Информатика 5-6 внеурочка

•

•
•
•

•

Пояснительная записка.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Информатика» для обучающихся
5-6 классов разработана на основе основных требований к результатам освоения ООП ООО
МКОУ «Шумиловская СОШ».
Цель: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации
как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире.
Задачи:
развитие общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ,
в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
целенаправленное формирование таких общеучебных понятий, как «объект», «система»,
«модель», «алгоритм»;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитию познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в
процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и
способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной
учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности);
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и
этических аспектов ее распространения, воспитание стремления к продолжению образования
и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.
Планируемые предметные результаты освоения курса информатики.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1.
Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к
прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и
долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение
личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное
и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2.
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию
на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов.
3.
Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России,
готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном
потребительстве; сформированность
2

представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и
российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению;
уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде.
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4.
Сформированность целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5.
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку,
его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность
и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа
партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога,
готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
6.
Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной
жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами
обучающиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей
действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации
совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как
равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации
деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов
реализации собственного лидерского потенциала).
7.
Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
8.
Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера
(способность понимать художественные произведения, отражающие разные
этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства
организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира;
способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в
художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
9.
Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях
(готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом,
к осуществлению природоохранной деятельности).
3

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты, включают освоенные учащимися межпредметные понятия и
универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Условием формирования межпредметных понятий (система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез) является овладение обучающимися основами смыслового чтения и
приобретение навыков работы с информацией (читательской компетенции) и участие в проектной деятельности.
В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».
При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первом
уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание
выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде
плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и
диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения всех учебных предметов, обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной
деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению
наиболее приемлемого решения.

1.
•
•
•
•
•
•
2.

В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Метапредметные результаты
5 класс
Регулятивные УУД
Умение совместно с педагогом и сверстниками определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный
результат;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
Умение совместно с педагогом и сверстниками планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
4

• определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и
составлять алгоритм их выполнения;
• обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и
познавательных задач;
•
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения
учебной и познавательной задачи;
• выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры,
ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую
последовательность шагов);
• выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
• составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
• определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и
находить средства для их устранения;
•
описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии
решения практических задач определенного класса;
• планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3. Умение совместно с педагогом и сверстниками соотносить свои действия с планируемыми
результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
• определять критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
• систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
• отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль
своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
• оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
• находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
• работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа
изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
• устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками
процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик
процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
• сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно
4. Умение совместно с педагогом и сверстниками оценивать правильность выполнения учебной
задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
• определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
• анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
• свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и
имеющихся средств, различая результат и способы действий;
• оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным
критериям в соответствии с целью деятельности;
• обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних
ресурсов и доступных
внешних ресурсов;
•
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5. Владение
основами самооценки. Обучающийся сможет:
• наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и
деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки.
Познавательные УУД
5

1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, выбирать основания и критерии для
классификации. Обучающийся сможет:
• подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
• выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и со-подчиненных ему
слов;
• выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
• объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
• выделять явление из общего ряда других явлений;
• определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
• вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником.
2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
• обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
• определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
• создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
• строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения.
3. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
• находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
• ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать
текст;
•
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
•
резюмировать главную идею текста.
4. Формирование и развитие экологического мышления. Обучающийся сможет:
•
определять свое отношение к природной среде;
•
анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
•
выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные
работы.
5. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других
поисковых систем.
Обучающийся сможет:
• определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы.
Коммуникативные УУД
1.
Умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками. Обучающийся сможет:
•
определять возможные роли в совместной деятельности;
•
играть определенную роль в совместной деятельности;
•
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи:
мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты, гипотезы, аксиомы, теории.
2. Умение совместно с педагогом и сверстниками использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Обучающийся сможет:
•
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
•
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими
людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
•
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
6

•
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии
с коммуникативной задачей;
•
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в
рамках диалога;
•
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
•
создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием
необходимых речевых средств;
•
использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
•
использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
•
делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после
завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
3. Умение совместно с педагогом и сверстниками формировать и развивать компетентности
в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).
Обучающийся сможет:
•
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для
решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
•
компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных
программно-аппаратных средств и сервисов) для решения
информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: написание писем, сочинений, докладов.
6 класс
Регулятивные УУД
1. Умение совместно в группах при сопровождении учителя определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
•
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
•
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
•
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
•
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
•
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
•
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и
обосновывая логическую последовательность
шагов.
2. Умение совместно в группах при сопровождении учителя планировать пути достижения
целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
•
определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
•
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
•
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
•
выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
•
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для
решения задачи/достижения цели;
•
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
7

•
определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
•
описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии
решения практических задач определенного класса;
•
планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3. Умение совместно в группах при сопровождении учителя соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
•
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
•
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
•
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия
планируемого результата;
•
находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся
ситуации и/или при отсутствии планируемого
результата;
•
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
•
устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении
деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
•
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4. Умение совместно в группах при сопровождении учителя оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
•
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
•
анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для
выполнения учебной задачи;
•
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из
цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
•
оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
•
обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных
внешних ресурсов;
•
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5. Владение основами принятия решения. Обучающийся сможет:
•
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной
деятельности и делать выводы;
•
принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность.
Познавательные УУД
1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, выбирать основания и критерии для классификации. Обучающийся сможет:
•
подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и
свойства;
•
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных
ему слов;
•
выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их
сходство;
•
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать,
8

классифицировать и обобщать факты и явления;
•
выделять явление из общего ряда других явлений;
•
определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного
явления, выявлять причины и следствия явлений;
•
вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником.
2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
•
определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные
логические связи с помощью знаков в схеме;
•
создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
•
создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с
ситуацией.
3. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
•
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
•
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
•
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений процессов;
•
резюмировать главную идею текста.
4. Формирование и развитие экологического мышления. Обучающийся сможет:
•
определять свое отношение к природной среде;
•
анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
•
выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные
работы.
5. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других
поисковых систем. Обучающийся сможет:
•
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы.
Коммуникативные УУД
1. Умение работать индивидуально и в группе. Обучающийся сможет:
•
определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
•
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности.
2. Умение совместно в группах при сопровождении учителя использовать речевые средства в
соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей
для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью,
монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
•
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
•
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими
людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
•
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
•
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии
с коммуникативной задачей;
•
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в
рамках диалога;
•
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
•
создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием
необходимых речевых средств;
•
использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
9

•
использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
•
делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после
завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
3. Умение совместно в группах при сопровождении учителем формировать и развивать компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
•
выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи
своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями
коммуникации;
•
выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
•
использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и
коммуникационных учебных задач, в том числе: создание презентаций.
Содержание учебного курса
Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 5–6 классах
основной школы может быть определена следующими укрупнёнными тематическими блоками (разделами):
•
информация вокруг нас;
•
информационные технологии;
•
информационное моделирование;
•
алгоритмика.
Раздел 1. Информация вокруг нас
Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения.
Хранение информации. Память человека и память человечества. Носители информации.
Передача информации. Источник, канал, приёмник. Примеры передачи информации. Электронная почта.
Код, кодирование информации. Способы кодирования информации. Метод координат.
Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная
форма представления информации. Наглядные формы представления информации.
Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. Изменение формы
представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Получение
новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Черные ящики.
Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись.
Задачи на переливания. Задачи на переправы.
Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное мышление.
Понятие как форма мышления.
Раздел 2. Информационные технологии
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и
организация рабочего места.
Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации (текста,
звука, изображения) в компьютер.
Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов.
Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню.
Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах.
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция
пальцев на клавиатуре.
10

Цели изучения курса информатики. Информация вокруг 1
нас. Техника безопасности и организация рабочего места.

1

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией.
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура.
Пр.р.№1 «Вспоминаем клавиатуру».
Управление компьютером.
Пр.р.№2 «Вспоминаем приёмы управления компьютером».
Хранение информации.
Пр.р.№3 «Создаём и сохраняем файлы».

3

Ин- Компьютер
фор
мация

Информация Тема развокруг нас
дела

Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приёмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев
(выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.
Компьютерная графика. Простейший графический редактор. Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов. Исправление ошибок и
внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов. Устройства ввода графической информации.
Мультимедийная презентация. Описание последовательно развивающихся событий (сюжет).
Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта
движения с помощью смены последовательности рисунков.
Раздел 3. Информационное моделирование
Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы
объектов.
Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные
модели. Простейшие математические модели.
Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые
таблицы. Табличное решение логических задач.
Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении
величин. Визуализация многорядных данных.
Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.
Раздел 4. Алгоритмика
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители
(Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и
их последовательностей.
Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица,
блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в
повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.).
Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертёжник, Водолей и др.
Тематическое планирование.
5 класс
Тема урока
№
Количество
урока часов

2
3
4
5

5
11

Подготовка текстов на компьютере
вокруг Компьютерная гра- Информационфика
ные модели
Информация
нас
Алгоритмика

Передача информации.
Электронная почта.
Пр.р.№4 «Работаем с электронной почтой».

6
7

К.р.№1 по теме «Устройство компьютера. Действия с информацией».
В мире кодов. Способы кодирования информации.
Анализ к.р.№1. Метод координат.
ТБ в компьютерном классе. Текст как форма представления
информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов.
Основные объекты текстового документа. Ввод текста.
Пр.р.№5 «Вводим текст».
Редактирование текста.
Пр.р.№6 «Редактируем текст».
Текстовый фрагмент и операции с ним.
Пр.р.№7 «Работаем с фрагментами текста».
Форматирование текста.
Пр.р.№8 «Форматируем текст».
Представление информации в форме таблиц. Структура
таблицы.
Пр.р.№9 «Создаём простые таблицы» (задания 1 и 2).
Табличное решение логических задач.
Пр.р.№9 «Создаём простые таблицы» (задания 3 и 4).
ТБ в компьютерном классе. Разнообразие наглядных форм
представления информации.
К.р.№2 по теме «Формы представления ин-формации».
Диаграммы.
Пр.р.№10 «Строим диаграммы».
Анализ к.р.№2. Компьютерная графика. Графический редактор Paint.
Пр.р.№11 «Изучаем инструменты графического редактора».
Преобразование графических изображений.
Пр.р.№12 «Работаем с графическими фрагментами».
Создание графических изображений.
Пр.р.№13 «Планируем работу в графическом редакторе».
Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации.
Списки – способ упорядочивания информации.
Пр.р.№14 «Создаём списки».
Поиск информации.
Пр.р.№15 «Ищем информацию в сети Интернет».
Кодирование как изменение формы представления информации.
К.р.№3 по теме «Обработка информации».
Анализ к.р.№3. Преобразование информации по заданным
правилам.
Пр.р.№16 «Выполняем вычисления с помощью программы
Калькулятор».
ТБ в компьютерном классе. Преобразование информации
путём рассуждений.

8
9
10

6

11
12
13
14
15
16

3

17
18
19

3

20
21
22

4

23
24
25
26

4

27
12

Итоговое по- Создание мульвторение
тимедийных объектов

28

Табличная форма записи плана действий. Задачи о переливаниях.
Создание движущихся изображений.
Пр.р№17 «Создаём анимацию» (задание 1).
Создание анимации по собственному замыслу.
Пр.р.№17 «Создаём анимацию» (задание 2).
Выполнение итогового мини-проекта.
Пр.р№18 «Создаем слайд-шоу».
К.р.№4 «Итоговое тестирование».
Анализ к.р.№4. Итоговое повторение. Защита проектов
«Книга сказок».

29

Итоговое повторение. Защита проектов «Книга сказок».

35

Тема урока

№
урока

Количество
часов

Цели изучения курса информатики. Техника безопасности
и организация рабочего места. Объекты окружающего мира
Объекты операционной системы.
Практическая работа №1 «Работаем с основными объектами операционной системы»
Файлы и папки. Размер файла.
Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы»
Разнообразие отношений объектов и их множеств.
Отношения между множествами.
Практическая работа №3 «Повторяем возможности
графического редактора – инструмента создания графических объектов» (задания 1–3)
Отношение «входит в состав».
Практическая работа №3 «Повторяем возможности
графического редактора – инструмента создания графических объектов» (задания 5–6)
Разновидности объекта и их классификация.
Классификация компьютерных объектов.
Практическая работа №4 «Повторяем возможности
текстового процессора – инструмента создания текстовых объектов»
Системы объектов. Состав и структура системы
Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими

1

1

2

6

Ком Объекты и системы
пью
терная

Тема раздела

6 класс

Разработка плана действий. Задачи о переправах.

30

4

31
32
33
34

2

3
4

5

6
7

8

3
13

Подготовка текстов на компьютере

Со- Алгоритмика Информационные модели
здание
муль

возможностями текстового процессора» (задания 1–3)
Система и окружающая среда. Система как черный ящик.
Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими
возможностями текстового процессора» (задания 4–5)
Персональный компьютер как система.
Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими
возможностями текстового процессора» (задание 6)
Способы познания окружающего мира.
Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы»
Понятие как форма мышления. Как образуются понятия.
Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем
графические объекты» (задание 1)
Определение понятия.
Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем
графические объекты» (задания 2, 3)
Информационное моделирование как метод познания.
Практическая работа №8 «Создаём графические модели»
Знаковые информационные модели. Словесные (научные,
художественные) описания.
Практическая работа №9 «Создаём словесные модели»
Математические модели.
Многоуровневые списки.
Практическая работа №10 «Создаём многоуровневые
списки»
Табличные информационные модели. Правила оформления
таблиц.
Практическая работа №11 «Создаем табличные модели»
Решение логических задач с помощью нескольких таблиц.
Вычислительные таблицы.
Практическая работа №12 «Создаем вычислительные
таблицы в текстовом процессоре»
Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин и их соотношений.
Практическая работа №12 «Создаём информационные
модели – диаграммы и графики» (задания 1–4)
Создание информационных моделей – диаграмм. Выполнение мини-проекта «Диаграммы вокруг нас»
Многообразие схем и сферы их применения.
Практическая работа №14 «Создаём информационные
модели – схемы, графы, деревья» (задания 1, 2, 3)
Информационные модели на графах.
Использование графов при решении задач.
Практическая работа №14 «Создаём информационные
модели – схемы, графы, деревья» (задания 4 и 6)
Что такое алгоритм.
Работа в среде виртуальной лаборатории «Переправы»
Исполнители вокруг нас.
Работа в среде исполнителя Кузнечик
Формы записи алгоритмов.
Работа в среде исполнителя Водолей
Линейные алгоритмы.
Практическая работа №15 «Создаем линейную презента-

9
10
11

6

12
13
14
15
16

17

6

18

19

20
21
22

23

3

24
25
26

3
14

Итоговое
Алгоритмика
повторение

цию»
Алгоритмы с ветвлениями.
Практическая работа №16 «Создаем презентацию с гиперссылками»
Алгоритмы с повторениями.
Практическая работа №16 «Создаем циклическую презентацию»
Исполнитель Чертежник. Пример алгоритма управления
Чертежником.
Работа в среде исполнителя Чертёжник
Использование вспомогательных алгоритмов.
Работа в среде исполнителя Чертёжник
Алгоритмы с повторениями для исполнителя Чертёжник.
Работа в среде исполнителя Чертёжник
Обобщение и систематизации изученного по теме «Алгоритмика»
Выполнение и защита итогового проекта.

27
28
29

4

30
31
32
33

3

Резерв учебного времени

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 01.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(904)147-15-73

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».