история 10-11 класс

Данная рабочая программа учебного предмета «История» для обучающихся 10-11 классов
разработана на основе требований к результатам освоения ООП СОО МКОУ
«Шумиловская СОШ» в соответствии с ФГОС СОО.
Целью изучения истории в средней школе является формирование всесторонне
образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных
мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных,
гуманистических и этических принципов и норм поведения.
Задачи программы:
1. Способствовать формированию зрелого исторического мышления; умения
анализировать общественные процессы.
2. Воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к
правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни.
3. Формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически
сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями.
4. Формирование исторического мышления, под которым подразумевается
определенный набор мыслительных стратегий, позволяющий учащимся самостоятельно
истолковывать факты и события, выстраивать свою версию событий, отвечающую
данным исторической науки, умение анализировать и описывать события с разных, часто
противоположных точек зрения.
5. Воспитание гражданственности, национальной идентичности.
6. Освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование
целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
Учебный предмет «История» для обучающихся 10-11 классов реализуется через
обязательную часть учебного плана. Рабочая программа «История» для обучающихся 1011 классов рассчитана на 134 часа (по 2 часа в неделю, 68 часов в год в 10 классе и 66
часов в 11клссе) в соответствии с учебным планом МКОУ «Шумиловская СОШ». Срок
реализации программы – 2 года.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к себе, к своему
здоровью, к познанию себя:
- ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
- готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в
процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по
отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе
осознания, и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества,
потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
- принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни,
бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и
психологическому здоровью;
-

неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к России как к Родине
(Отечеству):
- российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его
защите;
- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,
уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
- формирование уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным
фактором национального самоопределения;
- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к закону, государству и
к гражданскому обществу:
- гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности,
готового к участию в общественной жизни;
- признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые
принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и
свобод без нарушения прав, и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные
права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам
международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая
и политическая грамотность;
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к
договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;

- готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
- приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи
народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их
чувствам, религиозным убеждениям;
- готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся с окружающими
людьми:
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и
способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения;
- принятие
гуманистических
ценностей,
осознанное,
уважительное
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

и

- способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в
том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное,
ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью
других людей, умение оказывать первую помощь;
- формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на
основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия);
- развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста,
взрослыми
в
образовательной,
общественно
полезной,
учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к окружающему миру,
живой природе, художественной культуре:
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки,
значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной
информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным
богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на
состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных
ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к

действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной
деятельности;
- эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству
собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к семье и родителям, в
том числе подготовка к семейной жизни:
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни;
- положительный образ семьи, родительства
интериоризация традиционных семейных ценностей.

(отцовства

и

материнства),

Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере
социально-экономических отношений:
- уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей
собственности,
- осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
- готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
- потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой
деятельности;
- готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и
академического
благополучия
обучающихся:
физическое,
эмоциональнопсихологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной
организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта,
информационной безопасности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым
можно определить, что цель достигнута;
- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;

- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
-

сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
- использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения
со стороны других участников и ресурсные ограничения;
-

менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми
(как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров
для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а
не личных симпатий;
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и
т.д.);
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;

- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.
ПЛАНИРУЕМЫ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
В результате изучения учебного предмета «История» на уровне среднего общего
образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
• рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического
процесса;
• знать основные даты и временные периоды всеобщей и отечественной истории из
раздела дидактических единиц;
• определять последовательность и длительность исторических событий, явлений,
процессов; характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших
исторических событий;
• представлять культурное наследие России и других стран;
• работать с историческими документами;
• сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику;
• критически анализировать информацию из различных источников;
• соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями,
• процессами, персоналиями; использовать статистическую (информационную)
таблицу, график, диаграмму как источники информации; использовать аудиовизуальный
ряд как источник информации;
• составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста,
иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов;
• работать с хронологическими таблицами, картами и схемами;
• читать легенду исторической карты;
• владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной
программой;
• демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической
тематике;
• оценивать роль личности в отечественной истории ХХ века;
• ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории ХХ века и
существующих в науке их современных версиях и трактовках.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события
российской и мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и
понимать роль
– России в мировом сообществе;
– устанавливать аналогии и оценивать вклад разных стран в сокровищницу мировой

– культуры;
– определять место и время создания исторических документов;
– проводить отбор необходимой информации и использовать информацию
Интернета, телевидения и других СМИ при изучении политической деятельности
современных руководителей России и ведущих зарубежных стран;
– характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем
отечественной и всемирной истории;
– понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и
зарубежными историческими деятелями характера и значения социальных реформ и
контрреформ, внешнеполитических событий, войн и революций;
– использовать картографические источники для описания событий и процессов
новейшей отечественной истории и привязки их к месту и времени;
– представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др.,
заполнять
– контурную карту; соотносить историческое время, исторические события,
действия и поступки исторических личностей ХХ века;
– анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в
контексте общероссийской и мировой истории ХХ века;
– обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам истории России
Новейшего времени с опорой на материалы из разных источников, знание исторических
фактов, владение исторической терминологией;
– приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения;
– применять полученные знания при анализе современной политики России; владеть
элементами проектной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»

Класс

Объем
учебного
времени

10

68

11

68

Разделы программы
Всеобщая
история
Всеобщая история
1914 – 1945 гг. 28 ч.
Всеобщая история
(1945 г. – начало XXI
вв.) –25 ч.

История России
История России(1914 – 1945 гг.
включая региональныйкомпонент) –
не менее 40 ч.
История России (1945гг. – начало
XXI вв., включаярегиональный
компонент) – не менее 43 ч.

Содержание программы: История (1914 – 1945) гг. (10 класс)
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (28 часов)
Мир накануне Первой мировой войны. Новая индустриальная эпоха. Основные
черты индустриального общества в начале XX в. Социальный реформизм. Два пути
реализации экономического потенциала. Индустриализм и единство мира. Новое
соотношение сил между великими державами. Политическое развитие в начале XX в.

Демократизация. Политические партии и политическая борьба в начале XX в.
«Новый империализм». Происхождение Первой мировой войны.
Первая мировая война. 1914 – 1918 гг. Июльский кризис. Провал плана Шлиффена.
Военные действия в 1914 г. Военные действия в 1915 г. «Верденская мясорубка» и
военные действия в 1916 г. Положение в воюющих странах. Военные действия на
Западном фронте в 1917 г. Поражение Четвертного союза в 1918 г. Революции.
Перемирие. Итоги Первой мировой войны.
Межвоенный период (1918 - 1939)
Последствия войны: революции и распад империй. Последствия Первой мировой
войны. Революция в Германии 1918 – 1919 гг. Распад Австро-Венгерской империи. Распад
Российской империи. Антиколониальные выступления в Азии и Северной Африке.
Революция в Турции 1918 – 1923 гг. и кемализм.
Версальско-вашингтонская система. Международные отношения в 1920-е гг.
Парижская мирная конференция. Вашингтонская конференция 1921 – 1922 гг.
Международные отношения в 1920-е гг.
Страны Запада в 1920-е гг. США. Великобритания. Франция. Германия. Главные
черты экономического развития стран Запада в 1920-х гг. Политическое развитие стран
Запада в 1920-е гг. США – «процветание» по-американски. Великобритания –
коалиционные правительства. Франция в 1920-е гг.: политическая неустойчивость.
Германия. Кризис Веймарской республики.
Мировой экономический кризис 1929 – 1933 гг. Великая депрессия. Пути выхода.
Особенности мирового экономического кризиса 1929 – 1933 гг. Пути выхода из кризиса.
Либерально-демократические режимы. Тоталитарные режимы. Фашистские диктатуры.
Авторитарные режимы.
Страны Запада в 1930-е гг. США: «новый курс» Ф.Д. Рузвельта.
Великобритания: «национальное правительство».
Нарастание агрессии в мире. Установление нацистской диктатуры в Германии.
Установление нацистской диктатуры в Германии. Милитаризация экономики. Идеология
национал-социализма.
Борьба с фашизмом. Народный фронт во Франции и Испании. Гражданская война
в Испании. Австрия: от демократии к авторитарному режиму. Народный фронт во
Франции. Народный фронт и Гражданская война в Испании. Австрия: от демократии к
авторитарному режиму.
Международные отношения в 1930-е гг. Политика «умиротворения» агрессора.
Крах Версальско-Вашингтонской системы. Несостоятельность Лиги Наций. Военнополитический блок «Берлин – Рим – Токио». Чехословацкий кризис. Мюнхенский сговор
1938 г. Провал идеи коллективной безопасности.
Восток в первой половине XX в. Традиции и модернизация. Япония. Китай.
Индия в первой половине XX .
Вторая мировая война
Причины Второй мировой войны. Стратегические планы основных воюющих
сторон. Блицкриг. «Странная война», «линия Мажино». Разгром Польши. Присоединение
к СССР Западной Белоруссии и Западной Украины. Советско-германский договор о
дружбе и границе. Конец независимости стран Балтии, присоединение Бессарабии и
Северной Буковины к СССР. Советско-финляндская война и ее международные
последствия. Захват Германией Дании и Норвегии. Разгром Франции и ее союзников.

Германо-британская борьба и захват Балкан. Битва за Британию. Рост советскогерманских противоречий. Нападение Германии на СССР. Нападение Японии на США и
его причины. Пёрл-Харбор. Формирование Антигитлеровской коалиции и выработка
основ стратегии союзников. Ленд-лиз. Идеологическое и политическое обоснование
агрессивной политики нацистской Германии. Планы Германии в отношении СССР. План
«Ост». Планы союзников Германии и позиция нейтральных государств. Сталинградская
битва. Курская битва. Война в Северной Африке. Сражение при Эль-Аламейне.
Стратегические бомбардировки немецких территорий. Высадка в Италии и падение
режима Муссолини. Перелом в войне на Тихом океане. Тегеранская конференция.
«Большая тройка». Каирская декларация. Роспуск Коминтерна. Условия жизни в
СССР, Великобритании и Германии. «Новый порядок». Нацистская политика геноцида,
холокоста. Концентрационные лагеря. Принудительная трудовая миграция и
насильственные переселения. Массовые расстрелы военнопленных и гражданских лиц.
Жизнь на оккупированных территориях. Движение Сопротивления и коллаборационизм.
Партизанская война в Югославии. Жизнь в США и Японии. Положение в нейтральных
государствах. Открытие Второго фронта и наступление союзников. Переход на сторону
антигитлеровской коалиции Румынии и Болгарии, выход из войны Финляндии. Восстания
в Париже, Варшаве, Словакии. Освобождение стран Европы. Попытка переворота в
Германии 20 июля 1944 г. Бои в Арденнах. Висло-Одерская операция. Ялтинская
конференция. Роль СССР в разгроме нацистской Германии и освобождении Европы.
Противоречия между союзниками по Антигитлеровской коалиции. Разгром Германии и
взятие Берлина. Капитуляция Германии. Наступление союзников против Японии.
Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Вступление СССР в войну против
Японии и разгром Квантунской армии. Капитуляция Японии. Нюрнбергский трибунал и
Токийский процесс над военными преступниками Германии и Японии. Потсдамская
конференция. Образование ООН. Цена Второй мировой войны для воюющих стран.
Итоги войны.
ИСТОРИЯ РОССИИ (40 часов)
Россия в годы "великих потрясений"
Россия и мир накануне Первой мировой войны. Завершение территориального
раздела мира и кризис международных отношений. Военно-политические блоки. Новые
средства военной техники и программы перевооружений. Предвоенные международные
кризисы. Сараевский выстрел и начало войны. Планы сторон.
Российская империя в Первой мировой войне. Военная кампания 1914 г. Военные
действия в 1915 г. Кампания 1916 г. Мужество и героизм российских воинов. Экономика
России в годы войны. Власть и общество в годы войны.
Великая российская революция 1917 г. Объективные и субъективные причины
революционного кризиса. Падение монархии. Временное правительство и его программа.
Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов и его декреты. Основные
политические партии в 1917 г. Кризисы Временного правительства. Русская православная
церковь в условиях революции. Выступление генерала Л.Г. Корнилова. Рост влияния
большевиков. Подготовка и проведение вооружённого восстания в Петрограде.
Свержение Временного правительства и взятие власти большевиками. Создание
коалиционного правительства большевиков и левых эсеров.
Первые революционные преобразования большевиков. Первые декреты новой
власти. Учредительное собрание. Организация власти Советов. Создание новой армии и

спецслужбы. Брестский мир. Первая Конституция России 1918 г.
Экономическая политика советской власти. Военный коммунизм. Национализация
промышленности. Политика в деревне. Военный коммунизм. План ГОЭЛРО.
Гражданская война. Причины и основные этапы Гражданской войны в России.
Выступление левых эсеров. Формирование однопартийной диктатуры. Палитра
антибольшевистских сил. Важнейшие события 1918 – 1919 гг. террор красный и белый:
причины и масштабы. Польско-советская война. Окончание Гражданской войны.
Причины победы Красной Армии в Гражданской войне.
Идеология и культура периода Гражданской войны. Политика новой власти в
области образования и науки. Власть и интеллигенция. Отношение новой власти к
Русской православной церкви. Повседневная жизнь.
Региональный компонент. Наш край в годы революции и Гражданской войны.
Советский Союз в 1920 – 1930-х гг.
Экономический и политический кризис начала 1920-х гг. Переход к нэпу.
Последствия мировой войны, революции, Гражданской войны для демографии и
экономики России. Власть и церковь. Крестьянские восстания. Кронштадтское восстание.
Переход к новой экономической политике.
Экономика нэпа. Замена продразвёрстки единым продналогом. Иностранные
концессии. Стимулирование кооперации. Финансовая реформа Г.Я. Сокольникова.
Создание Госплана и переход к пятилетнему планированию развития народного
хозяйства.
Образование СССР Национальная политика в 1920-е гг. Предпосылки и значение
образования СССР. Образование СССР. Конституция 1924 г. Национальногосударственное строительство. Политика «коренизации».
Политическое развитие в 1920-е гг. Трудности поворота. Болезнь В.И. Ленина и
борьба за власть. Ликвидация оппозиции внутри ВКП(б). Ужесточение политического
курса.
Международное положение и внешняя политика СССР в 1920-е гг. Международное
положение после окончания Гражданской войны в России. Советская Россия на
Генуэзской конференции. «Полоса признания». Отношения со странами Востока.
Создание и деятельность Коминтерна. Дипломатические конфликты с западными
странами.
Культурное пространство советского общества в 1920-е гг. Партийный контроль над
духовной жизнью. Сменовеховство. Начало «нового искусства».
«Великий перелом». Индустриализация. Разработка и принятие плана первой
пятилетки. «Великий перелом». Ход и особенности советской индустриализации. Цена и
издержки индустриализации. Итоги и достижения индустриального развития.
Коллективизация сельского хозяйства. Политические дискуссии о путях развития
советской деревни. Политика сплошной коллективизации. Раскулачивание.
«Головокружение от успехов». Голод. Становление колхозного строя.
Политическая система СССР в 1930-е гг. Конституция 1936 г. Формирование
партийного государства. Репрессивная политика. Массовые общественные организации.
Культурное пространство советского общества в 1930-е гг. Формирование
«нового человека». Культ героев. Культурная революция. Достижения в отечественной
науке в 1930-е гг. Советское искусство. Повседневность 1930-х гг. Общественные
настроения. Культура русского зарубежья.

СССР и мировое сообщество в 1929 – 1939 гг. Мировой экономический кризис 1929 –
1933 г. и пути выхода из него. СССР и мировое сообщество. Борьба за создание системы
коллективной безопасности. Усиление угрозы мировой войны. Укрепление безопасности
на Дальнем Востоке. СССР в международной политике накануне начала Второй мировой
войны.
Региональный компонент. Наш край в 1920 – 1930-е гг.
Великая Отечественная война. 1941 – 1945 гг.
СССР накануне Великой Отечественной войны. Советская внешняя политика на
начальном этапе Второй мировой войны. Форсирование военного производства и
освоения новой военной техники. Реорганизация Красной Армии. Укрепление трудовой и
производственной дисциплины. Военно-патриотическое воспитание населения.
Начало Великой Отечественной войны. Первый период войны (22 июня 1941 –
ноябрь 1942 г.). Канун войны. Начало войны. Характер войны. Силы и планы сторон.
Неудачи Красной Армии летом – осенью 1941 г. Битва за Москву. Героическая оборона
Ленинграда.
Поражения и победы 1942 г. Предпосылки коренного перелома. Ситуация на
фронте весной 1942 г. Планы сторон. Немецкое наступление летом 1942 г. Начало
Сталинградской битвы. Битва за Кавказ. Немецкий оккупационный режим. Партизанское
и подпольное движение. Сотрудничество с врагом: причины, формы, масштабы.
Образование антигитлеровской коалиции.
Человек и война: единство фронта и тыла. Повседневность военного времени.
Человек на войне. Церковь в годы войны. Соотечественники за рубежом в борьбе с
фашизмом. Культурное пространство войны. Военные будни и праздники. Летопись
культурных утрат.
Второй период Великой Отечественной войны. Коренной перелом (ноябрь 1942 –
1943 гг.). Разгром немецких войск под Сталинградом. Битва на Курской дуге. Битва за
Днепр. Тегеранская конференция. Итоги второго периода войны.
Третий период войны. Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание
Второй мировой войны. Завершение освобождения территории СССР. «Десять сталинских
ударов». Боевые действия в Восточной и Центральной Европе. Освободительная миссия
Советской Армии. Крымская (Ялтинская) конференция. Битва за Берлин и окончание
войны в Европе. Потсдамская конференция. Разгром милитаристской Японии. Итоги
Великой Отечественной и Второй мировой войны.
Региональный компонент. Наш край в годы Великой Отечественной войны.
Содержание программы: История (1945 – 2020) гг.(11 класс)
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (25 часов)
Соревнование социальных систем
Начало «холодной войны». Международные отношения в 1945 – первой половине
1950-х гг. Начало «холодной войны». Раскол Германии. Образование ФРГ и ГДР.
Установление коммунистических режимов в Восточной Европе.
Международные отношения в 1950 – 1980-е гг. Двухполюсная (биполярная) система
международных отношений. Две тенденции в развитии международных отношений в
годы «холодной войны». Ослабление международной напряжённости в 1950-е гг. Суэцкий
кризис 1956 г. Доктрина Эйзенхауэра. Берлинский кризис 1958 – 1961 гг. Карибский
кризис 1962 г. Война США во Вьетнаме (1965 – 1973). Гонка ядерных вооружений и

проблема ограничения вооружений. Разрядка международнойнапряжённости. От разрядки
к конфронтации.
Завершение эпохи индустриального общества. 1945 – 1970-е гг. «Общество
потребления». Главные черты экономического развития. Государство благосостояния.
«Общество потребления». Особенности формирования государства благосостояния в
странах Запада.
Кризисы 1970 – 1980-х гг. Становление постиндустриального информационного
общества. Экономические кризисы 1970 – 1980-х гг. Третья промышленнотехнологическая
революция.
Постиндустриальное
информационное
общество.
Постиндустриальное общество и современные политические процессы. Демократизация.
Экономическая и социальная политика. Неоконсервативный поворот. Политика
«третьего пути». Неоконсервативный поворот. Политика неоконсерваторов. Общие итоги
политики неоконсерваторов. Идеология и политика «третьего пути». Общие итоги
политики «третьего пути».
Политическая борьба. Гражданское общество. Социальные движения.
Политические партии и политические идеологии. Гражданское общество и социальные
проблемы на завершающем этапе индустриального развития. Изменение роли и характера
гражданского общества в 1960-е гг. Бурные 1960-е гг. Движения гражданских инициатив в
период формирования постиндустриального общества. Экологическое движение.
Национальные, этнические и лингвистические движения.
Преобразования и революции в странах Центральной и Восточной Европы.
Становление и кризис коммунистических режимов в странах Центральной и Восточной
Европы. Попытки реформ в странах социалистического лагеря. Революции 1989 – 1991
гг.: общее и особенное. Почему Польша стала первой страной, где произошла революция.
Политические и экономические реформы. «Шоковая терапия» и её итоги. Страны ЦВЕ и
Европейский союз.
Страны Азии и Африки. Деколонизация и выбор путей развития. Деколонизация.
Выбор путей развития. Культурно-цивилизационные регионы. Мировая социалистическая
система. Классификация государств. Политическое развитие государств Тропической и
Южной Африки.
Китай. Индия. Гражданская война и победа народной революции в Китае. Выбор
путей развития Китая. «Большой скачок» и народные коммуны. Реализация
коммунистической утопии. «Культурная революция». Начало реформ в Китае. Теория Дэн
Сяопина. Этапы реформ. Итоги реформ. Достижения и проблемы КНР. Индия в 19501991 гг. Реформы М. Сингха. Современные проблемы Индии. Главное противоречие
эпохи как двигатель мирового развития.
Современный мир
Глобализация и новые вызовы XXI в. Что такое глобализация. Противоречия
глобализации. Роль государства в условиях глобализации. Мировой финансовоэкономический кризис 2008 г. Новые вызовы XXI. Глобализация и фундаментализм.
Человек и глобализация. Самоопределение человека в глобальном мире. Глобализация и
регионализация. Глобализация и нарастание разрыва между богатыми и бедными.
Проблема «мирового Юга». Глобализация и четвёртая промышленно-технологическая
революция.
Международные отношения в конце XX – начале XXI в. Лидерство единственной
сверхдержавы или многополюсный мир. Этапы внешней политики США.

Ближневосточный конфликт. Региональная интеграция в современном мире.
Общеевропейское сотрудничество. Расширение и трансформация НАТО. Ирак в центре
международных конфликтов. Международный терроризм. Военная операция России в
Сирии. Конфликты на Балканах. Американо-российские отношения.
ИСТОРИЯ РОССИИ (43 часа)
Апогей и кризис советской системы. 1945 - 1991 гг.
Место и роль СССР в послевоенном мире. СССР – мировая держава. Рост
коммунистического и национально-освободительного движения. Столкновение
геополитических интересов. «Холодная война». Внутреннее положение СССР.
Восстановление и развитие экономики. Планы и факторы экономического роста.
Денежная реформа 1947 г. Противоречия промышленного роста. Состояние сельского
хозяйства.
Изменения в политической системе в послевоенные годы. Структура высших
органов власти и управления. Единовластие И.В. Сталина. Перестановки и репрессии в
высшем руководстве. КПСС как основа советской политической системы.
Государственный аппарат. Методы поддержания социальной стабильности.
Идеология, наука и культура в послевоенные годы. Послевоенные идеологические
кампании. Восстановление и развитие системы образования. Развитие науки. Основные
тенденции развития искусства.
Внешняя политика СССР в условиях начала «холодной войны». Разделение
Европы. Консолидация социалистических государств. Образование КНР и советскокитайские отношения. Корейская война. Наращивание вооружений.
Смена политического курса. Смерть Сталина и настроения в обществе. Борьба за
власть в советском руководстве. Н.С. Хрущёв. XX съезд КПСС и осуждение культа
личности Сталина. Реабилитация жертв политических репрессий. Реорганизация
государственных органов, партийных и общественных организаций. Новая Программа
КПСС и проект Конституции СССР.
Экономическое и социальное развитие в середине 1950-х – середине 1960-х гг.
Экономический курс Г.М. Маленкова. Развитие промышленности. Развитие сельского
хозяйства. Научно-техническая революция в СССР. Успехи в освоении космоса.
Социальное развитие.
Культурное пространство и повседневная жизнь в середине 1950-х – середине
1960-х гг. Условия развития литературы и искусства. Власть и интеллигенция. Развитие
образования. Зарождение новых форм общественной жизни. Советский спорт.
Особенности повседневной жизни.
Политика мирного сосуществования в 1950-х – первой половине 1960-х гг. Новый
курс советской внешней политики: от конфронтации к диалогу. Отношения с Западом.
Проблемы разоружения. СССР и мировая социалистическая система. Распад
колониальных систем. СССР и страны третьего мира.
Региональный компонент. Наш край в 1953 - 1964 гг.
Политическое развитие в 1960-х – середине 1980-х гг. Итоги и значение
«великого десятилетия» Н.С. Хрущёва. Л.И. Брежнев и смена политического курса.
Новые идеологические ориентиры. Концепция «развитого социализма». Конституция
СССР 1977г.
Социально-экономическое развитие страны в 1960-х – середине 1980-х гг. Аграрная

реформа 1965 г. и её результаты. Косыгинская реформа промышленности. Научные и
технические приоритеты. Социальная политика. Исчерпание потенциала экстенсивной
индустриальной модели развития Культурное пространство и повседневная жизнь во
второй половине 1960-х – первой половине 1980-х гг. Повседневность в городе и
деревне. Общественные настроения. Литература и искусство: поиски новых путей.
Неформалы и диссиденты. Развитие физкультуры и спорта. Олимпийские игры 1980 г. в
Москве.
Политика разрядки международной напряжённости. Новые вызовы внешнего мира.
Отношения СССР со странами Запада. Совещание по безопасности и сотрудничеству в
Европе (СБСЕ). СССР и развивающиеся страны. Ввод советских войск в Афганистан.
СССР и страны социализма.
Региональный компонент. Наш край в 1964 - 1985 гг.
СССР и мир в начале 1980-х гг. Предпосылки реформ. Мир в начале 1980-х гг.
Нарастание кризисных явлений в социально-экономической и идейно-политической
жизни СССР. Ю.В. Андропов и начало формирования идеологии перемен. М.С. Горбачёв
и его окружение: курс на реформы.
Социально-экономическое развитие СССР в 1985 – 1991 гг. Первый этап
экономических преобразований: концепция ускорения социально-экономического
развития. Второй этап экономических реформ. Экономический кризис и начало перехода
к рыночной экономике. Программа «500 дней».
Перемены в духовной сфере жизни в годы перестройки. Гласность и плюрализм
мнений. Литература. Кино, театр. Реабилитация. Начало поворота в религиозной
политике. Результаты политик гласности.
Реформа политической системы. Начало демократизации советской политической
системы. Конституционная реформа 1988 – 1991 гг. I Съезд народных депутатов СССР и
его значение. Формирование многопартийности. Раскол в КПСС.
Новое политическое мышление и перемены во внешней политике. «Новое
мышление». СССР и Запад. Начало разоружения. Разблокирование региональных
конфликтов. Распад социалистической системы. Результаты политики «нового
мышления». Отношение к М.С. Горбачёву и его внешней политике в СССР и в мире.
Национальная политика и подъём национальных движений. Распад СССР. Кризис
межнациональных отношений. Демократизация и подъём национальных движений.
Противостояние между союзным Центром и республиками. «Парад суверенитетов».
Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Разработка нового союзного
договора. Август 1991 г. и распад СССР.
Региональный компонент. Наш край в 1985 - 1991 гг.
Российская Федерация в 1992–2020 гг.
Российская экономика на пути к рынку. Начало радикальных экономических
преобразований. Падение жизненного уровня населения. Приватизация. Развитие
экономики России в 1992 – 1998 гг. Дефолт 1998 г. и его последствия. Экономические
меры правительства Е.М. Примакова. Первые результаты и цена экономических реформ
1990-х гг. Россия в мировой экономике.
Политическое развитие Российской Федерации в 1990-е гг. Разработка новой
Конституции России. Политико-конституционный кризис 1993 г. Конституция России
1993 г. и её значение. Российская многопартийность и строительство гражданского
общества. Российский парламентаризм. Президентские выборы 1996 г. результаты

политического развития в 1990-е гг.
Духовная жизнь страны в 1990-е гг. Исторические условия развития духовной жизни,
науки и культуры. Литература. Кинематограф. Музыка. Театр. Изобразительное
искусство. Средства массовой информации. Российский спорт. Традиционные религии.
Геополитическое развитие и внешняя политика в 1990-е гг. Новое место России в
мире. Взаимоотношения с США и странами Запада. Агрессия НАТО в Югославии и
изменение политики России в отношении Запада. Восточный вектор внешней политики.
Россия на постсоветском пространстве. Результаты внешней политики страны в 1990-е гг.
Региональный компонент. Наш край в 1992 - 1999 гг.
Политическая жизнь России в начале XXI в. Отставка Президента Б.Н. Ельцина.
Президент В.В. Путин и его программа. Укрепление российской государственности.
Обеспечение гражданского согласия и единства общества. Новые государственные
символы России. Усиление борьбы с терроризмом. Судебная реформа. Выборы 2003 –
2004 гг. Реформа управления. Итоги политического развития страны в 2000-е гг.
Экономика России в начале XXI в. Переход к политике государственного
регулирования рыночного хозяйства. Налоговая реформа. Решение проблемы внешнего
долга. Социальное развитие: разработка и реализация приоритетных национальных
программ. Демографическая политика. Итоги социально-экономического развития
страны.
Повседневная и духовная жизнь. Развитие элементов гражданского общества. Власть
и СМИ. Развитие образования, науки, культуры. Достижения российского спорта. Власть
и церковь.
Внешняя политика России в начале XXI в. Разработка новой внешнеполитической
стратегии. Усиление борьбы с терроризмом. Отношения России с США и Западом.
Отношения России со странами ближнего зарубежья. Россия и русская диаспора за
рубежом. Отношения России со странами Азии, Африки, Латинской Америки. Укрепление
позиций России на международной арене. Итоги внешней политики России.
Россия в 2008 – 2018 гг. Президент Д.А. Медведев и его программа. Военный
конфликт в Закавказье. Новый этап политической реформы. Россия и мировой
экономический кризис. Социальная политика в условиях экономического кризиса.
Ориентиры инновационного развития. Россия в системе международных отношений.
Выборы в Государственную Думу 2011 г. Президентские выборы 2012 г. Зимняя
Олимпиада в Сочи. Воссоединение Крыма с Россией. Выборы в Государственную Думу в
2016 г. Участие России в борьбе с международным терроризмом в Сирии. Президентские
выборы 2018 г.
Региональный компонент. Наш край в 2000 - 2012 гг.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, 10 КЛАСС
Всеобщая история (28 часов)
История России (40 часов)
№
1

Тема урока
Введение. Новейшая история как историческая эпоха
Глава 1. Мир накануне и в годы Первой мировой войны.

Кол-во
часов
1 час
5 часов

2
3
4-5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18-19
20
21-23
24-25
26
27
28

1(29)
2-3(3031)
4 (32)

Мир накануне первой мировой войны
Новый империализм. Происхождение Первой мировой войны
Первая мировая война 1914-1918 гг.
Повторительно-обобщающий урок по теме «Мир накануне и в
годы Первой мировой войны».
Глава II. Межвоенный период (1918-1939).
Последствия войны: революции и распад империй
Версальско- Вашингтонская система. Международные
отношения в 1920-е гг.
Страны Запада в 1920-е гг.: США, Великобритания, Франция,
Германия
Авторитарные режимы в Европе в 1920-е гг.Польша. Испания.
Фашистский режим в Италии.
Мировой экономический кризис 1929 – 1933 гг. Великая
депрессия. Пути выхода. »
Страны Запада в 1930-е гг. США: «новый курс» Ф.Д. Рузвельта.
Великобритания: «национальное правительство
Нарастание агрессии в мире. Установление нацистской
диктатуры в Германии.
Борьба с фашизмом. Народный фронт во Франции и Испании.
Гражданская война в Испании. Австрия: от демократии к
авторитарному режиму
Международные отношения в 1930-е гг. Политика
«умиротворения» агрессора.
Восток в первой половине XX века.
Латинская Америка в первой половине XX века
Культура и искусство в первой половине XX века.
Повторительно-обобщающий урок по теме «Межвоенный
период (1918-1939)».
Вторая мировая война. 1939 – 1945 гг.
Вторая мировая война 1939-145 гг.
Итоги Второй мировой войны. Послевоенное урегулирование.
Повторительно-обобщающий урок по главе «Вторая мировая
война 1939-1945 гг.»
Итоги курса «Всеобщая история. Новейшая история1914-1945
гг.».
Контрольное тестирование по курсу «Всеобщая история.
Новейшая история1914-1945 гг.».
История России» 10 класс.
Глава 1. Россия в годы «великих потрясений».
Россия и мир накануне первой мировой войны.
Российская империя в Первой мировой войне.
Великая российская революция: Февраль 1917 года.

1
1
2
1
14 часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
6 часов
3
2
1
1
1
12 часов
1
2
1

5 (33)
6 (34)
7 (35)
8 (36)
9 (37)
10 (38)
11 (39)
12 (40)

13 (41)
14 (42)
15 (43)
16 (44)
17 (45)
18 (46)
19 (47)
20(48)
21 (49)
22(50)
23 (51)
24 (52)
25 (53)
26 (54)
27 (55)
28 (56)
29 (57)
30 (58)
31 (59)
32 (60)
33 (61)
3462)
35 (63)
36 (64)
37(65)

Великая российская революция: Октябрь 1917 года.
Первые революционные преобразования большевиков.
Экономическая политика советской власти. Военный
коммунизм.
Гражданская война в России.
Революция и Гражданская война на национальных окраинах.
Идеология и культура периода Гражданской войны.
Наш край в годы революции и Гражданской войны.
Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в годы
«великих потрясений»».
Глава 2. Советский союз в 1920-1930-е гг.).
Экономический и политический кризис начала 1920-х гг.
Переход к Нэпу.
Экономика нэпа.
Образование СССР. Национальная политика в 1920-е гг.
Политическое развитие в 1920-е гг.
Международное положение и внешняя политика СССР в 1920-е
гг.
Культурное пространство советского общества в 1920-е гг.
«Великий перелом». Индустриализация.
Коллективизация сельского хозяйства.
Политическая система СССР в 1930-е гг
Советская национальная политика в 1930-е гг.
Наш край в 1920–1930-е гг
Культурное пространство советского общества в 1930-е гг.
СССР и мировое сообщество в 1929-1939 гг.
Повторительно-обобщающий урок по теме «Советский союз в
1920-1930-е гг.»
Глава 3. Великая Отечественная война 1941-1945 гг
СССР накануне Великой Отечественной войны.
Начало Великой Отечественной войны
Первый период войны (22 июня 1941- ноябрь 1942 г.)
Поражения и победы 1942 года. Предпосылки коренного
перелома
Человек и война: единство фронта и тыла.
Второй период войны Великой Отечественной войны.
Коренной перелом (ноябрь 1942-1943г.).
Народы СССР в борьбе с фашизмом.
Третий период войны. Победа СССР в Великой Отечественной
войне. Окончание Второй мировой войны.
Советская разведка и контрразведка в годы Великой
Отечественной войны.
Наш край в годы Великой Отечественной войны.
Итоги, значение и цена великой Победы.

1
1
1
1
1
1
1
1
14 часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12 часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

38 (66)
39-40
(67-68)

Повторительно-обобщающий урок по теме «Великая
Отечественная война 1941-1945гг.».
Контрольная работа по курсу «История» за период 1914-1945
гг.

1
2 часа

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, 11 КЛАСС
Всеобщая история (25 часов)
История России (43 часов)
11 класс.
«Всеобщая история. Новейшее время (1945-2020 гг)»
1
2-3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

20
21-22
23
24
25

Глава 4. Соревнование социальных систем
Начало «холодной войны». Международные отношения в 1945первой половине 1950-х гг.
Международные отношения в 1950-1980-е гг. От «разрядки» к
возвращению политики «холодной войны».
Завершение эпохи индустриального общества 1948-1970-е гг.
«Общество потребления».
Кризисы 1970-1980-хгг. Становление постиндустриального
информационного общества.
Экономическая и социальная политика. Неоконсервативный
поворот. Политика «третьего пути».
Политическая борьба, гражданское общество и социальные
движения.
Соединенные Штаты Америки во второй половине XX в.начале XXI века.
Великобритания во второй половине XX в.- начале XXI века
Франция XX в.- во второй половине XX в.- начале XXI века.
Италия во второй половине XX в.- начале XXI века.
Германия во второй половине XX в.- начале XXI века
Преобразования и революции в странах Центральной и
Восточной Европы.
Латинская Америка во второй половине XX в.- начале XXI века.
Страны Азии и Африки. Деколонизация и выбор путей развития
Мусульманские страны. Турция. Иран. Египет. Индонезия.
Индия и Китай во второй половине XX в.- начале XXI века.
Япония. Новые индустриальные страны
Повторительно-обобщающий урок по теме «Соревнование
социальных систем
Глава 5. Современный мир
Глобализация и новые вызовы XXI века.
Международные отношения в конце XX- начале XXI века.
Постсоветское пространство: политическое развитие,
интеграционные процессы и конфликты.
Культура во второй половине XX- начале XXI века.
Контрольное тестирование по курсу «Всеобщая история.
Новейшая история (1945-2019гг).
11 класс.
«История России (1945-2019гг)»

25часов
19 часов
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
5 часов
2
2
1
2
1 час
43 часа

1 (26)
2 (27)
3 (28)
4 (29)
5 (30)
6(31)
7 (32)
8(33)
9 (34)
10-11
(35-36)
12 (37)
13 (38)
14(39)
15-16
(40-41)
17 (42)
18 (43)
19 (44)
20 (45)
21-22
(46-47)
23 (48)
24 (49)
25 (50)
26 (51)
27 (52)
28 (53)
29 (54)
30 (55)
31 (56)

Глава 4. «Апогей и кризис советской системы.
1945 - 1991 гг.
Место и роль СССР в послевоенном мире.
Восстановление и развитие экономики СССР в послевоенные
годы.
Изменение в политической системе СССР в послевоенные годы.
Идеология. Наука и культура СССР в послевоенные годы
Национальный вопрос и национальная политика в
послевоенном СССР
Наш край в 1953-1964гг
Внешняя политика СССР в условиях начала «холодной войны».
Послевоенная повседневность в СССР
Смена политического курса.
Экономическое развитие СССР в середине 1950-х –середине
1960-х гг.
Культурное пространство и повседневная жизнь в середине
1950-х- середине 1960-х гг.
Политика мирного сосуществования в 1950-х –первой половине
1960-х гг.
Политическое развитие СССР в 1960-х-середине 1980-х гг.
Социально-экономическое развитие СССР в 1960-х- середине
1980-х гг.
Национальная политика и национальные движения в 1960-хсередине 1980-х гг.
Культурное пространство и повседневная жизнь во второй
половине 1960-х первой половине 1980-хгг.
Политика разрядки международной напряженности.
СССР и мир в начале 1980-х гг. Предпосылки реформ

28 часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
2
1
1
1
1

Социально-экономическое развитие СССР в 1985-1991 гг.

2

Наш край в 1985-1991 гг
Перемены в духовной сфере жизни СССР в годы перестройки.
Реформа политической системы СССР в годы перестройки.
Новое политическое мышление и перемены во внешней
политике СССР
Национальная политика и подъём национальных движений
Распад СССР.
Повторительно-обобщающий урок по теме «СССР в 1945-1991
гг.»
Раздел 5. Российская Федерация
Российская экономика на пути к рынку.
Политическое развитие Российской Федерации в 1990-е гг.
Межнациональные отношения и национальная политика России
В 1990-е гг.

1
1
1
1
1
1
13 часов)
1
1
1

32 (57)
33 (58)
34 (59)
35 (60)
36 (61)
37 (62)
38 (63)
39 (64)
40 (65)
41 (66)
42-43
(67-68)

Наш край в 1992-1999гг
Духовная жизнь страны в 1990-е гг. и начале XXI века.
Геополитическое положение и внешняя политика России в
1990-е гг.
Политическая жизнь России в начале XXI века
Экономика России в начале XXI века.
Повседневная и духовная жизнь России в начале XXI века.
Внешняя политика России в начале XXI века.
Россия в 2008-2019 гг.
Наш край в 2000-2019гг.
Повторительно-обобщающий урок по теме «Российская
Федерация».

1
1

Контрольная работа по курсу «История России» за год.

2 часа

1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 01.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(904)147-15-73

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».