Практическая биология

Пояснительная записка
Направленность программы – естественнонаучная
Возраст обучающихся: от 12 лет до 15 лет.
Срок реализации программы: 3 года, 102 часа.
Рабочая программа занятий внеурочной деятельности по биологии «Практическая биология»
предназначена для организации дополнительного образования обучающихся 7-9 классов МКОУ
«Шумиловская СОШ».
Реализация программы обеспечивается нормативными документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в
Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020).
2. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ от 18.11.2015. Министерство образования и науки РФ
3. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном,
начальном общем, основном общем, среднем общем образовании), (воспитатель, учитель)»
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
5.Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»
6.Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (утв. 7 декабря 2018 г.)
Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области
предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка.
Обучение по новым образовательным стандартам предусматривает организацию внеурочной
деятельности, которая способствует раскрытию внутреннего потенциала каждого ученика, развитие
и поддержание его таланта.
Одним из ключевых требований к биологическому образованию в современных условиях и
важнейшим компонентов реализации ФГОС является овладение учащимися практическими умениями
и навыками, проектно – исследовательской деятельностью. Программа «Практическая биология»
направлена на формирование у учащихся 7-9 классов интереса к изучению биологии, развитие
практических умений, применение полученных знаний на практике, подготовка учащихся к участию
в олимпиадном движении.
На дополнительных занятиях по биологии в 7-9 классах закладываются основы многих
практических умений школьников, которыми они будут пользоваться во всех последующих курсах
изучения биологии. Количество практических умений и навыков, которые учащиеся должны усвоить
на уроках «Биологии» в 5-9 классах достаточно велико, поэтому внеурочная деятельность будет
дополнительной возможностью для закрепления и отработки практических умений учащихся.
Программа способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального
исследования, обучению в действии, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную
деятельность. Теоретический материал включает в себя вопросы, касающиеся основ проектноисследовательской деятельности, знакомства со структурой работы.
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций программы
воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность
педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие
ребёнка. Это проявляется:
− в выделении в цели программы ценностных приоритетов;
− в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших
свое отражение и конкретизацию в программе воспитания;

− в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих их вовлеченность в
совместную с педагогом и сверстниками деятельность.
Цель и задачи программы
Цель: создание условий для успешного освоения учащимися практической составляющей
школьной биологии и основ исследовательской деятельности.
Задачи:
Формирование системы
научных
знаний о
системе живой
природы
и
начальных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях;
приобретение опыта использования методов биологической науки для проведения несложных
биологических экспериментов;
развитие умений и навыков проектно – исследовательской деятельности;
подготовка учащихся к участию в олимпиадном движении;
формирование основ экологической
грамотности.
При организации образовательного процесса необходимо обратить внимание на следующие
аспекты:
создание портфолио ученика, позволяющее оценивать его личностный рост
использование личностно-ориентированных технологий (технология развития критического
мышления, технология проблемного обучения, технология обучения в сотрудничестве, кейстехнология, метод проектов);
организация проектной деятельности школьников и проведение мини-конференций,
позволяющих школьникам представить индивидуальные (или групповые) проекты по выбранной
теме.
Формы проведения занятий: практические и лабораторные работы, экскурсии, эксперименты,
наблюдения, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, консультации,
кейс-технологии, проектная и исследовательская деятельность, в том числе с использованием ИКТ.
Методы контроля: защита исследовательских работ, мини-конференция с презентациями,
доклад, выступление, презентация, участие в конкурсах исследовательских работ, олимпиадах и пр.
Требования к уровню реализации программы:
иметь представление об исследовании, проекте, сборе и обработке информации, составлении
доклада, публичном выступлении;
знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать
определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку
зрения;
владеть планированием и постановкой биологического эксперимента.
Ожидаемые результаты
Личностные результаты:
знания основных принципов и правил отношения к живой природе;
развитие познавательных интересов, направленных на изучение живой природы;
Развитие интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать,
сравнивать, делать выводы и другое);
эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные результаты:
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть
проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать,
наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал,
объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и
оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей
позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою
позицию.
Предметные результаты:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;
классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной
систематической группе;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей;
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на
основе сравнения;
умение работать с определителями, лабораторным оборудованием;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и
процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
В ценностно-ориентационной сфере:
знание основных правил поведения в природе;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
3. В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.
4. В эстетической сфере:
овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
На современном этапе школьного образования отведена значительная роль проблеме
исследовательской деятельности школьников. Эта деятельность приобретает особое значение в связи
с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях
образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно.
Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения,
развивающего творческие способности ребёнка. К таким видам деятельности и относится
исследования. Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать,
испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя –
создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельность
– мощное средство формирования познавательной самостоятельности школьников на второй ступени
обучения. Приобщение обучающихся к научным исследованиям становится особенно актуальным на
среднем этапе школьного образования, когда у школьников начинает формироваться творческое
мышление.
Но для того, чтобы исследовательская деятельность была успешна и приносила свои плоды, нужно
выдержать ряд требований, пройти все этапы выполнения исследовательской работы, а именно:
1. Мотивация научно-исследовательской деятельности. Обязательно приобщение к
исследовательской работе нужно начинать с формирования мотивации этой деятельности. Очень
важно, чтобы обучающиеся наряду с моральными стимулами увидели и материальные стимулы.
Например, повышение итоговой оценки по предмету, освобождение от переводного экзамена и т.д.
2. Выбор направления исследования. Это очень сложный этап. Здесь нужно определиться с темой
исследования. Идеально, чтобы первоначальная идея темы и инициатива по выполнению
исследования исходила от школьника, а учитель же выполнял бы направляющую и корректирующую
функции в этом вопросе.
3. Постановка задачи.
4. Фиксирование и предварительная обработка данных.
5. Обсуждение результатов исследования.
6. Оформление результатов работы.
7. Представление исследовательской работы на конференции.

Календарно-тематическое планирование
№
п/п
1
2
3
4-5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17-18
19-20
21-22
23-24
25
26-27
28-29
30-31
32
33
34
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

Тема
7 класс
Вводный инструктаж по ТБ при проведении
лабораторных работ.
Приборы для научных исследований,
лабораторное оборудование
Знакомство с устройством микроскопа.
Техника биологического рисунка и
приготовление микропрепаратов
«Приготовление препарата клеток сочной чешуи луковицы лука»
Строение растительной клетки»
«Плазмолиз и деплазмолиз в клетках растений»
«Особенности развития споровых растений»
«Сравнительная характеристика одноклеточных организмов»
«Особенности внутреннего строения дождевого червя»
«Методы цитологического анализа полости рта»
«Наблюдение фаз митоза в клетках растений»
Колониальные монадные водоросли
«Влияние среды на клетки крови человека»
Фенологические наблюдения «Осень в жизни растений»
Техника сбора, высушивания и монтировки гербария
Определяем и классифицируем
Определяем и классифицируем
Морфологическое описание растений
Определение растений
в безлиственном состоянии
Создание
каталога
«Видовое разнообразие растений пришкольной
территории»
Редкие растения Иркутской области
Презентация работ
Фенология-раздел ботаники. Натуралисты
Антропология. Творческая мастерская «Лента времени»
Юные фенологи.
8 класс
Цитология- наука о клетке.
Гистология- наука о тканях.
Эволюционное учение
Библиографы. Интересные факты из жизни ученых.
Классификация организмов. Основы систематики.
Вирусология- в ногу со временем
Бактериология.
Наука о грибах-микология.
Орнитология изучает птиц.
Становление экологии.
Искусственная экосистема Аквариум.
Природные сообщества.
Зоогеография как наука.
Наука о деревьях-дендрология.

Кол-во
часов
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
1
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

№
п/п
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

31
32-34
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Тема
Поведение в биологии-этология.
Ископаемые останки в науке палеонтология.
Следуем по стопам животных.
Цветоводство
Развитие экотуризма в России
Виртуальное путешествие по Красной книге
Выращивание плесени и изучение условий ее существования(продолжение).
Способы борьбы с плесенью
Источники получения информации. Особенности чтения научно-популярной
и методической литературы
Особенности и приемы конспектирования. Тезисы. Экскурсия в библиотеку.
Оформление исследовательских работ
Выбор темы исследовательской работы. Отбор и анализ методической и
научно-популярной литературы по выбранной теме.
Составление рабочего плана исследования. Обоснование выбранной темы.
Оформление титульного листа. Работа в программе Microsoft Office Word.
Оформление страниц «Введение», «Содержание», «Используемая
литература». Работа в программе Microsoft Office Word. Создание презентаций
с помощью программы Microsoft Office Power Point.
Возможности программы Microsoft Office Power Point. Работа с
презентациями, созданными с помощью программы Microsoft Office Power
Point.
Работа с презентациями, созданными с помощью программы Microsoft Office
Power Point. Логическое построение текстового материала в работе.
Наглядный материал. Построение и размещение диаграмм, графиков, таблиц,
схем и т.д
Отбор и размещение рисунков, фотографий. Научный язык и стиль.
Сокращения, обозначения. Объемы исследовательской работы. Эстетичное
оформление. Выводы. Оформление «Заключения».
Оформление и презентация проектов
9 класс
Значение кутикулы и пробки в защите растений от испарения
№2.Измерение относительной влажности воздуха
«Измерение влажности и температуры в разных зонах класса»
№3.Измерение уровня освещенности в различных зонах
№4.Измерение температуры атмосферного воздуха
№5.Измерение температуры остывающей воды
№6. Анализ почвы
№ 7.Анализ загрязненности проб почвы
№ 8. Анализ загрязненности проб снега
№ 9.Анализ рН воды открытых водоёмов
№ 10.Анализ рН проб снега, взятых на территории селитебной зоны
№ 11. Определение общей жесткости воды
№ 12.Освещенность помещений и его влияние на физическое здоровье людей.
№ 13.Исследование естественной освещенности помещения класса.
«Изучение кислотно-щелочного баланса пищевых продуктов
№ 14.Определение рН средств личной гигиены
№ 15.Определение рН средств личной гигиены разной концентрации в
растворах

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
3
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

№
п/п
18
19
20
21
22
23
24

25
26
27
28
29
30
31-34

Тема
№ 16.Сравнение рН смесей веществ.
№ 17. Оценка вегетативного тонуса в состоянии покоя(вегетативный индекс
Кердо(ВИК)). «Оценка функционального состояния вегетативной нервной
системы». «Определение кожно-сосудистой реакции (метод дермографизма)»
№ 18. Оценка вегетативной реактивности. Определение реактивности
симпатического отдела автономной нервной системы.
№ 19. Оценка вегетативной реактивности. Определение реактивности
парасимпатического отдела автономной нервной системы.
№ 20. Оценка вегетативного обеспечения(проба Мартинетта)
№ 21. Физиология дыхания(рефлекс Геринга)
№ 22.Исследование изменения дыхания у человека при выполнении
двигательной нагрузки («Измерение объема грудной клетки у человека при
дыхании», «Определение частоты дыхания в покое и после физической
нагрузки», «Нормальные параметры респираторной функции»).
Оценка вентиляционной функции легких», «Как проверить сатурацию в
домашних условиях»
№ 23. Резервы сердца. Измерение артериального давления при помощи
цифровой лаборатории Releon Lite”
«Функциональные пробы на реактивность сердечно- сосудистой системы»
Измерение артериального давления. Определение систолического и минутного
объемов крови расчетным методом
«Определение минутного объёма кровообращения косвенным методом в покое
и после физической нагрузки»
«Определение основных характеристик артериального пульса на лучевой
артерии».
Итоговый проект

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
4


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 01.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(904)147-15-73

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».