Пояснительная записка
Данная рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Основы
безопасности жизнедеятельности» для обучающихся 5-6 классов разработана на основе
требований к результатам ООП ООО МКОУ «Шумиловская СОШ» в соответствии с
требованиями ФГОС ООО.
Цель учебного предмета: формирование разносторонне развитой личности, способной понимать важность сбережения личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности, готовой овладеть умением предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций, разработать план действий в конкретной ситуации с учетом реальной
обстановки и своих возможностей.
Задачи учебного предмета:
- освоение обучающимися знаний о здоровом образе жизни, об опасных и
чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
- обучение школьников умению предвидеть потенциальные опасности и правильно
действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую помощь;
- развитие у обучаемых качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
- воспитание у обучающихся культуры безопасности жизнедеятельности, чувства
ответственности за личную и общественную безопасность, ценностного отношения к
своему здоровью и жизни;
- формирование у школьников антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
для обучающихся 5-9 классов реализуется через обязательную часть учебного плана ООП
ООО.
Программа рассчитана всего на 169 часов, по 34 часа в год (1 час в неделю) в 5-8
классах, 33 часа в год (1 час в неделю) в 9 классе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1.
Гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и
настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед
Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость
использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение
личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с
российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и
государств, находившихся на территории современной России); интериоризация
гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира.
2.
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию
на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному
выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов.
3.
Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость,
уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных
традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в
поступках,
поведении,
расточительном
потребительстве;
сформированность
представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в
развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского
общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и
религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного
отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в
социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества
4.
Сформированность
целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего
социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5.
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.
Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность
к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа
допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как
конвенционирования интересов, процедур).
6.
Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной
жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в
процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые
формируют сами обучающиеся; включенность в непосредственное гражданское участие,
готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения,
продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами;
идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение
компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей
созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального
творчества,
ценности
продуктивной
организации
совместной
деятельности,
самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера,
формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности,
рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации
собственного лидерского потенциала).
7.
Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни;
интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на
транспорте и на дорогах.
8.
Сформированность основ экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически
ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных
ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям туризмом, в том числе
экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
5 КЛАСС
Обучающийся получит возможность научиться:
безопасно использовать бытовые приборы и средства бытовой химии;
анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах большого
скопления людей;
анализировать последствия возможных опасных ситуаций криминогенного
характера;
безопасно применять способы самозащиты;
предвидеть пути и средства возможного вовлечения в криминогенную ситуацию;
владеть основными правилами дорожного движения
оказывать взаимопомощь терпящим бедствие на воде;
использовать первичные средства пожаротушения;
использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности
жизнедеятельности различные источники информации, включая Интернет-ресурсы;
усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и
чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и проводить несложные
эксперименты для доказательства предположений обеспечения личной безопасности;
творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области
безопасности жизнедеятельности.
6 КЛАСС
Обучающийся получит возможность научиться:
классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций
в туристических поездках;
готовиться к туристическим поездкам;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических поездках;
оказывать первую доврачебную помощь в условиях автономии.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
5
класс
1.
Основы безопасности личности, общества и государства
Правила безопасного поведения в населенном пункте (городе, поселке)
- Особенности города как среды обитания человека. Источники и зоны повышенной
опасности в современном городе: городской и общественный транспорт, улицы и дороги,
здания и сооружения, подземные коммуникации, строительные площадки, уличное электричество, промышленные предприятия. Правила безопасного поведения в опасных ситуациях. Безопасное поведение у воды и на воде. Использование средств и способов само- и
взаимопомощи на воде.
Системы обеспечения безопасности города (населенного пункта). Различные службы помощи: полиция, пожарная охрана, «скорая помощь», служба спасения, коммунальные и другие службы. Правила вызова служб безопасности. Государственные, муниципальные (городские) и районные службы обеспечения безопасности.
Правила безопасного поведения в быту
Характеристика городского и сельского жилища, особенности его жизнеобеспечения (водоснабжение, отопление, электроснабжение, канализация). Источники опасности в
жилище и их характеристика. Возможные аварийные и опасные ситуации в жилище.
Причины возникновения пожаров в жилых помещениях и их последствия. Меры
пожарной безопасности в быту. Правила безопасного поведения при пожаре в доме (квартире, подъезде, на балконе, в подвале). Что делать, если на человеке загорелась одежда,
если в комнате загорелся электроприбор (телевизор, компьютер), новогодняя елка. Способы эвакуации из горящего здания. Чего не следует делать при пожаре в квартире. Первич-
ные средства пожаротушения и правила пользования ими.
Затопление квартиры. Причины затопления и его возможные последствия. Правила
поведения при затоплении жилища и меры по его предотвращению.
Правила безопасности при обращении с электрическими и электронными приборами. Опасности, возникающие при нарушении правил обращении с электрическими и электронными приборами. Основные виды электрических и электронных приборов, используемых в быту; правила их безопасного использования.
Правила безопасности при пользовании бытовым газом. Отравления бытовым газом, причины и последствия. Меры профилактики. Правила пользования газовыми приборами. Правила безопасного поведения: при обнаружении запаха газа в квартире; при обнаружении запаха газа в повале, подъезде, во дворе, на улице.
Правила безопасности при пользовании опасными веществами и средствами бытовой химии. Опасные вещества и средства бытовой химии. Опасности, возникающие при
нарушении правил пользования ими. Действия опасных веществ и препаратов бытовой
химии на организм человека. Правила хранения опасных веществ и средств бытовой химии.
Взрыв и обрушение дома. Что делать, если в квартире произошел взрыв.
Что делать, если в квартире захлопнулась дверь, сломался замок. Чего нельзя делать, если потеряны ключи от квартиры.
Правила безопасного поведения на улицах
Опасные природные явления. Чем опасен гололед. Как смягчить падение на льду.
Чем опасны толпа и паника.
Правила безопасного обращения с животными. Жизнедеятельность животных в
условиях города. Домашние животные и связанные с ними проблемы. Правила обращения
с домашними животными. Что делать, если укусила собака. Одичавшие собаки и кошки
как переносчики инфекционных заболеваний.
Правила безопасного поведения на транспорте
Современные улицы и дороги - зоны повышенной опасности. Дорожное движение
и его участники: пешеходы, пассажиры, водители. Дорога и ее составные части. Средства
безопасности на дороге. Правила безопасного поведения пешеходов на дороге. Правила
перехода проезжей части. Правила безопасного поведения велосипедистов на улицах и
дорогах.
Правила безопасного поведения на городском и общественном транспорте. Причины возникновения ДТП. Краткая характеристика современных видов транспорта.
Основные правила безопасности на городском общественном транспорте. Правила
безопасного поведения при аварийных ситуациях (пожаре, столкновении, перевороте,
опрокидывании) на городском и общественном транспорте. Правила безопасного поведения пассажира автомобиля. Транспортные аварии.
Правила поведения на железнодорожном транспорте. Характеристика железнодорожного транспорта. Правила безопасного поведения пассажиров при крушении поезда;
при авариях, связанных со столкновениями и экстренными торможениями; при пожаре в
поезде; при сильном задымлении.
Правила безопасного поведения на авиационном транспорте. Характеристика авиационного транспорта. Правила безопасного поведения авиапассажиров при вынужденной
посадке, при разгерметизации салона, при пожаре в самолете, при аварийной посадке на
воду.
Правила безопасного поведения на водном транспорте. Характеристика водного
транспорта. Индивидуальные и групповые средства спасения на водном транспорте. Действия пассажиров при объявлении шлюпочной тревоги. Способы эвакуации с судна. Что
делать, если человек упал за борт судна.
II. Правила безопасного поведения в социальной среде
Правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях
Понятие о личной безопасности. Опасное время. Опасные и безопасные места в
населенном пункте. Общие сведения о зонах криминогенной опасности: безлюдные окраины города (населенного пункта); глухие зоны парков и скверов; места массового скопления людей и т. д. Незнакомые взрослые и подростки.Безопасное использование средств
коммуникации.
Правила безопасного поведения при возникновении криминогенных ситуаций: перед
подъездом, в подъезде, в лифте, на лестничной площадке.Способы самозащиты в криминогенной ситуации.
Правила безопасного поведения при возникновении криминогенной ситуации в доме
(квартире): звонок в дверь; дверь пытаются открыть (взломать); вы вернулись из школы, а
дверь квартиры открыта.
Правила безопасного поведения при возникновении криминогенных ситуаций на
улице. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни во время прогулок. Как
избежать опасных домогательств и насилия. Что делать, если вы оказались заложником.
Изменение среды обитания человека в городе
Причины и последствия загрязнения воды, воздуха и почв города. Способы очистки воды. Что нужно делать, чтобы дышать чистым воздухом.
III. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Средства оказания медицинской помощи
Домашняя медицинская аптечка. Правила хранения и проверка лекарственных
средств. Перевязочные и лекарственные средства. Правила приема лекарственных
средств.
Первая медицинская помощь при травмах и повреждениях
Общие сведения о травмах и повреждениях организма человека. Понятие о травме
(повреждении) и ране. Открытые и закрытые травмы. Общие признаки травм и ранений.
Правила оказания ПМП при незначительных открытых ранах.
Первая медицинская помощь при острых состояниях
Общая характеристика кровотечений. Наружное и внутреннее кровотечение. Артериальное, венозное, капиллярное и смешанное кровотечения.
Первая помощь при кровотечении. Основные способы временной остановки кровотечения. Правила наложения кровоостанавливающего жгута и давящей повязки. Правила
применения индивидуального перевязочного пакета. Первая помощь при кровотечении из
носа.
IV. . Основы здорового образа жизни
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни
Здоровье человека и его составляющие. Основные критерии здоровья человека.
Здоровый образ жизни как индивидуальная система поведения человека, направленная на
сохранение и укрепление здоровья. Составляющие здорового образа жизни.
Развитие и изменение организма подростков. Характеристика некоторых факторов,
которые влияют на рост и вес подростков. Различные виды нарушения осанки и причины
их возникновения. Профилактика нарушений осанки. Изменение в характере подростков,
которые связаны с их физиологическим созреванием.
Факторы, укрепляющие здоровье человека
Личная гигиена и здоровье. Основные понятия личной гигиены. Г игиенические
рекомендации по уходу за кожей, зубами, волосами, глазами, ушами. Г игиена одежды;
гигиенические требования к одежде, головным уборам, обуви.
Профилактика травм в школьном возрасте
Влияние компьютера и телевизора на здоровье детей. Безопасность при работе на
персональном компьютере.
класс
I. Безопасность и защита человека в среде обитания
Правила безопасного поведения в природной среде
Опасные и экстремальные ситуации в природе и их причины. Понятие опасной и
экстремальной ситуации. Основные виды экстремальных ситуаций в природе и их причины. Понятие о вынужденном автономном существовании. Возможные причины попадания
человека в условия вынужденного автономного существования в природных условиях.
Первоочередные действия потерпевших бедствия при аварии транспортного средства в безлюдной местности. Варианты принятия решений: уход с места происшествия;
ожидание помощи на месте происшествия природных условий
Правила предотвращения экстремальных ситуаций в природных условиях. Подготовка к походу - важный этап обеспечения безопасности. Сбор сведений и изучение местности. Подбор личного и группового туристического снаряжения, общие требования к
нему. Организация выполнения правил безопасного поведения на природе.
Выбор и подготовка одежды и обуви. Требования к одежде и обуви. Правила ухода
за одеждой и обувью в условиях природной среды. Способы проветривания и просушивания одежды и обуви. Особенности пользования одеждой и обувью в зимнее время.
Психологические основы выживания в опасных и ЧС
Психологические основы выживания в природных условиях. Психическое состояние человека при автономном выживании в природных условиях. Понятие о факторах и
стрессорах выживания в природных условиях; их влияние на организм человека. Способы
преодоления стрессоров выживания. Преодоление страха и стрессового состояния.
Правила безопасного поведения при вынужденном автономном существовании
в природных условиях
Правила определения направления выхода. Потеря ориентировки как наиболее
частая экстремальная ситуация в природе. Определение направлений выхода в ситуации,
когда человек заблудился. Определение направления выхода в случае отставания от группы. Сохранение направления движения. Движение по азимуту. Способы переправы через
реку и преодоления болот. Особенности определения направления выхода в зимнее время.
Классификация, причины и последствия опасных ситуаций в туристических походах.
Понятие об ориентировании. Способы ориентирования на местности. Ориентирование по компасу, по собственной тени, по звездам, по часам, по местным предметам и
приметам.
Правила оборудования временного жилища. Основные требования, предъявляемые
к месту сооружения временного жилища. Виды и способы сооружения временного жилища в летнее время. Особенности укрытий в горах.
Правила и способы добывание огня. Выбор места и правила разведения костра.
Особенно разведения костра в ненастную погоду и в зимнее время. Соблюдение мер пожарной безопасности. Виды костров и их назначение.
Обеспечение водой и питанием. Обеспечение питанием из резервов природы. Съедобные растения, насекомые, животные. Правила поиска и сбора растительной пищи. Меры безопасности при употреблении животной и растительной пищи. Обеспечение водой
из водоемов, снега, льда. Способы добывания воды, ее очистка и обеззараживание в условиях вынужденного автономного существования. Кипячение воды и приготовление растительной пищи при отсутствии посуды. Способы приготовления на костре рыбы и мелких
животных.
Сигналы бедствия в условиях вынужденного автономного существования.
Способы подачи сигналов бедствия. Специальные знаки международной кодовой таблицы
символов. Устройство и изготовление простейших сигнальных средств.
Смена климатогеографических условий
Факторы, влияющие на здоровье человека при смене климатогеографических условий. Акклиматизация, общие понятия и определения. Смена часовых поясов. Смена кли6
мата. Акклиматизация в условиях жаркого климата, горной местности, Севера. Требования к здоровью человека, которые необходимо учитывать при планировании смены климатогеографических условий.
Государственная система защиты и обеспечения безопасности населения
Мероприятия по защите населения от ЧС мирного и военного времени Коллективные и индивидуальные средства защиты. Виды убежищ. Устройство убежища. Порядок заполнения убежища. Правила поведения в убежище. Чего делать нельзя при нахождении в убежище. Как пользоваться поврежденным противогазом. Замена поврежденного
противогаза в условиях зараженного воздуха.
II. Оказание первой помощи и здоровый образ жизни
Средства оказания медицинской помощи
Аптечка первой помощи (походная). Комплектование походной аптечки лекарственными средствами и средствами оказания первой помощи. Использование лекарственных растений для оказания первой помощи.
Первая медицинская помощь при травмах и повреждениях
Понятие о закрытых повреждениях. Признаки закрытых повреждений. Первая медицинская помощь при закрытых повреждениях: ушибах, растяжениях, разрывах связок и
мышц, вывихах, переломах, сдавливаниях. Способы переноски пострадавших. Профилактика закрытых повреждений.
Первая медицинская помощь при острых состояниях
Первая при укусах змей и насекомых. Признаки укуса змеи. Оказание первой медицинской помощи пострадавшему, укушенному змеей. Признаки укуса насекомых. Оказание первой медицинской помощи при укусах насекомых. Признаки укуса клеща. Оказание первой медицинской помощи при укусе клеща. Клещевой энцефалит. Как уберечься
от энцефалита.
Первая медицинская помощь при тепловом и солнечном ударе, солнечном ожоге.
Признаки теплового и солнечного удара. Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударе. Признаки солнечного ожога. Оказание первой медицинской
помощи при солнечном ожоге.
Понятие об обморожении. Степени обморожения и их признаки. Оказание первой
помощи при обморожениях. Переохлаждение организма. Оказание первой медицинской
помощи при охлаждении.
Причины бедствий на воде. Признаки утопления. Оказание первой медицинской
помощи при утоплении.
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни
Развитие и изменение организма в подростковом возрасте. Изменение поведения.
Как отстаивать свою точку зрения. Взаимоотношения с родителями.
Факторы, укрепляющие здоровье человека
Рациональное питание в жизнедеятельности человека. Понятие о рациональном
питании. Обмен веществ и энергии как основная функция организма человека. Значение
органических (белков, жиров и углеводов) и неорганических (витаминов, минеральных веществ и воды) веществ в питании человека. Рациональное, сбалансированное и калорийное питание Режим питания.Гигиена и культура питания. Основные гигиенические требования к питанию.
Внеурочная деятельность
5 КЛАСС
№ п\п
Тема
1
2
3
Город как среда обитания. Особенности природных условий в городе
Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища
Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность
Кол-во
часов
1
1
1
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
Основы безопасности жизнедеятельности человека
Дорожные знаки, безопасность участников дорожного движения
Пешеход. Безопасность пешехода
Пассажир. Безопасность пассажира
Водитель
Пожарная безопасность
Безопасное поведение в бытовых ситуациях
Погодные условия и безопасность человека
Безопасность на водоемах
Криминогенные ситуации и личная безопасность
Обеспечение личной безопасности дома
Обеспечение личной безопасности на улице
Чрезвычайные ситуации природного характера
Чрезвычайные ситуации техногенного характера
Отработка действий на случай возникновения ЧС природного и
техногенного характера
Отработка действий на случай возникновения ЧС природного и
техногенного характера
Отработка действий на случай возникновения ЧС природного и
техногенного характера
Отработка действий на случай возникновения ЧС природного и
техногенного характера
О здоровом образе жизни
Двигательная активность и закаливание организма необходимые
условия укрепления здоровья
Рациональное питание. Гигиена питания.
Вредные привычки и их влияние на здоровье человека.
Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек
(практические занятия)
Первая медицинская помощь при различных видах повреждений
Первая медицинская помощь при различных видах повреждений
Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах,
носовом кровотечении (практические занятия)
Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах,
носовом кровотечении (практические занятия)
Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах,
носовом кровотечении (практические занятия)
Первая медицинская помощь при отравлениях (практические
занятия)
Первая медицинская помощь при отравлениях (практические
занятия)
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6 КЛАСС
№ п\п
Тема
1
2
3
4
Природа и человек
Ориентирование на местности.
Подготовка к выходу на природу
Определение места для бивака и организация бивачных работ
Кол-во
часов
1
1
1
1
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
Определение необходимого снаряжения для похода
Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе
Подготовка и проведение пеших походов на равнинной и горной
местности
Подготовка и проведение лыжных походов
Водные походы и обеспечение безопасности на воде
Велосипедные походы и безопасность туристов
Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем
и выездном туризме
Акклиматизация человека в различных климатических условиях
Акклиматизация человека в горной местности
Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха
наземными видами транспорта
Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха
водным транспортом
Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха
воздушным транспортом
Автономное пребывание человека в природной среде
Добровольная автономия человека в природной среде
Вынужденная автономия человека в природной среде
Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при
автономном существовании
Опасные погодные явления
Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в
природных условиях
Укусы насекомых и защита от них
Клещевой энцефалит и его профилактика
Вопросы личной гигиены и оказание первой медицинской помощи в
природных условиях
Оказание первой медицинской помощи при травмах
Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном
ударах, отморожении и ожоге
Оказание первой медицинской помощи при укусах змей и насекомых
Здоровый образ жизни и профилактика утомления
Компьютер и его влияние на здоровье
Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека
Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека
Влияние наркотиков и психоактивных веществ на здоровье человека
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1