
позволяет сделать обучение эффективным и интересным:
• сенсорного восприятия (лекции, просмотр видеофильмов, СД);
• практические (лабораторные работы, эксперименты);
• коммуникативные (дискуссии, беседы, ролевые игры); • комбинированные
(самостоятельная работа учащихся, экскурсии, инсценировки);
• проблемный (создание на уроке проблемной ситуации).

10 класс
1-5

Техника безопасности в
работе
с
оборудованием.
Металлы в природе:
руды чёрных, цветных,
драгоценных металлов.
Характерные
металлические,
физические
и
химические
свойства,
внутреннее
строение
металлов.
Практическая работа
№9
«Изучение
физических
свойств
металлов»
активных
и
6-7 Понятие
пассивных
металлов.
Польза и вред металлов
для человека.
8-12 Электрохимический ряд
напряжений металлов.
Коррозия
металлов.
Механизм
коррозии
металлов.
Классификация
коррозии
металлов.
Способы защиты от
коррозии.
Антикоррозийные
покрытия. Сплавы.
Практическая работа
№10 «Экзотермические
реакции»
Практическая работа
№
11
«Эндотермические
реакции»
13-14 Реакции ОВР с
участием
металлов и
их
соединений
15-17 Практическая
работа
№
12
«Качественные
реакции на ионы
металлов»

5

Исследовать свойства изучаемых веществ.
Объяснять
зависимость
физических
и
химических
свойств металлов от вида
химической связи между их атомами.
Уметь работать с цифровой лабораторией
по химии (базовый уровень), комплектом
посуды и оборудования, комплектом
химических реактивов для выполнения
практической работы

2

Иметь представление об активных и пассивных
металлах, знать о пользе и вреде металлов для
человека

5

Иметь общие представления о коррозии, ее
видах и механизмах протекания реакций,
способах защиты металлов от коррозии.

Уметь работать с цифровой лабораторией по
химии (базовый уровень), комплектом посуды
и оборудования, комплектом химических
реактивов для выполнения практической
работы

2

3

Уметь
определять
окислительновосстановительные реакции, расставлять степени
окисления элементов, составлять электронный
баланс, уравнивать реакции
Уметь работать с цифровой лабораторией по
химии (базовый уровень), комплектом посуды
и оборудования, комплектом химических
реактивов для выполнения практической
работы

Неметаллы 32 часа
Неметаллы в природе.
18
Использование
природных ресурсов.
атомов
19-20 Строение
неметаллов.

21-22 Физические
неметаллов.

свойства

23-24 Состав и свойства
простых веществ–
неметаллов.

25

Ряд
электроотрицательности
неметаллов.

26-28 Химические
неметаллов

29

Практическая шкала
электроотрицательности
атомов

30-32 Неметаллы
окислители
восстановители.
Взаимодействие
простыми
сложными
веществами
33

свойства

–
и

1
2

2

2

1

3

1

3

с
и

Общая характеристика
неметаллов
главных
подгрупп IV–VII групп
в связи с их положением
в периодической системе
химических элементов
Д.И.
Менделеева
и
особенностями строения

1

Знать о том, где встречаются неметаллы в
природе, как используются природные ресурсы
человеком.
Объяснять закономерности изменения свойств
галогенов по периоду и в А-группах.
Описывать
свойства
простых
веществ
неметаллов в ходе демонстрационного и
лабораторного эксперимента и строение атомов
неметаллов.
Объяснять закономерности изменения свойств
галогенов по периоду и в А-группах.
Описывать
свойства
простых
веществ
неметаллов в ходе демонстрационного и
лабораторного эксперимента.
Соблюдать технику безопасности.
Объяснять закономерности изменения свойств
галогенов по периоду и в А-группах.
Описывать свойства простых
веществ
неметаллов в ходе демонстрационного и
лабораторного эксперимента.
Соблюдать технику безопасности.
Иметь
представление
о
шкале
электроотрицательности атомов, использовать
при изучении характерных свойств атомов
неметаллов.
Объяснять закономерности изменения свойств
галогенов по периоду и в А-группах.
Описывать химические свойства простых
веществ неметаллов в ходе демонстрационного и
лабораторного эксперимента.
Соблюдать технику безопасности.
Иметь
представление
о
шкале
электроотрицательности атомов, использовать
при изучении характерных свойств атомов
неметаллов.
Объяснять закономерности изменения
свойств галогенов по периоду и в Агруппах.
Описывать свойства веществ в ходе
демонстрационного и лабораторного
эксперимента.
Соблюдать технику безопасности.
Объяснять закономерности изменения свойств
неметаллов в периодах и А-группах.
Характеризовать галогены на основе их
положения в периодической системе Д.И.
Менделеева и особенности строения их
атомов.
Объяснять закономерности изменения свойств
галогенов по периоду и в А-группах.

их
атомов.
34

Защита
исследовательских работ

1
11 класс

Инструктаж по технике
безопасности.
Характерные
химические
свойства
простых
веществ
и
соединений неметаллов галогенов,
кислорода,
серы, азота, фосфора,
углерода,
кремния.
Практическая
работа
№13
«Плавление
и
кристаллизация серы»
Практическая
работа
№14
«Дегидратация
солей»

6

Объяснять закономерности изменения свойств
галогенов по периоду и в А-группах.
Описывать
свойства веществ в ходе
демонстрационного
и
лабораторного
эксперимента.
Соблюдать технику безопасности.
Уметь работать с цифровой лабораторией по
химии (базовый уровень), комплектом
посуды
и
оборудования,
комплектом
химических реактивов для выполнения
практической работы

3

10-15 Практическая работа
№
15
«Экспериментальные
задачи
по
распознаванию
и
получению веществ»
Химия и здоровье 9 часов

6

Уметь работать с цифровой лабораторией
по химии (базовый уровень), комплектом
посуды и оборудования, комплектом
химических реактивов для выполнения
практической работы
Уметь работать с цифровой лабораторией по
химии (базовый уровень), комплектом посуды
и оборудования, комплектом химических
реактивов для выполнения практической
работы

16-19 Состав
и
средства
современных
и
старинных
средств
гигиены,
роль
химических знаний в
грамотном выборе этих
средств;
полезные
советы по уходу за
полостью рта.
20-24 Основные составляющие
здорового образа жизни.
Правила
поддержания
здорового образа жизни.
Роль химических знаний
при
анализе
взаимодействия
организма с внешней
средой

4

Обосновывать с химической точки зрения
правила
гигиены
кожи.
Применять
в
повседневной жизни гигиенические требования
к одежде и обуви, правила ухода за волосами,
ногтями. Устанавливать причины заболеваний.
Прогнозировать последствия нарушения норм и
правил личной гигиены

5

На личном опыте уметь доказывать роль ЗОЖ в
жизни человека, общества, страны. Уметь
выделять основные составляющие здорового
образа жизни.

1-6

7-9

Химия и экология 10 часов
виды
25-26 Основные
загрязнений атмосферы
и их источники.
27-32 Вода. Вода в
масштабах
планеты.
Очистка
питьевой воды.
Практическая работа №
16
«Определение pH
растворов»
Практическая
работа
№17
«Пересыщенные
растворы»

33

34

Парниковый
эффект,
глобальное потепление
климата и их возможные
последствия. Озоновый
слой и его значение для
жизни на Земле. Защита
атмосферы
от
загрязнения.
Нефть и нефтепродукты.
Нефть
как
топливо.
Загрязнения
мировых
водоемов.
Личная
ответственность каждого
человека за безопасную
окружающую среду.
Защита
творческих
работ
и
исследовательских
проектов.
ИТОГО

2

Иметь представление об основных видах и
источниках загрязнений атмосферы

6

Исследовать свойства изучаемых веществ.
Наблюдать
физические
и
химические
превращения изучаемых веществ.
Описывать химические реакции, наблюдаемые в
ходе демонстрационного и лабораторного
эксперимента.
Делать выводы из результатов проведённых
химических опытов.
Уметь работать с цифровой лабораторией по
химии (базовый уровень), комплектом
посуды
и
оборудования,
комплектом
химических реактивов для выполнения
практической работы
Знать об особенностях парникового эффекта,
глобальном потеплении климата и их возможных
последствиях.
Иметь представление об озоновом слое и его
значении для жизни на Земле.

1

1

102ч

Знать об основных нефтепродуктах, способах
добычи нефти и применение нефти как топливо.
Иметь представление об охране окружающей
среды и знать, какую ответственность несёт
человек за безопасную окружающую среду.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 01.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(904)147-15-73

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».