Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир профессий» разработана в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, Концепции духовно - нравственного развития и
воспитания личности граждан
России,
планируемых результатов начального общего образования и реализует духовно –
нравственное направление во внеурочной деятельности во 2 классе.
Основная цель реализации программы «Мир профессий» - это формирование представлений
обучающихся о разнообразии профессий и значимости труда в жизни человека.
Задачи:
• расширить знания детей о мире профессий и профессиональных качествах людей;
• в доступной форме знакомить с содержанием различных профессий;
• вовлечь учащихся в исследовательскую деятельность в рамках отношений «Я и мир профессий
взрослых людей»
• воспитывать уважительное отношение к людям различных профессий и результатам их труда;
• развивать рефлексию и обучать навыкам самопознания.
Содержание и структура программы
Содержание и структура программы определяется возрастными особенностями младших
школьников. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением
определенной профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о
мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой
профессии. Занятия построены таким образом, что учащимся предоставляется возможность
тренировать различные виды своих способностей. На данном кружке игровая мотивация перерастает
в учебную. Ребенок становится заинтересованным субъектом. Занятия проводятся в различной
форме: беседы, ролевые игры, викторины, конкурсы с элементами творчества и самостоятельного
поиска знаний. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в
творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся.
Примерная структура занятий
1. Разминка (задания, рассчитанные на проверку сообразительности, быстроты реакции, готовности
памяти).
2. Знакомство с профессией, которой посвящен урок (коллективное обсуждение):
• что я знаю об этой профессии;
• что должны уметь люди, занимающиеся этой профессией;
• какие изучаемые предметы помогают обрести эту профессию;
• что нового я узнал об этой профессии от родителей, знакомых, из книг, телепередач.
3. Выполнение развивающих упражнений в соответствии с рассматриваемой способностью и
профессией.
4. Рефлексия. Самооценка своих способностей (что получилось, что не получилось и почему).
Ценностные ориентиры содержания программы
Важное направление в содержании программы «Мир профессий» уделяется духовнонравственному воспитанию младшего школьника. На кружке (через знакомство с различными
профессиями) создаются условия для воспитания:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного
отношения к труду собственному и других людей, трудовых навыков и умений, навыков
творческого оформления результатов своего труда и др.);
патриотизма: через активное познание истории культуры и традиций своего и других народов;
ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях
(знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие
красоты природы, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения
коллективных художественных проектов);
ценностного отношения к природе, окружающей среде;
ценностного отношения к здоровью.
Данная программа строится на принципах:
Доступности - содержание курса составлено в соответствии с возрастными особенностями
младших школьников.
Коллективности – ребёнок получает опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с
окружающими, с одноклассниками.
Патриотизма – идентификация себя с Россией, её культурой.
При этом необходимо выделить практическую направленность кружка. Содержание занятий
направлено на развитие у учащихся негативного отношения к лени и вредным привычкам, на
воспитание силы воли, обретение друзей, обеспечение мотивации.
Место в учебном плане
Согласно учебному плану МКОУ « Шумиловская СОШ» занятия кружка «Мир профессий» во 2 классе
проводятся один раз в неделю. Программа рассчитана на 34 часа (34 учебные недели).
Содержание программы
1. Введение в мир профессий (1ч.) Азбука профессий. Проблемная ситуация: зачем человек
трудится? Дискуссия. Знакомые профессии. Мини-рассказ учащихся о некоторых профессиях.
Профессии будущего. Практическая работа. Понятия: «труд», «профессия». Игра «Собери пословицу
о труде».
2. Профессия – библиотекарь(1ч.) Значение профессии. Учебные предметы, необходимые для
овладения профессией библиотекаря. Новая терминология. Экскурсия в библиотеку.
3. Профессия-учитель (1ч.) Значение профессии. Качества, необходимые будущему педагогу.
Школа. Класс. Ученики. Программы. Учебники. Урок. Отметки и оценки. Практическая работа.
Рисование «Моя школа».
4. Профессия-архитектор (1ч.) Значение профессии. Учебные предметы, необходимые для
овладения профессией архитектора. Ориентация в пространстве. Проектирование и конструирование.
Воображение и фантазия. Глазомер.
5. Профессия-строитель (1ч.) Значение профессии. Учебные предметы, необходимые для овладения
профессией строителя. Материалы. Инструменты. Машины. Практическая работа «Мы строим дом».
6. Профессия-художник (1ч.) Значение профессии. Способности будущего художника. Зрительная
память. Наблюдательность. Внимание. «Дерево понятий». Творческая мастерская.
7. Профессия-врач (1ч.) Значение профессии. Учебные предметы, необходимые для овладения
профессией врача. Черты характера врача. Специализация врачей. Болезни. Лечение. Лекарства.
Уход за больным. Сострадание, милосердие.
8. Профессия-водитель (1ч.) Значение профессии. Учебные предметы, необходимые для овладения
профессией водителя. Виды транспорта. Маршрут водителя. Транспорт будущего.
9. Профессия-сотрудник ГИБДД (1ч.) Правила дорожного движения. Сигналы светофора. Мы пешеходы. Беседа с работником ГИБДД.
10. Профессия-следователь (1ч.) Значение профессии. Зрительная память. Логическое мышление.
Внимание. Память. Шифр. Мыслительные операции.
11. Профессия-военный (1ч.) Значение профессии. Необходимые учебные предметы. Выправка.
Здоровье. Форма. Устав. Строй. Режим службы. Военные действия. Конфликты. История.
12. Профессия-парикмахер (1ч.) Значение профессии. Прическа. Стрижка. Парикмахерская.
Качества парикмахера. Демонстрация парикмахерского искусства профессиональным мастером.
13. Профессия-пекарь (1ч.) Значение профессии. Выпечка. Пирог. Мучные изделия прошлого и
настоящего. Сказочные пироги. Гимн хлебу.
14. Профессия-продавец (1ч.) Беседа. Дискуссия. Роль продуктов в жизни человека. Работа
продавцов разных магазинов. Этика общения. Продавец-консультант. Ролевая игра.
15. Профессия-почтальон (1ч.) Значение профессии. Черты характера. Умения. Точность,
терпеливость, вежливость. Виды изданий. Периодика, корреспонденция. Адресат, адресант.
16. Профессия-ветеринар (1ч.) Значение профессии. Животные и их болезни. Человеческие
качества, необходимые для ветеринара. Наблюдательность, внимание. Просмотр видео.
17. Профессия-повар (1ч.) Значение профессии. Знания, умения. Выносливость. Меню. Блюда.
Рецепты. Сервировка стола.
18. Профессия-садовник (1ч.) Значение профессии. Сад и огород. Овощи и фрукты. Садовник
лекарь.
19. Профессия-бухгалтер (1ч.) Значение профессии. Учебные предметы, необходимые для
овладения профессией бухгалтера. Калькулятор. Счет. Отчет. Аванс. Зарплата. Практическая работа.
20. Профессия-спасатель (1ч.) Значение профессии. Дискуссия. Черты характера, необходимые
спасателю. Чрезвычайные ситуации. Команда. Техника. Инструменты. Рисование «Служба Спасения
– телефон 01»
21. Экскурсия в пожарную часть (1ч.) Беседа с сотрудниками МЧС. Смотр техники, снаряжения в
действии. Подведение итогов конкурса рисунков.
22. Профессия-корреспондент (1ч.) Значение профессии. Учебные предметы, необходимые для
овладения профессией корреспондент. Черты характера. Творчество. Статья. Очерк. Практическая
работа.
23. Профессия-кинолог (1ч.) Значение профессии. Черты характера будущего кинолога.
Четвероногие друзья на службе у людей. Команды.
24. Профессия-модельер (1ч.) Значение профессии. Творческие способности будущего модельера.
Альбом мод. Мода. Одежда, обувь. Выставка рисунков.
25. Профессия-лесничий (1ч.) Значение профессии. Учебные предметы, необходимые для
овладения профессией лесничий. Лесничество. Виды лесов. Болезни леса. Рубка. Саженцы. Уход за
подростом. Охрана лесов.
26. Профессия-механизатор (1ч.) Значение профессии. Умения и навыки будущего механизатора.
Техника. Урожай. Посевная. Уборка. Ремонт. Рисование «Откуда хлеб пришел»
27. Профессия-дворник (1ч.) Значение профессии. Трудности профессии. Правила соблюдения
чистоты. Инвентарь для работы. Инструктаж по технике безопасности при работе с инвентарём.
Трудовой десант.
28. Профессия-дизайнер (1ч.) Значение профессии. Необходимые навыки. Творчество. Рисунок.
Оборудование. Оформление.
29. Профессия-режиссер (1ч.) Значение профессии. Учебные предметы, необходимые для овладения
профессией режиссера. Кино. Театр. Зритель. Труппа. Сценарий. Спектакль. Акт. Антракт.
30. Необычные профессии (1ч.) Необычные профессии в жизни людей. Нужны ли такие профессии.
Дискуссия. Творческая мастерская.
31-32. Профессия моих родителей (2ч.) Встреча с родителями. Защита мини-проектов «Профессия
моих родителей».
33. «Я хочу быть…» (1ч.) Заполнение анкеты. Аргументированный выбор понравившихся
профессий. Рисование «Я хочу быть…»
34. Праздник «Все работы хороши - выбирай на вкус» (1ч.) Повторение и закрепление знаний об
изученных профессиях: конкурсные задания, рисунки, песни, стихи, сочинения.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения курса «Мир профессий» второклассники могут знать:
• основные сферы профессиональной деятельности человека;
• основные признаки профессий, их значение в окружающем обществе;
• основные приемы выполнения учебных проектов.
уметь:
• рассказывать о профессии и обосновывать ее значение в жизни общества;
• пользоваться информацией, получаемой на уроках из учебной, художественной, научнопопулярной литературы, СМИ, ИКТ;
• переносить теоретические сведения о сферах человеческой деятельности на некоторые
конкретные жизненные ситуации;
• выполнять учебные проекты.
Учащиеся получат возможность:
• расширить кругозор о мире профессий;
• соотносить свои способности с рассматриваемыми профессиями;
• участвовать в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности;
• применять свои интеллектуальные и творческие способности для успешной деятельности;
• владеть приемами исследовательской и творческой деятельности;
• знать предприятия и учреждения села Глинка;
• добывать новую информацию из различных источников;
• участвовать в школьных, районных, областных, региональных олимпиадах.
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности
Личностные
• осознавать себя
ценной частью
большого
разнообразного мира;
• испытывать чувство
гордости за красоту
родной природы, свою
малую Родину, страну;
• формулировать
Регулятивные
• определять цель
учебной деятельности
с помощью учителя и
самостоятельно,
искать средства её
осуществления;
• учиться
обнаруживать и
формулировать
Познавательные
• предполагать, какая
информация нужна;
• отбирать
необходимые словари,
энциклопедии,
справочники,
электронные диски;
• сопоставлять и
отбирать информацию,
Коммуникативные
• организовывать
взаимодействие в паре,
группе (распределять
роли, договариваться
друг с другом и т.д.);
• предвидеть
(прогнозировать)
последствия
коллективных
самому простые
правила поведения в
обществе;
учебную проблему,
выбирать тему
проекта;
•
составлять
план
• уважать любые
выполнения
задач,
профессии;
решения
проблем
• воспитывать
творческого
и
уважительное
поискового характера,
отношение к труду и
выполнения проекта
людям труда;
совместно с учителем;
• осознавать себя
• работая по плану,
гражданином России;
сверять свои действия
• объяснять, что
с целью и, при
связывает тебя с
необходимости,
историей, культурой,
исправлять ошибки;
судьбой твоего народа
•
работая
по
и всей России;
составленному плану,
• искать свою позицию
использовать, наряду с
в многообразии
и
основными,
общественных и
дополнительные
мировоззренческих
средства (справочная
позиций, эстетических
литература, средства
и культурных
ИКТ);
предпочтений;
• в ходе представления
• уважать иное мнение.
проекта учиться давать
• вырабатывать в
оценку его результатов
противоречивых
• понимать причины
конфликтных
своего неуспеха и
ситуациях правила
находить
способы
поведения.
выхода
из
этой
ситуации.
полученную из
различных источников
(словари,
энциклопедии,
справочники,
электронные диски,
сеть Интернет);
• выбирать основания
для сравнения,
классификации
объектов;
• устанавливать
аналогии и причиннослед-ственные связи;
• выстраивать
логическую цепь
рассуждений;
• представлять
информацию в виде
таблиц, схем, в том
числе, с применением
средств ИКТ.
решений;
• оформлять свои
мысли в устной и
письменной речи с
учётом своих учебных
и жизненных речевых
ситуаций;
• при необходимости
отстаивать свою точку
зрения, аргументируя
ее. Учиться
подтверждать
аргументы фактами;
• слушать других,
пытаться принимать
другую точку зрения,
быть готовым
изменить свою точку
зрения.
Календарно-тематическое планирование
№
п\п
1.
Название темы
Введение в мир профессий
2.
3.
Профессия – библиотекарь
Профессия-учитель
4.
Профессия-архитектор
5
Профессия-строитель
Характеристика деятельности Количество
учащихся
часов
Мини-рассказ
учащихся
о
1
некоторых
профессиях.
Игра
«Собери пословицу о труде».
Экскурсия в библиотеку
1
Сюжетно-ролевая игра. Рисование
1
«Моя школа».
Викторина
«Моё
село».
1
Путешествие по селу.
Практическая работа «Мы строим
1
6.
Профессия-художник
7.
Профессия-врач
8.
Профессия-водитель
9.
10.
Профессия-сотрудник ГИБДД
Профессия-следователь
11.
12.
Профессия-военный
Профессия-парикмахер
13.
14.
Профессия-пекарь
Профессия-продавец
15.
16.
Профессия-почтальон
Профессия-ветеринар
17.
Профессия-повар
18.
Профессия-садовник
19.
Профессия-бухгалтер
20.
Профессия-спасатель
21.
22.
23.
24.
25.
Экскурсия в пожарную часть
Профессия-корреспондент
Профессия-кинолог
Профессия-модельер
Профессия-лесничий
26.
27.
Профессия-механизатор
Профессия-дворник
28.
Профессия-дизайнер
дом».
Викторина
«Какие
предметы
нужны художнику?» Конкурс
рисунков «Я-художник»
Пресс-конференция с детским
врачом. Сюжетно-ролевая игра «В
больнице»
Игра-путешествие «Самоделкин и
машина времени»
Конкурс «Зелёный огонёк»
Сюжетно-ролевая игра: «Найди по
описанию»
Просмотр видеоролика.
Игра « Я парикмахер»
Видео - экскурсия
Заочное путешествие в магазин.
Сюжетно-ролевая
игра
«В
магазине»
Экскурсия на почту.
Игра «Оказание помощи своему
любимцу».
Познавательная игра «Русская
хозяюшка». Аукцион «Скатерть
самобранка».
Экскурсия
в
школьную
столовую.
Интервьюирование
школьного
повара.
Практическая работа с
комнатными растениями.
Практическая
работа
с
калькулятором.
Рисование «Служба Спасения –
телефон
01».
Просмотр
видеоролика.
Экскурсия в пожарную часть.
Заметка в школьную газету.
Просмотр видеоролика.
Выставка рисунков.
Викторина:
«По
лесным
тропинкам»
Рисование «Откуда хлеб пришел»
Трудовой
десант.
Техника
безопасности.
Практическая работа: «Мой класс»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
29.
Профессия-режиссер
30.
Необычные профессии
31,32. Профессия моих родителей
33.
34.
«Я хочу быть…»
Праздник «Все работы
хороши – выбирай на вкус»
или «Моя комната»
Сюжетно-ролевая игра.
Аукцион необычных профессий.
Защита
мини-проектов
«Профессия моих родителей»
Анкетирование, рисунки.
Проведение праздника.
1
1
2
1
1