ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для учащихся 10-11
классов разработана на основе требований к результатам освоения ООП СОО МКОУ
«Шумиловская СОШ» в соответствии с ФГОС СОО.
Цель:
достижение
компетентностей,
выпускниками
определяемых
планируемых
личностными,
результатов:
семейными,
компетенций
и
общественными,
государственными потребностями и возможностями обучающегося старшего школьного
возраста, индивидуальной образовательной траекторией его развития и состоянием здоровья.
Задачи:
–
способствовать
формированию
российской гражданской идентичности
обучающихся;
–
обеспечить достижение обучающимися образовательных результатов в соответствии с
требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным
стандартом среднего общего образования;
- создать условия для формирования представлений обучающихся о предметной
области «Русский язык».
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к себе, к своему
здоровью, к познанию себя:
ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в
процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по
отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе
осознания, и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества,
потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное,
ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому
здоровью;
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к России как к
Родине (Отечеству):
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его
защите;
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к
государственным символам (герб, флаг, гимн);
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором
национального самоопределения;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к закону, государству
и к гражданскому обществу:
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные
и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в
общественной жизни;
признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат
каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без
нарушения прав, и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы
человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного
права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая
грамотность;
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к
договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи
народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их
чувствам, религиозным убеждениям;
готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся с окружающими
людьми:
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести
диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в
том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное,
ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью
других людей, умение оказывать первую помощь;
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе
усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия);
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной
и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к окружающему
миру, живой природе, художественной культуре:
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости
науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о
передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в
научных знаниях об устройстве мира и общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам
России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние
природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и
навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим
вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству
собственного быта.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных
источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные
универсальные
учебные
действия
Выпускник научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для
деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не
личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды
в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных
оценочных суждений.
Планируемые предметные результаты
В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне
среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие,
народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании
текстов;
создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические
тексты определённой функционально-смысловой принадлежности (описание,
повествование, рассуждение) и определённых жанров (тезисы, конспекты, выступления,
лекции, отчёты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и
выбранного профиля обучения;
правильно использовать лексические и грамматические средства связи
предложений при построении текста;
создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с
функционально-стилевой принадлежностью текста;
сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при
создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;
использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое,просмотровое,
ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием
текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в
текстовый формат;
преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного
выступления;соблюдать культуру публичной речи;
соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические,
грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского
литературного языка;
оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных
и
письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть
взаимосвязь между ними;
анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства,
использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их
употребления;
комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о
богатстве и выразительности русского языка);
отличать язык художественной литературы от других разновидностей
современного русского языка;
использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного
выражения мысли и усиления выразительности речи;
иметь представление об историческом развитии русского языка и истории
русскогоязыкознания;
выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с
правилами ведения диалогической речи;
дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и
неизвестную информацию в прослушанном тексте;
проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации,
отбирать и анализировать полученную информацию;
сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального
стиля;
владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные
тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в
том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебнонаучной и официально-деловой сферах общения;
осуществлять речевой самоконтроль;
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе
знаний о нормах русского литературного языка;
использовать основные нормативные словари и справочники для расширения
словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в
том числе художественной литературы).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В 10-11
КЛАССАХ
Базовый уровень
Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Язык как система. Основные уровни языка. Взаимосвязь различных единиц и уровней
языка.
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в
Российской
Федерации
и
в
современном
мире:
в
международном
межнациональном общении. Формы существования русского
общении,
в
национального языка
(литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности,
жаргон,
арго).
Активные
процессы
в
русском
языке
на
современном
этапе.
Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Проблемы
экологии языка.
Историческое развитие русского языка. Выдающиеся отечественные лингвисты.
Речь. Речевое общение
Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение,
письмо.
Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и
ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и
диалогической речи. Создание устных и письменных монологических и диалогических
высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой
сферах общения. Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных
ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения.
Функциональная
дифференциации
языка.
стилистика
как
Функциональные
учение
стили
о
функционально-стилистической
(научный,
официально-деловой,
публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности
современного русского языка.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые
средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официальноделового стилей.
Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия,
выписки, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк, отзыв
и др.), официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.) стилей,
разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Основные виды сочинений. Совершенствование
умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и
жанров.
Литературный
язык
и
язык
художественной
литературы.
Отличия
языка
художественной литературы от других разновидностей современного русского языка.
Основные признаки художественной речи.
Основные изобразительно-выразительные средства языка.
Текст. Признаки текста.
Виды
чтения.
Использование
различных
видов
чтения
в
зависимости
от
коммуникативной задачи и характера текста.
Информационная переработка текста. Виды преобразования текста. Анализ текста с
точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации.
Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.
Культура речи
Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи:
нормативный, коммуникативный и этический. Коммуникативная целесообразность,
уместность, точность, ясность, выразительность речи. Оценка коммуникативных качеств
и эффективности речи. Самоанализ и самооценка на основе наблюдений за собственной
речью.
Культура видов речевой деятельности – чтения, аудирования, говорения и письма.
Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели,
поиск материала. Композиция публичного выступления.
Культура научного и делового общения (устная и письменная формы). Особенности
речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.
Культура разговорной речи.
Языковая норма и её функции. Основные виды языковых норм русского
литературного языка: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические,
грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические. Орфографические
нормы, пунктуационные нормы. Совершенствование орфографических и пунктуационных
умений и навыков. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. Уместность
использования языковых средств в речевом высказывании.
Нормативные словари современного русского языка и лингвистические справочники;
их использование.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛА КУРСА РУССКОГО
ЯЗЫКА В 10 и 11 КЛАССЕ
Курс русского языка в 10 классе предусматривает изучение следующих разделов:
•
Язык как знаковая система и общественное явление
•
Язык и общество
•
Язык и речь. Культура речи
•
Речь. Речевое общение
•
Текст. Виды его преобразования
•
Повторение
Курс русского языка в 11 классе предусматривает изучение следующих разделов:
•
Язык как знаковая система и общественное явление
•
Язык и речь. Культура речи
•
Функциональная стилистика и культура речи
•
Повторение
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛА КУРСА
РУССКОГО ЯЗЫКА
В 10 КЛАССЕ
(Расчёт учебного времени: 1 час в неделю, 35 часов в год)
Урок
В том числе
изучение
Материал Раздел
Всего часов
нового /
учебника программы /Темы
р/р к/р
повторен
ие
ЯЗЫК КАК ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА И ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ (8 ч)
1
§1-2
2
§3
3-4
§4
Язык как знаковая система. 1
Основные функции языка
Лингвистика как наука. Русский 1
язык
как
объект
научного
изучения
Язык и культура
1
Входная контрольная работа
1
1
1
1
5
§5
6
§6
7
§7
Русский язык в Российской 1
Федерации
Формы существования русского 1
национального языка
Словари русского языка
1
8
8
Развитие речи. Изложение
1
1
1
1
ЯЗЫК И РЕЧЬ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (14 ч)
9
§8
10
§9
11
§10
12-13
§11
14
§12
15
16-17
§13
18
§14
Единицы языка. Уровни языковой 1
системы
Культура
речи
как
раздел 1
лингвистики
Фонетика. Орфоэпические нормы 1
1
Лексикология и фразеология.
Лексические нормы
Морфемика и словообразование.
Словообразовательные нормы
Контрольная
работа
за
1
полугодие
Морфология. Морфологические
нормы
Орфографические
нормы.
Принципы русской орфографии.
2
1
1
1
1
1
1
1
2
2
1
1
1
В том числе
изучение
нового /
р/р к/р
повторен
ие
1
Урок
Материал
учебника
Раздел
программы /Темы
Всего часов
19
§14
Правописание гласных в корне
1
20
§14
21
§14
22
§14
Правописание приставок. Буквы и, 1
ы после приставок
Правописание Н/НН
в словах 1
различных частей речи
Правописание
не
и
ни, 1
правописание предлогов, союзов,
частиц
РЕЧЬ. РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ (2 ч)
23
§15-16
24
§17
25
§18
Признаки текста
1
1
26-27
§19
1
28
§20
Информационная
переработка 2
текста. План. Тезисы. Конспект
Реферат. Аннотация
1
29
§21
Оценка текста. Рецензия
1
1
Развитие речи. Сочинение
2
30-31
1
1
1
Язык и речь. Речевое общение. 1
1
Виды, сферы и ситуации речевого
общения
Речевая
деятельность.
Виды 1
1
речевой деятельности
ТЕКСТ. ВИДЫ ЕГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ (7 ч)
1
1
2
ПОВТОРЕНИЕ (4 ч)
32-33
§22
34-35
Повторение изученного в
классе
Итоговая контрольная работа
10 2
2
2
2
Итого
35
26
5
4
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛА КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА В
11 КЛАССЕ
(Расчёт учебного времени: 1 час в неделю, 34 часа в год)
Урок
В том числе
изучение
Материал Раздел
Всего часов
нового /
учебника программы / Темы
р/р к/р
повторен
ие
ЯЗЫК КАК ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА И ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ (6 ч)
1-2
§22
3
§23-24
4
5-6
Повторение изученного в 10
классе
Русский язык в современном
мире. Экология языка
Входная контрольная работа в
формате ЕГЭ
Развитие
речи.
Сочинениерассуждение
2
2
1
1
1
1
2
2
Урок
Материал
учебника
Раздел
программы / Темы
Всего часов
ЯЗЫК И РЕЧЬ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (11 ч)
7
§25
8
§26
9
§26
10
§26
11
§26
12
§26
13
§26
14
§26
15
§26
16-17
Синтаксис.
Синтаксические
нормы
Пунктуационные
нормы
русского
языка.
Знаки
препинания и их функции в
письменной речи
Знаки
препинания
в
предложениях с однородными
членами
Знаки
препинания
в
предложениях с обособленными
членами
Знаки
препинания
в
предложениях
с
вводными
конструкциями
Знаки
препинания
в
сложносочинённом предложении
Знаки
препинания
в
сложноподчинённом
предложении
Знаки препинания в бессоюзном
сложном предложении
Знаки препинания в сложном
предложении с разными видами
связи
Диктант / Контрольная работа
В том числе
изучение
нового /
р/р к/р
повторен
ие
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТИЛИСТИКА И КУЛЬТУРА РЕЧИ (15ч)
18
§27
1
§28
Понятие
о
функциональной 1
стилистике и стилистической
норме русского языка
Разговорная речь
1
19
20-21
§29
Научный стиль
2
1
22
§30
Официально-деловой стиль
1
1
23
§31
1
24
§31
Публицистический стиль
1
Жанры публицистики. Хроника,
репортаж, интервью
Интервью
1
25
§31
Очерк
1
1
26
§31
Язык рекламы
1
1
27
§32
Культура публичной речи
1
1
28-30
§33
Язык
художественной 3
литературы
Практикум.
Анализ 2
художественного
текста
2
31-32
1
1
1
2
Урок
Материал
учебника
Раздел
программы / Темы
Всего часов
(фрагмента)
В том числе
изучение
нового /
р/р к/р
повторен
ие
ПОВТОРЕНИЕ (3 ч)
33-34
Итого
§34
Повторение изученного в 10-11 3
классах / Контрольная работа
34
3
24
5
5