Робототехника_ 5-9 класс

Пояснительная записка
Общая характеристика программы.
Одной из важных проблем в России являются её недостаточная обеспеченность
инженерными кадрами и низкий статус инженерного образования. Сейчас необходимо
вести популяризацию профессии инженера. Интенсивное использование роботов в
быту, на производстве и поле боя требует, чтобы пользователи обладали
современными знаниями в области управления роботами, что позволит развивать
новые, умные, безопасные и более продвинутые автоматизированные системы.
Необходимо прививать интерес учащихся к области робототехники и
автоматизированных систем.
Также данная программа даст возможность школьникам закрепить и применить на
практике полученные знания по таким дисциплинам, как математика, физика,
информатика, технология. На занятиях по техническому творчеству учащиеся
соприкасаются со смежными образовательными областями. За счет использования
запаса технических понятий и специальных терминов расширяются коммуникативные
функции языка, углубляются возможности лингвистического развития обучающегося.
Данная программа позволяет создать уникальную образовательную среду, которая
способствует развитию инженерного, конструкторского мышления. В процессе работы
с LEGO EV3 ученики приобретают опыт решения как типовых, так и нешаблонных
задач по конструированию, программированию, сбору данных. Кроме того, работа в
команде способствует формированию умения взаимодействовать с соучениками,
формулировать, анализировать, критически оценивать, отстаивать свои идеи.
Цель.
Формирование интереса к техническим видам
конструктивного мышления средствами робототехники

творчества,

Задачи.
Обучающие:
- ознакомление с комплектом LEGO Education;
- ознакомление с основами автономного программирования;
- ознакомление со средой программирования LEGO Education;
- получение навыков работы с датчиками и двигателями комплекта;
- получение навыков программирования;
- развитие навыков решения базовых задач робототехники.
Развивающие:

развитие

- развитие конструкторских навыков;
- развитие логического мышления;
- развитие пространственного воображения.
Воспитательные:
- воспитание у детей интереса к техническим видам творчества;
-

развитие

коммуникативной

компетенции:

навыков

сотрудничества

в

коллективе, малой группе (в паре), участия в беседе, обсуждении;
-развитие

социально-трудовой

компетенции:

воспитание

трудолюбия,

самостоятельности, умения доводить начатое дело до конца;
- формирование и развитие информационной компетенции: навыков работы с
различными источниками информации, умения самостоятельно искать, извлекать и
отбирать необходимую для решения учебных задач информацию.
Программа рассчитана на 1 год обучения по 34 часа в год.
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом рекомендаций
примерной рабочей программы воспитания для общеобразовательных организаций.
Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность
педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное,
социальное развитие ребёнка.
Это проявляется в возможности включения школьников, организуемую в рамках
программы воспитания по внеурочной деятельности « Робототехника»
Формы проведения занятий внеурочной деятельности
практическое занятие;
занятие с творческим заданием;
занятие – мастерская;
занятие – соревнование;
выставка.
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Продолжительность
занятия – 40 минут.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты

- ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее
распространения;
- развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной
среды;
- способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять
значимость подготовки в области лего-конструирования и робототехники в условиях
развивающегося общества
- готовность к повышению своего образовательного уровня;
- способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет
знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной
эксплуатации средств лего-конструирования и робототехники.
Метапредметные результаты
- владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать
обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать
основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные
связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
- владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить
свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать
правильность выполнения учебной задачи;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем
творческого и поискового характера;
- владение информационным моделированием как основным методом приобретения
знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственнографическую или знаково-символическую модель;
- способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и
взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебноисследовательской, творческой деятельности.

Предметные результаты
-проявление технического мышления, познавательной деятельности, творческой
инициативы, самостоятельности;
-использование имеющегося технического обеспечения для решения поставленных
задач;
-способность творчески решать технические задачи;
-способность продуктивно использовать техническую литературу для поиска сложных
решений;

Содержание курса внеурочной деятельности

Введение (1 ч.)
Знакомство с миром Lego. История создания и развития компании Lego.
Введение в предмет. Изучение материальной части курса.
Конструирование (16 ч.)
Инструктаж по технике безопасности. Сборка опытной модели.
Конструирование полигона. Знакомство с программированием. Написание
простейшего алгоритма и его запуск. Применение алгоритма и модели на
полигоне. Повторение изученного. Развитие модели и сборка более сложных
моделей.
Программирование (12ч.)
История создания языка LabView. Визуальные языки программирования Разделы
программы, уровни сложности. Знакомство с RCX. Инфракрасный передатчик.
Передача программы. Запуск программы. Команды визуального языка
программирования LabView. Изучение Окна инструментов. Изображение команд в
программе и на схеме.Работа с пиктограммами, соединение команд. Знакомство с
командами: запусти мотор вперед; включи лампочку; жди; запусти мотор назад;
стоп. Отработка составления простейшей программы по шаблону, передачи и
запуска программы.
Составление программы. Сборка модели с использованием мотора. Составление
программы, передача, демонстрация. Сборка модели с использование лампочки.
Составление программы, передача, демонстрация. Линейная и циклическая
программа. Составление программы с использованием параметров, зацикливание
программы. Знакомство с датчиками. Условие, условный переход. Датчик касания
(Знакомство с командами: жди нажато, жди отжато, количество нажатий). Датчик
освещенности (Датчик освещенности. Влияние предметов разного цвета на
показания датчика освещенности. Знакомство с командами: жди темнее, жди
светлее).
Проектная деятельность (5ч.)
Разработка собственных моделей в группах, подготовка к мероприятиям,
связанным с ЛЕГО. Выработка и утверждение темы, в рамках которой будет
реализовываться проект. Конструирование модели, ее программирование
группой разработчиков. Презентация моделей. Выставки. Соревнования.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной общеразвивающей
программы
Обеспечение программы предусматривает наличие следующих методических видов
продукции:
• инструкции по сборке (в электронном виде CD)
• книга для учителя (в электронном виде CD)

• экранные видео лекции, видео ролики;
• информационные материалы на сайте, посвященном данной дополнительной
образовательной программе;
• мультимедийные интерактивные домашние работы, выдаваемые обучающимся
на каждом занятии.

Календарно-тематическое планирование

Номер
урока

Содержание урока
(разделы, темы)

Кол-во часов

Тема 1. Введение в
робототехнику (1 ч)
1

Роботы. Виды роботов. Значение
роботов в жизни человека. Основные
направления применения роботов.
Правила работы с конструктором
LEGO. Языки программирования.
Среда программирования модуля,
основные блоки
Тема 2.Конструирование (16ч)

1

2

Основные механические детали
конструктора и их назначение.

1

3

Модуль EV3. Обзор, экран, кнопки
управления модулем, индикатор
состояния, порты.

1

4

Установка батарей, способы экономии
энергии.

1

5

Включение модуля EV3. Запись
программы и запуск ее на выполнение.
Основные механизмы конструктора
LEGO EV3. Сервомоторы EV3,
сравнение моторов. Мощность и
точность мотора. Механика
механизмов и машин.
Виды соединений и передач и их

1

6

7

1

1

8

свойства.
Сборка модели робота по инструкции.

1

9

Программирование движения вперед
по прямой траектории.

1

10

Расчет числа оборотов колеса для
прохождения заданного расстояния.
Датчик касания. Устройство датчика.

1

12

Датчик
датчика.

1

13

Ультразвуковой датчик.

1

14

Гироскопический датчик.

1

15

Инфракрасный датчик, режим
приближения, режим маяка.
Подключение датчиков и моторов

1

17

Интерфейс модуля EV3. Приложения
модуля. Представление порта.
Управление мотором.
Тема 3. Программирование (12 ч)

1

18

Среда программирования модуля EV3.

1

19

Создание программы. Удаление
блоков.
Счетчик касаний. Ветвление по
датчикам.
Модели поведения при разнообразных
ситуациях.
Программное обеспечение EV3.

1

1

25

Программные блоки и палитры
программирования.
Страница
аппаратных средств
Использование нижнего датчика
освещенности.
Калибровка датчика освещенности.

26

Программирование модулей.

1

27

Программирование модулей.

1

28

Решение задач на прохождение по
полю из клеток
Смотр роботов на тестовом поле.

1

11

16

20
21
22
23

24

29

цвета,

режимы

работы

Тема 4. Проектная деятельность (5ч)

1

1

1
1
1

1
1

1

30

1

31

Измерение
освещенности.
Определение цветов. Распознавание
цветов.
Измерение расстояний до объектов.

32

Сила. Плечо силы. Подъемный кран.

1

33

Конструирование собственной модели
робота.
Презентации и защита проекта «Мой
уникальный робот»

1

34

1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 01.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(904)147-15-73

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».