ОБЖ 10-11

Пояснительная записка
Данная рабочая программа учебного предмета «Основы
безопасности жизнедеятельности» для обучающихся 10-11 классов
разработана на основе требований к результатам ООП СОО МКОУ
«Шумиловская СОШ» в соответствии с требованиями ФГОС СОО.
Личностные результаты освоения ООП
Личностные
результаты
в
сфере
отношений,
обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
- ориентация обучающихся на достижение личного счастья,
реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность,
креативность, готовность и способность к личностному
самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные
планы;
- готовность и способность обеспечить себе и своим близким
достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности;
- готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного
достоинства, собственного мнения, готовность и способность
вырабатывать собственную позицию по отношению к общественнополитическим событиям прошлого и настоящего на основе
осознания, и осмысления истории, духовных ценностей и
достижений нашей страны;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями
и идеалами гражданского общества, потребность в физическом
самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
- принятие и реализация ценностей здорового и безопасного
образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение
к собственному физическому и психологическому здоровью;
- неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя,
наркотиков.
Личностные
результаты
в
сфере
отношений,
обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
- российская идентичность, способность к осознанию российской
идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к
историко-культурной общности российского народа и судьбе
России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
- уважение к своему народу, чувство ответственности перед
Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение к государственным
символам (герб, флаг, гимн);
- формирование
уважения
к
русскому
языку
как
государственному языку Российской Федерации, являющемуся
основой российской идентичности и главным фактором
национального самоопределения;
- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям
народов, проживающих в Российской Федерации.
Личностные
результаты
в
сфере
отношений,
обучающихся к закону, государству и к гражданскому
обществу:

- гражданственность, гражданская позиция активного и
ответственного члена российского общества, осознающего свои
конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок,
осознанно
принимающего
традиционные
национальные
и
общечеловеческие
гуманистические
и
демократические ценности, готового к участию в общественной
жизни;
- признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека,
которые принадлежат каждому от рождения, готовность к
осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав, и
свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и
свободы человека и гражданина согласно общепризнанным
принципам и нормам международного права и в соответствии с
Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая
грамотность;
- мировоззрение, соответствующее современному уровню
развития науки и общественной практики, основанное на диалоге
культур, а также различных форм общественного сознания,
осознание своего места в поликультурном мире;
- интериоризация ценностей демократии и социальной
солидарности,
готовность
к
договорному регулированию
отношений в группе или социальной организации;
- готовность обучающихся к конструктивному участию в
принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том
числе в различных формах общественной самоорганизации,
самоуправления, общественно значимой деятельности;
- приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства,
взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к
национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным
убеждениям;
- готовность
обучающихся
противостоять
идеологии
экстремизма,
национализма,
ксенофобии;
коррупции;
дискриминации
по
социальным,
религиозным,
расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным
явлениям.
Личностные
результаты
в
сфере
отношений,
обучающихся с окружающими людьми:
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения
общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в
поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с
другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения;
- принятие
гуманистических
ценностей,
осознанное,
уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку,
его мнению, мировоззрению;
- способность к сопереживанию и формирование позитивного
отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и
компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
- формирование выраженной в поведении нравственной позиции,
в том числе способности к сознательному выбору добра,

нравственного сознания и поведения на основе усвоения
общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия);
- развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми
младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности.
Личностные
результаты
в
сфере
отношений,
обучающихся к окружающему миру, живой природе,
художественной культуре:
- мировоззрение, соответствующее современному уровню
развития науки, значимости науки, готовность к научнотехническому творчеству, владение достоверной информацией о
передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной
науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и
общества;
- готовность и способность к образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное
отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
- экологическая культура, бережное отношения к родной земле,
природным богатствам России и мира; понимание влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды, ответственность за состояние природных
ресурсов; умения и навыки разумного природопользования,
нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии;
приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
- эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому
обустройству собственного быта.
Личностные
результаты
в
сфере
отношений,
обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к
семейной жизни:
- ответственное отношение к созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни;
- положительный образ семьи, родительства (отцовства и
материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные
результаты
в
сфере
отношения
обучающихся к труду, в сфере социально-экономических
отношений:
- уважение ко всем формам собственности, готовность к защите
своей собственности,
- осознанный выбор будущей профессии как путь и способ
реализации собственных жизненных планов;
- готовность обучающихся к трудовой профессиональной
деятельности как к возможности участия в решении личных,
общественных, государственных, общенациональных проблем;
- потребность трудиться, уважение к труду и людям труда,
трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и
творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
- готовность к самообслуживанию, включая обучение и
выполнение домашних обязанностей.

Личностные
результаты
в
сфере
физического,
психологического, социального и академического благополучия
обучающихся:
физическое,
эмоционально-психологическое,
социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной
организации, ощущение детьми безопасности и психологического
комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты освоения ООП
Метапредметные
результаты
освоения
основной
образовательной программы представлены тремя группами
универсальных учебных действий (УУД).
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- самостоятельно определять цели, задавать параметры и
критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
- оценивать возможные последствия достижения поставленной
цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих
людей, основываясь на соображениях этики и морали;
- ставить
и
формулировать
собственные
задачи
в
образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные
ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
- выбирать путь достижения цели, планировать решение
поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные
затраты;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для
достижения поставленной цели;
- сопоставлять
полученный
результат
деятельности
с
поставленной заранее целью.
2.

Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том
числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить
на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с
разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в
информационных источниках;
- использовать различные модельно-схематические средства для
представления существенных связей и отношений, а также
противоречий, выявленных в информационных источниках;
- находить и приводить критические аргументы в отношении
действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к
критическим замечаниям в отношении собственного суждения,
рассматривать их как ресурс собственного развития;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять
целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса
средств и способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию,
учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные
ограничения;

- менять и удерживать разные позиции в познавательной
деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так
и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за
ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации
исходя из соображений результативности взаимодействия, а не
личных симпатий;
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем,
так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик,
исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
- координировать и выполнять работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с
использованием адекватных (устных и письменных) языковых
средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать
конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и
образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных
суждений.
предметные результаты освоения ООП
На уровне среднего общего образования в соответствии с
ФГОС СОО выделяются следующие группы результатов
«Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность
научиться», отражающие уровень освоения ООП базовый или
углубленный.
Таким
образом,
логика
представления
результатов
следующая:
-- базовый уровень:
«Выпускник научится», «Выпускник получит возможность
научиться»
- - углубленный уровень (профильное обучение):
«Выпускник научится», «Выпускник получит возможность
научиться».
Группа результатов «Выпускник научится» представляет
собой результаты, достижение которых обеспечивается учителем в
отношении всех обучающихся, выбравших данный уровень
обучения.
Группа результатов «Выпускник получит возможность
научиться» обеспечивается учителем в отношении части наиболее
мотивированных и способных обучающихся, выбравших данный
уровень обучения. При контроле качества образования группа
заданий, ориентированных на оценку достижения планируемых
результатов из блока «Выпускник получит возможность научиться»,
может включаться в материалы блока «Выпускник научится». Это
позволит
предоставить
возможность
обучающимся
продемонстрировать овладение качественно иным уровнем

достижений и выявлять динамику роста численности наиболее
подготовленных обучающихся.
Принципиальным отличием результатов базового уровня от
результатов
углубленного
уровня
является
их
целевая
направленность. Результаты базового уровня ориентированы на
общую функциональную грамотность, получение компетентностей
для повседневной жизни и общего развития. Эта группа результатов
предполагает:
–
понимание предмета, ключевых вопросов и основных
составляющих элементов изучаемой предметной области, что
обеспечивается не за счет заучивания определений и правил, а
посредством моделирования и постановки проблемных вопросов
культуры, характерных для данной предметной области;
–
умение решать основные практические задачи,
характерные для использования методов и инструментария данной
предметной области;
–
осознание рамок изучаемой предметной области,
ограниченности методов и инструментов, типичных связей с
некоторыми другими областями знания.
Результаты углубленного уровня ориентированы на
получение компетентностей для последующей профессиональной
деятельности, как в рамках данной предметной области, так и в
смежных с ней областях. Эта группа результатов предполагает:
–
овладение ключевыми понятиями и закономерностями,
на которых строится данная предметная область, распознавание
соответствующих им признаков и взаимосвязей, способность
демонстрировать различные подходы к изучению явлений,
характерных для изучаемой предметной области;
–
умение решать, как некоторые практические, так и
основные теоретические задачи, характерные для использования
методов и инструментария данной предметной области; – наличие
представлений о данной предметной области как целостной теории
(совокупности теорий), об основных связях с иными смежными
областями знаний.
Рабочие программы учебных предметов построены таким
образом, что предметные результаты базового уровня, относящиеся
к разделу «Выпускник получит возможность научиться»,
соответствуют предметным результатам раздела «Выпускник
научится» на углубленном уровне. Предметные результаты раздела
«Выпускник получит возможность научиться» не выносятся на
итоговую аттестацию, но при этом возможность их достижения
предоставляется каждому обучающемуся. Основы безопасности
жизнедеятельности
В результате изучения учебного предмета «Основы
безопасности жизнедеятельности» на уровне среднего общего
образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
Основы комплексной безопасности
• Комментировать назначение основных нормативных
правовых актов, определяющих правила и безопасность дорожного
движения;

•
использовать основные нормативные правовые акты в
области безопасности дорожного движения для изучения и
реализации своих прав и определения ответственности;
• оперировать
основными
понятиями
в
области
безопасности дорожного движения; объяснять назначение
предметов экипировки для обеспечения безопасности при
управлении двухколесным транспортным средством;
•
действовать согласно указанию на дорожных знаках;
• пользоваться официальными источниками для получения
информации в области
безопасности дорожного движения;
• прогнозировать и оценивать последствия своего
поведения в качестве пешехода, пассажира или водителя
транспортного средства в различных дорожных ситуациях для
сохранения жизни и здоровья (своих и окружающих людей);
•
составлять модели личного безопасного поведения в
повседневной жизнедеятельности и в опасных и чрезвычайных
ситуациях на дороге (в части, касающейся пешеходов, пассажиров и
водителей транспортных средств);
• комментировать назначение нормативных правовых
актов в области охраны окружающей среды;
•
использовать основные нормативные правовые акты в
области охраны окружающей
• среды для изучения и реализации своих прав и
определения ответственности;
• оперировать основными понятиями в области охраны
окружающей среды;
• распознавать наиболее неблагоприятные территории в
районе проживания; описывать факторы экориска, объяснять, как
снизить последствия их воздействия;
• определять, какие средства индивидуальной защиты
необходимо использовать в зависимости от поражающего фактора
при ухудшении экологической обстановки;
• опознавать организации, отвечающие за защиту прав
потребителей и благополучие человека, природопользование и
охрану окружающей среды, для обращения в случае необходимости;
опознавать, для чего применяются и используются экологические
знаки;
• пользоваться официальными источниками для получения
информации об экологической безопасности и охране окружающей
среды;
•
прогнозировать и оценивать свои действия в области
охраны окружающей среды;
• составлять модель личного безопасного поведения в
повседневной жизнедеятельности и при ухудшении экологической
обстановки;
•
распознавать явные и скрытые опасности в современных
молодежных хобби;
• соблюдать правила безопасности в увлечениях, не
противоречащих законодательству РФ;

• использовать нормативные правовые акты для
определения ответственности за противоправные действия и
асоциальное поведение во время занятий хобби;
• пользоваться официальными источниками для получения
информации о рекомендациях по обеспечению безопасности во
время современных молодежными хобби;
• прогнозировать и оценивать последствия своего
поведения во время занятий современными молодежными хобби;
• применять правила и рекомендации для составления
модели личного безопасного поведения во время занятий
современными молодежными хобби;
•
распознавать опасности, возникающие в различных
ситуациях на транспорте, и действовать согласно обозначению на
знаках безопасности и в соответствии с сигнальной разметкой;
•
использовать нормативные правовые акты для
определения ответственности за асоциальное поведение на
транспорте;
• пользоваться официальными источниками для получения
информации о правилах и рекомендациях по обеспечению
безопасности на транспорте;
•
прогнозировать и оценивать последствия своего
поведения на транспорте;
• составлять модель личного безопасного поведения в
повседневной жизнедеятельности и в опасных и чрезвычайных
ситуациях на транспорте.
Защита населения Российской Федерации от опасных и
чрезвычайных ситуаций
• Комментировать назначение основных нормативных
правовых актов в области защиты населения и территорий от
опасных и чрезвычайных ситуаций;
• использовать основные нормативные правовые акты в
области защиты населения и территорий от опасных и
чрезвычайных ситуаций для изучения и реализации своих прав и
определения ответственности;
•
оперировать основными понятиями в области защиты
населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций;
•
раскрывать составляющие государственной системы,
направленной на защиту населения от опасных и чрезвычайных
ситуаций;
•
приводить
примеры
основных
направлений
деятельности государственных служб по защите населения и
территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций: прогноз,
мониторинг,
оповещение,
защита,
эвакуация,
аварийноспасательные работы, обучение населения;
• приводить
примеры
потенциальных
опасностей
природного, техногенного и социального характера, характерных
для региона проживания, и опасностей, и чрезвычайных ситуаций,
возникающих при ведении военных действий или вследствие этих
действий;
•
объяснять причины их возникновения, характеристики,
поражающие факторы,
• особенности и последствия;

• использовать
средства
индивидуальной,
коллективной
защиты и приборы индивидуального
дозиметрического контроля;
•
действовать
согласно
обозначению
на
знаках
безопасности и плане эвакуации;
• вызывать в случае необходимости службы экстренной
помощи;
• прогнозировать и оценивать свои действия в области
обеспечения личной безопасности в опасных и чрезвычайных
ситуациях мирного и военного времени;
• пользоваться официальными источниками для получения
информации о защите населения от опасных и чрезвычайных
ситуаций в мирное и военное время;
•
составлять модель личного безопасного поведения в
условиях опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного
времени.
Основы противодействия экстремизму, терроризму и
наркотизму в Российской Федерации
• Характеризовать особенности экстремизма, терроризма и
наркотизма в Российской
Федерации;
• объяснять взаимосвязь экстремизма, терроризма и
наркотизма;
• оперировать основными понятиями в
области
противодействия экстремизму,
терроризму и наркотизму в Российской Федерации;
• раскрывать предназначение общегосударственной системы противоде
• объяснять
основные
принципы
и
направления
противодействия экстремистской, террористической деятельности и
наркотизму;
•
комментировать назначение основных нормативных
правовых актов, составляющих правовую основу противодействия
экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации;
•
описывать органы
исполнительной
власти,
осуществляющие противодействие экстремизму, терроризму и
наркотизму в Российской Федерации;
• пользоваться официальными сайтами и изданиями
органов исполнительной власти, осуществляющих противодействие
экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации,
для обеспечения личной безопасности;
•
использовать основные нормативные правовые акты в
области противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в
Российской Федерации для изучения и реализации своих прав,
определения ответственности;
• распознавать признаки вовлечения в экстремистскую и
террористическую
деятельность;
распознавать
симптомы
употребления наркотических средств;
• описывать способы противодействия вовлечению в
экстремистскую
и
террористическую
деятельность,
распространению и употреблению наркотических средств;
•
использовать официальные сайты ФСБ России,
Министерства юстиции Российской Федерации для ознакомления с

перечнем организаций, запрещенных в Российской Федерации в
связи с экстремистской и террористической деятельностью;
•
описывать действия граждан при установлении уровней
террористической опасности;
•
описывать правила и рекомендации в случае проведения
террористической акции;
• составлять модель личного безопасного поведения при
установлении уровней террористической опасности и угрозе
совершения террористической акции.
Основы здорового образа жизни
• Комментировать назначение основных нормативных
правовых актов в области здорового образа жизни; использовать
основные нормативные правовые акты в области здорового образа
жизни для изучения и реализации своих прав;
•
оперировать основными понятиями в области здорового
образа жизни;
•
описывать факторы здорового образа жизни; объяснять
преимущества здорового образа жизни;
• объяснять значение здорового образа жизни для
благополучия общества и государства;
•
описывать основные факторы и привычки, пагубно
влияющие на здоровье человека;
•
раскрывать сущность репродуктивного здоровья;
• распознавать факторы, положительно и отрицательно
влияющие на репродуктивное
здоровье;
• пользоваться официальными источниками для получения
информации о здоровье,
здоровом образе жизни, сохранении и укреплении
репродуктивного здоровья.
Основы медицинских знаний и оказание первой
помощи
• Комментировать назначение основных нормативных
правовых актов в области оказания первой помощи;
• использовать основные нормативные правовые акты в
области оказания первой
помощи для изучения и реализации своих прав, определения
ответственности;
• оперировать основными понятиями в области оказания
первой помощи;
• отличать первую помощь от медицинской помощи;
• распознавать состояния, при которых оказывается первая
помощь, и определять мероприятия по ее оказанию; оказывать
первую помощь при неотложных состояниях;
• вызывать в случае необходимости службы экстренной
помощи;
• выполнять переноску (транспортировку) пострадавших
различными способами с использованием подручных средств и
средств промышленного изготовления;
•
действовать согласно указанию на знаках безопасности
медицинского и санитарного назначения;

•
составлять модель личного безопасного поведения при
оказании первой помощи
• пострадавшему;
• комментировать назначение основных нормативных
правовых
актов
в
сфере
санитарно-эпидемиологическом
благополучия населения;
•
использовать основные нормативные
правовые
• оперировать понятием «инфекционные болезни» для
определения
отличия
инфекционных
заболеваний
от
неинфекционных заболеваний и особо опасных инфекционных
заболеваний;
•
классифицировать основные инфекционные болезни;
• определять меры, направленные на предупреждение
возникновения и распространения инфекционных заболеваний;
•
действовать в порядке и по правилам поведения в случае
возникновения эпидемиологического или бактериологического
очага.
Основы обороны государства
• Комментировать назначение основных нормативных
правовых актов в области обороны государства; характеризовать
состояние и тенденции развития современного мира и России;
•
описывать национальные интересы РФ и стратегические
национальные приоритеты;
•
приводить примеры факторов и источников угроз
национальной безопасности, оказывающих негативное влияние на
национальные интересы России;
• приводить примеры основных внешних и внутренних
опасностей;
• раскрывать
основные
задачи
и
приоритеты
международного сотрудничества РФ в рамках реализации
национальных интересов и обеспечения безопасности;
•
разъяснять
основные
направления
обеспечения
национальной безопасности и обороны РФ;
•
оперировать основными понятиями в области обороны
государства; раскрывать основы и организацию обороны РФ;
•
раскрывать предназначение и использование ВС РФ в
области обороны;
•
объяснять направление военной политики РФ в
современных условиях;
• описывать предназначение и задачи Вооруженных Сил
РФ, других войск, воинских
формирований и органов в мирное и военное время;
• характеризовать историю создания ВС РФ;
• описывать структуру ВС РФ;
• характеризовать виды и рода войск ВС РФ, их
предназначение и задачи;
• распознавать символы ВС РФ;
•
приводить примеры воинских традиций и ритуалов ВС
РФ.
Правовые основы военной службы

акт

• Комментировать назначение основных нормативных
правовых актов в области воинской обязанности граждан и военной
службы;
•
использовать нормативные правовые акты для изучения
и реализации своих прав и обязанностей до призыва, во время
призыва, во время прохождения военной службы, во время
увольнения с военной службы и пребывания в запасе;
•
оперировать основными понятиями в области воинской
обязанности граждан и военной службы;
•
раскрывать сущность военной службы и составляющие
воинской обязанности гражданина РФ;
•
характеризовать
обязательную
и
добровольную
подготовку к военной службе;
• раскрывать организацию воинского учета;
• комментировать назначение Общевоинских уставов ВС
РФ;
• использовать Общевоинские уставы ВС РФ при
подготовке к прохождению военной
службы по призыву, контракту;
• описывать порядок и сроки прохождения службы по
призыву, контракту и альтернативной гражданской службы;
• объяснять порядок назначения на воинскую должность,
присвоения и лишения воинского звания;
•
различать военную форму одежды и знаки различия
военнослужащих ВС РФ;
• описывать основание увольнения с военной службы;
•
раскрывать предназначение запаса;
•
объяснять порядок зачисления и пребывания в запасе;
•
раскрывать предназначение мобилизационного резерва;
• объяснять порядок заключения контракта и сроки
пребывания в резерве.
Элементы начальной военной подготовки
• Комментировать назначение Строевого устава ВС РФ;
• использовать Строевой устав ВС РФ при обучении
элементам строевой подготовки;
•
оперировать основными понятиями Строевого устава ВС
РФ;
•
выполнять строевые приемы и движение без оружия;
• выполнять воинское приветствие без оружия на месте и в
движении, выход из строя и возвращение в строй, подход к
начальнику и отход от него;
•
выполнять строевые приемы в составе отделения на
месте и в движении;
•
приводить примеры команд управления строем с
помощью голоса;
• описывать назначение, боевые свойства и общее
устройство автомата Калашникова;
•
выполнять неполную разборку и сборку автомата
Калашникова для чистки и смазки;
• описывать порядок хранения автомата;
•
различать составляющие патрона; снаряжать магазин
патронами;

• выполнять меры безопасности при обращении с
автоматом
Калашникова
и
патронами
в
повседневной
жизнедеятельности и при проведении стрельб;
• описывать явление выстрела и его практическое
значение;
• объяснять
значение
начальной
скорости
пули,
траектории полета пули, пробивного и убойного действия пули при
поражении противника;
•
объяснять влияние отдачи оружия на результат
выстрела;
• выбирать прицел и правильную точку прицеливания для
стрельбы по неподвижным целям;
•
объяснять ошибки прицеливания по результатам
стрельбы;
•
выполнять изготовку к стрельбе;
•
производить стрельбу;
•
объяснять назначение и боевые свойства гранат;
•
различать наступательные и оборонительные гранаты;
•
описывать устройство ручных осколочных гранат;
• выполнять приемы и правила снаряжения и метания
ручных гранат;
•
выполнять меры безопасности при обращении с
гранатами;
•
объяснять
предназначение
современного
общевойскового боя;
•
характеризовать современный общевойсковой бой;
• описывать элементы инженерного оборудования позиции
солдата и порядок их оборудования; выполнять приемы «К бою»,
«Встать»;
• объяснять, в каких случаях используются перебежки и
переползания;
• выполнять перебежки и переползания (по-пластунски, на
получетвереньках, на боку);
•
определять стороны горизонта по компасу, солнцу и
часам, по Полярной звезде и
признакам местных предметов;
• передвигаться по азимутам;
• описывать назначение, устройство, комплектность,
подбор и правила использования противогаза, респиратора,
общевойскового защитного комплекта (ОЗК) и легкого защитного
костюма (Л-1);
• применять средства индивидуальной защиты;
• действовать по сигналам оповещения исходя из тактикотехнических характеристик
(ТТХ) средств индивидуальной защиты от оружия массового
поражения;
• описывать состав и область применения аптечки
индивидуальной; раскрывать особенности оказания первой помощи
в бою;
•
выполнять приемы по выносу раненых с поля боя.
Военно-профессиональная деятельность

• Раскрывать
сущность
военно-профессиональной
деятельности;
•
объяснять порядок подготовки граждан по военноучетным специальностям;
• оценивать уровень своей подготовки и осуществлять
осознанное самоопределение по отношению к военнопрофессиональной деятельности;
•
характеризовать особенности подготовки офицеров в
различных учебных и военноучебных заведениях;
• использовать официальные сайты для ознакомления с
правилами приема в высшие военно-учебные заведения ВС РФ и
учреждения высшего образования МВД России, ФСБ России, МЧС
России.
Выпускник на базовом уровне получит возможность
научиться:
Основы комплексной безопасности
Объяснять, как экологическая безопасность связана с
национальной безопасностью и влияет на нее.
Защита населения Российской Федерации от опасных и
чрезвычайных ситуаций
Устанавливать и использовать мобильные приложения
служб, обеспечивающих защиту населения от опасных и
чрезвычайных ситуаций, для обеспечения личной безопасности.
Основы обороны государства
Объяснять основные задачи и направления развития,
строительства, оснащения и модернизации ВС РФ; приводить
примеры применения различных типов вооружения и военной
техники в
войнах и конфликтах различных исторических периодов,
прослеживать их эволюцию.
Элементы начальной военной подготовки
Приводить примеры сигналов управления строем с помощью
рук, флажков и фонаря;
определять назначение, устройство частей и механизмов
автомата Калашникова; выполнять чистку и смазку автомата
Калашникова;
выполнять нормативы неполной разборки и сборки
автомата Калашникова; описывать работу частей и механизмов
автомата Калашникова при стрельбе; выполнять норматив
снаряжения магазина автомата Калашникова патронами;
описывать работу частей и механизмов гранаты при метании;
выполнять нормативы надевания противогаза, респиратора
и общевойскового
защитного комплекта (ОЗК).
Военно-профессиональная деятельность
Выстраивать индивидуальную траекторию обучения с
возможностью получения военно-учетной специальности и
подготовки к поступлению в высшие военно-учебные заведения ВС
РФ и учреждения высшего образования МВД России, ФСБ России,
МЧС

России;
оформлять
необходимые
документы
для
поступления в высшие военно-учебные заведения ВС РФ и
учреждения высшего образования МВД России, ФСБ России, МЧС
России.
Индивидуальный проект
В результате проектной деятельности обучающиеся получат
представление:
• о философских и методологических основаниях научной
деятельности
и
научных
методах,
применяемых
в
исследовательской и проектной деятельности;
• о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза,
метод, эксперимент, надежность гипотезы, модель, метод сбора и
метод анализа данных;
• о том, чем отличаются исследования в гуманитарных
областях от исследований в естественных науках;
• об истории науки;
• о новейших разработках в области науки и технологий;
• о правилах и законах, регулирующих отношения в
научной, изобретательской и исследовательских областях
деятельности (патентное право, защита авторского права и др.);
• о деятельности организаций, сообществ и структур,
заинтересованных в результатах исследований и предоставляющих
ресурсы для проведения исследований и реализации
• проектов
(фонды,
государственные
структуры,
краудфандинговые структуры и др.);
10 класс
Обучающийся сможет:
• решать задачи, находящиеся на стыке нескольких
учебных дисциплин;
• использовать основной алгоритм исследования при
решении своих учебно-познавательных задач;
• использовать
основные
принципы
проектной
деятельности при решении своих учебно-познавательных задач и
задач, возникающих в культурной и социальной жизни;
• использовать
элементы
математического
моделирования
при решении
• исследовательских задач;
• использовать элементы математического анализа для
интерпретации результатов, полученных в ходе учебноисследовательской работы.
С точки зрения формирования универсальных учебных
действий, в ходе освоения принципов учебно-исследовательской и
проектной деятельностей обучающиеся научатся:
• формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках
исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и
сообразуясь с представлениями об общем благе;
• восстанавливать контексты и пути развития того или
иного вида научной деятельности, определяя место своего
исследования или проекта в общем культурном пространстве;
• оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие,
как время), необходимые для достижения поставленной цели;

• находить различные источники материальных и
нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для
проведения исследований и реализации проектов в различных
областях деятельности человека;
• вступать в коммуникацию с держателями различных
типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или
возможные результаты исследования, с целью обеспечения
продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
11класс
Обучающийся сможет:
• решать задачи, находящиеся на стыке нескольких
учебных дисциплин;
• использовать основной алгоритм исследования при
решении своих учебно-познавательных задач;
• использовать
основные
принципы
проектной
деятельности при решении своих учебно-познавательных задач и
задач, возникающих в культурной и социальной жизни;
• использовать элементы математического моделирования
при
решении исследовательских задач;
• использовать элементы математического анализа для
интерпретации результатов, полученных в ходе учебноисследовательской работы.
o С точки зрения формирования универсальных учебных
действий, в ходе освоения принципов учебно-исследовательской и
проектной деятельностей обучающиеся научатся:
• формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках
исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и
сообразуясь с представлениями об общем благе;
• восстанавливать контексты и пути развития того или
иного вида научной деятельности, определяя место своего
исследования или проекта в общем культурном пространстве;
• отслеживать и принимать во внимание тренды и
тенденции развития различных видов деятельности, в том числе
научных, учитывать их при постановке собственных целей;
• оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие,
как время), необходимые для достижения поставленной цели;
• находить различные источники материальных и
нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для
проведения исследований и реализации проектов в различных
областях деятельности человека;
• вступать в коммуникацию с держателями различных
типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или
возможные результаты исследования, с целью обеспечения
продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
• самостоятельно и совместно с другими авторами
разрабатывать систему параметров и критериев оценки
эффективности и продуктивности реализации проекта или
исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;
• адекватно оценивать риски реализации проекта и
проведения исследования и предусматривать пути минимизации
этих рисков;

• адекватно оценивать последствия реализации своего
проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей,
сообществ);
• адекватно оценивать дальнейшее развитие своего
проекта или исследования, видеть возможные варианты применения
результатов.
Содержание предмета 10-11 классы
Модуль 1. «Основы безопасности личности, общества и государства».
Раздел 1. «Основы комплексной безопасности».
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.
Автономное пребывание человека в природной среде. Добровольная и вынужденная
автономия. Способы подготовки человека к автономному существованию.
Обеспечение личной безопасности на дорогах. Правила безопасного поведения на дорогах
пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя.
Пожарная безопасность. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности.
Правила личной безопасности при пожаре.
Обеспечение личной безопасности на водоемах в различное время года. Безопасный
отдых у воды. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и
необорудованных местах.
Обеспечение личной безопасности в различных бытовых ситуациях. Безопасное
обращение с электричеством, бытовым газом и средствами бытовой химии. Меры
безопасности при работе с инструментами. Безопасность и компьютер.
Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях. Наиболее вероятные
криминогенные ситуации на улице, в транспорте, в общественном месте, в подъезде дома,
в лифте. Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной
опасностью.
Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций.
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, причины их
возникновения и возможные последствия. Рекомендации населению по правилам
безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера для минимизации их последствий.
Современный комплекс проблем безопасности военного характера.
Военные угрозы национальной безопасности России. Национальные
интересы России в военной сфере, защита ее независимости, суверенитета,
демократического развития государства, обеспечение национальной обороны.
Характер современных войн и вооруженных конфликтов. Военный конфликт,
вооруженный конфликт, локальная война, региональная война, крупномасштабная война.
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.
Нормативно-правовая база и организационные основы по защите населения от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Нормативно-правовая база Российской Федерации в области обеспечения безопасности
населения в чрезвычайных ситуациях.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(РСЧС), её структура и задачи.
Раздел 3.
Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской
Федерации.
Экстремизм и терроризм - чрезвычайные опасности для общества и государства.

Терроризм и террористическая деятельность, их цели и последствия. Факторы,
способствующие вовлечению в террористическую деятельность. Профилактика их
влияния.
Экстремизм и экстремистская деятельность. Основные принципы и направления
террористической и экстремистской деятельности.
Нормативно-правовая база борьбы с экстремизмом и терроризмом в Российской
Федерации.
Основные положения Конституции Российской Федерации, положения Федеральных
законов «О противодействии терроризму» и «О противодействии экстремистской
деятельности», положения Концепции противодействия терроризму в Российской
Федерации, в которых определены нормативно-правовые основы борьбы с терроризмом и
экстремизмом.
Роль государства в обеспечении защиты населения страны от террористической и
экстремистской деятельности и обеспечение национальной безопасности Российской
Федерации.
Организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в
Российской Федерации.
Национальный антитеррористический комитет (НАК), его предназначение, структура и
задачи.
Контртеррористическая операция и условия её проведения. Правовой режим
контртеррористической операции.
Роль и место гражданской обороны в противодействии терроризму.
Применение Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом. Участие
Вооруженных Российской Федерации в пресечении международной террористической
деятельности за пределами страны.
Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму.
Значение
нравственных
позиций
и
личных
качеств
в
формировании
антитеррористического поведения.
Роль
культуры
безопасности
жизнедеятельности
по
формированию
антитеррористического
поведения
и
антиртеррористического
поведения
и
антитеррористического мышления.
Уголовная ответственность за участие в террористической и экстремистской
деятельности.
Уголовная ответственность за террористическую деятельность. Уголовный кодекс
Российской Федерации об ответственности за участие в террористической деятельности.
Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» об
ответственности за осуществление экстремистской деятельности. Уголовный кодекс
Российской Федерации об уголовной ответственности за экстремистскую деятельность.
Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта.
Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта. Правила оказания
само- и взаимопомощи пострадавшим от теракта.
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Раздел 4. Основы здорового образа жизни.
Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний.
Сохранение и укрепление здоровья – важная часть подготовки молодежи к военной
службе и трудовой деятельности. Основные требования, предъявляемые к здоровью
гражданина при поступлении его на военную службу. Духовные и физические качества
человека, способствующие успешному выполнению обязанностей в профессиональной
деятельности.
Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика.
Здоровый образ жизни и его составляющие.

Здоровый образ жизни как индивидуальная система поведения человека, направленная на
сохранение и укрепление его здоровья. Факторы, влияющие на здоровье.
Основные составляющие здорового образа жизни.
Биологические ритмы и их влияние на работоспособность. Основные понятия о
биологических ритмах человека, профилактика утомления.
Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека.
Необходимость выработки привычки на уровне потребности к систематическим занятиям
физической культурой.
Вредные привычки и их социальные последствия. Курение и употребление алкоголя –
разновидность наркомании. Наркомания – это практически неизлечимое заболевание,
связанное с зависимостью от употребления наркотиков. Профилактика наркомании.
Правила личной гигиены. Личная гигиена, общие понятия и определения. Уход за кожей,
зубами и волосами. Гигиена одежды. Некоторые понятия об очищении организма.
Нравственность и здоровье.
Формирование правильных взаимоотношений полов. Семья и её значение в жизни
человека. Факторы, оказывающие влияние на гармонию семейной жизни. Качества,
необходимые для создания прочной семьи.
Инфекции, передаваемые половым путем (ИППП), пути их передачи, причины,
способствующие заражению. Меры профилактики.
ВИЧ-инфекция и СПИД, основные пути заражения. Профилактика ВИЧ-инфекции.
Ответственность за заражение ВИЧ-инфекцией.
Семья в современном обществе. Брак и семья, основные понятия и определения. Условия
и порядок заключения брака. Личные права и обязанности супругов. Права и обязанности
родителей.
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.
Первая помощь при неотложных состояниях.
Сердечная недостаточность и причины её возникновения. Общие правила оказания первой
помощи при острой сердечной недостаточности. Инсульт, причины его возникновения,
признаки возникновения. Первая помощь при инсульте.
Первая
помощь
при
ранениях.
Понятие
о
ране,
разновидности
ран.
Последовательность оказания первой при ранениях. Понятия об асептике и антисептике.
Основные правила оказания первой помощи.
Правила остановки артериального кровотечения. Признаки артериального кровотечения,
методы временной остановки кровотечения. Правила наложения давящей повязки.
Правила наложения жгута.
Способы иммобилизации и переноски пострадавшего.
Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.
Первая помощь при черепно-мозговой травме, травме груди, травме живота.
Первая помощь при травме в области таза, при повреждениях позвоночника, спины.
Первая помощь при остановке сердца. Реанимация. Правила проведения сердечнолегочной реанимации. Непрямой массаж сердца. Искусственная вентиляция лёгких.
Модуль 3. Обеспечение военной безопасности государства.
Раздел 6. Основы обороны государства
Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны.
Гражданская оборона - как составляющая обороны государства, предназначение и задачи
гражданской обороны по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и
военного времени.
Основные виды и их поражающие свойства. Мероприятия, проводимые по защите
населения от современных средств поражения.
Оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях мирного и военного
времени. Действия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях.

Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Защитные сооружения гражданской обороны. Правила поведения в защитных
сооружениях.
Средства индивидуальной защиты. Основные средства защиты органов дыхания, средства
защиты кожи.
Медицинские средства защиты и профилактики. Правила использования средств
индивидуальной защиты.
Организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне
чрезвычайной ситуации.
Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, её
предназначение и задачи. План гражданской обороны общеобразовательного учреждения
(ООУ). Обязанности учащихся.
Вооруженные Силы Российской Федерации – защитники нашего Отечества.
История создания Вооруженных Сил России.
Памяти поколений – дни воинской славы России, дни славных побед, сыгравших
решающую роль в истории государства.
Состав Вооруженных Сил Российской Федерации и управление Вооруженными Силами
Российской Федерации.
Виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.
Сухопутные войска (СВ), их состав и предназначение, вооружение и военная техника
Сухопутных войск.
Военно-воздушные силы (ВВС), их состав и предназначение, вооружение и военная
техника Военно-воздушных сил.
Военно-морской флот (ВМФ), его состав и предназначение, вооружение и военная
техника Военно-морского флота.
Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), их состав и предназначение,
вооружение и военная техника Ракетных войск стратегического назначения.
Воздушно-десантные воска, их состав и предназначение.
Космические войска, их состав и предназначение.
Войска воздушно-космической обороны России.
Войска и воинские формирования, не входящие в состав Вооруженных Сил Российской
Федерации.
Боевые традиции Вооруженных Сил России.
Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества.
Дружба и войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений.
Вооруженные Силы Российской Федерации – основа обороны государства.
Основные задачи современных Вооруженных Сил.
Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил Российской
Федерации.
Символы воинской части.
Боевое знамя воинской части – официальный символ и воинская реликвия воинской части,
олицетворяющая её честь, доблесть, славу и боевые традиции, указывающие на
предназначение воинской части и её принадлежность.
Ордена – почётные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.
Военная форма одежды и знаки различия, их воспитательное значение.
Воинская обязанность.
Основные понятия о воинской обязанности. Воинский учёт. Обязательная подготовка к
военной службе, призыв на военную службу, прохождение
военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и
прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
Организация воинского учета, основное назначение воинского учета.

Первоначальная
постановка
граждан
на
воинский
учет.
Предназначение
профессионально-психологического отбора при первоначальной постановке граждан на
воинский учет.
Обязанности граждан по воинскому учету до призыва их на военную службу и при
увольнении с военной службы.
Обязательная подготовка граждан к военной службе, периоды обязательной подготовки к
военной службе и их основные особенности.
Требования к индивидуальным качествам военнослужащих – специалистов по сходным
воинским должностям.
Подготовка граждан по военно-учётным специальностям, её предназначения и порядок
осуществления.
Добровольная подготовка граждан к военной службе, основные её направления.
Организация медицинского освидетельствования граждан при постановке их на воинский
учет. Основное предназначение освидетельствования и порядок его проведения.
Профессиональный психологический отбор, его предназначение и критерии определения
профессиональной пригодности призывника к воинской службе.
Увольнение с воинской службы и пребывание в запасе, предназначение запаса в
зависимости от возраста граждан.
Раздел 7. Основы военной службы
Размещение и быт военнослужащих
Размещение военнослужащих. Содержание помещений,обеспече- ние пожарной
безопасности.
Распределение времени и внутренний порядок в повседневной деятельности
военнослужащих, распорядок дня.
Сохранение и укрепление здоровья военнослужащих, обеспечение безопасности воинской
службы.
Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда
Суточный наряд, его предназначение, состав суточного наряда. Обязанности дежурного и
дневального по роте.
Организация караульной службы
Организация караульной службы. Общие положения. Часовой и его неприкосновенность.
Обязанности часового.
Строевая подготовка
Строи и управление ими. Строевые приёмы и движение без оружия. Выполнение
воинского приветствия без оружия на месте и в движении. Выход из строя и возвращение
в строй. Подход к начальнику и отход от него
Строй отделения, развёрнутый строй, походный строй. Выполнение воинского
приветствия в строю, на месте и в движении.
Огневая подготовка
Назначение и боевые свойства автомата Калашникова. Порядок неполной разборки и
сборки автомата Калашникова. Приёмы и правила стрельбы из автомата.
Тактическая подготовка
Современный бой. Обязанности солдата в бою.
Особенности военной службы
Правовые основы военной службы. Статус военнослужащего. Военные аспекты
международного права. Общевоинские уставы.
Устав внутренней службы Вооружённых Сил Российской Федерации.
Дисциплинарный устав Вооружённых Сил Российской Федерации. Устав гарнизонной,
комендантской и караульной служб Вооружённых Сил Российской Федерации.
Строевой устав Вооружённых Сил Российской Федерации.
Военнослужащий — вооружённый защитник Отечества

Основные виды воинской деятельности. Основные особенности воинской деятельности.
Требования воинской деятельности,предъяв- ляемые к моральным и индивидуальным
качествам гражданина.
Военнослужащий — патриот. Честь и достоинство военнослужащего Вооружённых Сил
Российской Федерации. Военнослужащий — специалист своего дела. Военнослужащий —
подчинённый, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и
начальников.
Основные обязанности военнослужащих.
Ритуалы Вооружённых Сил Российской Федерации
Порядок вручения Боевого знамени воинской части.
Порядок приведения к Военной присяге
Порядок вручения личному составу вооружения, военной техники и стрелкового оружия.
Ритуал подъёма и спуска Государственного флага РФ
Прохождение военной службы по призыву
Призыв на военную службу. Порядок прохождения военной службы.
Размещение и быт военнослужащих.
Прохождение военной службы по контракту
Особенности военной службы по контракту. Альтернативная гражданская служба.
Тематическое планирование
10 Класс (34 часа)

№
п/п
1
2
3

4

5

6

7

Тема
Автономное пребывание человека в природной
среде. Практическая подготовка к автономному
существованию в природной среде.
Особенности личной безопасности на дорогах.
Обеспечение
личной
безопасности
в
криминогенных ситуациях.
Чрезвычайные ситуации природного характера и
их возможные последствия. Рекомендации
населению
по
обеспечению
личной
безопасности
в
условиях
чрезвычайных
ситуаций природного характера.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера
и их возможные последствия. Рекомендации
населению
по
обеспечению
личной
безопасности
в
условиях
чрезвычайных
ситуаций техногенного характера.
Военные опасности и военные угрозы
Российской Федерации в современном мире,
оборона страны. Характерные черты и
особенности современных военных конфликтов.
Нормативно-правовая
база
Российской
Федерации в области обеспечения безопасности
населения и чрезвычайных ситуациях. Единая
государственная система предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), её
структура и задачи.
Терроризм и террористическая деятельность, их
цели последствия. Факторы, способствующие

Кол-во
часов
1
1
1

1

1

1

1

8

9

10

11
12
13

14
15

16
17

18

19
20

вовлечению в террористическую деятельность.
Профилактика их влияния.
Экстремизм и экстремистская деятельность.
Основные
принципы
и
направления
противодействия
террористической
и
экстремистской деятельности.
Положение
Конституции
Российской
Федерации,
Концепции
противодействия
терроризму
в
Российской
Федерации,
Федеральных законов «О противодействии
терроризму»
и
«О
противодействии
экстремистской деятельности» Роль государства
в обеспечении национальной безопасности
Российской Федерации.
Значение нравственных позиций и личных
качеств в формировании антитеррористического
поведения.
Культура
безопасности
жизнедеятельности--условие
формирования
антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления.
Уголовная ответственность за террористическую
деятельность.
Ответственность
за
осуществление экстремистской деятельности.
Правила безопасного поведения при угрозе
террористического акта.
Сохранение и укрепление здоровья—важнейшая
часть подготовки юношей к военной службе и
трудовой
деятельности.
Основные
инфекционные болезни, их классификация и
профилактика.
Здоровый образ жизни. Биологические ритмы и
их влияние на работоспособность человека.
Значение
двигательной
активности
и
физической культуры для здоровья человека.
Вредные привычки, их влияние на здоровье.
Профилактика вредных привычек.
Гражданская
оборона-основная
часть
обороноспособности страны. Основные виды
оружия и их поражающие факторы.
Оповещение и информирование населения о
чрезвычайных ситуациях мирного и военного
времени. Инженерная защита населения от
чрезвычайных ситуаций мирного и военного
времени.
Средства индивидуальной защиты. Организация
проведения аварийно-спасательных и других
неотложных работ в зоне чрезвычайной
ситуации.
Организация
гражданской
обороны
в
общеобразовательной организации.
История
создания
Вооружённых
Сил
Российской Федерации. Памяти поколений – дни

1

1

1

1
1
1

1
1

1
1

1

1
1

21
22

23

24

25

26
27
28
29
30

31
32
33

воинской славы России.
Состав
Вооружённых
Сил
Российской
Федерации.
Руководство
и
управление
Вооружёнными Силами Российской Федерации.
Сухопутные
войска
(СВ)их
состав
и
предназначение. Вооружение и военная техника
СВ. Воздушно космические силы (ВКС), их
состав и предназначение. Вооружение и военная
техника ВКС.
Военно-морской флот (ВМФ), его состав и
предназначение. Вооружение и военная техника
ВМФ.
Ракетные
войска
стратегического
назначения (РВСН), их состав и предназначение.
Вооружение и военная техника РВСН.
Воздушно десантные войска (ВДВ), их состав и
предназначение. Другие войска, воинские
формирования и органы, привлекаемые к
обороне страны.
Патриотизм и верность воинскому долгу –
качества защитника Отечества. Дружба и
воинское товарищество – основа боевой
готовности частей и подразделений.
Размещение военнослужащих. Распределение
времени и повседневный порядок. Сохранение и
укрепление здоровья военнослужащих.
Суточный
наряд.
Общие
положения.
Обязанности дежурного по роте. Обязанности
дневального.
Организация караульной службы. Общие
положения. Часовой и его неприкосновенность.
Обязанности часового.
Строи и управление ими. Строевые приёмы и
движение без оружия.
Выполнение воинского приветствия без оружия
на месте и в движении. Выход из строя и
возвращение в строй. Подход к начальнику и
отход от него.
Строи отделение, Развёрнутый строй, походный
строй. Выполнение воинского приветствия в
строю, на месте и в движении.
Назначение и боевые свойства автомата
Калашникова. Порядок не полной разборки и
сборка автомата Калашникова.
Приёмы и правила стрельбы из автомата.

1
1

1

1

1

1
1
1
1
1

1

1

Тематическое планирование
11 класс (34 часа)
№

Тема

Кол-во

п/п
1
2
3
4

5
6

7
8

9
10
11
12
13

14
15

16
17

Пожарная безопасность. Права и обязанности
граждан в области пожарной безопасности.
Правила личной безопасности при пожаре.
Обеспечение личной безопасности на водоёмах.
Обеспечение личной безопасности в различных
бытовых ситуациях и в природной среде.
Обеспечение личной безопасности в сфере
современных молодежных увлечений.
Национальный антитеррористический комитет
(НАК), его предназначение, структура и задачи.
Контртеррористическая операция и условия её
проведения.
Правовой
режим
контртеррористической
операции. Роль и место гражданской обороны в
противодействии терроризму.
Применение Вооружённых Сил Российской
Федерации в борьбе с терроризмом. Участие
Вооружённых Сил Российской Федерации в
пресечении международной террористической
деятельности за пределами страны.
Правила личной гигиены. Нравственность и
здоровый образ жизни.
Инфекции, передаваемые половым путём
(ИППП). Меры их профилактики. Понятия о
ВИЧ-инфекции и СПИДе. Меры профилактики
ВИЧ-инфекции.
Семья
в
современном
обществе.
Законодательство и семья.
Первая помощь при острой сердечной
недостаточности и инсульте. Первая помощь при
ранениях.
Основные правила оказания первой помощи.
Правила остановки артериального кровотечения.
Способы
иммобилизации
и
переноски
пострадавшего. Первая помощь при травмах
опорно-двигательного аппарата.
Первая помощь при черепно-мозговой травме,
травме груди, травме живота. Первая помощь
при травмах в области таза, при повреждении
позвоночника, спины.
Первая помощь при остановки сердца.
Основные задачи современных Вооружённых
Сил России. Международная (миротворческая)
деятельность Вооружённых Сил Российской
Федерации.
Боевое знамя воинской части – символ воинской
части, достоинства и славы.
Ордена – почётные награды за воинские отличия
и заслуги в бою и на военной службе. Военная
форма одежды.

часов
1
1
1
1

1
1

1
1

1
1
1
1
1

1
1

1
1

18
19
20

21
22

23
24
25
26
27

28
29

30
31

32
33

Основные понятия о воинской обязанности.
Организация воинского учёта.
Первоначальная
постановка
граждан
на
воинский учёт. Обязанности граждан по
воинскому учёту.
Обязательная подготовка граждан к военной
службе.
Требования
к
индивидуальным
качествам специалистов по сходным воинским
должностям.
Подготовка граждан
по
военно-учётным
специальностям.
Добровольная
подготовка
граждан к военной службе.
Организация
медицинского
освидетельствования граждан при постановке их
на
воинский
учёт.
Профессиональный
психологический отбор и его предназначение.
Увольнение с военной службы и пребывание в
запасе.
Правовые основы военной службы. Статус
военнослужащего.
Военные аспекты международного права.
Общевоинские уставы.
Устав внутренней службы Вооруженных Сил
Российской Федерации. Дисциплинарный устав
Вооруженных Сил Российской Федерации.
Устав гарнизонной и караульной служб
Вооруженных Сил Российской Федерации.
Строевой устав Вооруженных Сил Российской
Федерации.
Основные
виды
воинской
деятельности.
Основные особенности воинской деятельности.
Итоговое
контрольное
тестирование.
Требования
воинской
деятельности,
предъявляемые к моральным и индивидуальным
качествам гражданина. Военнослужащий –
патриот.
Честь
и
достоинства
военнослужащего
Вооруженных Сил Российской Федерации.
Военнослужащий – специалист своего дела.
Военнослужащий
–
подчинённый,
выполняющий требования воинских уставов,
приказы командиров и начальников.
Основные обязанности военнослужащего.
Порядок вручения Боевого знамени воинской
части. Порядок приведения к воинской присяге
(принесения обязательства).

1
1
1

1
1

1
1
1
1
1

1
1

1
1

1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 01.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(904)147-15-73

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».