Пояснительная записка
Данная рабочая программа учебного предмета «Индивидуальный проект» для учащихся 1011 классов разработана на основе требований к результатам освоения ООП СОО МКОУ
«Шумиловская СОШ» в соответствии с ФГОС СОО.
Цель: формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения
методов, технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской
деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования.
Задачи:
– сформировать навыки коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности,
критического мышления;
– выработать
способность
к
инновационной,
аналитической,
творческой,
интеллектуальной деятельности;
– продолжить формирование навыков проектной и учебно-исследовательской
деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов
действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных
предметов или предметных областей;
– развитие навыков постановки цели и формулирования гипотезы исследования,
планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования
аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации
результатов;
– мониторинг
личностного
роста
участников
проектно-исследовательской
деятельности;
В учебно-воспитательном процессе используются современные образовательные технологии
(ИКТ, проблемное обучение, учебное исследование, проблемно -поисковые технологии,
творческие проекты).
Сроки реализации программы – 2 года, с 10 по 11 классы.
Форма аттестации: предзащита/защита проекта
Согласно учебному плану предмет «Индивидуальный проект» изучается в 10 классе, далее в
11 классе в объеме 34 часа (1 час в неделю).
Формы организации занятий:
– Индивидуальная;
– Парная;
– Групповая;
– Коллективная;
– Самостоятельная работа
Форма промежуточной аттестации: защита проекта.
Формами отчетности проектной деятельности являются доклады, презентации,
видеофильмы, фоторепортажи с комментариями, стендовые отчеты и т.д.
Предусматривается организация учебного процесса в двух взаимосвязанных и
взаимодополняющих формах:
• урочная форма, в которой учитель объясняет новый материал и консультирует
учащихся в процессе выполнения ими практических заданий на компьютере;
• внеурочная форма, в которой учащиеся после уроков (дома или в школьном
компьютерном классе) выполняют на компьютере практические задания для
самостоятельного выполнения.
Проект должен быть представлен на носителе информации вместе с описанием применения
на бумажном носителе. В описании применения должна содержаться информация об
инструментальном средстве разработки проекта, инструкция по его установке, а также
описание его возможностей и применения.
В течение учебного года осуществляется текущий и итоговый контроль за выполнением
проекта.
Планируемые результаты изучения курса «Индивидуальный проект»
Личностные результаты:
• Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему
здоровью, к познанию себя:
- ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию
позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и
способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить
жизненные планы;
- готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную
позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и
настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и
достижений нашей страны;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями;
• Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к
Родине (Отечеству):
- российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности
в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению
Отечеству, его защите;
- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
- формирование уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным
фактором национального самоопределения.
• Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону,
государству и к гражданскому обществу:
- гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности,
готового к участию в общественной жизни;
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах
общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой
деятельности.
• Личностные
результаты
в
сфере
отношений
обучающихся
с
окружающими людьми:
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности
и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям,
в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
- формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на
основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия);
- развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности.
• Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему
миру, живой природе, художественной культуре:
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки,
значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение
достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и
отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и
общества;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности.
• Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере
социально-экономических отношений:
- осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации
собственных жизненных планов;
- готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
- потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым
достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным
видам трудовой деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым
можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для
достижения поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения
со стороны других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для
деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не
личных симпатий;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.
Обучающийся (10 класс)/Выпускник(11 класс) научится:
– планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект,
используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой
проблеме;
– выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
– распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём
научного исследования; отбирать адекватные методы исследования, формулировать
вытекающие из исследования выводы;
– использовать такие методы и приёмы, как наблюдение, постановка
проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование,
– использование математических моделей, теоретическое обоснование,
установление границ применимости модели/теории;
– использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и
исторических наук: постановка проблемы, опрос, описание, сравнительное
историческое описание, объяснение, использование статистических данных,
интерпретация фактов;
– ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства,
адекватные обсуждаемой проблеме;
– отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к
суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
– видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок,
моральных суждений при получении, распространении и применении научного
знания.
Обучающийся (10 класс)/Выпускник(11 класс) получит возможность научиться:
– самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование,
учебный и социальный проекты;
– использовать догадку, озарение, интуицию;
– использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и
исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;
– использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное
отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство
– общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность;
– целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности,
осваивать новые языковые средства;
– осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за
качество выполненного проекта.
Содержание учебного предмета
10 класс
Раздел 1. Введение
Понятия «индивидуальный проект», «проектная деятельность», «проектная культура».
Типология проектов. Проекты в современном мире. Цели, задачи проектирования в
современном мире, проблемы. Научные школы. Методология и технология проектной
деятельности.
Раздел 2. Инициализация проекта
Инициализация проекта, курсовой работы, исследования. Конструирование темы и
проблемы проекта, курсовой работы. Проектный замысел. Критерии безотметочной
самооценки и оценки продуктов проекта. Критерии оценки курсовой и исследовательской
работы. Презентация и защита замыслов проектов, курсовых и исследовательских работ.
Методические рекомендации по написанию и оформлению курсовых работ, проектов,
исследовательских работ.
Структура проектов, курсовых и исследовательских работ.
Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение,
измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на
теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и
дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от
абстрактного к конкретному и др.). Рассмотрение текста с точки зрения его структуры.
Виды переработки чужого текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация,
рецензия.
Логика действий и последовательность шагов при планировании индивидуального
проекта. Картирование личностно - ресурсной карты. Базовые процессы разработки проекта
и работы, выполняемые в рамках этих процессов. Расчет календарного графика проектной
деятельности.
Применение информационных технологий в исследовании, проекте, курсовых
работах. Работа в сети Интернет. Научные документы и издания. Организация работы с
научной литературой. Знакомство с каталогами. Энциклопедии, специализированные
словари, справочники, библиографические издания, периодическая печать и др. Методика
работы в музеях, архивах.
Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных
исследования. Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление таблиц,
рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и
систематизация материалов
Раздел 3. Оформление промежуточных результатов проектной деятельности
Эскизы и модели, макеты проектов, оформление курсовых работ. Коммуникативные
барьеры при публичной защите результатов проекта, курсовых работ. Главные предпосылки
успеха публичного выступления.
11 класс
Раздел 1. Введение
Анализ итогов проектов 10 класса. Анализ достижений и недостатков. Корректировка
проекта с учетом рекомендаций. Планирование деятельности по проекту на 11 класс.
Раздел 2. Управление оформлением и завершением проектов
Применение информационных технологий в исследовании и проектной деятельности.
Работа в сети Интернет. Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка
данных исследования. Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление таблиц,
рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и
систематизация материалов по проектной работе. Основные процессы исполнения, контроля
и завершения проекта, курсовых работ. Мониторинг выполняемых работ и методы контроля
исполнения. Критерии контроля. Управление завершением проекта. Корректирование
критериев оценки продуктов проекта и защиты проекта. Архив проекта. Составление архива
проекта: электронный вариант. Коммуникативные барьеры при публичной защите
результатов проекта. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Навыки
монологической речи. Аргументирующая речь. Умение отвечать на незапланированные
вопросы. Публичное выступление на трибуне и личность. Подготовка авторского доклада.
Раздел 3. Защита результатов проектной деятельности
Публичная защита результатов проектной деятельности. Экспертиза проектов. Оценка
индивидуального прогресса проектантов.
Раздел 4. Рефлексия проектной деятельности
Содержание программы
10 класс
11 класс
Введение
3 часа
4 часа
Инициализация проекта
24 часа
Наименование раздела
Оформление промежуточных
деятельности
результатов
проектной
7 часов
Управление оформлением и завершением проектов
24 часа
Защита результатов проектной деятельности
5 часов
Рефлексия проектной деятельности
1 час
Тематическое планирование курса «Индивидуальный проект»
10 класс
№
урока
Наименование раздела, темы
Кол-во часов
Раздел 1. Введение
3
1
Понятия «индивидуальный проект», «проектная деятельность», 1
«проектная культура». Стартовая диагностика
2
Типология проектов
1
3
Методология и технология проектной деятельности
1
Раздел 2. Инициализация проекта
24
4
Тема и проблема проекта
1
5
Тема и проблема проекта
1
6
Критерии оценивания проектов и исследовательских работ
1
7
Методика презентации и защиты проектов, курсовых и 1
исследовательских работ
Методика презентации и защиты проектов, курсовых и 1
исследовательских работ
Методические рекомендации по написанию и оформлению 1
работ
8
9
10
Методические рекомендации по написанию и оформлению 1
работ
11
Структура проектов, курсовых и исследовательских работ
1
12
Методы исследования: методы эмпирического исследования
1
13
Методы исследования: методы эмпирического исследования
1
14
16
Методы, используемые как на эмпирическом, так и на 1
теоретическом уровне исследования
Методы, используемые как на эмпирическом, так и на 1
теоретическом уровне исследования
Методы теоретического исследования
1
17
Виды переработки чужого текста
1
18
Виды переработки чужого текста
1
19
Логика действий при планировании работы.
1
20
Календарный график проекта
1
21
Применение информационных технологий в исследовании, 1
проекте, курсовой работе.
22
Работа в сети Интернет
1
23
Работа с научной литературой
1
24
Методика работы в музеях, архивах
1
25
Методика работы в музеях, архивах
1
26
Сбор и систематизация материалов
1
27
Способы и формы представления данных.
1
результатов 7
28
Раздел 3. Оформление промежуточных
проектной деятельности
Оформление эскизов, моделей, макетов проектов
29
Оформление эскизов, моделей, макетов проектов
1
30
Оформление эскизов, моделей, макетов проектов
1
31
Практикум «Снятие коммуникативных барьеров при публичной 1
защите результатов проекта».
Оформление эскизов, моделей, макетов проектов
1
15
32
33
Защита
пробных
проектов,
Промежуточная аттестация.
исследовательских
1
работ. 1
34
Защита пробных проектов, исследовательских работ
1
Тематическое планирование курса «Индивидуальный проект»
11 класс
№ урока
Наименование раздела, темы
Раздел 1. Введение
Кол-во
часов
4
1
Анализ итогов проектов 10 класса. Стартовая диагностика
1
2
Корректировка проекта с учетом рекомендаций
1
3
Корректировка проекта с учетом рекомендаций
1
4
Планирование деятельности по проекту на 11 класс
1
Раздел 2. Управление оформлением и завершением проектов
24
5
Применение информационных технологий, работа в сети 1
Интернет
6
Применение информационных технологий, работа в сети 1
Интернет
7
Компьютерная обработка данных исследования
1
8
Компьютерная обработка данных исследования
1
9
Библиография, справочная литература, каталоги
1
10
Библиография, справочная литература, каталоги
1
11
Сбор и систематизация материалов по проектной работе
1
12
Сбор и систематизация материалов по проектной работе
1
13
Основные процессы исполнения, контроля и завершения проекта 1
14
Основные процессы исполнения, контроля и завершения проекта 1
15
Мониторинг выполняемых работ
1
16
Методы контроля исполнения
1
17
Методы контроля исполнения
1
18
Управление завершением проекта
1
19
Управление завершением проекта
1
20
Корректирование критериев оценки продуктов проекта и защиты 1
проекта
21
Корректирование критериев оценки продуктов проекта и защиты 1
проекта
22
Архив проекта. Составление архива проекта
1
23
Составление архива проекта: электронный вариант
1
24
Главные предпосылки успеха публичного выступления
1
25
Навыки монологической речи.
1
26
Аргументирующая речь
1
27
Публичное выступление и личность.
1
28
Подготовка авторского доклада
1
Раздел 3. Защита результатов проектной деятельности
5
29
Публичная защита результатов проектной деятельности
1
30
31
Публичная защита результатов проектной деятельности. 1
Промежуточная аттестация.
Публичная защита результатов проектной деятельности
1
32
Экспертиза проектов
1
33
Экспертиза проектов
1
Раздел 4. Рефлексия проектной деятельности
1
Дальнейшее планирование осуществления проектов
1
34