ЛИТЕРАТУРА 10-11 классы

Пояснительная записка

Данная рабочая программа учебного предмета «Литература» для учащихся 10-11 классов
разработана на основе требований к результатам освоения МКОУ «Шумиловская СОШ» в
соответствии с ФГОС ООО.
Срок реализации программы- 2 года.
Цель программы: воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и
самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;
формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской
позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной
культуры.
Задачи программы определены и связаны как с читательской деятельностью, так и с эстетической
функцией литературы.
• формирование представлений о литературе как культурном феномене, занимающем
специфическое место в жизни нации и человека;
• осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции;
• формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический
компонент искусства;
• формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской
деятельности;
• формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного
отношения к миру и искусству;
• формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной
речью;
• формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия
полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
Планируемые результаты
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к себе, к своему здоровью, к
познанию себя:
ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному
самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного
мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к
общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания, и осмысления
истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом
самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное,
ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому
здоровью;
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к России как к Родине
(Отечеству):

российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского
народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край,
свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к
государственным символам (герб, флаг, гимн);
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального
самоопределения;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в
Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к закону, государству и к
гражданскому обществу:
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат
каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав,
и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина
согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с
Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной
практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания,
осознание своего места в поликультурном мире;
интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к
договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих
их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации,
самоуправления, общественно значимой деятельности;
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам,
религиозным убеждениям;
готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии;
коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и
другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся с окружающими людьми:
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог
с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе
к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и
компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение
оказывать первую помощь;

формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к
сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения
общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и
дружелюбия);
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и
других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к окружающему миру,
живой природе, художественной культуре:
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки,
готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых
достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях
об устройстве мира и общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России
и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного
природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии;
приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного
быта.
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к семье и родителям, в том
числе подготовка к семейной жизни:
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни;
положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация
традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социальноэкономических отношений:
уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и
академического благополучия обучающихся: физическое, эмоционально-психологическое,
социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми
безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены
тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:

самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для
достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной
цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные)
задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных
связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения,
рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действий.
4. Выпускник научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы,
выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Предметные
В результате изучения учебного предмета «Литература» на уровне среднего общего
образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
• демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя
примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
• в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:
• обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве
аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и
подтексты);
• использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты
произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
• давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более)
основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и
взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;
• анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей
элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения
действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их
характеров;
• определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном
произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную
выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности,
эстетической значимости;
• анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении,
раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует
формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя
(например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или
трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);
• анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется
отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония,
сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);
• осуществлять следующую продуктивную деятельность:
• давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать
небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное
восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к
литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе
(периоду);
• выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные
обоснованные интерпретации литературных произведений.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
- давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и
с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических
документов и т. п.);
- анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем
объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской
индивидуальности;

- анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с
другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
- анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или
лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись
художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как
интерпретируется исходный текст.
Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать:
• о месте и значении русской литературы в мировой литературе;
• о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;
- о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;
- об историко-культурном подходе в литературоведении;
- об историко-литературном процессе XIX и XX веков;
- о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или
течений;
- имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия
ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами
нарицательными в общемировой и отечественной культуре;
о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом,эпохой.
Содержание учебного курса 10 класса
Введение
Русская литература XIX века в контексте мировой культуры.
Литература первой половины XIX века
Становление и развитие реализма в русской литературе 19 века. Русская литературная
критика второй половины 19 века. Особенности общественных взглядов второй половины 19
века.
Литература второй половины XIX века
Иван Сергеевич Тургенев
Художественный мир И.С. Тургенева. Этапы жизни и творчества И.С.Тургенева. Творческая
история романа «Отцы и дети». Эпоха и роман. Трагический характер конфликта в романе.
«Схватка» П.П. Кирсанова с Евгением Базаровым. Внутренний конфликт в душе Евгения Базарова
Испытание любовью в романе «Отцы и дети». «Накипь нигилизма» и её изображение в романе
Испытание смертью и его роль в романе «Отцы и дети». Художественное мастерство Тургеневароманиста
Р.р. Роман «Отцы и дети» в русской критике.
Р.р. Сочинение по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Р.р. Анализ сочинений по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Николай Гаврилович Чернышевский
Жизненный путь Н.Г.Чернышевского. Творческая история романа «Что делать?» Художественное
своеобразие романа «Что делать?» Роман-утопия. Влияние романа «Что делать?» на русскую
литературу.
Иван Александрович Гончаров
Своеобразие художественного таланта И.А.Гончарова
Внеклассное чтение. Роман И.А. Гончарова «Обыкновенная история»
Роман «Обломов». Полнота и сложность характера Обломова. Обломов и Штольц в романе

«Обломов». Глава «Сон Обломова» и её роль в романе «Обломов». Два типа любви в романе И.А.
Гончарова «Обломов». Борьба двух начал в Обломове. (Анализ III-ей части романа «Обломов»)
Победа обломовщины. (Анализ IV-ой части романа «Обломов») Историко-философский смысл
романа
Внеклассное чтение. Роман И.А. Гончарова «Обрыв»
Р.р. Сочинение по романам И.А.Гончарова
Александр Николаевич Островский
А. Н. Островский – создатель русского национального театра. Творческая история «Грозы». Жестокие
нравы. Семейный и социальный конфликт в драме «Гроза». Своеобразие внутреннего конфликта
Катерины. «Гроза» в оценке русской критики.
Р.р. Чтение наизусть прозаического отрывка из драмы «Гроза». Драматургическое мастерство
А.Н. Островского
Тестовая работа по творчеству А.Н. Островского
Внеклассное чтение. В тёмном царстве. Обсуждение пьес Островского «Свои люди –
сочтёмся», «Бесприданница».
Р.р. Сочинение-рассуждение по драме А.Н. Островского «Гроза»
Фёдор Иванович Тютчев
Ф.И. Тютчев. Этапы биографии и творчества. Природа, человек и Вселенная как главные объекты
тютчевской лирики. Хаос и космос в лирике Тютчева. «Роковой поединок» любящих сердец в
изображении Ф.И. Тютчева
Николай Алексеевич Некрасов
Обзор жизни и творчества Н.А. Некрасова. Художественное своеобразие любовной лирики
Н.А. Некрасова. «Душа народа русского» в изображении Н.А. Некрасова. Своеобразие
сатирическихР.р. Анализ стихотворного текста «Внимая ужасам войны» Проблематика и
жанр поэмы Н.А Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»
Сатирический портрет русского барства в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»
Нравственный смысл поисков счастья в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»
Образ Гриши Добросклонова
Р.р. Анализ главы «Пир – на весь мир». Подготовка к сочинению по поэме Н.А. Некрасова.
Афанасий Афанасьевич Фет
Место Фета в русской поэзии второй половины 19 века.
Природа, любовь и красота в лирике А.А. Фета Р.р. Чтение наизусть стихов А.А. Фета
Алексей Константинович Толстой
Художественный мир А.К. Толстого. Любовная лирика «Бесстрашный сказатель правды»
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
Мастер сатиры. Жизнь и творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина. Роман-хроника «История одного
города». Проблематика и поэтика произведений М.Е. Салтыкова-Щедрина. Особенности сатиры
М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Страницы истории западноевропейского романа 19 века
Ф. Стендаль «Красное и черное»

Ф.Стендаль «Пармская обитель»
О.де Бальзак «Евгения Гранде»
О.де Бальзак «Отец Горио»
Ч.Диккенс «Домби и сын»
Р.р. сочинение по зарубежной литературе 19 века
Фёдор Михайлович Достоевский
Художественный мир Ф.М. Достоевского. Замысел и история создания романа «Преступление и
наказание». Мир петербургских углов и его связь с теорией Раскольникова
Мир «униженных и оскорблённых» в романе Достоевского. Теория Раскольникова.
«Двойники» Раскольникова: теория в действии. «Вечная Сонечка» как нравственный идеал автора
Три встречи – три поединка Раскольникова и Порфирия Петровича. Роман Достоевского в в русской
критике 19 века
Сочинение по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Вн.чт. Повесть Ф.М. Достоевского «Бедные люди».
Лев Николаевич Толстой
Страницы великой жизни. Очерк жизни и творчества Л. Н. Толстого
Вн.чт. «Севастопольские рассказы» Л. Н. Толстого. Правдивое изображение войны
История создания, жанровое своеобразие и проблематика романа Л.Н. Толстого «Война и мир»
Анализ эпизода «Вечер в салоне Анны Павловны Шерер». Петербург. Июль 1805г.
Именины у Ростовых. Лысые Горы. Изображение войны 1805-1807 гг. Смотр войск под Браунау
Путь духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова. Быт поместного дворянства и «жизнь
сердца» героев романа. Изображение войны 1812 г. Философия войны в романе
Р.р. Анализ эпизода «Ночь в Отрадном»
Изображение Бородинской битвы в романе Толстого «Война и мир». «Дубина народной войны».
Бегство французов из России. Мысль народная» в романе Толстого «Война и мир» Истинный и
ложный патриотизм. «Мысль семейная» в романе. Эпилог
Р.р. Контрольное сочинение по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»
Николай Семёнович Лесков
Художественный мир писателя. «Леди Макбет Мценского уезда»
«Очарованный странник»
Зарубежная литература конца 19-начала 20 века
Драма человеческой души в пьесе Г.Ибсена «Кукольный дом»
Психологическая новелла Ги де Мопассана «Ожерелье»
Трагедия художника в пьесе Б.Шоу «Пигмалион»
Антон Павлович Чехов
Путь художника от Антоши Чехонте до Антона Павловича Чехова. Жизнь и творчество.
Тема гибели человеческой души в рассказе А.П. Чехова «Ионыч». А.П. Чехов – драматург. Комедия
«Вишнёвый сад». «Эгоистичные, как дети, и дряблые, как старики…» (М. Горький). Бывшие хозяева
вишнёвого сада. Исторические истоки «новой драмы». «Здравствуй, новая жизнь!» Аня Раневская и
Петя Трофимов.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 0 класс
№ урока

Тема урока

Введение (1ч)
1.
1 Русская литература XIX века в контексте мировой культуры.
Литература первой половины XIX века (3ч)
2.
1 Становление и развитие реализма в русской литературе 19 века
3.
1 Русская литературная критика второй половины 19 века
4.
1 Особенности общественных взглядов второй половины 19 века
Литература второй половины XIX века
(89ч) Иван Сергеевич Тургенев (8ч+3ч)
5.
Художественный мир И.С. Тургенева.
1
6.
Этапы жизни и творчества И.С.Тургенева
7.
8.

1
1

9.

1

Творческая история романа «Отцы и дети». Эпоха и роман.
Трагический характер конфликта в романе. «Схватка» П.П. Кирсанова
с Евгением Базаровым.
Внутренний конфликт в душе Евгения Базарова

10.
11.

Испытание любовью в романе «Отцы и дети»
«Накипь нигилизма» и её изображение в романе

12.

Испытание смертью и его роль в романе «Отцы и дети»

13.
14.

Художественное мастерство Тургенева-романиста
Р.р. Роман «Отцы и дети» в русской критике.

15.

Р.р. Сочинение по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Николай Гаврилович Чернышевский(4ч)
16.
Жизненный путь Н.Г.Чернышевского.
17.
Творческая история романа «Что делать?»
18.

Художественное своеобразие романа «Что делать?»

19.
Роман-утопия. Влияние романа «Что делать?» на русскую литературу
Иван Александрович Гончаров (8ч+2ч)
20.
Своеобразие художественного таланта И.А,Гончарова
21.
Внеклассное чтение. Роман И.А. Гончарова «Обыкновенная история»
22.
23.
24.

Роман «Обломов». Полнота и сложность характера Обломова
Обломов и Штольц в романе «Обломов» Историко-философский
смысл романа
Глава «Сон Обломова» и её роль в романе «Обломов»

25.
26.

Два типа любви в романе И.А. Гончарова «Обломов»
Борьба двух начал в Обломове. (Анализ III-ей ч. романа «Обломов»)

27.

Победа обломовщины. (Анализ IV-ой части романа «Обломов»)

28.
29.

Внеклассное чтение. Роман И.А. Гончарова «Обрыв»
Р.р. Сочинение по романам И.А.Гончарова

Александр Николаевич Островский (7ч+1ч)
30.
А. Н. Островский – создатель русского национального театра
31.
Творческая история «Грозы». Жестокие нравы. Семейный и
социальный конфликт в драме «Гроза»
32.
Р.р. Чтение наизусть прозаического отрывка из драмы
«Гроза». Драматургическое мастерство А.Н. Островского
33.
Своеобразие внутреннего конфликта Катерины. «Гроза» в оценке
русской критики.
34.
Тестовая работа по творчеству А.Н. Островского
35.
Внеклассное чтение. В тёмном царстве. Обсуждение пьес
Островского «Свои люди – сочтёмся», «Бесприданница».
36.
Р.р. Сочинение-рассуждение по драме А.Н. Островского «Гроза»
Фёдор Иванович Тютчев (2ч)
37.
1 Ф.И. Тютчев. Этапы биографии и творчества. Природа, человек
и Вселенная как главные объекты тютчевской лирики.
38.
2 Хаос и космос в лирике Тютчева. «Роковой поединок» любящих сердец
в изображении Ф.И. Тютчева
Николай Алексеевич Некрасов (6ч+2ч)
Обзор жизни и творчества Н.А. Некрасова. Художественное
39.
своеобразие любовной лирики Н.А. Некрасова
40.
«Душа народа русского» в изображении Н.А. Некрасова
41.
Своеобразие сатирических стихов Некрасова Р.р. Анализ
стихотворного текста «Внимая ужасам войны»
42.
Тема поэта и поэзии в лирике Н.А. Некрасова
43.
44.
45.

Проблематика и жанр поэмы Н.А Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»
Сатирический портрет русского барства в поэме Н.А. Некрасова «Кому
на Руси жить хорошо?»
Нравственный смысл поисков счастья в поэме Н.А. Некрасова «Кому
на Руси жить хорошо?» Образ Гриши Добросклонова

46.

Р.р. Анализ главы «Пир – на весь мир». Подготовка к сочинению
по поэме Н.А. Некрасова.
Афанасий Афанасьевич Фет (2 ч)
47.
1 Место Фета в русской поэзии второй половины 19 века.
48.
2 Природа, любовь и красота в лирике А.А. Фета Р.р. Чтение
наизусть стихов А.А. Фета
Алексей Константинович Толстой (2 ч)
49.
1 Художественный мир А.К. Толстого. Любовная лирика
50
2 «Бесстрашный сказатель правды»
Михаил Евграфович. Салтыков-Щедрин (5ч)
51.
Мастер сатиры. Жизнь и творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина.
52.
Роман-хроника «История одного города»
53.
Проблематика и поэтика произведений М.Е. Салтыкова-Щедрина

54.

Особенности сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина.

55.
Зачётная работа по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина
Страницы истории западноевропейского романа 19 века (5+1ч)
56.
Ф. Стендаль «Красное и черное»
57.
Ф.Стендаль «Ванина Ванини»
58.
59.

О.де Бальзак «Евгения Гранде»
О.де Бальзак «Отец Горио».

60.

Ч.Диккенс «Домби и сын»

61.

Р.р. сочинение по зарубежной литературе 19 века

Фёдор Михайлович Достоевский (8ч+1ч)
62.
Художественный мир Ф.М. Достоевского. Замысел и история создания
романа «Преступление и наказание»
63.
Мир петербургских углов и его связь с теорией Раскольникова
64.
65.

Мир «униженных и оскорблённых» в романе Достоевского. Теория
Раскольникова.
«Двойники» Раскольникова: теория в действии

66.

«Вечная Сонечка» как нравственный идеал автора

67.
68.

Три встречи – три поединка Раскольникова и Порфирия Петровича
Роман Достоевского в в русской критике 19 века

69.

Сочинение по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

70.
Вн.чт. Повесть Ф.М. Достоевского «Бедные люди».
Лев Николаевич Толстой (18ч+2ч)
71.
Страницы великой жизни. Очерк жизни и творчества Л. Н. Толстого
72.
Вн.чт. «Севастопольские рассказы» Л. Н. Толстого. Правдивое
изображение войны
73.
История создания, жанровое своеобразие и проблематика романа
Л.Н. Толстого «Война и мир»
74.
Анализ эпизода «Вечер в салоне Анны Павловны Шерер». Петербург.
Июль 1805г.
75.
Именины у Ростовых. Лысые Горы.
76.
77.

Изображение войны 1805-1807 гг. Смотр войск под Браунау
Аустерлицкое сражение

78.

Путь духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова

79.

Зачётная работа по содержанию второго тома романа Л.Н. Толстого
«Война и мир»
Р.р. Анализ эпизода «Ночь в Отрадном»

80.
81.

Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев романа

82.

Изображение войны 1812 г.

83.

Философия войны в романе

84.

Изображение Бородинской битвы в романе Толстого «Война и мир»

85.
86.

«Дубина народной войны». Бегство французов из России
Мысль народная» в романе Толстого «Война и мир»

87.

Истинный и ложный патриотизм

88.
89.

«Мысль семейная» в романе. Эпилог
«Война и мир» в критике

90.

Р.р. Контрольное сочинение по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»

Николай Семёнович Лесков(2ч)
91.
1 Художественный мир писателя. «Леди Макбет Мценского уезда»
92.
2 «Очарованный странник»
Антон Павлович Чехов (6ч+1ч)
93.
Путь художника от Антоши Чехонте до Антона Павловича Чехова. Жизнь
и творчество.
94.
Тема гибели человеческой души в рассказе А.П. Чехова«Ионыч».
95.

А.П. Чехов – драматург. Комедия «Вишнёвый сад».

96.

«Эгоистичные, как дети, и дряблые, как старики…» (М. Горький).

97.
98.

Исторические истоки «новой драмы»
«Здравствуй, новая жизнь!» Аня Раневская и Петя Трофимов

99.

Итоговая тестовая работа по произведениям русской литературы II
половины XIX века
Зарубежная литература конца 19-начала 20 века(3ч)
100.
Драма человеческой души в пьесе Г.Ибсена «Кукольный дом»
101.
Психологическая новелла Ги де Мопассана «Ожерелье».
102.

Трагедия художника в пьесе Б.Шоу «Пигмалион»

Содержание предмета
11 класс (102 часа)
История 20 века и судьба искусства. Русская литература 20 века в контексте мировой
культуры. Сложность периодизации русской литературы 20 века. Русская литература
после 1917 года: советская литература, литературная, «возвращённая» читателю, и
литература русского зарубежья.
Русская литература рубежа 19-20 веков.
Развитие гуманистических традиций русской классической литературы в конце 19начале 20 века. Богатство и разнообразие литературных направлений. Дальнейшее
развитие реализма. Традиции и поиски нового в творчестве писателей-реалистов.
И.А. Бунин. Жизнь и творчество. Обзор. «Крещенская ночь», «Одиночество»,
«Собака», «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник».
Теория литературы: психологизм пейзажа в художественной литературе. Рассказ.

А.И.Куприн. Жизнь. Творчество. Обзор. Повести «Поединок», «Олеся», рассказ
«Гранатовый браслет» (одно произведение по выбору)
Теория литературы: сюжет и фабула.
М. Горький. Жизнь и творчество. Обзор. Рассказ « Старуха Изергиль», Драма «На
дне». Новаторство Горького – драматурга.
Теория литературы: социально – философская драма как жанр драматургии.
Поэзия конца 19- начала 20 века
Серебряный век русской поэзии. Символизм.
В.Я. Брюсов. «Юному поэту», «Творчество», «Каменщик», «Грядущие гунны»
К.Д. Бальмонт. Слово о поэте. Три стихотворения по выбору учителя и учащихся.
Успех ранних книг: «Будем как солнце», «Только любовь» и др. Интерес к
древнеславянскому фольклору. «Злые чары», «Жар – птица». Тема России.
А. Белый. Слово о поэте. Три стихотворения по выбору учителя и учащихся.
Сборник «Золото в лазури», «Пепел», «Урна».
Акмеизм. Статья Гумилева «Наследие символизма и акмеизм».Обзор раннего
творчества Гумилева, Городецкого, Ахматовой, Мандельштама, Кузмина и других.
Н.С. Гумилёв. «Жираф», «Волшебная скрипка», «Озеро Чад», «старый
Конквистадор», «Заблудившийся трамвай», «Капитаны».
Футуризм. Западноевропейский и русский футуризм.
И. Северянин. «Громокипящий кубок», «Ананасы в шампанском», «Романтические
розы», «Медальоны».
Теория литературы: символизм, акмеизм, футуризм, тропы, синтаксические фигуры,
звукопись.
А. Блок. Жизнь и творчество. Обзор. «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь,
аптека», «В ресторане», «Река раскинулась…», «На железной дороге», «Вхожу я в темные
храмы», «Фабрика» и др. Стихи о Прекрасной Даме. Поэма «Двенадцать».
Теория литературы: лирический цикл, свободный стих.
Н.А. Клюев. Жизнь и творчество. Обзор. Три стихотворения по выбору учителя и
учащихся.
С.А. Есенин. Жизнь и творчество. Обзор. «Гой ты, Русь моя родная!», «Не бродить,
не мять в кустах багряных», «Мы теперь уходим понемногу», «Письмо матери», «Спит
ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ», «Не жалею, не зову, не плачу»,
«Русь Советская», плюс три стихотворения по выбору. Цикл «Персидские мотивы».
Литература 20-х годов двадцатого века. Обзор одного – двух произведений по
выбору учителя и учащихся. Тема России революции. Гиппиус, Белый, Ходасевич, Блок,
Бунин, Мережковский, Хлебников. Тема революции и гражданской войны.
Русская эмигрантская сатира.
В.В. Маяковский. Жизнь и творчество. Обзор. «А вы могла бы?», «Нате!», «Вам!»,
«Послушайте», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка», «Юбилейное»,
«Прозаседавшиеся».
«Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», «Письмо товарищу
Кострову..», «Письмо Татьяне Яковлевой».
Теория литературы: рифма составная, ассонансная.
Литература30-х годов 20-го века. Сложность писательских судеб. Новая волна
поэтов. Тема русской истории в литературе 30-х годов.
М.А. Булгаков. Жизнь и творчество. Обзор. Романы «Белая гвардия», «Мастер и
Маргарита» (один из романов по выбору).
А.П. Платонов. Жизнь и творчество. Обзор. Повесть «Котлован».
Теория литературы: авторские неологизмы.
А. А. Ахматова. Жизнь и творчество. Обзор. Стихотворения «Песня последней
встречи», «Сжала руки под темной вуалью», «Мне ни к чему одические рати», «Мне голос
был, он звал утешно», «Родна земля»

« Я научилась просто, мудро жить», «Приморский сонет» (или два другие
стихотворения). Поэма «Реквием».
Теория литературы: лирическое и эпическое в поэме как жанре литературы.
О.Э. Мандельштам. «Notre dame», «Бессоница. Гомер. Тугие паруса…», «За
гремучую доблесть…», «Я вернулся в мой город…».
Плюс три – четыре других стихотворения по выбору.
Теория литературы: стих, строфа, рифма.
М.И. Цветаева. Жизнь и творчество. Обзор. «Моим стихам, написанным так
рано…», «Стихи к Блоку», «Кто создан из камня…», «Тоска по Родине! Давно…».
Плюс два – три стихотворении по выбору.
М.А. Шолохов. Жизнь. Творчество. Обзор. «Тихий Дон».
Теория литературы: роман – эпопея.
Великая Отечественная война в литературе
Обзор. Литература предгрозья (лирика Ахматовой, Патернак, Тихонова, Суркова,
Прокофьева, Симонова, Берггольц, Кедрина). Песни Фатьянова. Поэма «Зоя» Алигер,
«Февральский дневник» О. Берггольц, «Пулковский меридиан» Инбер, «Сын»
Антокольского.
Человек на войне. Правда о нем . Очерки, рассказы, повести А. Толстого, М,
Шолохова и другие.
Драматурги Симонова, Леонова.
Литература 50-90 годов. Обзор. Новое осмысление военной темы. Ю. Бондарев, В.
Быков, Б. Васильев. Новые темы, идеи образы в поэзии периода «оттепели». «Городская»
проза, «деревенская» проза. Драматургия. Литература русского зарубежья. Авторская
песня.
А.Т. Твардовский. Жизнь и творчество. Обзор. «Я знаю, никакой моей вины…»,
«суть в одном единственном завете…», «Памяти матери» .
Плюс выбор двух-трех других стихотворений.
Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Обзор. «Февраль. Достать чернил …»,
«Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти», «Гамлет», «Зимняя ночь»
Плюс два –три стихотворения по выбору. «Доктор Живаго» (обзор).
А.И. Солженицын. Жизнь. Творчество. Обзор. «Один день Ивана Денисовича»
В. Т. Шаламов. Жизнь и творчество. Обзор. Два – три рассказа по выбору.
Тория литературы: новелла.
Н. М. Рубцов. Три- четыре стихотворения по выбору учителя и учащихся.
В.П. Астафьев. «Царь-рыба», «Печальный детектив» (Одно произведение по
выбору»
В.Г. Распутин. «Прощание с Матёрой», «Последний срок», «Живи и помни». (Одно
произведение по выбору)
И. А. Бродский. Три стихотворения по выбору учителя и учащихся.
Теория литературы: сонет.
Зарубежная литература второй половины 20 века
Э. Хемингуэй. «Старик и море»
Литература на современном этапе
Общий обзор произведений последних лет. Поиски новых жанров. Произведения,
утверждающие положительные идеалы. Авторы, активно отстаивающие бережное
отношение к человеку, природе, талантливым и трудолюбивым людям, обустраивающим
родную землю. Постмодернизм. Обзор последних публикаций, получивших
общественный резонанс.
Тематическое планирование уроков литературы в 11 классе.
№

Тема урока. Основное содержание.

урок
а
1
Введение. Судьба России в 20 веке. Основные направления, темы и
проблемы русской литературы 20 в.
2
И. А. Бунин. Жизнь и творчество. Лирика И. Бунина. Её
философичность, лаконизм и изысканность. «Крещенская ночь»,
«Собака», «Одиночество».
3
И. А. Бунин. «Господин из Сан – Франциско». Обращение писателя к
широчайшим социально – философским обобщениям.
4
Поэтика рассказа «Господин из Сан – Франциско».
5-6
Тема любви в рассказе И. А. Бунина «Чистый понедельник».
Своеобразие лирического повествования.
7
Психологизм и особенности «внешней изобразительности» бунинской
прозы.
8
А. И. Куприн. Жизнь и творчество. Проблема самопознания личности в
повести «Поединок». Автобиографический и гуманистический характер
повести. Изображение мира природы и человека в повести «Олеся».
9
Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет».
10
Подготовка к домашнему сочинению по творчеству И. А. Бунина и А. И.
Куприна.
11
А. М. Горький. Жизнь и Творчество. Ранние романтические рассказы.
12
«Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа.
13
«На дне» как социально философская драма. Новаторство Горького –
драматурга. Сценические судьбы пьесы.
14Три правды в пьесе «На дне», её социальная и нравственно –
философская проблематика. Смысл названия пьесы.
16
Письменная работа по творчеству А. Горького.
17
Русский символизм и его истоки.
18
В. Брюсов. Слово о поэте. Брюсов как основоположник русского
символизма. Проблематика и стиль произведений В. Брюсова. «Юному
поэту».
19
Лирика поэтов – символистов. К. Д. Бальмонт, А, Белый и др.
20
Западно – европейские и отечественные истоки акмеизма.
21
Н. Гумилев. Слово о поэте. Проблематика и поэтика лирики Гумилева.
22
Цикл «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай».
Проблематика и поэтика лирики Гумилева.
23
Футуризм как литературное направление. Русские футуристы. Поиски
новых поэтических форм в лирике И. Северянина.
Домашнее сочинение по поэзии Серебряного века.
24
А. А. Блок. Жизнь и творчество. Блок и символизм. Темы и образы
ранней лирики. «Стихи о Прекрасной даме»
25
Тема страшного мира в лирике Блока. «Незнакомка», «Ночь, улица…»,
«В ресторане», «Фабрика».
26
Тема Родины в лирике А. Блока. «Россия», «Река раскинулась», «На
железной дороге».
27Поэма «Двенадцать» и сложность её художественного мира. ДВЕНАДЦАТЬ»:
ПРОБЛЕМАТИКА И ПОЭТИКА
28
29
Художественные и идейно – нравственные аспекты новокрестьянской
поэзии. Н. А. Клюев. Жизнь и творчество (обзор).
30
С. А. Есенин. Жизнь и творчество. Ранняя лирика. «Гой ты, Русь моя
родная», «Письмо матери».

1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1

31
32
33
34
35
3637
38
39
40
41
42
43
44
4546
4748
49
5051
52
5354
5556
57

5859

Тема России в лирике С. А. Есенина. «Я покинул родимый дом», «Русь
Советская», «Спит ковыль…», «Возвращение на Родину»
Любовная тема в лирике Есенина. «Не бродить, не мять в кустах
багряных», «Собаке Качалова», «Шагане ты моя, Шагане» и др.
Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С. А. Есенина.
Трагизм восприятия гибели русской деревни. «Не жалею, не зову…»,
«Мы теперь уходим понемногу», «Сорокоуст».
Поэтика есенинского цикла. «Персидские мотивы».
Литературный процесс 20 годов 20 века.
Обзор русской литературы. Тема революции и Гражданской войны в
прозе 20 годов.
Поэзия 20 годов. Поиски поэтического языка новой эпохи. Русская
эмигрантская сатира.
В Маяковский. Жизнь и творчество. Художественный мир ранней
лирики поэта. « А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко
нервно»
Пафос революционного переустройства мира. Сатирический пафос
лирики. «Прозаседавшиеся» и др.
Своеобразие любовной лирики В. Маяковского. «Лиличка!», «Письмо
Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой»
Тема поэта и поэзии в творчестве В. Маяковского. «Юбилейное»,
«Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину». Домашнее
сочинение по творчеству А. Блока, С, Есенина, В. Маяковского.
Литература 30 годов. Обзор. Сложность творческих поисков и
писательских судеб.
М. А. Булгаков. Жизнь и творчество. Булгаков и театр. Судьба людей в
революции в романе «Белая гвардия» и пьесе «Дни Турбиных»
История создания, проблемы и герои романа М. Булгакова «Мастер и
Маргарита»
Жанр и композиция романа «Мастер и Маргарита». Анализ эпизода (по
выбору учителя). Домашнее сочинение по творчеству М. Булгакова.
Зачетная работа за 1 полугодие.
А. П. Платонов. Жизнь и творчество (обзор). «Котлован»

1

А. А. Ахматова. Жизнь и творчество. «Песня последней встречи»,
«Сжала руки под темной вуалью».
Судьба России и судьба поэта в лирике А. Ахматовой. «Мне ни к чему
одические рати», «Мне голос был», «Родная земля», «Приморский
сонет» и др стихи.
Поэма А. А. Ахматовой «Реквием». Трагедия народа и поэта. Тема суда
времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции
поэмы.
О. Э. Мандельштам. Жизнь и творчество. Музыкальная природа
эстетического переживания. Трагический конфликт поэта и эпохи.
«Notre Dame», «Бессонница». «Гомер», За гремучую доблесть грядущих
веков», «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз» и др стихи.
М. И. Цветаева. Жизнь и творчество. Тема творчества, поэта и поэзии в
лирике Цветаевой. «Моим стиха, написанным так рано», «Стихи к
Блоку» («Имя твоё – птица в руке»), «Кто создан из камня..» «Попытка
ревности», «Стихи к Пушкину».

1

1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
2
2
1
2

1
2
2

2

60
6162
6364
65
66
67
68
6970
71
72
73
74
75
7677
78
79
80
81
8283
8485
86
87
88
89

Домашнее сочинение по лирике А. Ахматовой, М. Цветаевой, О
Мандельштама.
М. А. Шолохов. Жизнь. Творчество. Личность. «Донские рассказы».
1
Картины Гражданской войны в романе «Тихий Дон», проблемы и герои 2
романа.
Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон»
2
Женские судьбы в романе «Тихий Дон».
Мастерство М. А. Шолохова в романе «Тихий Дон»
Письменная работа по творчеству М. Шолохова.
Литература Великой Отечественной войны: поэзия, проза, драматургия.
Литература второй половины 20 века (обзор). Поэзия 60-х годов.

1
1
1
1
2

Новое осмысление военной темы в литературе 50-90 годов. Ю. Бондарев,
В. Богомолов, Г. Бакланов, В. Некрасов, К. Воробьев, В. Быков, Б.
Васильев. «Сотников», «А зори здесь тихие»
А. Т. Твардовский. Жизнь и творчество. Лирика Твардовского.
Размышления о настоящем и будущем Родины.
Осмысление темы войны. «Вся суть в одном единственном завете»,
«Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины», «В тот день, когда
закончилась война», «Памяти Гагарина»
Л. В. Пастернак. Жизнь и творчество. Философские характер лирики Б.
Пастернака. Основные темы и мотивы его творчества.
«Февраль. Достать чернил и плакать», Определение поэзии», «Во всем
мне хочется дойти до самой сути», «Гамлет», «Зимняя ночь».
Б. Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго». Его проблематика и
художественное своеобразие.
А. И. Солженицын. Жизнь. Творчество. Своеобразие раскрытия
«лагерной темы в творчестве писателя»
Повесть «Один день Ивана Денисовича». Образ Ивана Шухова.
Проблема национального характера.
В. Шаламов. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика «Колымских
рассказов» («На представку», «Сентенция»)
Н. М. Рубцов. Слово о поэте. Основные темы и мотивы лирики, ее
своеобразие. «Видения на холме», «Русский огонек», «Звезда полей», «В
горнице».
Деревенская проза в современной литературе. В. П. Астафьев. «Царь –
рыба». Взаимоотношения человека и природы. Утрата нравственных
ориентиров («Печальный детектив»)
В. Г. Распутин. Нравственное величие русской женщины. «Прощание с
Матерой»
И. Бродский. Слово о поэте. Проблемно – тематический диапазон лирики
поэта «Осенний крик ястреба», «Сонет», «На смерть Жукова», «Как
жаль, что тем, чем стало для меня…»
Б. Ш. Окуджава. Слово о поэте. Военные мотивы в лирике поэта. «До
свидании, мальчики», «Ты течешь, как река» и другие.
Искренность и глубина поэтических интонаций.
«Городская» проза в современной литературе. Ю. Трифонов «Обмен».
Темы и проблемы в современной драматургии (А. Володин, А. Арбузов,
В. Розов)

1
1
1
1
1
2
1
1

1
2
2
1
1
1
1

9091
9293
9495
96
97
98
99
100
101
102

А. В. Вампилов Слово о писателе. «Утиная охота». Проблематика.
Конфликт, система образов, композиция. Образ Зилова.
Из литературы народов России. М. Карим. Жизнь и творчество. «Подует
ветер – все больше листьев», «Тоска», Давай, дорогая, уложим и скраб и
одежду», «Птиц выпускаю».
Основные направления и тенденции развития современной литературы.
Литература русского зарубежья последних лет, возвращенная
литература.
Д. Б. Шоу. «Пигмалион». Духовно – нравственные проблемы пьесы.
Характеры главных героев.
Т. С. Элиот. Слово о поэте. «Любовная песнь Д. Альфреда Пруфрока».
Многообразие мыслей и настроений стихотворения. Средства создания
комического.
Э. М. Хемингуэй. Слово о писателе и его романах «И восходит солнце»,
«Прощай, оружие». Духовно – нравственные проблемы повести «Старик
и море».
Э. М. Ремарк. «Три товарища». Трагедия и гуманизм повествования.
Своеобразие стиля.
Проблемы и уроки литературы 20 века.
Подготовка к итоговой проверочной работе за курс 11 класса.
Итоговое тестирование за курс 11 класса.
Анализ проверочной работы. Подведение итогов.

2
2
2
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 01.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(904)147-15-73

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».