Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Школьный театр» для
основного общего образования разработана на основе федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования с учетом федеральной
основной образовательной программы основного общего образования также федеральной
рабочей программы воспитания.
Цель: обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников.
Воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству
театра и актерской деятельности.
Задачи:
- знакомство детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, театр
балета, музыкальной комедии).
- поэтапное освоение детьми различных видов творчества.
- совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа,
моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.
- развитие речевой культуры;
- развитие эстетического вкуса.
-воспитание творческой активности ребёнка, ценящей в себе и других такие качества, как
доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.
Общая характеристика программы
Актуальность и педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере
художественного творчества школьников обусловлена необходимостью разрешения реальных
противоречий, сложившихся в теории и практике воспитания в новых социокультурных условиях, в
частности ограниченности стратегии «приобщения к культуре» в условиях экспансии массовой
культуры.
Происходит постоянная подмена смыслов, низкое выдаётся за высокое, высокое начинает служить
низкому. Чтобы не потеряться в потоке этих трансформаций, от человека требуется постоянное
эстетическое самоопределение.
У отечественной педагогической теории и практики эстетического воспитания богатые традиции.
Сложился ряд оригинальных и глубоких подходов к эстетическому воспитанию: системный,
интегративный, диалоговый.
В то же время в массовом эстетическом воспитании господствующее положение продолжает
занимать парадигма «приобщающей» передачи культурных норм и образцов, молчаливо
признающая художественную культуру внешней по отношению к воспитаннику.
Эта парадигма почти не учитывает внутренние культурные условия и потенции
саморазвития ребенка, сложный социокультурный контекст его существования. Игнорирует она и
особенности современного этапа в развитии искусства — такие его черты, как склонность к
художественным провокациям, самоиронии, самопародии, размытость эстетических категорий и
этических границ.
Реальная альтернатива данной парадигме — воспитание у школьника способности к эстетическому
самоопределению. И главным здесь становится художественное творчество детей. Создавая
художественные произведения, они прямо выходят в пространство эстетического выбора: высокое
или низкое, канон или отрицание канона, прекрасное или безобразное.
Цель и задачи программы
Цель внеурочной программы: художественного творчества школьников — формирование у них
способности управления культурным пространством своего существования в процессе создания и
представления художественных произведений.
Задачи внеурочной программы:
-расширение общего и художественного кругозора учащихся, общей и специальной культуры,
обогащение эстетических чувств и развитие у школьников художественного вкуса;
-формирование способности «прочтения» жизненной ситуации межличностного взаимодействия по
аналогии с художественным текстом, инсценирования как рефлексивного управления ситуациями
межличностного взаимодействия;
-развитие диапазона управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми,
освоение способов создания ситуаций гармоничного межличностного взаимодействия, тренировка
сенсорных способностей.
Взаимосвязь с программой воспитания:
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом рекомендаций примерной
программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную
деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное,
социальное развитие ребёнка. Это проявляется:
-в выделении в цели программы ценностных приоритетов;
-в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших
своё отражение и конкретизацию в примерной программе воспитания;
-в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих их вовлечённость
в совместную с педагогом и сверстниками деятельность.
Содержание учебного курса внеурочной деятельности «Школьный театр»
Введение. Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург. Театральные жанры
Театральное закулисье.Основы актёрского мастерства. Культура и техника речи
Сценическая речь. Дикция. Упражнения для развития хорошей дикции. Язык жестов.
Интонация. Темп речи. Ритм. Диалог. Монолог. Импровизация. Работа над постановкой
А.П.Чехова «Ванька», произведения о войне, С.Михалкова «Басни». Мини-спектакль. Зачет.
Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности
Личностные результаты освоения программы основного общего образования
достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности организации в
соответствиис традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и
способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования
внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения программы учебного курса основного общего
образования отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных
ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе
реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
1) гражданского воспитания:
– готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
– активное участие в жизни семьи, организации, местного сообщества, родного
края,страны;
– неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
– понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
– представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных
нормах
и
правилах
межличностных
отношений
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе;
– представление о способах противодействия коррупции;
– готовность
к
разнообразной
совместной
деятельности,
стремление
к
взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в
образовательной организации;
– готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям,
нуждающимся в ней).
2) патриотического воспитания:
–
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка,
истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
– ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству,
спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
– уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и
природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в
родной стране.
3) духовно-нравственного воспитания:
– ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
– готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других
людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий
поступков;
– активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность
личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
4) эстетического воспитания:
– восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего
идругих народов, понимание эмоционального воздействия искусства;
– осознание важности художественной культуры как средства
коммуникации
и самовыражения;
– понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этническихкультурных традиций и народного творчества;
– стремление к самовыражению в разных видах искусства.
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
– осознание ценности жизни;
– ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий
и отдыха, регулярная физическая активность);
– осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
– соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в
Интернет- среде;
– способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели;
– умение принимать себя и других, не осуждая;
– умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять
собственным эмоциональным состоянием;
– сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же
права другого человека.
6) трудового воспитания:
– установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять
такого рода деятельность;
– интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе
на основе применения изучаемого предметного знания;
– осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
– готовность адаптироваться в профессиональной среде;
– уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
– осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учётом личных и общественных интересов, и потребностей.
7) экологического воспитания:
– ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения
задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды;
– повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, осознание
своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред;
– готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
– 8) ценности научного познания:
– ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях
человека с природной и социальной средой;
– овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
– овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия.
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
–
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы,
сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
–
способность обучающихся взаимодействовать в условиях неопределённости,
открытость опыту и знаниям других;
–
способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться удругих
людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из
опыта других;
–
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в
том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в
том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей,
планировать своё развитие;
–
умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам,
выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия,
конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении
задач (далее – оперировать понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в
области концепции устойчивого развития;
– умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики
–
умение
оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую
среду,достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
– способность обучающихся
осознавать стрессовую ситуацию,
оценивать происходящие изменения и их последствия;
–
воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер,
оцениватьситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
–
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт,
находитьпозитивное в произошедшей ситуации;
– быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
В результате изучения учебного курса на уровне основного общего образования у
обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия,
коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные
учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия. Базовые логические действия:
– выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
–
устанавливать существенный признак классификации;
–
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
– предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
– выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
– выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
–
проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
–
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных
критериев).
Базовые исследовательские действия:
– использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
–
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
–
формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
–
проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент,
небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных связей и зависимости объектов между собой;
–
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
исследования (эксперимента);
–
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности
полученных выводов и обобщений;
–
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и ихпоследствия
в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых
условиях и контекстах.
– Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации
или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
– выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
–
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же
идею, версию) в различных информационных источниках;
–
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их
комбинациями;
–
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим
работником или сформулированным самостоятельно;
– эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия Общение:
–
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целямии
условиями общения;
– выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
–
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры;
–
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
–
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание общения;
–
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
–
публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования,
проекта);
–
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Совместная деятельность
–понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых
форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
–принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
–обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять
поручения, подчиняться;
–планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи
между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен
мнениями, мозговые штурмы и иные);
–выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по
своемунаправлению и координировать свои действия с другими членами команды;
–оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия;
–сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчёта перед группой.
Самоорганизация
– выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
–
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений группой);
–
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
–
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом
объекте;
– проводить выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль
–владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
– давать оценку ситуации и предлагать план её изменения;
–
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
–
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
даватьоценку приобретённому опыту, находить позитивное в произошедшей ситуации;
–
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
– оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект
– различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
– выявлять и анализировать причины эмоций;
– ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
– регулировать способ выражения эмоций.
Принимать себя и других
–
осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать своё право
на ошибку и такое же право другого;
– принимать себя и других, не осуждая;
– открытость себе и другим;
– осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Предметные результаты:
-уметь различать словесное и вербальное общение;
-уметь различать характер общения, его смысловой направленности с учетом
знания вербальных способах общения; осознавать роль несловесного, вербального
общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа,
громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях; умение распознавать и вести
диалог;
-уметь отличать художественный текст от других видов текстов;
- уметь использовать артикуляционный аппарат для передачи настроения;
-уметь создавать несложные костюмы, декорации, маски для постановок и инсценировок;
-уметь осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного
общения;
- уметь определять и характеризовать особенности героев произведения;
-уметь использовать изученные театральные приемы в работе над ролью.
№
п/п
1
Тема
Введение.
Создатели
спектакля:
писатель, поэт,
драматург
Тематическое планирование
Количе
Электронные (цифровые)
ств о
образовательныересурсы
часов
1
https://chekhov.ru/about/
Форма
проведения
занятия
Беседа
2
Театральные
жанры
1
3
Театральное
закулисье
1
4
Основы актёрского
Мастерства.
Культура и техника
речи
1
5
Сценическая речь
1
6,7
Дикция. Упражнения
для развития хорошей
дикции
2
8,9
Язык жестов.
Интонация.
2
10
1
11
Темп речи. Ритм.
Диалог. Монолог
12
Импровизация.
1
1322
23
2430
31
3233
Работа над
постановкой
А.П.Чехова
«Ванька»
Постановка миниспектакля по
произведению
А.П.Чехова «Ванька»
Работа над
постановкой
произведения о войне
Постановка
произведения
Работа над постановкой
С.Михалкова «Басни»
1
10
https://pptonline.org/download/40861
1
https://www.culture.ru/live/
movies/3763/zakulisemkht-imeni-a-p-chekhova
https://kirovipk.ru/wpcontent/uploads/2022/06/teatrkulturarechishhuka.pdf?ysclid=lgyu7fi
rxb193738652
https://stage4u.ru/nashikursy/akterskoe-masterstvodlya-postupayushchikh
https://stage4u.ru/oshkole/stati-i-materialy/79osnovy-diktsiistsenicheskaya-rech
https://stage4u.ru/oshkole/stati-i-materialy/79osnovy-diktsiistsenicheskaya-rech
https://voginfo.ru/zhestovyj
-jazyk/obuchajushhievideomaterialy/
https://www.krugosvet.ru/e
nc/kultura_i_obrazovanie/te
atr_i_kino/DIALOG_DRA
MATICHESKI.html
https://youtu.be/oxTPMbpl
KhM
Эвристическая
беседа
Виртуальная
экскурсия
Практика
Творческая
мастерская
Творческая
мастерская
Творческая
мастерская
Практика
Практика
Творческая
мастерская
Репетиция
1
Постановка
7
Репетиция
1
Постановка
2
Репетиция
34
Постановка басни
С.Михалкова
1
Постановк
а,
зачет