Школьный театр 7,8 класс

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Школьный театр» реализует общекультурное направление во
внеурочной деятельности в 7-8 классе в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом основного общего образования.
.
Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление
самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с помощью выразительных
средств театрального искусства таких, как: интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит
детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения
между героями этого произведения. Театральная игра способствует развитию детской
фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественноречевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни школьника,
одновременно способствует сплочению коллектива класса, расширению культурного
диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения.
Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность –
предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающе-эстетическом воспитании
детей, так и в организации их досуга.
На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с
процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства.
Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на требования к его
личностным и метапредметным результатам, направлена на гуманизацию воспитательнообразовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития
школьников.
В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики,
позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса,
чувства ритма, пластики движений.
Учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления
работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской
деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в
друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у
воспитанников объединения.
Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает
запросам
различных
социальных
групп
нашего
общества,
обеспечивает
совершенствование процесса развития и воспитания детей. Выбор профессии не является
конечным результатом программы, но даёт возможность обучить
детей
профессиональным навыкам, предоставляет условия для проведения педагогом
профориентационной работы.
Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность,
позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать,
планировать,
ставить
внутренние
цели,
стремиться
к
ним.

3

Целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального,
нравственного развития воспитанников, воспитание творческой индивидуальности
ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.
Задачи, решаемые в рамках данной программы:
- знакомить детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, театр
балета, музыкальной комедии);
- осваивать поэтапно различные виды творчества;
-совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения
образа, моделировать навыки социального поведения в заданных условиях;
- развивать речевую культуру, эстетический вкус;
- прививать устойчивый интерес к литературному слову, театру, и русскому фольклору;
- воспитывать творческую активность ребёнка, способного ценить в себе и в других такие
качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.
Связь содержания программы с учебными предметами
В данном курсе осуществляются тесные межпредметные связи с литературой, так
как широко используются художественные произведения различных жанров, развиваются
навыки выразительного чтения, чтения по ролям, работы с репликой; с уроками русского
языка: первые опыты пробы пера (составление сценария, устные рассказы по
прочитанным книгам, сочинение сказок, рассказов, забавных историй); с уроками музыки,
изобразительного искусства, технологии: создание эскизов декораций и костюмов при
оформлении спектакля, праздника, определение нужного музыкального фона.
Формы занятий - групповые и индивидуальные для отработки дикции, мезансцены.
Основными формами проведения занятий являются театральные игры, конкурсы,
беседы, репетиции, экскурсии в театр, спектакли, праздники.70% содержания занятий
направлено на активную двигательную деятельность учащихся:
Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка школьных
праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы
Личностные результаты:
• потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к
сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению
одноклассников;
• целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
• этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта
слушания и заучивания произведений художественной литературы;
• осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих
универсальных учебных действий.
4

Регулятивные:
• понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
• планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
• осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
• анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя
позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные:
• пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей,
проводить сравнение и анализ поведения героя;
• понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
• проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов,
сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные:
• включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и
активность
работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности,
приходить к общему решению;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• осуществлять взаимный контроль;
• адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
• читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
• различать произведения по жанру; виды театрального искусства,
• развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
• владеть основами актёрского мастерства;
• сочинять этюды по сказкам;
• уметь выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба,
удивление, восхищение).
•
•
•
•
•
•

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР»
(1 час) Вводное занятие.
Знакомство с программой курса, правилами поведения, с инструкциями по охране
труда. В конце занятия - игра «Театр – экспромт»: «Репка на новый лад».
-Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусств.
Знакомство с театром (презентация)
5

(5 часов) Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление,
самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Игры и упражнения, направленные на формирование умения ориентироваться в
пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на
заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные
группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое
внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение,
интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов,
отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.
(6 часов) Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие
дыхания и свободы речевого аппарата.
Игры и упражнения, направленные на развитие речевое дыхания и правильной
артикуляции, четкой дикции, разнообразной интонации, логики речи; связной образной
речи, творческой фантазии; формирование умения сочинять небольшие рассказы и сказки,
подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое
произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими
основные чувства; пополнять словарный запас.
(4 часа) Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные
пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных
психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении;
обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром. Упражнения
«Зеркало», «Зонтик», «Пальма».
Развитие умения произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал,
готовности действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или
последовательно; развитие координации движений; умения запоминать заданные позы и
образно передавать их; развитие способности искренне верить в любую воображаемую
ситуацию; создавать образы животных с помощью выразительных пластических
движений.
(4 часа) Основы театральной культуры. Детей знакомят с понятиями,
профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального
искусства; виды театрального искусства, структура театра, основные профессии:
актер, режиссер, сценарист, художник, гример, оформление и технические средства
сцены, основы актерского мастерства; культура зрителя).
Знакомство детей с театральной терминологией; с основными видами театрального
искусства; воспитание культуры поведения в театре.
(14 часов) Работа над составлением сценария праздника, инсценирование сказок,
включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдовк рождению
спектакля. Показ литературного праздника; спектакля
Формирование умения сочинять этюды по сказкам, басням; развитие навыков действий с
воображаемыми предметами, умения находить ключевые слова в отдельных фразах и
предложениях и выделять их голосом, умения пользоваться интонациями, выражающими
разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивлённо,
восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнение
словарного запаса, формирование образного строя речи.
Ведущая деятельность: подготовка литературных праздников и в течение учебного года;
6

инсценирование.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

ВНЕУРОЧНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР»

Содержание

учебного материала

Кол-во часов

Электронные
(цифровые)
образовател ьные
ресурсы

теория

практика

Вводные занятия

1

0

Театральная игра

2

3

Культура и техника речи

2

4

http://www.htvs.r
u/institute/tsentr-nauki-imetodologii

Ритмопластика

1

3

http://www.htvs.r
u/institute/tsentr-nauki-imetodologii

Основы театральной культуры

2

2

http://dramates
hka.ru/index.ph
p/noiseslibrary

http://istoriyateatra.ru/theatre/i
tem/f00/s09/e000
9921/index.shtml
http://www.htvs.
ru/institute/tsentr-nauki-imetodologii

http://dramateshk
a.ru/index.php/m usic

Работа над спектаклем, показ спектакля

2

12

Итого: 34

10

24

http://www.htvs.r
u/institute/tsentr-nauki-imetodologii

7

№
п/п

Тема занятия

1

Вводное занятие.
Понятие о театре.
Виды театрального искусства.

2

Структура театра, основные
профессии: актер, режиссер, 1
сценарист, художник, гример.
Сценический этюд «Уж эти
профессии театра…»

3

Разработка сценария
сценки
1
«Волшебная школа» (театр –
экспромт)

4

Распределение ролей. Работа
1
над музыкальным фоном.

5

Культура и техника речи. 1
Репетиция сценки «Волшебная
школа»

6

Культура и техника речи. В
мире стихов и скороговорок

7

Культура и техника речи.
Работа над выразительным 1
чтением
стихотворений
наизусть
Премьера стихотворений о 1
Родине

8

Колво
часов
1

1

Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы)
http://istoriyateatra.ru/theatre/it
e
m/f00/s09/e0009
92 1/index.shtml
http://istoriyateatra.ru/theatre/it
e
m/f00/s09/e0009
92 1/index.shtml

Форма проведени я

http://dramateshk
a.ru/index.php/noi
seslibrary
http://dramateshk
a.
ru/index.php/music
http://www.htvs.
ru/
institute/tsentrnauki-imetodologii
http://dramateshk
a.ru/index.php/noi
seslibrary
http://dramateshk
a.
ru/index.php/music
http://www.htvs.
ru/
institute/tsentrnauki-imetodologii
http://www.htvs.r
u/institute/tsentrnauki-imetodologi

театр- экспромт

Беседа презентация

Просмотри обсуждение
фильма

репетиция

игры, репетиция

беседа, прослушивание

презентация

конкурс

8

9

Разработка
сценария
1
литературно-музыкальной
композиции ко Дню Матери

http://dramateshk
a.ru/index.php/no
iseslibrary

10

Распределение ролей. Работа
2
над музыкальным фоном.

11

Культура и техника речи. В
мире
стихов.
Репетиция 2
литературно-музыкальной
композиции
Ритмопластика.
Репетиция 2
литературно-музыкальной
композиции

http://dramateshk репетиция
a.
ru/index.php/mus
ic
http://www.htvs.r работав группах с
u/institute/tsentr- худ.текстами
nauki-i-metodologi

12

13

Разработка
представления

14

Распределение ролей.
над
музыкальным
репетиция

15

Ритмопластика.
словесного
и
действия.

16

Театральная игра.
Репетиция новогодней пьесы.

17

Основы театральной культуры.

18

Чтение в лицах фрагментов 1
повести А.Гайдара «Военная
тайна».

19

Культура и техника речи. 1
Сказка
про
МальчишаКибальчиша

новогоднего

1

Работа 1
фоном,

Соединение 1
физического

1

1

просмотр
репетиция

образцов,

http://www.htvs.ru/i
nstitute/tsentrnauki-i-metodologii

муз. пластические игры
и упр-я

http://dramateshk
a.ru/index.php/noi
seslibrary

беседа

http://dramateshka.
ru/index.php/music

работа в группах
худ.текстами

http://www.htvs.ru/i
nstitute/tsentrnauki-i-metodologii

муз. пластические игры
и упр-я

http://dramateshk
a.ru/index.php/noi
seslibrary

репетиция

http://www.htvs.r
u/institute/tsentrnauki-imetodologi

Просмотр театральной
постановки

http://www.htvs.ru/
institute/tsentrnauki-i- metodologii

http://www.htvs.r
u/institute/tsentrnauki-imetodologi

с

работа вгруппах с
худ.текстами

Просмотр
фильма

фрагмент

9

а

20

Ритмопластика.
Этюды
с 1
заданными обстоятельствами.

http://www.htvs.ru/i
nstitute/tsentrnauki-i-metodologii

Этюды с вообража
емыми предметами.

21

Инсценирование
«Сказки
про
Кибальчиша»

http://dramateshk
a.ru/index.php/noi
seslibrary

Репетиция

22

Эскизы костюмов, декораций.

23

Инсценирование
фрагмента 1
«Сказки
про
МальчишаКибальчиша»
Чтение в лицах
1
рассказов
В.Осеевой
«Сыновья», «Бабка», «Печенье»

24

23

26

фрагмента 1
Мальчиша1

Театральная игра. Значение 1
поведения
в
актерском
искусстве.
Сценическое
внимание.
Инсценирование
рассказов 1
В.Осеевой

27

Театральная игра. Этюды с 1
заданными обстоятельствами.

28

Культура и техника речи. В
мире стихов.

29

1
Литературно-музыкальная
композиция «И помнит мир
спасенный».
Знакомство
и
распределение ролей.
Культура и техника речи. 1
Этюды
с
воображаемыми
предметами.

30

1

http://www.htvs.ru/
institute/tsentrnauki-imetodologii

презентация

премьера

http://dramateshk
a.ru/index.php/noi
seslibrary

работа вгруппах
худ.текстами

с

Репетици я, игры по
http://dramateshk развитию
a.ru/index.php/noi внимания
seslibrary

Выступление перед
детьми
http://www.htvs.ru/
institute/tsentrnauki-imetodologii

Игры- пантомимы.

http://www.htvs.r
u/institute/tsentrnauki-imetodologi

работа
парах
тами

в
с худ.текс-

http://dramateshk
a.ru/index.php/noi
seslibrary

просмотр
репетици
я

http://www.htvs.r
u/institute/tsentrnauki-imetodologi

Репетиция

образцов,

10

31

32

33-34

Ритмопластика.
Репетиция 1
литературно-музыкальной
композиции «И помнит мир
спасенный».
Премьера
литературно- 1
музыкальной композиции «И
помнит мир спасенный».
Подготовка
литературных 2
зарисовок на школьные темы

http://www.htvs.ru/i
nstitute/tsentrnauki-i-metodologii

Репетиция

смотр

http://dramateshk
a.ru/index.php/noi
seslibrary

капустник

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 01.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(904)147-15-73

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».