Сложности русского языка 9 класс

Пояснительная записка
Данная рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Сложности
русского языка» для обучающихся 9 класса разработана на основе требований к
результатам ООП ООО МКОУ «Шумиловская СОШ» в соответствии с требованиями
ФГОС ООО.
Цель изучения курса: формирование языковой и лингвистической компетенции
при подготовке к ОГЭ, что соответствует цели программы основного общего образовании
по русскому языку в 5-9 классах основной школы:
Задачи изучения курса:
- обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;
- применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;
- углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Достижение указанных выше цели и задач осуществляется в процессе формирования
ключевых
компетенций
языковой
и
лингвистической
(языковедческой),
коммуникативной и культуроведческой.
Механизм формирования лингворечевой компетенции:
- использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительнореферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе
представленных в электронном виде;
- анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;
- анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;
- анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;
- тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами
русского языка;
- создание сочинения-рассуждения по данному тексту;
- редактирование собственного текста;
- применение в практике речевого общения основных норм современного русского языка,
использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка;
- соблюдение в практике письма основных норм языка;
- использование в практике основных приёмов информационной переработки устного и
письменного текста.
В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивнокоммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Таким
образом, программа создает условия для реализации
деятельностного подхода к
изучению русского языка в 9 классе.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие
создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык
выполняет в системе школьного образования.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Требования к результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования являются ключевой составляющей Стандарта, которые
расширяют представление об образовательных результатах и ориентируют не только на
нормирование предметных результатов, но и на достижение метапредметных и
личностных результатов. Эти требования сформулированы на основе обобщения и
согласования ожидаемых перспектив и запросов личности, семьи, общества и государства

к
сфере
образования.
Они
представляют
операционализированные цели образования.

собой

конкретизированные

и

Личностными
результатами освоения выпускниками основной школы
программы по русскому языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных
ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения
в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к
родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как
явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к
самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы
программы по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения
(коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной
информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным,
изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение
разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства
массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том
числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию,
сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их
содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность
определять
цели
предстоящей
учебной
деятельности
(индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые
результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной
степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и
жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной
форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность,
соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям
окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога повествование, описание, рассуждение,
сочетание разных видов монолога и диалога и этикетный, диалог-расспрос, диалогпобуждение, диалог - обмен мнениями и другие, сочетание разных видов диалога;
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;

соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного
общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной
деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою
речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить
грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и
редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями,
докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием
различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим
учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа
языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы
и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в
процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в
спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами
речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального
межличностного и межкультурного общения.
Виды и формы деятельности:
Обучающиеся 9 класса познакомятся с лингвистическими сказками, словесными
играми, шарадами,метаграммами, кроссвордами, попробуют свои силы в анализе
художественного текста, попытаются разгадать языковые секреты традиционных разделов
школьного курса русского языка. Удивительные истории из жизни слов, загадочные
факты языка помогут учащимся овладеть орфографической и пунктуационной
грамотностью. Занятия состоят не только из теоретического материала, но и из
практической части, в которой представлены различные виды упражнений, помогающие
расширить знания учащихся по истории языка, помочь формированию языковой культуры
Формы проведения занятий
• лекции;
• практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и
раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов,
кроссвордов, головоломок, сказок.
• анализ и просмотр текстов;
• самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) с разными видами словарей;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в
занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема 1. Построение сжатого изложения
Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение
сжатого изложения. Редактирование изложения. Основные правила работы с текстом.
Определение круга предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
авторский замысел; главное в информации; сокращение текста различными способами;
использование языковых средств обобщенной передачи содержания.
Контроль знаний: построение сжатого изложения.
Тема 2. Средства выразительности речи

Богатые
возможности русского языка. Средства выразительности: лексические
(синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически
окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически
окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические
варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных
членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные
изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические – тропы, средства
экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрения использования в нём средств
выразительности.
Тема 3. Стилистика русского языка
Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический,
разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов:
функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация
языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
Тема 4. Нормы русской орфографии
Правописание корня слова. Правописание приставок. Правописание суффиксов.
Правописание н – нн в различных частях речи. Текстовые иллюстрации орфографических
норм.
Тема 5. Морфемика и словообразование.
Виды
морфем.
Корень.
Однокоренные
слова.
Словообразовательные
и
словоизменительные морфемы. Основа слова. Окончание. Приставка, суффикс как
словообразовательные морфемы. Морфемный и словообразовательный анализы слова.
Основные способы образования слов.
Тема 6. Морфология.
Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее
грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Самостоятельные и служебные части речи.
Тема 7. Синтаксические и пунктуационные нормы
Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное
предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания
в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом
предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.
Тема 8. Построение сочинения-рассуждения
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор
обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования
лингвистического положения. Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания
текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие
правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое
оформление сочинения. Правила построения рассуждения на лингвистическую тему и
рассуждения на основе анализа текста.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
1
2
3
4
5

Тема
Построение сжатого изложения
Средства выразительности речи
Морфология и орфография
Синтаксис и пунктуация
Построение сочинения-рассуждения
Итого

Количество часов
4
4
12
8
6
34 часа

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Кол-во

Тема занятия

часов
1

1

Содержание темы занятия

2

1

Микротема. Абзацное членение текста.

3

1

Приёмы сжатия текста.

4

1

Приёмы сжатия текста

5

1

Синонимы, антонимы

6

1

Средства выразительности

7

1

Средства выразительности

8

1

Фразеологизмы.

9

1

Словосочетание. Замена словосочетаний

10

1

Повторяем правописание корней.

11

1

Повторяем правописание приставок

12

1

Повторяем
правописание
прилагательных

13

1

Грамматическая основа предложения

14

1

Написание наречий и их омонимов

15

1

Синтаксический разбор простого предложения

16

1

Повторяем правописание суффиксов глаголов и причастий

17

1

18

1

Правописание не с разными частями речи

19

1

Правописание не с разными частями речи

20

1

Дефисное написание слов

21

1

Знаки препинания при однородных членах

22

1

Тест " Знаки препинания при однородных членах

23

1

Знаки препинания при обособленных определениях и приложениях

24

1

Знаки препинания при обособленных обстоятельствах

25

1

Тест " Знаки препинания при обособленных членах"

26

1

Синтаксический разбор осложнённых предложений

27

1

Знаки препинания при вводных конструкциях

28

1

Тест " Знаки препинания при вводных, вставных конструкциях"

29

1

Работа с текстом. Подготовка к сочинению

30

1

Структура сочинения на лингвистическую тему.

суффиксов

существительных

Повторяем правописание окончаний

и

31

1

Структура сочинения по финальным строкам.

32

1

Структура сочинения по значению слова.

33

1

Пробный ОГЭ

34

1

Анализ пробного ОГЭ. Итоговое занятие.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 01.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(904)147-15-73

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».