Данная рабочая программа учебного предмета «Английский язык» для учащихся 10 и 11
классов разработана на основе авторской программы курса английского языка к УМК «English»
для учащихся 10 и 11 классов общеобразовательных учреждений (авт. В.П. Кузовлев и др.,
электронный ресурс «Просвещение»), в соответствии с ФКГОС и ООП СОО МКОУ
«Шумиловская СОШ». В настоящих программах учтены основные положения Концепции
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также программы
развития универсальных учебных действий (УУД) при получении среднего (полного) общего
образования. При разработке данных программ соблюдена преемственность с авторскими
рабочими программами обучения английскому языку на ступени основного общего образования.
Цели и задачи курса
В данной программе предусматривается дальнейшее развитие всех основных видов
деятельности обучающихся, которые были представлены в рабочих программах для 5–9 классов
(Кузовлев В. П., Лапа Н. М., Перегудова Э. Ш. Английский язык. Рабочие программы. 5–9
классы. М.: «Просвещение», 2017). Однако содержание рабочих программ среднего (полного)
общего образования по английскому языку имеет свои особенности, обусловленные, во-первых,
задачами
обучения,
развития
и
воспитания
обучающихся,
заданными
социальными
требованиями к уровню развития их личностных и познавательных качеств, во-вторых,
предметным содержанием системы среднего (полного) общего образования, в-третьих,
возрастными психофизиологическими особенностями обучающихся.
На ступени среднего (полного) общего образования совершенствуются приобретённые
ранее знания, навыки, умения, увеличивается объём лексических единиц и грамматического
материала, улучшается практическое владение языком, возрастает степень самостоятельности
его использования.
Главная цель образовательной дисциплины «Иностранный язык» состоит в том, чтобы
внести свой особый, определяемый спецификой предмета, вклад в становление гражданина –
патриота России, готового и способного осуществлять межкультурное общение на ИЯ и
продолжать непрерывное самостоятельное овладение ИЯ после окончания школы.
Основные задачи обучения английскому языку (АЯ) в средней школе в рамках данного
курса направлены на:
•
формирование у обучающихся более глубокого представления о роли и значимости
АЯ в жизни современного человека и поликультурного мира, приобретение нового опыта
2
использования АЯ как средства межкультурного общения, как инструмента познания мира и
культуры других народов;
•
формирование способности и готовности к самостоятельному и непрерывному
изучению ИЯ, дальнейшему самообразованию, использованию ИЯ в других областях знаний;
•
дальнейшее развитие гражданской идентичности, чувства патриотизма и гордости за
свой народ, свой край, свою страну и осознание своей этнической и национальной
принадлежности через изучение языков и культур, общепринятых человеческих и базовых
национальных ценностей;
•
дальнейшее формирование активной жизненной позиции. Обучающиеся основной
школы получают возможность обсуждать актуальные события, собственные поступки и
поступки своих сверстников, выражать своё отношение к происходящему, обосновывать
собственное мнение, что способствует их дальнейшей социализации и воспитанию граждан
России;
•
дальнейшее формирование коммуникативной компетенции, то есть способности и
готовности общаться с носителями языка на уровне своих речевых возможностей и потребностей
в разных формах: устной (говорение и аудирование) и письменной (чтение и письмо). У
обучающихся продолжится работа по расширению лингвистического кругозора, у них углубится
представление о строе изучаемого языка и его основных отличиях от родного языка;
•
дальнейшее развитие основ коммуникативной культуры. Обучающиеся научатся
ставить и решать более сложные коммуникативные задачи, адекватно использовать более
широкий
диапазон
речевых
и
неречевых
средств
общения,
быть
вежливыми
и
доброжелательными речевыми партнёрами;
•
дальнейшее формирование уважительного отношения к чужой (иной) культуре;
•
формирование более глубокого осознания особенностей культуры своего народа
через знакомство с культурой англоязычных стран;
•
дальнейшее развитие способности представлять на АЯ родную культуру в
письменной и устной форме общения;
•
достижение более высокого уровня положительной мотивации и устойчивого
учебно-познавательного интереса к предмету «Иностранный язык».
Учебный предмет «Английский язык» реализуется через обязательную часть учебного
плана. Рабочая программа «Английский язык» для учащихся 10 и 11 классов рассчитана на 204
часа в соответствии с учебным планом ООП СОО МКОУ «Шумиловская СОШ»: 102 часа
учебного времени в 10 классе и 102 часа в 11 классе по 3 часа в неделю, в т.ч. в каждом
классе: 18 часов для проведения работ по проверке лексико–грамматических навыков и речевых
умений, в 11 классе 4 часа во втором полугодии отведено на повторение и систематизацию
курса английского языка. Срок реализации программы – 2 года.
3
Используемый УМК:
Автор/авторский коллектив
Кузовлев В.П., Лапа Н.М.,
Перегудова Э.Ш. и др.
Кузовлев В.П., Лапа Н.М.,
Перегудова Э.Ш. и др.
Наименование
учебника
«English 10»
Класс
«English 11»
11
10
Наименование
издательства учебника
Издательство
«Просвещение»
Издательство
«Просвещение»
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты освоения ООП
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к себе, к своему
здоровью, к познанию себя:
ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному
самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по
отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе
осознания, и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность
в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное,
ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому
здоровью;
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к России как к Родине
(Отечеству):
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского
народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к
государственным символам (герб, флаг, гимн);
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором
национального самоопределения;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в
Российской Федерации.
4
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к закону, государству и к
гражданскому обществу:
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат
каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения
прав, и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и
гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в
соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной
практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания,
осознание своего места в поликультурном мире;
интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к
договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам,
религиозным убеждениям;
готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным
признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся с окружающими людьми:
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести
диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том
числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное
и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение
оказывать первую помощь;
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности
к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения
общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия
и дружелюбия);
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и
других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к окружающему миру,
живой природе, художественной культуре:
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости
науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о
5
передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в
научных знаниях об устройстве мира и общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам
России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние
природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и
навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред
экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного
быта.
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к семье и родителям, в
том числе подготовка к семейной жизни:
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни;
положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация
традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере
социально-экономических отношений:
уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и
академического благополучия обучающихся: физическое, эмоционально-психологическое,
социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение
детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты освоения ООП
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
6
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые
для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные)
задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных
источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения,
рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные
универсальные
учебные
действия
Выпускник научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных
суждений.
Предметные результаты освоения ООП
На уровне среднего общего образования в соответствии с ФГОС СОО выделяются
следующие группы результатов «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность
научиться», отражающие уровень освоения ООП базовый или углубленный.
7
Таким образом, логика представления результатов следующая:
-- базовый уровень:
«Выпускник научится», «Выпускник получит возможность научиться»
- - углубленный уровень (профильное обучение):
«Выпускник научится», «Выпускник получит возможность научиться».
Группа результатов «Выпускник научится» представляет собой результаты, достижение
которых обеспечивается учителем в отношении всех обучающихся, выбравших данный уровень
обучения.
Группа результатов «Выпускник получит возможность научиться» обеспечивается
учителем в отношении части наиболее мотивированных и способных обучающихся, выбравших
данный уровень обучения. При контроле качества образования группа заданий,
ориентированных на оценку достижения планируемых результатов из блока «Выпускник
получит возможность научиться», может включаться в материалы блока «Выпускник научится».
Это позволит предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение
качественно иным уровнем достижений и выявлять динамику роста численности наиболее
подготовленных обучающихся.
Принципиальным отличием результатов базового уровня от результатов углубленного
уровня является их целевая направленность. Результаты базового уровня ориентированы на
общую функциональную грамотность, получение компетентностей для повседневной жизни и
общего развития. Эта группа результатов предполагает:
– понимание предмета, ключевых вопросов и основных составляющих элементов
изучаемой предметной области, что обеспечивается не за счет заучивания определений и правил,
а посредством моделирования и постановки проблемных вопросов культуры, характерных для
данной предметной области;
– умение решать основные практические задачи, характерные для использования методов и
инструментария данной предметной области;
– осознание рамок изучаемой предметной области, ограниченности методов и
инструментов, типичных связей с некоторыми другими областями знания.
Результаты углубленного уровня ориентированы на получение компетентностей для
последующей профессиональной деятельности, как в рамках данной предметной области, так и в
смежных с ней областях. Эта группа результатов предполагает:
– овладение ключевыми понятиями и закономерностями, на которых строится данная
предметная область, распознавание соответствующих им признаков и взаимосвязей, способность
демонстрировать различные подходы к изучению явлений, характерных для изучаемой
предметной области;
– умение решать, как некоторые практические, так и основные теоретические задачи,
характерные для использования методов и инструментария данной предметной области; –
наличие представлений о данной предметной области как целостной теории (совокупности
теорий), об основных связях с иными смежными областями знаний.
Рабочие программы учебных предметов построены таким образом, что предметные
результаты базового уровня, относящиеся к разделу «Выпускник получит возможность
научиться», соответствуют предметным результатам раздела «Выпускник научится» на
углубленном уровне. Предметные результаты раздела «Выпускник получит возможность
научиться» не выносятся на итоговую аттестацию, но при этом возможность их достижения
предоставляется каждому обучающемуся.
8
В результате изучения учебного предмета «Иностранный язык» (английский) на
уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
Коммуникативные умения
Говорение, диалогическая речь
- Вести диалог/полилог в ситуациях неофициального общения в рамках изученной
тематики;
- при помощи разнообразных языковых средств без подготовки инициировать,
поддерживать и заканчивать беседу на темы, включенные в раздел «Предметное содержание
речи»;
- выражать и аргументировать личную точку зрения;
- запрашивать информацию и обмениваться информацией в пределах изученной тематики;
обращаться за разъяснениями, уточняя интересующую информацию.
Говорение, монологическая речь
- Формулировать несложные связные высказывания с использованием основных
коммуникативных типов речи (описание, повествование, рассуждение, характеристика) в рамках
тем, включенных в раздел «Предметное содержание речи»;
- передавать основное содержание прочитанного/ увиденного/услышанного;
- давать краткие описания и/или комментарии с опорой на нелинейный текст (таблицы,
графики);
- строить высказывание на основе изображения с опорой или без опоры на ключевые
слова/план/вопросы.
Аудирование
- Понимать основное содержание несложных аутентичных аудиотекстов различных стилей
и жанров монологического и диалогического характера в рамках изученной тематики с четким
нормативным произношением;
- выборочное понимание запрашиваемой информации из несложных аутентичных
аудиотекстов различных жанров монологического и диалогического характера в рамках
изученной тематики, характеризующихся четким нормативным произношением.
Чтение
Читать и понимать несложные аутентичные тексты различных стилей и жанров, используя
основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое/просмотровое) в зависимости
от коммуникативной задачи; отделять в несложных аутентичных текстах различных стилей и
жанров главную информацию от второстепенной, выявлять наиболее значимые факты.
Письмо
Писать несложные связные тексты по изученной тематике; писать личное (электронное)
письмо, заполнять анкету, письменно излагать сведения о себе в форме, принятой в
стране/странах изучаемого языка; письменно выражать свою точку зрения в рамках тем,
включенных в раздел «Предметное содержание речи», в форме рассуждения, приводя аргументы
и примеры.
Языковые навыки
Орфография и пунктуация
Владеть орфографическими навыками в рамках тем, включенных в раздел «Предметное
содержание речи»; расставлять в тексте знаки препинания в соответствии с нормами пунктуации.
Фонетическая сторона речи
Владеть слухопроизносительными навыками в рамках тем, включенных в раздел
9
«Предметное содержание речи»; владеть навыками ритмико-интонационного оформления речи в
зависимости от коммуникативной ситуации.
Лексическая сторона речи
Распознавать и употреблять в речи лексические единицы в рамках тем, включенных в
раздел «Предметное содержание речи»; распознавать и употреблять в речи наиболее
распространенные фразовые глаголы; определять принадлежность слов к частям речи по
аффиксам; догадываться о значении отдельных слов на основе сходства с родным языком, по
словообразовательным элементам и контексту; распознавать и употреблять различные средства
связи в тексте для обеспечения его целостности (firstly, to begin with, however, as for me, finally, at
last, etc.).
Грамматическая сторона речи
Оперировать в процессе устного и письменного общения основными синтактическими
конструкциями в соответствии с коммуникативной задачей; употреблять в речи различные
коммуникативные типы предложений: утвердительные, вопросительные (общий, специальный,
альтернативный, разделительный вопросы), отрицательные, побудительные (в утвердительной и
отрицательной формах); употреблять в речи распространенные и нераспространенные простые
предложения, в том числе с несколькими обстоятельствами, следующими в определенном
порядке (We moved to a new house last year); употреблять в речи сложноподчиненные
предложения с союзами и союзными словами what, when, why, which, that, who, if, because, that’s
why, than, so, for, since, during, so that, unless; употреблять в речи сложносочиненные
предложения с сочинительными союзами and, but, or; употреблять в речи условные предложения
реального (Conditional I – If I see Jim, I’ll invite him to our school party) и нереального характера
(Conditional II – If I were you, I would start learning French); употреблять в речи предложения с
конструкцией I wish (I wish I had my own room); употреблять в речи предложения с конструкцией
so/such (I was so busy that I forgot to
phone my parents); употреблять в речи конструкции с герундием: to love / hate doing
something; stop talking; употреблять в речи конструкции с инфинитивом: want to do, learn to speak;
употреблять в речи инфинитив цели (I called to cancel our lesson); употреблять в речи
конструкцию it takes me … to do something; использовать косвенную речь; использовать в речи
глаголы в наиболее употребляемых временных формах: Present Simple, Present Continuous, Future
Simple, Past Simple, Past Continuous, Present Perfect, Present Perfect Continuous, Past Perfect;
употреблять в речи страдательный залог в формах наиболее используемых времен: Present
Simple, Present Continuous, Past Simple, Present Perfect; употреблять в речи различные
грамматические средства для выражения будущего времени – to be going to, Present Continuous;
Present Simple; употреблять в речи модальные глаголы и их эквиваленты (may, can/be able to,
must/have to/should; need, shall, could, might, would); согласовывать времена в рамках сложного
предложения в плане настоящего и прошлого; употреблять в речи имена существительные в
единственном числе и во множественном числе, образованные по правилу, и исключения;
употреблять в речи определенный/неопределенный/нулевой артикль;употреблять в речи личные,
притяжательные, указательные, неопределенные, относительные, вопросительные местоимения;
употреблять в речи имена прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной
степенях, образованные по правилу, и исключения; употреблять в речи наречия в
положительной, сравнительной и превосходной степенях, а также наречия, выражающие
количество (many / much, few / a few, little / a little) и наречия, выражающие время; употреблять
предлоги, выражающие направление движения, время и место действия.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
10
Коммуникативные умения Говорение, диалогическая речь
Вести диалог/полилог в ситуациях официального общения в рамках изученной тематики;
кратко комментировать точку зрения другого человека; проводить подготовленное интервью,
проверяя и получая подтверждение какой-либо информации; обмениваться информацией,
проверять и подтверждать собранную фактическую информацию.
Говорение, монологическая речь
Резюмировать прослушанный/прочитанный текст; обобщать информацию на основе
прочитанного/прослушанного текста.
Аудирование
Полно и точно воспринимать информацию в распространенных коммуникативных
ситуациях;
обобщать прослушанную информацию и выявлять факты в соответствии с поставленной
задачей/вопросом.
Чтение
Читать и понимать несложные аутентичные тексты различных стилей и жанров и
отвечать на ряд уточняющих вопросов.
Письмо
Писать краткий отзыв на фильм, книгу или пьесу.
Языковые навыки Фонетическая сторона речи
Произносить звуки английского языка четко, естественным произношением, не допуская
ярко выраженного акцента.
Орфография и пунктуация
Владеть орфографическими навыками; расставлять в тексте знаки препинания в
соответствии с нормами пунктуации.
Лексическая сторона речи
Использовать фразовые глаголы по широкому спектру тем, уместно употребляя их в
соответствии со стилем речи; узнавать и использовать в речи устойчивые выражения и фразы
(collocations).
Грамматическая сторона речи
Использовать в речи модальные глаголы для выражения возможности или вероятности в
прошедшем времени (could + have done; might + have done); употреблять в речи структуру
have/get + something + Participle II (causative form) как эквивалент страдательного залога;
употреблять в речи эмфатические конструкции типа It’s him who… It’s time you did smth;
употреблять в речи все формы страдательного залога; употреблять в речи времена Past Perfect
и Past Perfect Continuous;
употреблять в речи условные предложения нереального характера (Conditional 3);
употреблять в речи структуру to be/get + used to + verb;
употреблять в речи структуру used to / would + verb для обозначения регулярных
действий в прошлом; употреблять в речи предложения с конструкциями as … as; not so …
as; either … or; neither … nor; использовать широкий спектр союзов для выражения
противопоставления и различия в сложных предложениях.
Содержание учебного предмета
СУЩЕСТВУЕТ 4 АСПЕКТА ИНОЯЗЫЧНОЙ КУЛЬТУРЫ,
КОТОРЫЕ
УЧИТЫВАЮТСЯ В
СОДЕРЖАНИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:
11
Воспитательный аспект ИК, содержанием которого является воспитание и развитие
личности гражданина России в соответствии с национальным воспитательным идеалом, работает
главным образом на достижение личностных результатов.
Свой вклад в достижение личностных результатов вносит и познавательный
(социокультурный) аспект ИК. Знакомство с культурой страны (стран) изучаемого языка в её
диалоге с родной культурой с одной стороны служит основой для воспитания уважительного
отношения к другим культурам, и с другой – позволяет более глубоко осознать особенность
культуры своего народа. Кроме того, страноведческие, социокультурные знания являются
необходимым условием успешного межкультурного общения.
Развивающий аспект ИК, в рамках которого развивается интерес и мотивация к
дальнейшему овладению ИЯ, формируются УУД и СУУ, обеспечивающие готовность и
способность к дальнейшему самостоятельному овладению ИЯ, получают развитие языковые,
речемыслительные способности, психические процессы и функции и т. д., направлен главным
образом на реализацию метапредметных результатов.
Учебный
аспект,
основным
содержанием
которого
является
развитие
умения
осуществлять межкультурное общение во всех видах речевой деятельности, направлен на
достижение предметных результатов.
Все четыре аспекта ИК как цели равноправны по значимости и каждый из них имеет свою
практическую ценность. Все компоненты цели взаимосвязаны, и овладение одним из них влияет
на овладение остальными.
Ведущими на старшей ступени являются учебный и воспитательный аспекты, которые
опираются на познавательный и развивающий. Это оказывается возможным благодаря
определённой стратегии, выражаемой формулой «культура через язык, язык через культуру».
Данная стратегия означает присвоение фактов культуры в процессе использования языка (видов
речевой деятельности как средств общения) и овладение языком (видами речевой деятельности
как средствами общения) на основе присвоения фактов культуры. Указанная стратегия
переориентирует образование со знание центрического на культуросообразное, обеспечивая
духовное развитие учащихся в соответствии с национальным воспитательным идеалом.
ПРЕДМЕТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РЕЧИ
Предметное
содержание
речи
реализуется
в
воспитательном,
развивающем,
познавательном (социокультурном) и учебном аспектах иноязычной культуры.
Повседневная жизнь. Домашние обязанности. Деньги, покупки. (14 часов)
Общение. Общение в семье и в школе. Семейные традиции. Общение с друзьями и
знакомыми. Переписка с друзьями. Официальный стиль общения. (20 часов)
12
Здоровье. Болезни и симптомы. Поход к врачу. Здоровый образ жизни. (10 часов)
Спорт. Активный отдых. Экстремальные виды спорта. (10 часов)
Городская и сельская жизнь. Особенности жизни в городе. Городская инфраструктура.
Особенности жизни в сельской местности. Сельское хозяйство. (10 часов)
Научно-технический прогресс. Прогресс в науке. Космос. Новые технологии в
медицине. Новые информационные технологии. (12 часов)
Природа и экология. Природные ресурсы. Возобновляемые источники энергии.
Изменение климата и глобальное потепление. Знаменитые природные заповедники России и
мира. (15 часов)
Современная молодёжь. Увлечения и интересы. Связь с предыдущими поколениями.
Образовательные поездки. (50 часов)
Профессии. Современные профессии. Планы на будущее, проблемы выбора профессии.
Образование и профессии (14 часов)
Страны изучаемого языка. Географическое положение, климат, население, крупные
города, достопримечательности. Путешествие по своей стране и за рубежом. Праздники и
знаменательные даты в различных странах мира. (50 часов)
Иностранные
языки.
Изучение
иностранных
языков.
Иностранные
языки
в
профессиональной деятельности и для повседневного общения. (5 часов)
Распределение предметного содержания речи по годам обучения с указанием примерного
количества часов, отводимых в каждом классе на изучение определённой темы, представлено в
таблице:
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предметное содержание речи
Повседневная жизнь
Домашние обязанности. Деньги,
покупки.
(13 часов)
Распределение содержания по классам
10 класс
Распределение домашних обязанностей. Денежное
вознаграждение подросткам за выполнение домашних
обязанностей. Заработок подростков в летний период.
Семейные доходы и расходы в среднестатистической
британской семье.
Деньги в повседневной жизни: покупка билетов.
11 класс
Деньги в повседневной жизни: покупка товаров, билетов,
оплата экскурсий, туристических и образовательных
поездок. Денежное вознаграждение за выполнение
домашних обязанностей: за и против.
Деньги в экономике страны. Финансирование
глобальных проектов. Деньги в глобальном мире.
Общение
Общение в семье и в школе.
Семейные традиции. Общение с
друзьями и знакомыми.
10 класс
Важность семьи для человека. Типы семей. Общение и
взаимоотношения в семье. Семейные ценности и
традиции. Совместное времяпрепровождение. Семейные
13
Переписка с друзьями.
Официальный стиль общения.
(19 часов)
Здоровье
Болезни и симптомы. Поход к
врачу. Здоровый образ жизни.
(9 часов)
Спорт
Активный отдых. Экстремальные
виды спорта.
(9 часов)
конфликты и пути их преодоления.
Общение с друзьями (в рамках тематики старшей
школы). Переписка с друзьями. Общение в школе.
Участие в ситуациях официального общения.
11 класс
Взаимоотношения с родителями. Отношения между
поколениями в семье. Взаимоотношения с соседями.
Общение с друзьями (в рамках тематики старшей
школы). Дружба и любовь. Переписка с друзьями (в том
числе электронная).
Участие в ситуациях официального общения. Написания
делового (официального) письма.
10 класс
Симптомы болезней. Посещение врача. Пребывание в
больнице. Пребывание в доме престарелых в
Великобритании. Некоторые факты о здравоохранении
Великобритании. Здоровый образ жизни. Вредные
привычки и их влияние на здоровье. Симптомы
компьютерной зависимости. Бережное отношение к
здоровью.
11 класс
Здоровый образ жизни. Бережное отношение к своему
здоровью и здоровью окружающих людей. Адаптация к
стрессовым ситуациям в экзаменационный период.
10класс
Активный семейный отдых. Туризм как активный отдых.
Занятие спортом: плюсы и минусы. Юношеские
Олимпийские Игры (YOG). Уроки физической культуры.
Спортивные лагеря. Экстремальные виды спорта. Меры
безопасности при занятиях спортом. История спортивной
одежды.
Городская и сельская жизнь
Особенности жизни в городе.
Городская инфраструктура.
Особенности жизни в сельской
местности. Сельское хозяйство.
(9 часов)
10 класс
Сельскохозяйственные регионы Англии, Австралии,
России. Сельскохозяйственные культуры и животные.
Праздник урожая.
11 класс
Особенности жизни в городской и сельской местности,
преимущества и недостатки. Типы домов. Садоводство.
Сады Британии.
Городская инфраструктура. Развитие инфраструктуры
города. Мероприятия по благоустройству города/села.
Граффити в облике современного города.
Научно-технический прогресс
Прогресс в науке. Космос. Новые
технологии в медицине. Новые
информационные технологии.
(11 часов)
10 класс
Освоение космоса: полёт Ю. А. Гагарина. Создание
Интернета. Влияние новых информационных технологий
на взаимоотношения в семье и отношения с друзьями.
11 класс
Развитие науки. Научные открытия в различных сферах
жизни. Освоение космоса. Технологии и инновации в
медицине, в образовании. Нанотехнологии.
Информационные технологии: за и против.
14
Природа и экология
Природные ресурсы.
Возобновляемые источники
энергии. Изменение климата и
глобальное потепление.
Знаменитые природные
заповедники России и мира.
(15 часов)
Технологические новинки и их влияние на жизнь людей.
Роботы в нашей жизни.
10 класс
Национальные парки и заповедники США, Австралии.
Правила поведения в национальном парке/заповеднике.
Семейный отдых на природе. Экотуризм.
11 класс
Экологические проблемы современного мира и
возможности их решения. Изменение климата и
глобальное потепление. Возобновляемые источники
энергии. Экологические проблемы городов. Самые
«зелёные» города мира. Знаменитые природные
заповедники Великобритании и России. Зоопарки и
сафари парки. «Зелёный» образ жизни. Участие в
экологических программах.
Современная молодёжь
Увлечения и интересы. Связь с
предыдущими поколениями.
Образовательные поездки.
(50 часов)
10класс
Увлечения и интересы: музыка, социальные сети,
компьютерные игры, активный отдых, спорт и др.
Внешкольные занятия: кружки, клубы по интересам,
спортивные секции и т. д. Способы проведения
свободного времени: кино, театры, музеи; фестивали,
исторические места и др. Образовательные поездки,
связанные с изучением языка, культуры стран
изучаемого языка и своей страны. Образовательные
поездки с семьёй. Международные школьные
исследовательские экспедиции. Молодёжные
субкультуры. Волонтёрство.
Связь с предыдущими поколениями: увлечения
родителей в подростковом возрасте, история страны в
истории семьи. Взгляды представителей разных
поколений на главные жизненные ценности человека.
11 класс
Воспитание гражданина. Права и обязанности молодёжи.
Возрастные ограничения. Молодёжные организации.
Молодёжные проекты. Участие в благотворительных
акциях и волонтёрских проектах. Помощь инвалидам и
пожилым людям. Школьное самоуправление.
Любимые занятия в свободное время. Способы
проведения свободного времени: музеи, картинные
галерее, кино, театр, выставки, фестивали и др. Способы
самовыражения современной молодежи.
Образовательные поездки, связанные с изучением
искусства и культуры.
Профессии
Современные профессии. Планы
на будущее, проблемы выбора
профессии. Образование и
профессии.
(14 часов)
10 класс
Важность изучения иностранных языков, географии,
истории и других предметов в школе.
Трудовая занятость подростков.
11 класс
Образование и профессии. Выбор образовательного
заведения. Лучшие университеты мира. Высшие учебные
заведения. Средние профессиональные учебные
15
заведения. Традиционные/дистанционные способы
обучения. Курсы по различным направлениям обучения
как возможность самообразования и профессионального
роста. Профориентация в России и странах изучаемого
языка.
Тенденции развития рынка труда. Проблемы выбора
профессии. Мир современных профессий. Пути
достижения успешной профессиональной карьеры.
Собеседование при устройстве на работу.
Трудоустройство подростков.
Страны изучаемого языка
Географическое положение,
климат, население, крупные
города, достопримечательности.
Путешествие по своей стране и за
рубежом. Праздники и
знаменательные даты в различных
странах мира.
(50 часов)
10 класс
Географическое положение, ландшафт, животный мир,
климат, погода, Англии, США, Австралии, Новой
Зеландии, России. Влияние географического положения
страны на жизнь и деятельность людей. Различные
природные явления. Стихийные бедствия. Исследования
природных явлений.
Отражение географических особенностей в
национальной символике.
Достопримечательности мира, родной страны и своего
региона. Крупные города. Путешествие по своей стране и
за рубежом. Виды путешествий.
Культура и искусство. Виды искусства: кино, театр.
Выдающиеся личности мира: государственные и
общественные деятели, военачальники,
путешественники, ученые, инженеры, актёры,
режиссеры, спортсмены. Значимые исторические
события мира.
История театра. История кинематографа.
Национальные праздники и знаменательные даты стран
изучаемого языка/родной страны. Обычаи, традиции,
праздники.
11 класс
Политические системы Великобритании, США, Новой
Зеландии и России.
Основные демографические тенденции. Урбанизация.
Крупные города. Глобализация: за и против.
Культура и искусство. Вклад стран изучаемого языка и
родной страны в мировую культуру, искусство и науку.
Виды искусства: изобразительное искусство (живопись,
скульптура, декоративно-прикладное искусство), театр,
кино, литература, музыка, хореография, фотография.
Знаменитые театры, музеи и художественные галереи
Великобритании, США и России. Культурные столицы
Европы.
Достопримечательности Великобритании, США, России,
и других стран мира.
Путешествие по историческим и культурным местам
Великобритании, США и России.
Выдающиеся личности: учёные, политики, художники,
скульпторы, писатели, композиторы, исполнители,
актеры, режиссёры и др.
16
Иностранные языки
Изучение иностранных языков.
Иностранные языки в
профессиональной деятельности и
для повседневного общения.
(5 часов)
10 класс
Отражение истории английского языка в
художественном тексте.
Современный английский язык: молодёжный сленг.
11класс
Значимость изучения иностранных языков.
Роль иностранного языка в приобщении к культуре стран
изучаемого языка.
Значимость овладения иностранным языком для будущей
профессии и карьерного роста.
Дополнительное языковое образование. Возможности и
средства для дальнейшего самостоятельного изучения
иностранного языка после окончания школы:
самоучители, мультимедийные курсы, интернет-сайты,
онлайн обучение и т. д.
Современный английский язык: языковые особенности
текстовых сообщений.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 класс
№п/п
Наименование цикла, темы урока
Кол-во
часов
Цикл 1: «Нет такого места, как дом!» (12 часов)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
«Где живут люди?» Введение новых ЛЕ. Аудирование и чтение с
разными стратегиями.
Работа с новыми словами. Диалог: «Где ты живёшь?» Работа в парах.
«Что делает город замечательным местом для жизни?» Аудирование с
опорой на текст. Введение новых ЛЕ.
Работа с новыми ЛЕ. Развитие грамматических навыков говорения.
«В сельской местности жизнь лучше?» Аудирование. Употребление
Ving и начальной формы глагола.
«Какие твои соседи?» Чтение с разными стратегиями в группах.
Развитие грамматических навыков говорения.
«Что следует улучшить в твоём родном городе?» Написание эссе по
теме.
Диалог по теме: «Ты можешь выбирать», с опорой на фразы-клише.
Обобщающий урок к циклу: «Нет такого места, как дом!»
Подготовка к проектной работе по тематике цикла.
Проверочный тест к циклу: «Нет такого места, как дом!»
Работа над ошибками. Представление проектов по тематике цикла.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Цикл 2: «Великие природные изменения» (12 часов)
13
«Мы должны нести ответственность за проблемы окружающей
среды». Аудирование. Введение новых ЛЕ.
1
17
14
15
16
17
18
19
20
21
22-23
24
Работа с новыми словами. Развитие грамматических навыков
говорения.
«Мы можем внести вклад в окружающую среду». Введение новых ЛЕ.
Аудирование с опорой на текст.
Работа с новыми ЛЕ. Типы условных предложений, их употребление и
структура.
«Дикая природа в городских джунглях». Аудирование с разными
стратегиями.
«Экологическая загадка». Развитие навыка чтения с разными
стратегиями. Выражение прошедших действий.
Эссе по теме: «Какая самая важная экологическая проблема?»
Написание по плану с опорой на образец.
«Что ты можешь сделать, чтобы изменить свой город?» Подготовка к
проектной работе по циклу.
Обобщающий урок к циклу: «Великие природные изменения».
Проверочный тест к циклу: «Великие природные изменения».
Работа над ошибками. Представление проектов.
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
Цикл 3: «Получение подготовки на будущее» (12 часов)
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34-35
36
Лучшие профессии будущего. Введение и работа с новыми ЛЕ.
Чтение и аудирование с разными стратегиями
Развитие лексических и грамматических навыков говорения. Глаголы,
выражающие будущее значение.
Аудирование с опорой на текст по теме: Какой самый лучший
маршрут для успешной карьеры? Введение новых ЛЕ.
Работа с новыми словами. Дискуссия на тему: Что важнее: иметь
интересную работу или зарабатывать достойные деньги?
Лучшие мировые университеты. Работа в группах по содержанию,
прочитанного текста.
Аудирование по теме: Твои лучшие школьные воспоминания. Работа
по содержанию текстов.
Что повлияло на твой карьерный выбор? Написание личного эссе по
плану, с опорой на образец.
Диалог по теме: Какие курсы можно пройти? Заполнение таблицы по
прочитанным текстам. Подготовка к проектному мероприятию.
Обобщающий урок к циклу: Получение подготовки на будущее.
1
Проверочный тест к циклу: Получение подготовки на будущее.
2
Работа над ошибками. Представление проектов по тематике цикла.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Цикл 4: «Просто ли быть молодым?» (12 часов)
37
38
Чтение по теме: Какие права верные для тебя? Права детей в
Британии. Введение и работа с новыми ЛЕ.
Права детей в России. Употребление и построение предложений со
сложным подлежащим.
1
1
18
39
40
41
42
43
44
45
46-47
48
Аудирование с опорой на текст по теме: О чём беспокоится молодёжь
в наши дни? Введение и работа с новыми ЛЕ.
Развитие лексических и грамматических н навыков говорения.
Употребление количественных местоимений.
Чтение по теме: В вашей школе есть кодекс правил? Работа в группах
по содержанию текста. Фразовые глаголы.
Свидания в наши дни. Аудирование с разными стратегиями.
1
Дискуссия по теме: Следует ли подросткам назначать комендантский
час? Говорение с использованием опорных слов.
Какого ты возраста? Ограничения по возрасту в Британии. Подготовка
к проектному мероприятию.
Обобщающий урок к циклу: Просто ли быть молодым?
1
Проверочный тест к циклу: Просто ли быть молодым?
2
Работа над ошибками. Представление проектов по тематике цикла.
1
1
1
1
1
1
Цикл 5: «Ты когда-либо обсуждал политические проблемы?» (12 часов)
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58-59
60
Аудирование и чтение по теме: Кто является главой государства?
Политические системы Англии и США(презентация)
Введение и работа с новыми ЛЕ. Государственная символика Англии
и США. Говорение по теме: Политическая система России.
Мнения британских детей по теме: Глобализация – это хорошо или
плохо. Введение и работа с новыми ЛЕ.
Развитие лексических и грамматических навыков говорения по теме:
Глобализация в России.
Проблемы равенства. Работа в группах по содержанию прочитанных
отрывков. Косвенная речь.
Аудирование по теме: Какие качества и способности необходимы
политику. Работа по содержанию текста.
Написание эссе по теме: Почему важно быть хорошим гражданином?
Изучение плана и исторических материалов.
Каким проектом ты занят? Обсуждение темы в беседе. Подготовка к
проектному мероприятию.
Обобщающий урок к циклу: Ты когда-либо обсуждал политические
проблемы?
Проверочный тест к циклу: Ты когда-либо обсуждал политические
проблемы?
Работа над ошибками. Представление проектов по тематике цикла.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
Цикл 6: «Искусство!» (12 часов)
61
62
63
Формирование лексических навыков говорения по теме: «Что для тебя
значит искусство?» Аудирование с разными стратегиями.
Работа с новыми ЛЕ. Употребление модальных глаголов.
1
Мнения британских детей по теме: «Зачем нужны музеи?» Работа с
новыми ЛЕ. Аудирование с опорой на текст.
1
1
19
64
65
66
67
68
69
70-71
72
Развитие лексических и грамматических навыков говорения.
Монолог-рассуждение.
«Музеи и их коллекции». Чтение текстов в группах. Работа по
содержанию текста.
«Абстракционизм – это искусство?» Аудирование с разными
стратегиями.
«Нам нужно искусство в школе?» Написание эссе по образцу с
использованием предложенных фраз и слов-связок.
Беседа в парах по теме: «Какой музей лучше посетить?» Подготовка к
проектной работе.
Обобщающий урок к циклу: «Искусство!»
1
Проверочный тест к циклу: «Искусство!»
2
Работа над ошибками. Представление проектов по тематике цикла.
1
1
1
1
1
1
Цикл 7: «Мир технологий» (12 часов)
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82-83
84
Аудирование по теме: «Научные открытия, которые развивали
современный мир». Ученые и их открытия. Введение новых ЛЕ.
Работа с новыми словами. Повторение временных форм глагола в
страдательном залоге. Употребление и преобразование глаголов.
Аудирование и чтение по теме: «Гаджеты, без которых вы не можете
обойтись». Введение и работа с новыми ЛЕ.
Развитие лексических и грамматически навыков говорения. Монолог:
«Как моя жизнь зависит от технологий».
Урок чтения. Знакомство с отрывком из истории Г. Д. Веллса. Работа
в группах по содержанию текста.
«Имеют ли технологии оборотную сторону?» Аудирование с разными
стратегиями. Работа с фразовыми глаголами.
Написание официального письма. Структура письма и особенности
написания.
Развитие навыка говорения по теме: «Это как раз то, что я хотел!»
Работа в парах по диалоговым картам. Подготовка к проектной работе
Обобщающий урок к циклу: «Мир технологий».
1
Проверочный тест к циклу: «Мир технологий».
2
Работа над ошибками. Представление проектов по тематике цикла.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Цикл 8: «Моя страна на мировой культурной карте» (18 часов)
85
86
87
Аудирование с опорой на текст по теме: «Какой из вкладов твоей
страны вошёл в мировую культуру». Введение и работа с новыми ЛЕ.
Развитие грамматических и лексических навыков говорения.
Повторение временных форм наст. и прош. значения в страдательном
залоге.
Чтение с разными стратегиями по теме: «Какие у тебя культурные
занятия и хобби?» Работа в группах. Введение новых ЛЕ.
1
1
1
20
88
89
90
91
92
93
94-95
96
97-98
99
Работа с новыми словами. Причастие настоящего и прошедшего
времени. Употребление и преобразование.
«Мудрость Антона Чехова». Чтение и выполнение заданий по
содержанию текста. Работа по словообразованию.
«Куда поехать и что посмотреть?» День Чайковского. Аудирование с
разными стратегиями.
Особенности написания описательного эссе. Структура, план,
опорные слова.
«Открывай мир с культурными турами!» Заполнение таблицы по
содержанию прочитанных текстов. Диалог: предложение и ответ.
Обобщающий урок к циклу: «Моя страна на мировой культурной
карте».
Проверочный тест к циклу: «Моя страна на мировой культурной
карте».
Повторение и обобщение лексического и грамматического материала,
изученного за курс английского языка.
Подготовка к итоговой контрольной работе.
Итоговая контрольная работа. Контроль грамматического и
лексического материала, изученного за курс английского языка.
Работа над ошибками. Выполнение тренировочных упражнений по
предупреждению типичных ошибок.
1
1
1
1
1
1
2
1
2
1
21