ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 10-11

Данная рабочая программа учебного предмета «Обществознание» для обучающихся
10-11 классов разработана на основе требований к результатам освоения ООП СОО
МКОУ «Шумиловская СОШ» в соответствии с ФГОС СОО.
Целью изучения обществознания в средней школе является формирование всесторонне
образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных
мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных,
гуманистических и этических принципов и норм поведения.
Задачи программы:
1. Развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее
познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной
информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры,
экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
2. Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности,
уважения к социальным нормам: приверженности гуманистическим и демократическим
ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
3. Освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об
обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых
для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей
человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и
гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего
профессионального образования или для самообразования;
4. Овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе
экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать
полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической
деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
5. Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной
деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных
национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих
действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; для
содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Учебный предмет «Обществознание» для обучающихся 10-11 классов реализуется
через обязательную часть учебного плана. Рабочая программа «Обществознание» для
обучающихся 10 - 11 классов рассчитана на 134 часа (по 2 часа в неделю, 68 часов в год в
10 классе и 66 часов в 11 классе) в соответствии с учебным планом ООП СОО МКОУ
«Шумиловская СОШ». Срок реализации программы – 2 года.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к себе, к своему
здоровью, к познанию себя:
- ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
- готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в
процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по
отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе
осознания, и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества,
потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
- принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни,
бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и
психологическому здоровью;
- неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к России как к Родине
(Отечеству):
- российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его
защите;
- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,
уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
- формирование уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным
фактором национального самоопределения;
- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к закону, государству и
к гражданскому обществу:
- гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности,
готового к участию в общественной жизни;
- признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые
принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и

свобод без нарушения прав, и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные
права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам
международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая
и политическая грамотность;
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к
договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
- готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
- приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи
народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их
чувствам, религиозным убеждениям;
- готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся с окружающими
людьми:
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и
способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения;
- принятие
гуманистических
ценностей,
осознанное,
уважительное
и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
- способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в
том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное,
ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью
других людей, умение оказывать первую помощь;
- формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на
основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия);
- развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста,
взрослыми
в
образовательной,
общественно
полезной,
учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к окружающему миру,
живой природе, художественной культуре:
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки,
значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной
информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

- экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным
богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на
состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных
ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к
действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной
деятельности;
- эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству
собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к семье и родителям, в
том числе подготовка к семейной жизни:
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни;
- положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства),
интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере
социально-экономических отношений:
- уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей
собственности,
- осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
- готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
- потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой
деятельности;
- готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и
академического
благополучия
обучающихся:
физическое,
эмоциональнопсихологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной
организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта,
информационной безопасности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым
можно определить, что цель достигнута;
- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;

- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
- использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения
со стороны других участников и ресурсные ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми
(как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров
для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а
не личных симпатий;
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и
т.д.);
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
В результате изучения учебного предмета «Обществознание» на базовом уровне
среднего общего образования:
Человек. Человек в системе общественных отношенийВыпускник научится:
–
Выделять черты социальной сущности человека;
–
определять роль духовных ценностей в обществе;
–
распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами;
–
различать виды искусства;
–
соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;
–
выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни;
–
выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида;
–
раскрывать связь между мышлением и деятельностью;
–
различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности;
–
выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;
–
анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и
последствия;
–
различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами;
–
выявлять особенности научного познания;
–
различать абсолютную и относительную истины;
–
иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека;
–
выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной
действительности в контексте возрастания роли образования и науки в современном
обществе;
–
выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и
самообразования в жизни человека.
Общество как сложная динамическая система
–
Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую)
систему вединстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
–
выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать
информацию, иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального
развития;
–
приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений,
аргументировать свои суждения, выводы;
–
формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях
глобализации; иллюстрировать проявления различных глобальных проблем.
Экономика
–
раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества;
–
конкретизировать примерами основные факторы производства и факторные
доходы;
–
объяснять механизм свободного ценообразования, приводить примеры действия
законов спроса и предложения;
–
оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь,
поведениеосновных участников экономики;
–

различать формы бизнеса;

–
извлекать социальную информацию из источников различного типа о
тенденцияхразвития современной рыночной экономики;
–
различать экономические и бухгалтерские издержки;
–
приводить примеры постоянных и переменных издержек производства;
–
различать деятельность различных финансовых институтов, выделять
задачи, функции и роль Центрального банка Российской Федерации в банковской
системе РФ;
–
различать формы, виды проявления инфляции, оценивать последствия инфляции
дляэкономики в целом и для различных социальных групп;
–
выделять объекты спроса и предложения на рынке труда, описывать механизм
ихвзаимодействия;
–
определять причины безработицы, различать ее виды;
–
высказывать обоснованные суждения о направлениях государственной
политики вобласти занятости;
–
объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки
зрения экономической рациональности, анализировать собственное потребительское
поведение;
–
анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами
своихэкономических интересов;
–
приводить примеры участия государства в регулировании рыночной экономики;
–
высказывать обоснованные суждения о различных направлениях экономической
политики государства и ее влиянии на экономическую жизнь общества;
–
различать важнейшие измерители экономической деятельности и показатели их
роста: ВНП (валовой национальный продукт), ВВП (валовой внутренний продукт);
–
различать и сравнивать пути достижения экономического роста.
Социальные отношения
–
Выделять критерии социальной стратификации;
–
анализировать социальную информацию из адаптированных источников о
структуреобщества и направлениях ее изменения;
–
выделять особенности молодежи как социально-демографической
группы,раскрывать на примерах социальные роли юношества;
–
высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность
самореализации молодежи в условиях современного рынка труда;
–
выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения
конфликтов;
–
конкретизировать примерами виды социальных норм;
–
характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать
санкции социального контроля;
–
различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах
последствияотклоняющегося поведения для человека и общества;
–
определять и оценивать возможную модель собственного поведения в
конкретнойситуации с точки зрения социальных норм;
–
различать виды социальной мобильности, конкретизировать примерами;
–
выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов, приводить
примерыспособов их разрешения;
–
характеризовать основные принципы национальной политики России

на современном этапе;
–
характеризовать социальные институты семьи и брака;
–
раскрывать факторы,влияющие на формирование института современной семьи;
–
характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль семьи
в современном обществе;
–
высказывать
обоснованные
суждения
о
факторах,
влияющих
на
демографическуюситуацию в стране;
–
формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни современного
общества, объяснять сущность свободы совести, сущность и значение веротерпимости;
–
осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по
актуальным проблемам социальной сферы, сравнивать, анализировать, делать выводы,
рационально решать познавательные и проблемные задачи;
–
оценивать собственные отношения и взаимодействие с другими людьми с
позиций толерантности.
Политика
–
Выделять субъектов политической деятельности и объекты политического
воздействия;
–
различать политическую власть и другие виды власти;
–
устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами
политической деятельности;
–
высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей в
политике;
–
раскрывать роль и функции политической системы;
–
характеризовать государство как центральный институт политической системы;
–
различать типы политических режимов, давать оценку роли политических
режимов различных типов в общественном развитии;
–
обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях, принципах,
признаках, роли в общественном развитии) демократии;
–
характеризовать демократическую избирательную систему;
–
различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные
системы;
–
устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского общества,
раскрывать ценностный смысл правового государства;
–
определять роль политической элиты и политического лидера в современном
обществе;
–
конкретизировать примерами роль политической идеологии;
–
раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем;
–
формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического
плюрализма в современном обществе;
–
оценивать роль СМИ в современной политической жизни;
–
иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса;
–
различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного
политического участия, высказывать обоснованное суждение о значении участия граждан
в политике.

Правовое регулирование общественных отношений
–
Сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;
–
выделять основные элементы системы права;
–
выстраивать иерархию нормативных актов;
–
выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации;
–
различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в
ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина
РФ,с реализацией гражданами своих прав и свобод;
–
обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и
гражданина, выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения
конституционныхобязанностей;
–
аргументировать важность соблюдения норм экологического права и
характеризоватьспособы защиты экологических прав;
–
раскрывать содержание гражданских правоотношений;
–
применять полученные знания о нормах гражданского права в практических
ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений;
–
различать организационно-правовые формы предприятий;
–
характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;
–
давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения
субъектов семейного права, применять знания основ семейного права в повседневной
жизни;
–
находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах
приема вобразовательные организации профессионального и высшего образования;
–
характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового
договора;
–
иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения;
–
извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных
источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ);
–
объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту
правчеловека.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
Человек. Человек в системе общественных отношений
–
Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах
повседневнойжизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
–
применять знания о методах познания социальных явлений и процессов
учебнойдеятельности и повседневной жизни;
–
оценивать разнообразные явления и процессы общественного развития;
–
характеризовать основные методы научного познания;
–
выявлять особенности социального познания;
–
различать типы мировоззрений;
–
объяснять специфику взаимовлияния двух миров социального и природного
понимании природы человека и его мировоззрения;
–
выражать собственную позицию по вопросу познаваемости мира
аргументировать ее.

в
в

в
и

Общество как сложная динамическая система
–
Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием различных
сфер жизни общества и общественным развитием в целом;
–
выявлять, опираясь на теоретические положения и материалы СМИ, тенденции
и перспективы общественного развития;
–
систематизировать социальную информацию, устанавливать связи в целостной
картине общества (его структурных элементов, процессов, понятий) и представлять ее
в разных формах (текст, схема, таблица).
Экономика
–
Выделять и формулировать характерные особенности рыночных структур;
–
выявлять противоречия рынка;
–
раскрывать роль и место фондового рынка в рыночных структурах;
–
раскрывать возможности финансирования малых и крупных фирм;
–
обосновывать выбор форм бизнеса в конкретных ситуациях;
–
различать источники финансирования малых и крупных предприятий;
–
определять практическое назначение основных функций менеджмента;
–
определять место маркетинга в деятельности организации;
–
применять полученные знания для выполнения социальных ролей работника и
производителя;
–
оценивать свои возможности трудоустройства в условиях рынка труда;
–
раскрывать фазы экономического цикла;
–
высказывать аргументированные суждения о противоречивом влиянии процессов
глобализации на различные стороны мирового хозяйства и национальных экономик;
давать оценку противоречивым последствиям экономической глобализации;
–
извлекать информацию из различных источников для анализа тенденций
общемирового экономического развития, экономического развития России.
Социальные отношения
–
Выделять причины социального неравенства в истории и современном обществе;
–
высказывать
обоснованное суждение о
факторах, обеспечивающих
успешностьсамореализации молодежи в современных условиях;
–
анализировать ситуации, связанные с различными способами разрешения
социальных конфликтов;
–
выражать собственное отношение к различным способам разрешения
социальных конфликтов;
–
толерантно вести себя по отношению к людям, относящимся к различным
этническим общностям и религиозным конфессиям; оценивать роль толерантности в
современном мире;
–
находить и анализировать социальную информацию о тенденциях развития
семьи в современном обществе;
–
выявлять существенные параметры демографической ситуации в России на
основе анализа данных переписи населения в Российской Федерации, давать им оценку;
–
выявлять причины и последствия отклоняющегося поведения, объяснять с
опорой на имеющиеся знания способы преодоления отклоняющегося поведения;
–
анализировать численность населения и динамику ее изменений в мире и в России.
Политика

–
Находить, анализировать информацию о формировании правового государства
игражданского общества в Российской Федерации, выделять проблемы;
–
выделять основные этапы избирательной кампании;
–
в перспективе осознанно участвовать в избирательных кампаниях;
–
отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и значении
местногосамоуправления;
–
самостоятельно давать аргументированную оценку личных качеств и
деятельностиполитических лидеров;
–
характеризовать особенности политического процесса в России;
–
анализировать основные тенденции современного политического процесса.
Правовое регулирование общественных отношений
–
Действовать в пределах правовых норм для успешного решения жизненных
задач вразных сферах общественных отношений;
–
перечислять участников законотворческого процесса и раскрывать их функции;
–
характеризовать механизм судебной защиты прав человека и гражданина в РФ;
–
ориентироваться в предпринимательских правоотношениях;
–
выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и
государства;
–
применять знание основных норм права в ситуациях повседневной жизни,
прогнозировать последствия принимаемых решений;
–
оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения
соответствия закону;
–
характеризовать основные направления деятельности государственных органов
по предотвращению терроризма, раскрывать роль СМИ и гражданского общества в
противодействии терроризму.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

10 КЛАСС
Введение. Обществознание в системе гуманитарных наук
Раздел I. Человек в обществе.
Представление об обществе как сложной системе: элементы и подсистемы. Понятие о
социальных институтах, нормах, процессах. Основные институты общества.
Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного
прогресса, его противоречивость. Цивилизация, формация. Традиционное (аграрное)
общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное (информационное) общество.
Многовариантность общественного развития.
Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм.
Компьютерная революция. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем
Общество и природа. Противоречивость воздействия людей на природную среду.
Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Современные военные
конфликты. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Философские и
научные представления о социальных качествах человека Свобода и необходимость в
человеческой деятельности. Свобода как условие самореализации личности. Выбор в
условиях альтернативы и ответственность за его последствия.
Мышление и деятельность. Творчество в деятельности. Мировоззрение, его место в

духовном мире человека. Типы мировоззрения. Общественное и индивидуальное
сознание. Формирование образа «Я». Самосознание индивида и социальное поведение.
Самооценка личности. Философия Виды человеческих знаний. Деятельность,
разнообразие видов и форм деятельности. Познавательная деятельность человека.
Чувственное и рациональное познание. Проблема познаваемости мира. Понятие истины,
еѐ критерии. Самопознание, его формы. Особенности социального познания.
Раздел II. Общество как мир культуры.
Формирование характера. Потребности, способности и интересы. Мораль. Духовная
жизнь человека. Ценности и нормы. Мотивы и предпочтения. Самооценка личности.
Гражданские качества личности.
Научное познание, методы научных исследований. Наука. Основные особенности
научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки.
Понятие культуры. Культура материальная и духовная. Элитарная, народная, массовая
культура. Многообразие и диалог культур как черта современного мира. Традиции и
новаторство в культуре. Феномен «второй природы». Искусство.
Общественная значимость и личностный смысл образования. Интеграция личности в
систему национальной и мировой культуры. Знания, умения и навыки людей в условиях
информационного общества.
Религия. Свобода совести. Веротерпимость. Религиозные объединения и организации в
Российской Федерации. Опасность сектантства.
Раздел III. Правовое регулирование общественных отношений.
Право в системе социальных норм. Система российского права: элементы системы
права; частное и публичное право; материальное и процессуальное право. Источники
права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Гражданство в Российской
Федерации.
Законодательство Российской Федерации о выборах. Воинская обязанность,
альтернативная гражданская служба.
Права и обязанности налогоплательщиков. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения. Законодательство в сфере антикоррупционной политики
государства.
Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические
правонарушения.
Гражданское право. Гражданские правоотношения. Субъекты гражданского права.
Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и
неимущественных прав.
Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность.
Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты
имущественных и неимущественных прав.
Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое
регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей.
Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования.
Порядок оказания платных образовательных услуг.
Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и
расторжения трудового договора.

Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Споры, порядок их
рассмотрения.
Основные правила и принципы гражданского процесса.
Особенности административной юрисдикции. Особенности уголовного процесса.
Стадии уголовногопроцесса. Конституционное судопроизводство.
Понятие и предмет международного права. Международная защита прав человека в
условиях мирного и военного времени.
Правовые основы антитеррористической политики.
Заключение. Человек в XXI веке
11 КЛАСС
Ведение – 1 час. Экономическая жизнь общества.
Экономика,
экономическая
наука.
Уровни
экономики:
микроэкономика,
макроэкономика.
Факторы производства и факторные доходы.
Спрос, закон спроса, факторы, влияющие на формирование спроса. Предложение, закон
предложения. Формирование рыночных цен. Равновесная цена. Виды и функции рынков.
Рынок совершенной и несовершенной конкуренции.
Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Рыночные
отношения в современной экономике. Фирма в экономике. Фондовый рынок, его
инструменты. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Предприятие.
Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные
затраты (издержки). Основные источники финансирования бизнеса. Основные принципы
менеджмента. Основы маркетинга.
Финансовый рынок. Банковская система. Центральный банк Российской Федерации,
его задачи, функции и роль в банковской системе России. Финансовые институты. Виды,
причины и последствия инфляции.
Рынок труда. Занятость и безработица, виды безработицы. Государственная политикав
области занятости.
Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя,
семьянина. Роль государства в экономике. Общественные блага.
Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые
предприятиями. Основы денежной и бюджетной политики государства. Денежнокредитная (монетарная) политика. Государственный бюджет. Государственный долг.
Экономическая деятельность и ее измерители. ВВП и ВНП – основные макроэкономические показатели. Экономический рост. Экономические циклы.
Мировая экономика. Международная специализация, международное разделение труда,
международная торговля, экономическая интеграция, мировой рынок. Государственная
политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы.
Тенденции экономического развития России.
Социальная сфера.
Социальная структура общества и социальные отношения. Социальная стратификация,
неравенство. Социальные группы, их типы. Молодежь как социальная группа.
Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Способы раз

решения конфликтов.
Социальные нормы, виды социальных норм. Отклоняющееся поведение (девиант ное).
Социальный контроль и самоконтроль.
Социальная мобильность, ее формы и каналы в современном обществе.
Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты,
пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской
Федерации.
Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных
семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Религиозные
объединения и организации в Российской Федерации.
Политическая жизнь общества.
Политическая деятельность. Политические институты. Политические отношения.
Политическая власть.
Политическая система, ее структура и функции. Государство как основной институт
политической системы.
Государство, его функции. Политический режим. Типология политических режимов.
Демократия, ее основные ценности и признаки.
Избирательная система. Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Избирательная кампания.
Гражданское общество и правовое государство.
Политическая элита и политическое лидерство. Типология лидерства. Политическая
идеология, ее роль в обществе. Основные идейно-политические течения современности.
Политические партии, их признаки, функции, классификация, виды. Типы партийных
систем. Понятие, признаки, типология общественно-политических движений.
Политическая психология. Политическое поведение.
Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Политический
процесс. Политическое участие. Абсентеизм, его причины и опасность. Особенности
политического процесса в России.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14-15
16-17
18-19
20
21-22
23
24
25-26
27-28
29-30
31
32
33-34
35
36-37
38-39
40
41
42-43
44-45
46-47

Тема урока
Введение. Обществознание в системе гуманитарных наук.
Что такое общество. Общество как совместная
жизнедеятельность людей.
Что такое общество. Общество и природа. Общество и культура.
Общество как сложная система.
Общество как сложная система.
Социальные институты.
Динамика общественного развития.
Динамика общественного развития.

Подсистемы

общества.

Социальная сущность человека
Социальная сущность человека. Индивид, индивидуальность,
личность
Деятельность - способ существования людей.
Деятельность-способ существования людей. Многообразие
деятельности
Познавательная деятельность
Познавательная и коммуникативная деятельность.
Свобода и необходимость в деятельности человека
Современное общество
Глобальная угроза международного терроризма.
Повторительно- обобщающий урок
Духовная культура общества
Духовный мир личности
Мировоззрение, его виды и формы
Мораль и ее категории
Наука и образование
Религия и религиозные организации
Искусство и духовная жизнь
Искусство: основные формы и направления
Массовая культура
Повторительно- обобщающий урок
Современные подходы к пониманию права
Право в системе социальных норм
Источники права
Система Российского права. Законотворческий процесс В РФ
Правоотношения. Правомерное поведение
Гражданин Российской Федерации. Гражданство.
Гражданское право

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
1
2
1
1
2
2
2
1
1
1
1
2
2
1
1
1
2
1

48-49
50-51
52-53
54-55
56-57
58-59
60-61
62-63
64
65
66
67
68

Правовые основы соцальной защиты и социального обеспечения
Правовые основы предпринимательской деятельности
Правовое регулирование занятости и трудоустройства
Семейное право
Экологическое право
Процессуальные отрасли права
Международная защита прав человека
Правовые основы антитеррористической политики Российского
государства
Повторительно - обобщающий урок Правовое регулирование
общественных отношений
Глобализация и глобальные проблемы
Человек в XXI веке
Повторение.
Итоговый урок

2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 КЛАСС
Кол-во
часов

№

Тема урока

1

Введение.

2

Роль экономики в жизни общества

1

3

Роль экономики в жизни общества

1

4

Экономика: наука и хозяйство

1

5

Экономика: наука и хозяйство. ВВП, ВНП

1

6

Экономический рост и развитие

1
1

8

Экономический рост и развитие. Экономические
циклы.
Рыночные отношения в экономике

9

Рыночные отношения в экономике

1
1

11

Рыночные отношения в экономике. Законы спроса и
предложения.
Фирма в экономике.

12

Фирма в экономике. Постоянные и переменные издержки.

1

7

10

13
14
15
16

Финансовый рынок
Финансовый рынок
Экономика и государство

1

1

1

1
1
1

Экономика и государство

1

17

Финансовая политика государства

1

18

Финансовая политика государства

1

19
20
21
22
23
24
25
26
27

Занятость и безработица
Занятость и безработица

1
1

Мировая экономика

1

Мировая экономика

1

Экономическая культура
Экономическая культура
Повторительно – обобщающий урок. Экономика.
Социальная структура общества

1
1
1
1

28

Социальная структура общества. Социальная
мобильность, социальные лифты.
Социальные нормы и отклоняющееся поведение

29

Социальные нормы и отклоняющееся поведение

1

30

Нации и межнациональные отношения

1

1
1

31
32
33

Нации и межнациональные отношения. Принципы
национальной политики государства.
Семья и брак

1
1

Семья и быт. Государственная поддержка семьи.

1

34

Гендер как научное понятие

1

35

Молодёжь в современном обществе

1
1

37

Молодёжь в современном обществе. Особенности
молодежных субкультур.
Демографическая ситуация в современной России

38

Демографическая ситуация в современной России

39

Повторительно-обобщающий урок. Социальная сфера.

1

Политика и власть

2

42
43

Политическая система

1

Политическая система. Государство в политической системе.

1

44

Гражданское общество и правовое государство

1

45

Гражданское общество и правовое государство

1

46

Демократические выборы

1

47

Демократические выборы

1

36

40 - 41

48
49

Политические партии и партийные системы

1

1

Политические партии и партийные системы

1

50

Политическая элита и политическое лидерство

1

51

Политическая элита и политическое лидерство

1

52

Политическое сознание

1

53

Политическое сознание

1

54

Политическое поведение

1

55

Политическое поведение

1

56

Политический процесс и культура политического участия

1

57

Политический процесс и культура политического участия

1

59

Обобщающий урок. Взгляд в будущее

1

60

Проверочная работа по теме «Правовое государство»

1

61-62
63

Повторительно- обобщающий урок. Политическая жизнь
общества.
Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в.

64

Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в.

1

65

Итоговая работа в форме ЕГЭ.

1

Повторение

3

66-68

2
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 01.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(904)147-15-73

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».