Финансовая грамотность 1-4 классы ФОП

Пояснительная записка
Данная рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Финансовая
грамотность» для учащихся 1-4 классов разработана на основе требований к результатам освоения
ООП НОО МКОУ «Шумиловская СОШ» в соответствии с ФГОС ООО.
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» реализует социальное направление
внеурочной деятельности на уровне начального общего образования и нацелена на создание основ
для формирования финансово грамотного поведения учащихся.
Финансовая грамотность является одной из составляющих функциональной грамотности
современного человека и входит в состав «навыков 21 века». В «Стратегии повышения финансовой
грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы», определяющей необходимость
разработки и внедрения образовательных программ повышения финансовой грамотности для
начального общего образования, финансовая грамотность понимается, как «сочетание
осведомлённости, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных
финансовых решений и в конечном итоге для достижения финансового благосостояния».
Общая характеристика курса «Финансовая грамотность»
( 1-4 классы)
Начальное экономическое образование является одним из факторов, оказывающих
влияние на становление личности ребёнка в его отношении к материальным и духовным
ценностям. Реальность нашего времени требует, чтобы уже младший школьник знал, что такое
потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный
(экономически рациональный) выбор, представлял назначение денег, понимал, из чего
складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создаётся
богатство, как им возможно распорядиться. Поэтому очень важно именно в это время правильно
преподнести детям ту экономическую информацию, с которой они сталкиваются в реальной
жизни.
Курс экономики в начальной школе носит пропедевтический характер и подготавливает
младших школьников к изучению экономического компонента предметов «Обществознание»,
«География», «Технология», «История», «Экономика» в основной школе.
В процессе экономического образования учащиеся получают представления о богатстве
окружающего мира, воплощённом в природе, искусстве, результатах труда людей. Младшие
школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека,
удовлетворения его потребностей от уровня образования, от качества труда, познают значение
природных богатств для человека, проникаются бережным отношением к природе и всем видам
ресурсов, подходят к пониманию роли денег как оценки результата труда людей.

Цели и задачи программы:
Цель программы: развитие экономического образа мышления, воспитание трудолюбия,
бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности,
уважения к труду и предпринимательской деятельности.
Задачи:
• формирование базовых знаний о личных и семейных доходах и расходах, об общих
принципах управления доходами и расходами, свойствах и функциях денег, о
сбережениях, об общих принципах кредитования и инвестирования, о
предпринимательстве, возможных рисках, страховании, рекламе и защите прав
потребителей;

•
•

•
•
•

формирование у обучающихся установки на необходимость вести учет доходов и
расходов, навыков планирования личного и семейного бюджетов и их значимости;
формирование понимания необходимости долгосрочного финансового планирования,
установки на необходимость аккумулировать сбережения, навыков управления
сбережениями;
формирования навыков оценивать свою кредитоспособность, умения долгосрочного
инвестирования;
формирование навыков составления бизнес - плана для обеспечения продуманности
действий в будущем;
обучение основным расчетам экономических показателей: прибыли, издержек.

Взаимосвязь с программой воспитания
Финансовую грамотность можно осуществлять через воспитательную деятельность, найти
формы и способы работы во всех направлениях. Развивая воспитательную деятельность через
финансовую грамотность у детей формируется основные ключевые компетенции обучающихся,
личностные и социальные.
Модуль «Ключевые общешкольные дела» способствует развитию, как креативного
мышления, так и глобальных компетенций обучающихся.
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает
участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и
анализируются совместно педагогами и детьми. В воспитательной системе нашей школы
выделяются тематические периоды традиционных дел. Главные дела являются понятными,
личностно значимыми, главное, в празднике - своеобразная форма духовного самовыражения и
обогащения ребенка. «День знаний», «День учителя», «День Матери», Новогодние театрализованные
представления, «Международный женский день», «День Победы», «Последний звонок» и другие.
Общешкольные дела, связанные с развитием воспитательной составляющей учебной
деятельности.
Общешкольные дела, направленные на усвоение социально-значимых знаний, ценностных
отношений к миру, Родине, создание условий для приобретения опыта деятельного выражения
собственной гражданской позиции
Немаловажной задачей воспитательной работы школы является создание глобально
компетентной личности обучающегося, человека способного воспринимать местные и глобальные
проблемы; вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки
зрения, успешно и уверенно взаимодействовать с другими людьми, а также ответственно
действовать для обеспечения устойчивого развития и
Таким образом, воспитательная работа школы, содействует формированию функциональной
грамотности у обучающихся путем развития креативного мышления, навыков межкультурного
общения, устойчивого развития и коллективного благополучия.

Формы проведения занятий внеурочной деятельности
Формы организации занятий внеурочной деятельности при реализации программы
«Финансовая грамотность» основаны на индивидуальной, парной, групповой и массовой работах.

При организации занятий по программе внеурочной деятельности используются: рассказы,
беседы экскурсии, просмотр и обсуждение видеосюжетов, моделирование и разбор социальноэкономических ситуаций, решение различных простейших задач и с экономическим содержанием.

Место курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» в учебном плане
Программа ««Финансовая грамотность»» рассчитана на 4 года, 135 часов.
В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Курс изучения
программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Финансовая
грамотность»
Освоение программы курса «Финансовая грамотность» направлено на достижение
следующих результатов, соответствующих требованиям ФГОС НОО:
Личностные результаты:
•
•
•
•

осознание себя как члена семьи, общества и государства;
овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных
экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной
деятельности.

Метапредметные результаты.
Регулятивные.
Обучающийся научится:
•
•
•
•
•

понимать цели своих действий;
составлять простые планы с помощью учителя
проявлять познавательную и творческую инициативу;
оценивать правильность выполнения действий;
адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей. Познавательные.

Обучающийся научится:
• освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;
• использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Коммуникативные.
Обучающийся научится:
• составлять текст в устной и письменной формах;

• слушать собеседника и вести диалог;
• признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
• излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
• осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные.
Обучающийся научится:
•
•
•
•
•
•
•

понимать и правильно использовать экономические термины;
иметь представление о роли денег в семье и обществе;
уметь характеризовать виды и функции денег;
знать источники доходов и направлений расходов семьи;
уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет
определять элементарные проблемы в области семейных финансов и путей их решения
проводить элементарные финансовые расчеты.

Содержание курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» (1-4 классы)
1 класс (33 ч)
1.Введение в экономику (1 час)
Введение в экономику.
Виды деятельности: Познавательная; проблемно-ценностное общение, игровая
Формы деятельности: Дискуссия; беседа;
2. Потребности (9 часов)
Потребности. Что такое «потребность». Какие бывают потребности. Домашнее хозяйство.
Распределение ролей в семье. Домашние обязанности в семье. Что такое бюджет семьи.
Виды деятельности: познавательная; проблемно-ценностное общение, игровая.
Формы деятельности: беседы, поисковые исследования, викторины, работа в группах и парах,
коллективная и индивидуальная работа, игры
3.Товары и услуги (11 часов)
Что такое «товар». Какие бывают товары. Где можно приобрести товары и услуги. Зачем нужна
реклама. Роль рекламы. Товар и деньги-игра. Рынок- игра. Открытие твоего дела проект.
Виды деятельности: познавательная; проблемно-ценностное общение, игровая
Формы организации: беседа; аудиторное занятие; коллективная работа; индивидуальная работа;
игра; групповая работа; работа в парах; поисковые и научные исследования.
4.Деньги (12 часов)
Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги и страны. Где и как хранятся деньги. Что
такое источник дохода. Что такое «маркетинг». Обмен. Рынок. Торговля.
Взаимоотношения продавца и покупателя. Конкуренция.
Виды деятельности: познавательная; проблемно-ценностное общение, игровая

Формы организации: беседа; аудиторное занятие; коллективная работа; индивидуальная работа;
игра; групповая работа; работа в парах; поисковые и научные исследования
2 класс (34 часа)
1.Что такое деньги и откуда они взялись (9 часов)
Понятие «товар». Обмен товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег товаров с высокой ликвидностью. Драгоценные металлы, свойства драгоценных металлов
(ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами.
Появление первых монет и о монетах разных государств.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение.
Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
2.Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок (8 часов)
Монеты, бумажные деньги. Как и когда появились. Способы защиты от подделок бумажных
денег.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение.
Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
3.Какие деньги были раньше в России (6 часов)
Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка».
Первые русские монеты.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение.
Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
4.Современные деньги России и других стран (11 часов)
Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег.
Безналичные деньги как информация на банковских счетах, проведение безналичных расчетов.
Функции банкоматов.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение.
Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.

3 класс (34 часа)
1.Откуда в семье деньги (9 часов)
В ней рассматриваются следующие понятия: деньги можно получить в наследство, выиграть в
лотерею или найти клад, основным источником дохода современного человека является
заработная плата, размер заработной платы зависит от профессии. Дети получают
элементарные сведения о том, что собственник может получать арендную плату и проценты,
государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и
безработным. Дети также знакомятся с тем, что при нехватке денег их можно взять взаймы,
существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение.
Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.

2.На что тратятся деньги (10 часов)
Куда люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы обязательные и
необязательные. Сбережения, для чего они нужны, как их создать, где хранить. Если
сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение.
Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
3.Как умно управлять своими деньгами (5 часов)
Здесь даются понятия: бюджет - план доходов и расходов.
Люди ведут учет доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение.
Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
4.Как делать сбережения (10 часов)
Учащиеся узнают, что, если доходы превышают расходы, образуются сбережения.
Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение.
Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
4 класс (34 часа)
1.Богатство и бедность (14 часов)
Как создаётся богатство. Источники богатства государства: природные ресурсы (земли,
полезные ископаемые, реки, леса). Источники богатства человека: результаты трудовой
деятельности, знания, умения, предприимчивость.
Открытия и изобретения. Создание новых технологий. Важность знаний в создании богатства.
Ценности материальные и нематериальные.
Богатство и культура. Меценаты — люди, помогающие деньгами науке и искусству. Богатство и
милосердие.
Налоги — часть дохода человека или предприятия, которая перечисляется государству или
городу. За счёт налогов строятся и обслуживаются больницы, парки, скверы, библиотеки,
школы, интернаты, детские дома.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение.
Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
2.Труд — основа жизни (12 часов)
Ценность и значимость труда. Труд как потребность человека. Труд как источник материальных
благ. Оценка труда. Почему труд по-разному ценится. Заработная плата.
Трудовые награды. Важность учебного труда школьников. Зависимость успехов в будущей
профессии от успехов в учёбе. Причины различий в оплате труда: уровень образования, опыт
работы, мастерство, условия работы. В процессе труда люди создают, производят различные
ценности, предметы, продукты труда. Труд человека позволяет сохранить и увеличить
богатства природы. Трудом создаются и нематериальные ценности (книги, произведения
литературы и искусства, памятники).
Результатом труда людей является продукт труда. Это полезная и нужная вещь, товар или же
услуга (нематериальный продукт труда).
Продукты труда людей заслуживают уважения и бережного отношения.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение.
Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.

3.Как товары производят (8 часов)
Всё, что необходимо для производства товаров, — ресурсы. Природные ресурсы —
материалы, которые даёт природа: земля, вода, растения и животные. Материальные ресурсы
— это оборудование, инструменты и материалы, сделанные руками человека, необходимые
для производства товаров. Трудовые ресурсы — это мастера, люди, которые создают товары.
Важность труда людей разных профессий.
Производители — люди, которые создают (производят) товары. Продукт труда одного
производителя может быть ресурсом для производства другого товара. Фабрика, завод —
места, где производят товары.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение.
Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность» 1-4 классы.
1 КЛАСС (33 часа)
№ п\п

Тема

Кол- во часов

1. Введение в экономику (1 час)
1

Введение в экономику.
2. Потребности (9 часов)

1

2
3
4-5
6
7
8
9-10

Потребности.
Что такое «потребность».
Какие бывают потребности.
Домашнее хозяйство.
Распределение ролей в семье.
Домашние обязанности в семье.
Что такое бюджет семьи.
3. Товары и услуги (11 часов)

1
1
2
1
1
1
2

11-12
13
14
15
16-17
18
19
20-21

Какие бывают товары.
Где можно приобрести товары и услуги.
Зачем нужна реклама.
Роль рекламы.
Что такое «товар».
Товар и деньги-игра.
Рынок- игра.
Открытие твоего дела-проект.
4. Деньги (12 часов)

2
1
1
1
1
1
1
2

22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

Зачем нужны деньги.
Как появились деньги.
Деньги и страны.
Где и как хранятся деньги.
Что такое источник дохода.
Что такое «маркетинг».
Обмен.
Рынок.
Торговля.
Взаимоотношения продавца и покупателя.
Конкуренция.
Итоговое занятие.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Итого:

33 часа

2 КЛАСС (34 часа)
№ п\п

Тема.

Кол- во часов

1. Что такое деньги и откуда они взялись (9 часов)
1
2
3
4
5-6
7
8-9

Вводное занятие.
1
Товар. Деньги. Виды денег. Ликвидность.
1
Покупка.
1
Монеты. Бумажные деньги.
1
Виды денег: наличные, безналичные
2
Деньги - средство обмена, а не благо
1
Виды денег. Выгода обмена
2
2. Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок (8 часов)

10-11
12-13
14
15
16-17

Монеты. Гурт. Аверс. Реверс.
Номинал. Банкнота. Купюра.
Фальшивые деньги. Как их отличить.
Металлические и бумажные деньги.
Почему изготовление фальшивых денег
является преступлением.
3. Какие деньги были раньше в России (6 часов)

18
19
20
21

Какие деньги были раньше в России
1
«Меховые деньги».
1
Старинные деньги. Куны. Денга.
1
Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль.
1
Гривенник. Полтинник.
Ассигнация.
1
Происхождения денег.
1
4. Современные деньги России и других стран (11 часов)

22
23
24
25-26
27
28-29
30
31
32
33
34

Современные деньги России и других стран
Банки. Деньги. Виды денег
Доллары. Евро.
Виды денег: наличные, безналичные,
электронные.
Пластиковые карты.
Деньги - средство обмена, а не благо
Безналичный расчет.
Современные российские деньги.
Итоговое занятие.
Итого:

2
2
1
1
2

1
2
1
2
1
1
1
1
1
34 часа

3 КЛАСС (34 часа)
№ п\п

Тема

Кол- во часов

Откуда в семье деньги (9 часов)
Вводное занятие.
Доходы семьи.
Зарплата.
Пенсия.
Пособия.
Стипендия.
Источники доходов.
Что влияет на размер доходов.
На что тратятся деньги (10 часов)

1
2
1
1
1
1
2

Расходы.
Сбережения.
Долги.
Расходы. Непредвиденные расходы.
Понимание происхождения расходов.
Различие планируемых и непредвиденных
расходов.
Как управлять своими деньгами (5 часов)

1
2
1
2
2

20
21-22
23-24

Расходы и доходы.
Семейный бюджет.
Планирование семейного бюджета.
Как делать сбережения (10 часов)

1
2
2

25-26
27
28
29
30-31
32-33
34

Виды сбережений.
Банковский вклад.
Копилка.
Недвижимость.
Сравнение разных видов сбережений.
Различие сбережений.
Итоговое занятие.

2
1
1
1
2
2
1

1
2-3
4
5
6
7
8-9

10
11-12
13
14-15
16-17
18-19

Итого:

2

34 часа

4 КЛАСС (34 часа)
№ п\п

Тема

Кол- во часов

1. Богатство и бедность (14 часов)
1
2-3
4-5
6-7
8
9
10
11
12
13
14

Вводное занятие.
Как создаётся богатство.
Источники богатства государства
Источники богатства человека
Открытия и изобретения.
Важность знаний в создании богатства.
Ценности материальные и нематериальные.
Богатство и культура.
Богатство и милосердие.
Налоги.
Значение налогов.
Труд — основа жизни (12 часов)

1
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1

15-16
17
18
19
20
21-22
23
24
25
26

Ценность и значимость труда.
Труд как потребность человека.
Труд как источник материальных благ.
Оценка труда.
Почему труд по-разному ценится.
Заработная плата.
Трудовые награды.
Результат труда.
Причины различий в оплате труда.
Продукты труда.
Как товары производят (8 часов)

2
1
1
1
1
2
1
1
1
1

27-28
29-30

Как товары производят.
Ресурсы для производства товаров.
Производители — люди, которые создают
(производят)товары.
Важность труда людей разных профессий.
Итоговое занятие.

2
2

31
32-33
34

Итого:

1
2
1
34 часа

Список литературы
1. Кузнецова О.С., Сасова И.А. Программа по курсу «Экономика для учащихся начальной
школы»
2. Детский экономический словарь – М.: Просвещение, 1997.
3. Шведова И. Ф. Азбука для детей и взрослых; Выпуск 1. – М.: Экономика, 1992.
4. Экономика для начальной школы. Коллектив авторов под редакцией И. А. Сасовой; РАО.
– М., 2003.
5. Прутченков А. С., Райзберг Б. А. Практическая экономика.
6. Смирнова А.С. Белка и компания. Экономика для учащихся начальной школы. Самара;
2001
7. Экономика. Программа для 1 -11 классов. Авторы А. Самохина; Е. Крохина, журнал
Экономика в школе; № 2, 2005.
8. Кларина Л.М Экономика и экология в начальной школе: пособие для учителя. М.: Витапресс; 1997.
9. Забродина
И.П.
и
коллектив
авторов.
Экономика.
Программа
1
–11
классов.Московскаяэкономическая школа.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 01.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(904)147-15-73

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».