Пояснительная записка
к плану внеурочной деятельности
для учащихся 1-4 классов
План внеурочной деятельности МКОУ «Шумиловская СОШ» для 1-4 классов разработан на
основании следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с
изменениями).
Федеральный закон от 24.09.2022 № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон
"Об образовании в Российской Федерации"
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021г. №286 «Об
утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования»
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 569 от 18.07.2022 «О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования» (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69676);
Приказ Министерства Просвещения РФ от 18.05.2023 года №372 «Об утверждении
федеральной образовательной программы начального общего образования»;
Приказ Министерства Просвещения РФ от 22.03.2021 года №115 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования».
Приказ Министерства Просвещения РФ от 5 декабря 2022 г. N 1063 «о внесении
изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом
Министерства Просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115»;
Приказом Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении
порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016г.
№699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных
пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию и реализующих образовательные программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования».
Приказ Минпросвещения России от 21.09.2022 № 858 «Об утверждении федерального
перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность и установления предельного срока использования
исключенных учебников»
Приказ Министерства просвещения РФ от 02.08.2022 № 653 «Об утверждении
федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к
использованию
при
реализации
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных программ НОО, ООО, СОО» (Зарегистрирован 29.08.2022 № 69822)
Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 №28;
Санитарными правилами и нормами СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 28.01.2021 №28;
Письма Департамента государственной политики и управления в сфере общего
образования Минпросвещения России от 17.06.2022 № 03-871
«Об организации занятий «Разговоры о важном»;
Цели курсов внеурочной деятельности для обучающихся 1-4-х классов по направлениям:
Спортивно-оздоровительное – овладение обучающимися системой теоретических
знаний и практических умений защиты и сохранения личного здоровья, физическое развитие
школьников, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому
образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту
слабых.
Формирование базовых национальных ценностей: Здоровье, Человечество.
Общеинтеллектуальное – усвоение обучающимися значимых знаний, развивающих их
любознательность, позволяющих привлечь их внимание к экономическим, политическим,
экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества и формирующих их
гуманистическое мировоззрение и научную картину мира, развитие познавательных процессов и
творческих способностей обучающихся.
Формирование базовых национальных ценностей: Образование, Наука.
Социальное – развитие коммуникативных способностей и навыков обучающихся,
дружелюбия, общительности, умения взаимодействовать и решать конфликтные ситуации со
сверстниками и взрослыми, содействие укреплению межличностных отношений в классе, школе,
формирование навыков труда, воспитание уважения к труду, стремления к позитивному
преобразованию мира.
Формирование базовых национальных ценностей: Патриотизм; Социальная
солидарность; Гражданственность.
Общекультурное – создание благоприятных условия для просоциальной самореализации
школьников, раскрытие их творческих способностей, формирование эстетического вкуса и
умения ценить прекрасное, воспитание ценностного отношения школьников к культуре.
Формирование базовых национальных ценностей: Творчество, Искусство и литература.
Духовно-нравственное – формирование нравственно-этических ценностей, накопленных
предыдущими поколениями, воспитание культуры общения, воспитание у школьников любви к
своему краю, его истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и
ответственности школьников.
Формирование базовых национальных ценностей: Патриотизм; Социальная
солидарность; Гражданственность, Семья; Традиционные российские религии; Природа.
Воспитательные задачи:
1 уровень задач: приобретение обучающимися элементарных социальных знаний об
обустройстве мира и общества, о человеке, одобряемых и неодобряемых формах поведения,
понимания социальной реальности и повседневной жизни.
2 уровень задач формирование позитивных отношений обучающихся к базовым
ценностям общества, формирование ценностного отношения к социальной реальности в целом.
3 уровень задач получение школьником опыта самостоятельного социального действия,
формирование элементарных социальных умений и навыков, позволяющих самостоятельно
действовать в социальном мире в дружественном окружении (класса, группы, команды,
параллели класса и др.).
Внеурочная деятельность в 1-4 классах реализуется на основе оптимизированной
модели и предполагает оптимизацию всех внутренних ресурсов школы, в ее реализации
принимают участие все педагогические работники ( учителя, социальный педагог,
педагог- психолог, библиотекарь и др.), что позволяет организовать образовательный
процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся
в рамках деятельности общешкольного коллектива. Внеурочная деятельность в школе
представлена следующими направлениями:
1. Духовно- нравственное направление реализуется через классные часы
«Разговоры о важном».
Главной целью классных часов «Разговоры о важном» является развитие ценностного
отношения школьников к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной
истории, богатой природе и великой культуре. Классные часы направлены на
формирование соответствующей
внутренней
позиции
личности
школьника,
необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе.
Основные темы классных часов будут связаны с важнейшими аспектами жизни человека
в
современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей
современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы и, ориентацией
в мировой художественной культуре
и
повседневной
культуре
поведения,
доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к
собственным поступкам. События, люди, их деяния и идеи – все может стать
предметом бесед классных руководителей со своими классами.
2. Коммуникативное направление (формирование функциональной грамотности)
представлено программой « Финансовая грамотность»
Функциональная грамотность показывает, насколько человек может использовать
полученныезнания, умения и навыки в реальных жизненных ситуациях, она фиксирует
необходимый уровень готовности личности для осуществления ее деятельности. Задания на
развитие функциональной грамотности находят широкое применение в практике
российской школы. Для формирования и оценки функциональной грамотности в
международной практике используют специальный формат заданий.
Структура и содержание таких заданий значительно отличаются от традиционных учебнопознавательных задач. Осмысление педагогами этих принципиальных отличий создает
условия для отбора и самостоятельного конструирования заданий для развития каждого
вида функциональной грамотности, что позволит готовому к переменам учителю выходить
на новое качество образования. Метапредметные, предметные и личностные результаты
освоения программы делятся на грамотность: читательскую, математическую, естественнонаучную, финансовую.
3. Социальное направление. «Тропинка в профессию», «Мир профессий» реализуются
через беседы, классные часы, круглые столы и т.д. Цель занятий: актуализация процесса
профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их
деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессий, развитие
аналитического мышления обучающихся; развитие практических навыков работы с
информацией; развитие навыков разработки управленческих решений; освоение
современных управленческих и социально психологических технологий; повышение
коммуникативной компетентности; развитие навыков конструктивной критики; повышение
мотивации к обучению и профессиональному развитию.
«Орлята России». Цель курса: формирование у ребёнка младшего школьного возраста
социально- ценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального
мира на основе российских базовых национальных ценностей, накопленных предыдущими
поколениями, воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его
истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности.
4. Спортивно – оздоровительное направление реализуется через занятия
«Подвижные игры».
Занятия носят учебно-тренировочную, методическую
направленность. В процессе учебно- тренировочных занятий учащиеся овладевают
техникой и тактикой игры. Данная программа
направлена на
формирование,
сохранение и
укрепления
здоровья обучающихся, в основу, которой
положены культурологический и личностно-ориентированный подходы. В программе
представлены доступные для обучающихся упражнения, способствующие овладению
элементами техники и тактики разных игр, развитию физических способностей. Формы
проведения занятия: однонаправленные занятия, комбинированные занятия, целостноигровые занятия.
5.Общекультурное направление реализуется через курс «Любительский театр». Цель:
усвоение основных общеэстетических понятий (культурологических, культурно-национальных и
др. основных понятий, связанных с художественно-образным способом познания); привитие
эстетических ценностей, развитие эмоциональной сферы, творческих способностей, чувства
прекрасного.
План внеурочной деятельности начального общего образования МКОУ « Шумиловская
СОШ» на 2023-2024 учебный год.
Направление внеурочной
деятельности
1.Информационнопросветительские занятия
патриотической, нравственной
и экологической
направленности «Разговоры о
важном» (духовнонравственное направление)
2.Занятия по формированию
функциональной грамотности
обучающихся
(коммуникативное
направление)
3.Занятия, направленные на
удовлетворение
профориентационных
интересов и потребностей
обучающихся (социальное
направление)
4. Занятия, направленные на
удовлетворение интересов и
потребностей обучающихся в
творческом и физическом
развитии, помощь в
самореализации, раскрытии и
развитии способностей и
талантов
Итого в неделю
Итого в год
Программа
классы
Разговоры о
важном
Всего в неделю
1
2
3
1
1
1
1
1
1
-
-
1
«Тропинка в
профессию»,
«Мир
профессий»
-
1
Орлята
России
1
«Любительский
театр"
Подвижные
игры
Финансовая
грамотность
4
Всег Всего
о
в год
3
102
-
3
102
-
2
68
-
1
34
1
2
68
1
1
3
102
1
1
1
3
102
1
1
1
3
102
6
204
6
204
6
204
18
1
612