Русское правописание (ф)

Рабочая программа по факультативному курсу
«Русское правописание: орфография и пунктуация»
для 10-11 классов (ФГОС СОО)
Пояснительная записка
Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии
культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией
предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение
применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать
смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Именно поэтому
программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом,
особенностям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета,
использующимися в письменной речи.
Особенностью данной системы обучения является опора на языковое чутье учащихся,
целенаправленное развитие лингвистической интуиции. В связи с этим основными
направлениями в работе становятся, во-первых, усиленное внимание к семантической
стороне анализируемого явления (слова, предложения), что обеспечивает безошибочное
применение того или иного правила без искажения смысла высказывания. Во-вторых,
опора на этимологический анализ при обучении орфографии, который держится на
языковом чутье и удовлетворяет естественную, неистребимую потребность каждого
человека разгадать тайну рождения слова, понять его истоки. В-третьих, важнейшим
направлением в обучении становится систематизация и обобщение знаний в области
правописания и формирование умения ориентироваться в орфографии и пунктуации,
учитывая их системность, логику, существующую взаимосвязь между различными
элементами (принципы написания, правила, группы и варианты орфограмм, пунктограмм
и т.п.).
Программа дает представление о том, как нужно распределить материал по темам, какую
последовательность изучения правил избрать, чтобы в результате обучения у
старшеклассников укрепилась уверенность в целесообразности системы русского
правописания, в его мотивированности, логичности (несмотря на некоторые нарушения
общих орфографических и пунктуационных закономерностей).
На этой базе формируется умение ориентироваться в многообразных явлениях письма,
правильно выбирать из десятков правил именно то , что соответствует данной орфограмме
и пунктограмме. Такое умение значительно облегчает задачу усвоения самих правил, так
как заставляет в разных орфографических (пунктуационных) фактах видеть общие и
отличительные свойства, вооружает системой обобщающих правил, которые поглощают
несколько частных, заставляют глубже осмыслить полученные ранее сведения из разных
областей лингвистики и умело пользоваться этой информацией при выборе правильного
написания.
Для того чтобы полностью воплотить идею систематизации знаний и совершенствования
на этой основе соответствующих умений, предлагается изолированное изучение каждой
части русского правописания: орфография – 10 класс, пунктуация – 11 класс. Такой
подход, разумеется не исключает, а наоборот предусматривает попутное повторение
важных пунктуационных правил при рассмотрении орфографической системы, а в
процессе обучения пунктуации – совершенствование орфографических умений.
Для достижения основных целей курса необходимо пользоваться наиболее эффективными
приемами, которые помогают реализовать указанные направления в обучении. Это
прежде всего работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации;

семантический анализ высказывания и поиск адекватных языковых средств для
выражения смысла средствами письма; работа с разнообразными лингвистическими
словарями ( в том числе и этимологическим, который в краткой форме дает информацию
:не только о происхождении слова, но и объясняет, мотивирует его написание)) кроме
того, значительными обучающими возможностями обладает такой прием, как
орфографический анализ структурно-словообразовательных схем слова или морфемнословообразовательных моделей. Такой анализ развивает языковую догадку, способность
предвидеть орфографические затруднения, вызванные морфемной особенностью того
словообразовательного образца, которому соответствует данное слово и десятки других
слов этой группы.
Чтобы добиться хороших результатов, необходимо также иметь ввиду, что успешность
обучения орфографии во многом зависит от общего уровня речевого развития
старшеклассника и прежде всего от владения видами речевой деятельности: осмысленным
и точным пониманием чужого высказывания (аудирование, чтение); свободным и
правильным выражением собственных мыслей в устной и письменной речи (говорение,
письмо) с учетом разных ситуаций общения и в соответствии с нормами литературного
языка. Русское правописание может быть освоено в процессе совершенствования,
обогащения всего строя речи старшеклассника, в результате овладения всеми видами
речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи.
Коммуникативно-деятельностный подход к совершенствованию правописных умений и
навыков способствует активному развитию грамотности в широком смысле этого слова –
функциональной грамотности, то есть способности извлекать, понимать, передавать,
эффективно использовать полученную разными способами текстовую информацию (в том
числе и представленную в виде правила правописания), а также связно, полно,
последовательно, логично, выразительно излагать мысли в соответствии с определенной
коммуникативной задачей и нормативными требованиями к речевому высказыванию (в
том числе и правописными)

Общая характеристика учебного курса
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он
является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и
усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством
приобщения кбогатствам русской культуры и литературы.
Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание
правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая
речевую
ситуацию и необходимость как можно точнее передать смысл высказывания,
используя при этом возможности письма. Именно поэтому программа уделяет
особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенностям
письменного общения, а такжеспецифическим элементам речевого этикета,
использующимся в письменной речи.
Особенностью программы является опора на языковое чутьё учащихся,
целенаправленное развитие лингвистической интуиции. В связи с этим, основными
направлениями в работе становятся, во-первых, усиленное внимание к семантической
стороне анализируемого явления (слова, предложения), что обеспечивает
безошибочноеприменение того или иного правила без искажения смысла

высказывания. Во-вторых, опора на этимологический анализ при обучении
орфографии, который держится на
языковом чутье и удовлетворяет естественную потребность каждого человека
разгадать тайну рождения слова, понять его истоки. Эта «этимологическая
рефлексия» (Г.О.Винокур) становится надёжным помощником в процессе
формирования системы правописных умений и навыков. И, наконец, важнейшим
направлением в обучении становится систематизация и обобщение знаний в области
правописания и формированиеумения ориентироваться в орфографии и пунктуации,
учитывая их системность, логику, существующую взаимосвязь между различными
элементами написания, правила, группыи варианты орфограмм, пунктограмм и т.п.
Программа даёт представление о том, как нужно распределить материал по
темам,какую последовательность изучения правил избрать, чтобы в результате
обучения у старшеклассников укрепилась уверенность в целесообразности
системы русского правописания, в его мотивированности, логичности.
Для того чтобы полностью воплотить идею систематизации знаний и
совершенствования на этой основе соответствующих умения, предлагается
изолированноеизучение каждой части русского правописания: орфографии – 10
класс, пунктуации – 11 класс. Такой подход, разумеется, не исключает, а, напротив,
предусматривает попутное повторение важных пунктуационных правил при
рассмотрении орфографической системы, а в процессе обучения пунктуации –
совершенствование орфографических умений.
Чтобы добиться хороших результатов, необходимо также иметь в виду, что
успешностьобучения орфографии во многом зависит от общего уровня речевого
развития старшеклассника и прежде всего от владения видами речевой деятельности:
осмысленными точным пониманием чужого высказывания (аудирование, чтение);
свободным и правильным выражением собственных мыслей в устной и письменной
форме (говорение, письмо) с учётом разных ситуаций общения и в соответствии с
нормами литературного
языка. Русское правописание может быть освоено в процессе
совершенствования, обогащения всего строя речи старшеклассника, в результате
овладения всеми видамиречевой деятельности в их единстве и взаимосвязи.
Цель:
Углубление знаний учащихся по фонетике и графике, лексике и
фразеологии, грамматике и правописанию через повышение грамотности
учеников, развитиекультуры письменной речи.
Задачи:
• Закрепить и углубить знания, развить умения обучающихся по фонетике и
графике,лексике и фразеологии, грамматике и правописанию;
•
•
•
•

Совершенствовать орфографическую и пунктуационную
грамотностьобучающихся;
Закрепить и расширить знания обучающихся о тексте, совершенствуя в то же
времянавыки конструирования текстов;
Обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с
одновременным расширением знаний обучающихся о стилях, их
признаках,правилах их использования;
Обеспечить практическое использование лингвистических знаний и умений

•
•

•
•
•
•

на уроках литературы, а также восприятие обучающимися знаний и умений на
урокахлитературы, а также восприятие обучающимися содержания
художественного произведения через его языковую форму, художественную
ткань произведения;
Способствовать развитию речи и мышления обучающихся на
межпредметнойоснове;
Воспитывать сознательное отношение к языку как явлению культуры,
основномусредству общения и получения знаний в разных сферах
человеческой
деятельности;
Прививать интерес и любовь к русскому языку;
Воспитать человека, владеющего искусством речевого общения, культурой
устнойи письменной речи;
Развитие стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и
уменийв различных областях жизни;
Воспитать требовательность к себе, объективность в самооценке.

Формы проведения занятий
1. Эвристическая беседа.
2. Работа в парах.
3. Фронтальный опрос.
4. Индивидуальная.
Связь курса с воспитательной программой
Эстетическое воспитание – это формирование у школьников эстетического чувства, т.е.
представления о прекрасном в языке и речи. Умение видеть прекрасное, понимать и
ценить его по законам красоты необходимо каждому культурному человеку, потому,
развивая эстетическое чувство у обучающихся, школа готовит их к жизни, формируя тем
самым одно из основных качеств разносторонней личности. «Русское правописание:
орфография и синтаксис» как предмет изучения и объект овладения связан со всеми
сферами жизни человека, поэтому в нем в словесной форме отражаются и природа, и
общество, и личность человека, и искусство.

Планируемые результаты освоения факультативного курса
Личностные результаты освоения рабочей программы по "Русское
правописание: орфография и пунктуация" должны отражать готовность
обучающихся руководствоваться системойпозитивных ценностных
ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе
реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе
в части:образования должны отражать готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и
расширение опыта деятельности на её основе и в процессереализации
основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное
участие в жизни семьи, образовательной организации, местного
сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с
ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на
русском языке; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и
правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том
числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на
русском языке; готовность к разнообразной совместной деятельности,
стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в
школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной
деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство).
Патриотического воспитания: осознание российской гражданской
идентичности в
поликультурном и многоконфессиональном обществе,
понимание роли русского языка как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения народов России;
проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре
Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте
учебного предмета «Русский язык»; ценностное отношение к русскому
языку, к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству,
боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе
отражённым в художественных произведениях; уважение к символам
России, государственным праздникам, историческому и природному
наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в
родной стране. Духовно-нравственного воспитания: ориентация на
моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а
также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и
правовых нормс учётом осознания последствий поступков; активное
неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в
условиях индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов; понимание
эмоционального
воздействия
искусства;
осознание
важности
художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
осознание важности русского языка как средства коммуникации и
самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового
искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия: осознание ценности жизни с опорой на
собственный жизненный и читательский опыт; ответственное отношение к
своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и
отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и
неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков,
курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного
поведения в интернет-среде в процессе школьного языкового

образования; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и
меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в
том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать своё
эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других,
использовать адекватные языковые средства для выражения своего
состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных
произведений, написанных на русском языке; сформированность навыков
рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого
человека.
Трудового воспитания: установка на активное участие в решении
практических задач (в рамках семьи, школы, города, края)
технологической
и
социальной
направленности,
способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода
деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда
различного рода, в том числе на основе применения изучаемого
предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов,
журналистов, писателей; уважение к труду и результатам трудовой
деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной
траектории образования и жизненных планов с учётом личных и
общественных интересов и потребностей; умение рассказать о своих
планах на будущее.
Экологического воспитания: ориентация на применение знаний из области
социальных и естественных наук для решения задач в области
окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды; умение точно, логично выражать
свою точку зрения на экологические проблемы; повышение уровня
экологической культуры, осознание глобального характера экологических
проблем и путей их решения; активное неприятие действий,
приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при
знакомстве с литературными произведениями,
поднимающими
экологические
проблемы;
активное
неприятидействий,
приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как
гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред; готовность к участию в
практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную
систему научных представлений об основных закономерностях развития
человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и
социальной средой; закономерностях развития языка; овладение языковой
и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом
специфики школьного языкового образования; установка на осмысление
опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды: освоение обучающимися социального опыта,
основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения,
форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью,
группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в
рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной
среды; потребность во взаимодействии в условиях неопределённости,

открытость опыту и знаниям других; потребность в действии в условиях
неопределённости, в повышении уровня своей компетентности через
практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей,
получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции
из опыта других; необходимость в формировании новых знаний, умений
связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и
явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита
собственных знаний и компетенций, планирование своего развития;
умение
оперировать
основными
понятиями,
терминами
и
представлениями в области концепции устойчивого развития,
анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики,
оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду,
достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать
происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный,
речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как
вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать
принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и
последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в
сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий
успеха.

Метапредметные результаты:
- владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных
условиях:
разными видами чтения и аудирования; способностью адекватно понять
прочитанное или прослушанное высказывание и передать его содержание в соответствии
с коммуникативной задачей; умениями и навыка работы с научным текстом, с
различными источниками научно-технической информации;
умениями выступать перед аудиторией старшеклассников с докладом; защищать
реферат, проектную работу; участвовать в спорах, диспутах, свободно и правильно
излагая свои мысли в устной и письменной форме;
умениями строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со
сверстниками и взрослыми, учитывать разные мнения и интересы, обосновывать
собственную позицию, договариваться и приходить к общему решению; осуществлять
коммуникативную рефлексию;
разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления
ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на
определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в
совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать
и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной,
групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно
формулировать их в устной и письменной форме;
- способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в
разных областях современной науки, совершенствовать умение применять полученные
знания, умения и навыки языковых явлений на межпредметном уровне;
- готовность к получению высшего образования по избранному профилю,
подготовка к различным формам учебно-познавательно1 деятельности в вузе;

- овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях
неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе
индивидуальной, групповой, проектной деятельности.
Предметные результаты:
- использование языковых средств адекватно цели общения и речевой ситуации;
- использование знаний о формах русского языка (литературный язык, просторечие,
народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
- создание устных и письменных высказываний, монологических и диалогических
текстов
определенной
функционально-смысловой
принадлежности
(описание,
повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления,
лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
- выстраивание композиции текста;
- подбор и использование языковых средств в зависимости от типа текста;
- использование лексических и грамматических средств связи предложений при
построении текста;
- сознательное использование изобразительно-выразительных средств языка при
создании текстов разных жанров и стилей;
- использование при работе с текстом разных видов чтения (поисковое,
просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным
пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением
информации);
- анализ текста с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации, определение его темы, проблемы и основной мысли;
- извлечение необходимой информации из различных источников и перевод ее в
текстовый формат;
- преобразование текста в другие виды передачи информации;
- выбор темы, определение цели и подбор материала для публичного выступления;
- соблюдение культуры публичной речи;
- соблюдение в речевой практике основных орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических, орфографических и пунктуационных норм русского
литературного языка;
- оценивание собственной и чужой речи с позиции соответствия языковым нормам;
- использование основных нормативных словарей и справочников для оценки
устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам;
- распознавание уровней и единиц языка в предъявленном тексте и установление
взаимосвязи между ними.
Содержание факультативного курса
10 КЛАСС
(34ч)
Особенности письменного общения (2 ч)
Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. Единство двух
сторон общения: передача и восприятие смысла речи. Виды речевой деятельности:
говорение (передача смысла с помощью речевых сигналов в устной форме) — слушание
(восприятие речевых сигналов, принятых на слух); письмо (передача смысла с помощью
графических знаков) — чтение (смысловая расшифровка графических знаков). Формы
речевого общения: письменная и устная.
Речевая ситуация и языковой анализ речевого высказывания: от смысла -к средствам его
выраженияв устной речи - в письменной речи

Особенности письменной речи: использование для передачи мысли средств письма (букв,
знаков препинания, дефиса, пробела); ориентация на зрительное восприятие текста и
невозможность учитывать немедленную реакцию адресата; возможность возвращения к
написанному, совершенствования текста и т. д. Формы письменных высказываний и их
признаки (письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи, сочинения —
разные типы, конспекты, планы, рефераты и т. п.).
Возникновение и развитие письма как средства общения.
Орфография (32 ч)
Орфография как система правил правописания (2ч)
Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского правописания.
Некоторые сведения из истории русской орфографии.
Роль орфографии в письменном общении людей, ее возможности для более точной
передачи смысла речи.
Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста. Различные
способы передачи содержащейся в правиле информации: связный текст, план, тезисы,
схема, таблица, алгоритм и др.
Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них: 1)
правописание морфем («пиши морфему единообразно»); 2) слитные, дефисные и
раздельные написания («пиши слова отдельно друг от друга, а части слов слитно, реже —
через дефис»); 3) употребление прописных и строчных букв («пиши с прописной буквы
имена, собственные, со строчной — нарицательные»); 4) перенос слова («переноси слова
по слогам»).
Правописание морфем (18ч)
Система правил, связанных с правописанием морфем. Принцип единообразного
написания морфем — ведущий принцип русского правописания (морфематический).
Правописание корней. Система правил, регулирующих написание гласных и согласных
корня. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова,
Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; е и э в
заимствованных словах.
Правила, нарушающие единообразие написания корня (ы и и в корне после приставок);
понятие о фонетическом принципе написания.
Группы корней с чередованием гласных 1) -кас-//-кос-;
-лаг~//-лож-; -бир-//-6ер-; -пшр-//-тер-; -стил-//-стел-идр. (зависимость от глагольного
суффикса -а-); 2) -рост-//
-рос-; -скак-//-скоч- (зависимость от последующего согласного); 3) -гар-//-гор-; -твар-//твор-; -клан-//-клон-; -зар-//-зор- (зависимость от ударения); 4) корни с полногласными и
неполногласными сочетаниями оло//ла; оро//ра; ере//ре; ело//ле.
Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих; непроизносимых; удвоенных.
Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности (доска —
дощатый, очки — очечник).
Правописание иноязычных словообразовательных элементов (лог, фил, гео, фон и т. п.).
Правописание приставок. Деление приставок на группы, соотносимые с разными
принципами написания: 1) приставки на з//с — фонетический принцип; 2) все остальные
приставки (русские и иноязычные по происхождению) — морфематический принцип
написания. Роль смыслового анализа слова при различении приставок при- и пре-.
Правописание суффиксов. Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах
разных частей речи. Роль морфемно-словообразовательного анализа слова при выборе
правильного написания суффиксов.
Типичные суффиксы имён существительных и их написание:
-аръ-, -тель-, -ник-, -изн(а), -есть- (-ость-), -ени(е) и др. Различение суффиксов -чик- и щик- со значением лица. Суффиксы -ек- и -ик, -ец- и -иц- в именах существительных со
значением уменьшительности.

Типичные суффиксы прилагательных и их написание: -оват-(-еват-), -евит-, -лив-, -чив-, чат-, -ист-, -оньк- (-енък-) и др. Различение на письме суффиксов -ив- и -ев-, -к- и -ск-в
именах прилагательных. Особенности образования сравнительной степени и
превосходной степени прилагательных и наречий и написание суффиксов в этих формах
слов.
Типичные суффиксы глагола и их написание: -и-, -е-, -а-, -ка-, -ва-, -ирова-, -ича-, -ему- и
др. Различение на письме глагольных суффиксов -ова- (-ева-) и -ыва- (-ива-). Написание
суффикса -е- или -и- в глаголах с приставкой обез-//о6ес- (обезлесеть — обезлесить)', ться и -тся а глаголах
Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Выбор суффикса причастия
настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме
глагольного суффикса при образовании причастий прошедшего времени (посеять — посеявший — посеянный).
Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных,
образованных от существительных или глаголов.
Правописание окончаний. Система правил, регулирующих правописание окончаний слов
разных частей речи.
Различение окончаний -е и -и в именах существительных. Правописание личных
окончаний глаголов. Правописание падежных окончаний полных прилагательных и
причастий.
Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится
орфограмма: о и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании; правописание ы и и
после ц; употребление разделительных ъ и ь .
Правописание согласных на стыке морфем (матросский, петроградский); написание
сочетаний чк, щн, нч, нщ,рч,рщ, чк, нн внутри отдельной морфемы и на стыке морфем;
употребление ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке
морфем.
Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова. Орфографический анализ
морфемно-словообразовательных моделей слов…нный,без..ность, …остный и т. п.).
Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи.
Этимологическая справка как приём объяснения написания морфем.
Использование орфографических, морфемных и словообразовательных словарей для
объяснения правильного написание слов.
Прием поморфемной записи слов (рас-чес-ыва-ющ-ий, не- за-пятн-а-нн-ый, масл-ян-истого, о-цепл-ени-ё) и его практическая значимость.
Слитные, дефисные и раздельные написания (10ч)
Система правил данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического
анализа слова при выборе правильного написания.
Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы.
Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с
разными частями речи. Различение приставки ни- и слова ни (частицы, союза).
Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное, дефисное и
раздельное написание приставок в наречиях. Историческая справка о происхождении
некоторых наречий.
Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и
орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого,
отчего, зато, поскольку и др. от созвучных сочетаний слов.
Образование и написание сложных слов (имена существительные, прилагательные,
наречия). Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных
слиянием, и созвучных словосочетаний (многообещающий — много обещающий).
Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи.
Работа со словарем «Слитно или раздельно?».

Написание строчных и прописных букв (2ч)
Роль смыслового и грамматического анализа При выборе строчной или прописной буквы.
Работа со словарем «Строчная или прописная?».
11 КЛАСС (34ч)
Речевой этикет
в письменном общении (2 ч)
Речевой этикет как правила речевого поведения. Речевая ситуация и употребление
этикетных форм извинения, просьбы, благодарности, приглашения и т. п. в письменной
речи.
Речевой этикет в частной и деловой переписке. Из истории эпистолярного жанра в России.
Зачины и концовки современных писем, обращения к адресату, письменные формы
поздравления, приглашения, приветствия.
Особенности речевого этикета при дистанционном письменном общении (SМSсообщения, электронная почта, телефакс и др.).
Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на
тематических чатах Интернета.
Пунктуация (32 ч)
Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания (3 ч)
Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Основное назначение пунктуации —
расчленять письменную речь для облегчения ее понимания. Принципы русской
пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный.
Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация.
Основные функции пунктуационных знаков. Разделительные, выделительные знаки
препинания, знаки завершения.
Разделы русской пунктуации: 1) знаки препинания в конце предложения; 2) знаки
препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного
предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в
связном тексте.
Знаки препинания в конце предложения (1 ч)
Предложение и его основные признаки; интонация конца предложений. Границы
предложения, отражение ее на письме. Употребление точки, вопросительного и
восклицательного знаков в конце предложения. Выбор знака препинания с учётом
особенностей предложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности.
Употребление многоточия при прерывании речи. Смысловая роль этого знака. Знаки
препинания в начале предложения: многоточие, кавычки, тире в диалоге.
Знаки препинания внутри простого предложения (13 ч)
Система правил данного раздела пунктуации. Знаки препинания между членами
предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении;
интонационные особенности этих предложений.
Знаки препинания между однородными членами предложения. Грамматические и
интонационные особенности предложений с однородными членами; интонация
перечисления.
Однородные члены, не соединённые союзом. Однородные члены, соединённые
неповторяющимися союзами. Однородные члены, соединённые повторяющимися
союзами. Однородные члены, соединённые двойными союзами. Интонационные и
пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных
членах.
Однородные и неоднородные определения, их различение на основе семантикограмматической и интонационной характеристики предложения и его окружения
(контекста).
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Интонационные
особенности предложений с обособленными членами.

Обособленные определения распространённые и нераспространённые, согласованные и
несогласованные. Причастный оборот как особая синтаксическая конструкция.
Грамматико-пунктуационные отличия причастного и деепричастного оборотов.
Обособления приложений.
Обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным
оборотом. Смысловые и интонационные особенности предложений с обособленными
обстоятельствами, выраженными именем существительным в косвенном падеже.
Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными
дополнениями.
Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме уточняющих,
поясняющих и присоединительных членов предложения.
Знаки препинания в предложениях со сравнительным оборотом. Сопоставительный
анализ случаев выделения и невыделения в письменной речи оборота со значением
сравнения.
Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения.
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами.
Семантико-грамматические отличия вводных слов от созвучных членов предложения.
Уместное употребление в письменной речи разных смысловых групп вводных слов.
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Речевые
формулы обращений, используемые в письменной речи.
Пунктуационное
выделение
междометий,
утвердительных,
отрицательных,
вопросительно-восклицательных слов (нет уж, что ж, как же, что усе и др.).
Знаки препинания между частями сложного предложения (8 ч)
Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных
предложений.
Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения. Интонационные и
смысловые особенности предложений, между частями которых ставятся знаки тире,
запятая и тире, точка с запятой.
Употребление знаков препинания между частями сложноподчинённого предложения.
Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном
сложном предложении.
Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих из трех и более частей, и
выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической конструкции. Знаки
препинания при сочетании союзов.
Сочетание знаков препинания.
Знаки препинания при передаче чужой речи (3 ч)
Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи и диалога. Разные способы
оформления на письме цитат.
Знаки препинания в связном тексте (4 ч)
Связный текст как совокупность предложений, объединённых одной мыслью, общей
стилистической направленностью и единым эмоциональным настроем. Поиски оптимального пунктуационного варианта с учётом контекста. Авторские знаки.
Абзац как пунктуационный знак, передающий структурно-смысловое членение текста.
Тематическое планирование
«Русское правописание: орфография и пунктуация» для 10-11 классов(68ч)

Часть 1 - Орфография (10класс -34 ч)

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

21

Тема
Особенности письменного общения. Речевое общение как
1
взаимодействие между людьми посредством языка.
Особенности письменной речи: использование средств письма 1
для передачи мысли.
Орфография. Орфография как система правил правописания.
1
Орфография и пунктуация как разделы русского правописания.
Разделы русской орфографии и обобщающее правило для
каждого из них.
Правописание морфем. Принцип единообразного написания
морфем-ведущий принцип русского правописания
(морфематический)
Правописание корней. Система правил, регулирующих
написание гласных и согласных корня.
Правописание гласных корня: безударные проверяемые и
непроверяемые; е и э в заимствованных словах.
Правила, нарушающие единообразие написания корня (ы и и в
корне после приставок); понятие о фонетическом принципе
написания.
Группы корней с чередованием гласных.
Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих,
непроизносимых, удвоенных.
Правописание иноязычных словообразовательных элементов
(лог, фил, гео , фон и т.д.)

1

Правописание приставок. Деление приставок на группы,
соотносимые с разными принципами написания.
Роль смыслового анализа слова при различении приставок пре
и при.
Правописание суффиксов. Система правил, связанных с
написанием суффиксов в словах разных частей речи. Типичные
суффиксы имен существительных, их написание.
Типичные суффиксы имен прилагательных и их написание.

1

Типичные суффиксы глагола, их написание.
Правописание суффиксов причастий настоящего и
прошедшего времени.
Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий, а
также в прилагательных, образованных от существительных и
глаголов.
Правописание окончаний. Система правил, регулирующих
правописание окончаний слов разных частей речи.
Орфографические правила, требующие различения морфем, в
составе которых находится орфограмма: о и е после шипящих
и ц в корне, суффиксе и окончании; правописание ы и и после
ц; употребление разделительных ь и ъ.
Правописание согласных на стыке морфем; написание
сочетаний чн, чк, щн, нч, нщ, рч, рщ, нн внутри морфемы и на

1
1

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

1
1
1

1

Кол-во
часов

22

23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

стыке морфем.
Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания
слова. Использование орфографических, морфемных и
словообразовательных словарей для объяснения правильного
написания слов.
Слитные, дефисные и раздельные написания.
Система правил данного раздела правописания.
Орфограммы, связанные с различением на письме служебного
слова и морфемы. Слитное и раздельное написание не с
разными частями речи.
Различение приставки ни- и слова ни (частицы, союза)
Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога.
Слитное, дефисное, раздельное написание приставок в
наречиях.
Особенности написания производных предлогов.
Смысловые, грамматические и орфографические отличия
союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого,
отчего, зато, поскольку и др.
Образование и написание сложных слов(имена
существительные, прилагательные, наречия).
Смысловые и грамматические отличия сложных
прилагательных, образованных слиянием и созвучных
словосочетаний (многообещающий – много обещающий)
Употребление дефиса при написании знаменательных и
служебных частей речи.
Роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе
правильного написания.
Написание строчных и прописных букв. Роль смыслового и
грамматического анализа при выборе строчной или прописной
буквы.
Итоговый урок.

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Часть 2 - Пунктуация (11 класс -34ч.)
№
1
2
3
4
5
6
7

Тема
Речевой этикет в письменном обращении. Речевая
ситуация и употребление этикетных форм.
Речевой этикет в частной и деловой переписке. Из истории
эпистолярного жанра.
Пунктуация. Пунктуация как система правил расстановки
знаков препинания. Принципы русской пунктографии:
грамматический, смысловой, интонационный.
Основные функции пунктуационных знаков. Разделительные,
выделительные знаки препинания, знаки завершения.
Разделы русской пунктуации.
Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в
начале предложения.
Знаки препинания внутри простого предложения. Знаки
препинания между членами предложения.

1
1
1
1
1
1
1

Кол-во
часов

8

Знаки препинания между однородными членами предложения.

1

9
10

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами
Обособленные определения распространенные и
нераспространенные, согласованные и несогласованные.

1
1

11

Причастный оборот как особая синтаксическая конструкция.
Грамматико-пунктуационные отличия причастного и
деепричастного оборотов.
Обособление приложений.
Обособление обстоятельств, выраженных одиночным
деепричастием и деепричастным оборотом
Смысловая и интонационная характеристика предложений с
обособленными дополнениями. Уточняющие, поясняющие и
присоединительные члены предложения.
Знаки препинания в предложениях с сравнительным оборотом.
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с
вводными словами.

1

17

Интонационные и пунктуационные особенности предложений
со вставными конструкциями.

1

18

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с
обращениями.
Пунктуационное выделение междометий, утвердительных,
отрицательных, вопросительно-восклицательных слов (нет уж,
что ж, как же, что же и др.)
Знаки препинания между частями сложного предложения.
Грамматические и пунктуационные
особенности сложных предложений. Виды СП.
Знаки препинания между частями ССП.
Употребление знаков препинания между частями СПП.

1

Знаки препинания в БСП.
Знаки препинания внутри сложной синтаксической
конструкции.
Знаки препинания внутри сложной синтаксической
конструкции.
Знаки препинания внутри сложной синтаксической
конструкции.
Сочетание знаков препинания.
Знаки препинания при передаче чужой речи. Прямая и
косвенная речь.
Оформление на письме прямой речи и диалога.
Разные способы оформления на письме цитат.
Знаки препинания в связном тексте.
Авторские знаки.
Абзац как пунктуационный знак, передающий структурносмысловое членение текста.
Итоговый урок.

1
1

12
13
14
15
16

19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

1
1
1
1
1

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 01.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(904)147-15-73

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».