Пояснительная записка
Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
(далее — ОДНКНР) для 5—6 классов образовательных организаций составлена в соответствии с:
- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 31 мая 2021 г . № 287);
- требованиями к результатам освоения программы основного общего образования (личностным,
метапредметным, предметным);
- основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для
основного общего образования.
Целями изучения учебного курса являются:
- формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение культуры
(единого культурного пространства) России в контексте процессов этноконфессионального согласия
и взаимодействия, взаимопроникновения и мирного сосуществования народов, религий,
национальных культур;
- создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных
российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к
многонациональному народу Российской Федерации;
- формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных
национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями других
культур и мировоззрений;
- идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного, исторического и
цивилизационного развития страны.
Цели курса определяют следующие задачи:
- овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для
формирования гражданской идентичности обучающегося;
- приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как
основополагающих элементах духовной культуры современного общества;
- развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных норм для
достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к будущему отцовству и
материнству;
- становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовности вести
межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и сохранении
собственной культурной идентичности;
- формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и
представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства, музыки;
- обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через развитие
навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов;
- воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и культурному
наследию народов России;
- содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на приоритете
традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
- формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли личности
в истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия, гражданской идентичности
для процветания общества в целом.
В целях реализации настоящей программы на изучение курса на уровне основного общего
образования отводится 34 часа на каждый учебный год, не менее 1 учебного часа в неделю.
Рабочая программа разработана на основании следующих нормативных документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС
ООО) (утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г . №
287);
- Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от
02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);
- письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования
и науки Российской Федерации от 25 мая 2015 года N 08-761. Об изучении предметных областей: "Основы
религиозных культур и светской этики" и "Основы духовно-нравственной культуры народов России".
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты
второго поколения. (А.Я.Данилов, А.М.Кондаков, В.А.Тишков), М.: Просвещение, 2010г.,
- Образовательная программа МКОУ «Шумиловская СОШ» на 2023 – 2024 учебный год;
- Положение о рабочей программе МКОУ «Шумиловская СОШ»;
- Учебный план МКОУ «Шумиловская СОШ» на 2023 – 2024 учебный год.
Планируемые результаты освоения курса «Основы духовно-нравственной
культуры народов России»
Личностные результаты.
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему
многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в
качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов
России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия
народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой,
сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России);
интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре,
религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию;
веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов
России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном
потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных
религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества
и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека,
семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к
труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и
общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с
другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта
общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа
допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования
интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных
компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей
(формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые
включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие,
готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно
взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве
субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности;
интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей
социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в
группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа,
проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества,
способов реализации собственного лидерского потенциала).
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и
здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,
творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения,
отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры
обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства
организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к
эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном
пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании
красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного
отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой
ценности).
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и
практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям
сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в
том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)
Обучающийся научится:
• находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
• определять тему и главную мысль текста;
• делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
• вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность;
• упорядочивать информацию по заданному основанию;
• сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2-3 существенных признака;
• понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько
примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию;
выделять общий признак группы элементов);
• понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы,
диаграммы;
• понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру,
выразительные средства текста;
• использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный
вид чтения в соответствии с целью чтения;
• ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
• пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
• формулировать несложные выводы, основываясь на тексте;
• делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
• составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
•
•
высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
Обучающийся получит возможность научиться:
•
•
•
•
•
•
использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной
информации;
работать с несколькими источниками информации;
сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
сопоставлять различные точки зрения;
соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную
(противоречивую) информацию
Формирование ИКТ компетентности обучающихся (метапредметные результаты)
Обучающийся научится:
• целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения
учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
• выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей
средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
• выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения
задачи;
• использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных
программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных
задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
• использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
• создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать
информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся
Обучающийся научится:
• планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование,
модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
• выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного
исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из
исследования выводы;
• использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация,
доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение,
контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение
алгоритма;
• использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка
проблемы, выдвижение «гипотезы», эксперимент, моделирование, использование
математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости
модели/теории;
• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и
исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое
описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства,
адекватные обсуждаемой проблеме;
• отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям,
мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
• видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных
суждений при получении, распространении и применении научного знания.
Специфические результаты учебно-исследовательской и проектной деятельности
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Обучающийся научится:
определять область своих познавательных интересов;
искать необходимую информацию в открытом информационном пространстве с
использованием Интернета, цифровых образовательных ресурсов, работать с каталогами
библиотек;
находить практическое применение имеющимся предметным знаниям в ходе выполнения
учебного исследования или проекта;
определять проблему как противоречие;
формулировать цель и задачи учебного исследования или проекта;
определять продукт учебного проекта и результаты учебного исследования;
предполагать возможное практическое применение результатов учебного исследования и
продукта учебного проекта.
Обучающийся получит возможность научиться:
самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный
проект;
использовать догадку, интуицию;
использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических
возможностей, математическое моделирование;
использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как абстрагирование от
привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;
использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и
исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;
использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное
отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего
особенного (типичного) и единичного, оригинальность;
целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать
новые языковые средства;
осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество
выполненного проекта.
Предметные результаты освоения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов
России» по итогам 5 класса.
Выпускник научится:
- определять понятия: духовность, нравственность, культура, религия, этнос, быт, фольклор, эпос,
традиции и применять их в своих суждениях, высказываниях, в беседе, в исследовательских и иных
работах;
- использовать различные виды литературы (научную, художественную), карт (политические,
географические, исторические, этнические, лингвистические) как источники информации о расселении и
проживании народов России, местах важнейших событий её прошлого и настоящего;
- проводить поиск информации, используя письменные и вещественные свидетельства;
описывать условия существования, основные занятия, образ жизни, традиции, верования, быт,
фольклор многонационального народа России;
- выявлять характерные черты национальных характеров народов России;
- объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства предметов
повседневного обихода, промыслов, фольклора, произведений искусства;
- давать оценку наиболее значительным событиям, личностям и явлениям отечественной истории и
культуры.
Выпускник получит возможность научиться:
- давать характеристику нравственным качествами духовным ценностям русского народа и
других народов России;
- сопоставлять нравственные понятия народов России, выявляя в них общее и различия;
- видеть проявления влияния искусства в окружающей среде;
- высказывать суждения о значении и месте духовного и культурного наследия России в мире.
Предметные результаты освоения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов
России» по итогам 6 класса.
Выпускник научится:
- выделять этапы становления и развития народов России, их духовно-нравственных и культурнорелигиозных традиций;
- использовать этнографическую, лингвистическую, конфессиональную карты как источники
информации о территории, народах, этно-языковых группах, религиях России, о направлениях
миграционных потоков внутри Российской федерации;
- проводить поиск информации о культуре, истории, религии, фольклоре народов России в разных
источниках (письменные, вещественные, телевидение, интернет);
- составлять описание образа жизни, культуры, духовно-нравственных традиций, менталитетов,
занятий, быта, языков, истории народов России; рассказывать о значительных событиях в их прошлом и
настоящем;
- раскрывать понятия: традиции, личность, мировоззрение, нравственность, менталитет,
традиционные религии; выявлять главные характеристики этих понятий;
- сравнивать менталитеты народов России, выявлять их различия и сходства;
- объяснять причины и следствия ключевых явлений в духовно-нравственной культуре народов
России;
- давать оценку событиям, явлениям и личностям отечественной культуры.
Выпускник получит возможность научиться:
- давать сопоставительную характеристику традиций, религий, менталитетов, ценностей
народов России;
- сравнивать свидетельства различных источников, выявлять в них общее и различия;
- составлять на основе полученной на уроке информации и дополнительной литературы описания
событий, явлений, имен, памятников, традиций духовно-нравственной культуры народов России.
Содержание учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры
народов России»
5 класс (34ч.)
Введение
Зачем изучать предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Отношение к
культуре родного народа, Родины как отражение патриотических чувств человека.
Что такое культура общества. Культура как совокупность интеллектуальных, нравственных,
этических и эстетических достижений общества. Многообразие культуры. Культура материальная и
духовная. Как развивается и обогащается культура. Материальная и духовная культура.
Расширение кругозора. Примеры культурной жизни народов в разные исторические времена;
зарождение культуры в первобытном обществе.
Раздел I
В мире культуры
Величие многонациональной российской культуры. Российская культура — сплав культур народов,
проживающих на территории РФ. Фольклор и декоративно-прикладное творчество народов России.
Деятели науки и культуры — представители разных национальностей (ученые, писатели, художники,
композиторы, архитекторы, актеры, представители других творческих профессий).
Человек — творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад
личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности — часть
культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.
Раздел II
Нравственные ценности российского народа
«Береги землю родимую, как мать любимую». Патриотические чувства
—
характеристика культурного человека. Представления о патриотизме в фольклоре разных
народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.).
Былинные герои русского эпоса.
Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории
России (Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.)
Патриоты — представители разных конфессий (Сергей Радонежский, Рабби Шнеур- Залман и др.). Герои
Великой Отечественной войны.
В труде — красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах,
пословицах).
«Плод добрых трудов славен». Традиционные религии о труде и трудолюбии.
Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разных национальностей на благо Родины
(землепроходцы, ученые, путешественники, геологи, космонавты и др.).
Бережное отношение к природе. Бережное отношение к природе — нравственная ценность.
Одушевление природы нашими предками. Создание заповедников, заказников как часть природоохранной
деятельности. Заповедные места и природные памятники на карте России.
Семья — хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность,
симпатия, уважение, взаимопомощь и поддержка — главные семейные ценности. О любви и милосердии в
разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения
членов семьи. Отражение семейных ценностей в фольклоре разных народов. Семья — первый трудовой
коллектив. Коллективный труд в семье. Традиции и семейные праздники, совместное проведение досуга.
Содержание курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
6 класс (34ч.)
Введение
Что вы уже знаете о духовно-нравственной культуре народов России
Что такое культура общества, что такое индивидуальная культура человека. Интеллектуальные,
нравственные, художественные ценности российской культуры. Истоки возникновения культуры. Влияние
традиций и религиозных идей на развитие культуры.
Человек — носитель и творец культуры. Деятели науки, литературы, живописи, музыки,
архитектуры, театра и их вклад в развитие российской культуры.
Раздел I
Религия и культура
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры
общества. Примеры интеллектуальных, нравственных, художественных культовых ценностей культуры.
Представления о сотворении мира в разных религиях.
Культурное наследие христианской Руси. Влияние принятия христианства на развитие общества и
становление культуры народа. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней
Руси и их влияние на развитие образования. Роль монастырей в развитии образования. Традиции
православной религии в воспитании детей. Художественные ценности христианства. Православный храм
как культовое произведение архитектуры. Икона — художественное произведение. Духовная музыка.
Богослужебное пение. Колокольный звон. Особенности православного календаря. Православные
праздники.
Культура ислама. Возникновение ислама. Ислам в России. VII—XII вв.
—золотое время исламской культуры. Успехи науки и образования. Мечеть
—архитектурный шедевр, ценность исламской и мировой культуры. Роль мечети в развитии
культуры и образования мусульман. Традиции ислама в воспитании детей. Вклад мусульманской
литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов,
исповедующих ислам. Орнамент, каллиграфия в искусстве ислама. Исламский календарь. Мусульманские
праздники.
Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Иудаизм в России. Тора
—Пятикнижие Моисея. Иудейская история в произведениях живописи. Мифы, легенды о
сотворении мира. Синагога — дом окнами на Восток, прообраз мироздания, молельный дом евреев.
Еврейский календарь. Праздники в иудаизме.
Культурные традиции буддизма. Возникновение буддизма. Распространение буддизма в России.
Буддийские монастыри — очаги культуры, буддийские школы для детей. Жизнь буддийских монахов.
Разнообразие и особенности буддийских культовых сооружений. Искусство танка. Буддийский календарь.
Буддийские праздники.
Раздел II
Как сохранить духовные ценности
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные права граждан на свободу
исповедования. Трудные периоды в истории религий. Расцвет традиционных религий России.
Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности
из российской истории. Известные меценаты России.
Раздел III
Твой духовный мир
Что составляет твой духовный мир. Взгляды человека на мир. Интересы, склонности, убеждения
человека. Культура человека и его образованность. Влияние образования на повышение уровня культуры.
Расширение представлений об истории, научных открытиях, событиях общественной жизни.
Эмоциональное отношение к окружающему миру, проявление чувств. Развитие в себе чувства
прекрасного, желание общаться с природой, произведениями искусства. Культура поведения человека.
Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.
№
п/п
Тематическое планирование
5 класс.
Раздел/тема
Введение
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
Кол-во часов
3ч
Зачем изучать предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов
России». Отношение к культуре родного народа, Родины как отражение
патриотических чувств человека.
Что такое культура общества. Культура как совокупность
интеллектуальных, нравственных, этических и эстетических достижений
общества. Многообразие культуры. Культура материальная и духовная.
Как развивается и обогащается культура. Материальная и духовная
культура.
Расширение кругозора. Примеры культурной жизни народов в разные
исторические времена; зарождение культуры в первобытном обществе.
В мире культуры
1
Величие многонациональной российской культуры.
Российская культура — сплав культур народов, проживающих на
территории РФ.
Фольклор и декоративно-прикладное творчество народов России.
Деятели науки и культуры — представители разных национальностей
(ученые, писатели)
Деятели науки и культуры — представители разных национальностей
(художники, композиторы, архитекторы)
Деятели науки и культуры — представители разных национальностей
(актеры и представители других творческих профессий).
Человек — творец и носитель культуры.
Вне культуры жизнь человека невозможна.
Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства.
Законы нравственности — часть культуры общества.
Источники, создающие нравственные установки.
Нравственные ценности российского народа
«Береги землю родимую, как мать любимую». Патриотические чувства —
характеристика культурного человека.
Представления о патриотизме в фольклоре разных народов.
Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Уралбатыр и др.).
Былинные герои русского эпоса.
Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения
патриотических чувств в истории России (Александр Невский, Дмитрий
Донской)
Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения
патриотических чувств в истории России (Кузьма Минин, Иван Сусанин,
Надежда Дурова и др.)
Патриоты — представители разных конфессий (Сергей Радонежский,
Рабби Шнеур- Залман и др.).
Герои Великой Отечественной войны.
1
1
1
1
11ч
1
1
1
1
1
1
1
1
1
18ч
1
1
1
1
1
1
1
1
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
В труде — красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов
(сказках, легендах, пословицах).
«Плод добрых трудов славен». Традиционные религии о труде и
трудолюбии.
Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разных
национальностей
на
благо
Родины (землепроходцы,
ученые,
путешественники, геологи, космонавты и др.).
Бережное отношение к природе. Бережное отношение к природе —
нравственная ценность. Одушевление природы нашими предками.
Создание заповедников, заказников как часть природоохранной
деятельности. Заповедные места и природные памятники на карте России.
Семья — хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека.
Любовь, искренность, симпатия, уважение, взаимопомощь и поддержка —
главные семейные ценности.
О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в
православии, буддизме, исламе, иудаизме.
Взаимоотношения членов семьи.
Отражение семейных ценностей в фольклоре разных народов.
Семья — первый трудовой коллектив. Коллективный труд в семье.
Защита проектов
Традиции и семейные праздники, совместное проведение досуга.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
Тематическое планирование
6 класс.
Раздел/тема
Кол-во
часов
Введение
Что вы уже знаете о духовно-нравственной культуре народов России
Человек — носитель и творец культуры. Деятели науки, литературы, живописи,
музыки, архитектуры, театра и их вклад в развитие российской культуры.
Что такое культура общества, что такое индивидуальная культура человека.
Интеллектуальные, нравственные, художественные ценности российской
культуры.
3ч
1
Истоки возникновения культуры. Влияние традиций и религиозных идей на
развитие культуры.
Религия и культура
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и
духовной культуры общества.
1
Примеры интеллектуальных, нравственных, художественных культовых
ценностей культуры.
Представления о сотворении мира в разных религиях.
Культурное наследие христианской Руси. Влияние принятия христианства на
развитие общества и становление культуры народа.
Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и
их влияние на развитие образования. Роль монастырей в развитии образования.
Традиции православной религии в воспитании детей.
Художественные ценности христианства. Православный храм как культовое
произведение архитектуры.
Икона — художественное произведение.
Духовная музыка. Богослужебное пение. Колокольный звон.
Особенности православного календаря. Православные праздники.
Культура ислама. Возникновение ислама. Ислам в России. VII—XII вв.—золотое
время исламской культуры. Успехи науки и образования.
Мечеть —архитектурный шедевр, ценность исламской и мировой культуры. Роль
мечети в развитии культуры и образования мусульман. Традиции ислама в
воспитании детей. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой
культуры.
Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Орнамент,
каллиграфия в искусстве ислама. Исламский календарь. Мусульманские
праздники.
Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Иудаизм в России. Тора
—Пятикнижие Моисея. Иудейская история в произведениях живописи.
Мифы, легенды о сотворении мира. Синагога — дом окнами на Восток, прообраз
мироздания, молельный дом евреев. Еврейский календарь. Праздники в иудаизме.
Культурные традиции буддизма. Возникновение буддизма. Распространение
буддизма в России.
Буддийские монастыри — очаги культуры, буддийские школы для детей. Жизнь
буддийских монахов.
Разнообразие и особенности буддийских культовых сооружений. Искусство танка.
1
1
18ч
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
22.
23.
24.
25.
26.
Буддийский календарь. Буддийские праздники.
Как сохранить духовные ценности
Как сохранить духовные ценности
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные права
граждан на свободу исповедования.
Трудные периоды в истории религий. Расцвет традиционных религий России.
Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков.
Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты
России.
Твой духовный мир
27.
28.
29.
5ч
1
1
1
1
1
9ч
1
1
1
33.
Что составляет твой духовный мир. Взгляды человека на мир.
Интересы, склонности, убеждения человека.
Культура человека и его образованность. Влияние образования на повышение
уровня культуры.
Расширение представлений об истории, научных открытиях, событиях
общественной жизни.
Эмоциональное отношение к окружающему миру, проявление чувств.
Развитие в себе чувства прекрасного, желание общаться с природой,
произведениями искусства.
Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях.
34.
Защита проектов. Нравственные качества человека.
1
30.
31.
32.
1
1
1
1
Приложение 1
Критерии оценивания
Критерии оценки устного ответа:
1)глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ
ученика оценивается пятью баллами;
2)твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
3)неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений
оценивается – тремя баллами;
4) наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком
оценивается отрицательно, отметкой «2»;
5)отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу
(используется очень редко).
Критерии оценки работы на уроке:
1) активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий оценивается пятью
баллами;
2) активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе выполнения задания четырьмя;
3) неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности – тремя баллами;
4) полное отсутствие активности - отметка «2».
Критерии оценки сообщения или проекта:
1) глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости
мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;
2) привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ - четырьмя;
3) выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные вопросы
– тремя баллами;
4) полное отсутствие работы - отметка «2»;
Критерии выведения полугодовых и годовых оценок:
Отметка «5» выводится при выполнении следующих требований:
- активная и правильная работа учащегося на уроке;
- выполнение дополнительных заданий в виде сообщений и проектов
- высокий уровень знания базового материала;
Отметка «4» выводится при выполнении следующих требований:
- активная, но иногда с ошибками работа учащегося на уроке;
- выполнение дополнительных заданий по желанию;
- высокий уровень знания базового материала;
Отметка «3» выводится при выполнении следующих требований:
- отсутствие самостоятельной активности на уроке;
- отсутствие выполнения дополнительных заданий;
Приложение 2
Темы проектов. (5 класс)
1. «Возникновение религий».
2. «Священные книги».
3. «Искусство в религиозной культуре».
4. «Календари религий мира».
5. «Религиозные праздники в христианстве».
6. «Сборник афоризмов о долге и ответственности».
7. «Человек – это звучит гордо».
8. «Учение и труд – все перетрут».
9. «Одно лицо - так много масок».
10. «За ними как за каменной стеной».
Темы проектов. (6 класс)
1. «Мой любимый город».
2. «Памятники всемирного наследия в России».
3. «Костюм Оренбургской губернии».
4. «Красная книга Оренбургской области».
5. «Подвиг оренбуржцев в годы ВОВ».
6. «Герои русских былин».
7. «Правила поведения, отраженные в народных сказках».
8. «Оренбургский пуховый платок».
9. «Бузулукский бор- жемчужина Оренбуржья».
10. «Необычные памятники России».