Пояснительная записка
Данная рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Математика для
всех» для учащихся 8 класса разработана на основе требований к результатам освоения ООП
ООО МКОУ «Шумиловская СОШ» в соответствии с ФГОС ООО.
Цель программы – создание условий для повышения уровня математического
развития обучающихся, формирования логического мышления посредством освоения основ
содержания математической деятельности.
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Задачи:
научить правильно применять математическую терминологию;
подготовить обучающихся к участию в олимпиадах;
совершенствовать навыки счёта, применения формул, различных приемов;
научить делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
формировать навыки самостоятельной работы;
воспитывать сознательное отношение к математике, как к важному предмету;
формировать приемы умственных операций школьников (анализ, синтез, сравнение,
обобщение, классификация, аналогия), умения обдумывать и планировать свои действия.
воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой
деятельности;
воспитывать привычку к труду, умение доводить начатое дело до конца.
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
развивать математическое мышление, смекалку, эрудицию;
развивать у детей вариативность мышления, воображение, фантазии, творческие
способности, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие
умозаключения.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
•
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и
построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом
устойчивых познавательных интересов;
•
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач,
решений, рассуждений;
•
умение контролировать процесс и результат математической деятельности;
•
первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой
деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
•
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в
образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
•
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания,
отличать гипотезу от факта;
•
креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач.
Метапредметные результаты
регулятивные УУД:
•
Определять цель деятельности на уроке самостоятельно и с помощью учителя;
•
•
•
•
•
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
Планировать учебную деятельность на уроке и последовательность выполнения действий;
Высказывать свои версии и предлагать способы их проверки (на основе продуктивных заданий);
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (справочные
пособия, инструменты, подручные средства);
Определять успешность выполнения своего задания, причины затруднений, степень
достижения планируемых результатов.
познавательные УУД:
•
•
•
навыки решения проблем творческого и поискового характера;
навыки поиска (в различных информационных источниках), анализа, интерпретации, конструирования и представления информации;
навыки выбора наиболее эффективных способов действий, в том числе в ситуации
исследования.
коммуникативные УУД:
умение выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
умение координировать свои усилия с усилиями других;
умение формулировать собственное мнение и позицию, с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли;
• понимание возможности существования у людей различных точек зрения, умение
ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии, стремление к
координации различных позиций в сотрудничестве, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями
обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю, 34 часа в год.
•
•
•
Содержание программы
№
Тема
Количество
часов
1.
Элементы математической логики. Теория чисел.
7
2.
Геометрия многоугольников.
9
3.
Геометрия окружности.
3
4.
Теория вероятностей.
4
5.
Уравнения и неравенства.
6
6.
Проекты.
5
Итого
34 часа
Тематическое планирование
№
Тема занятия
Форма
и
деятельности
вид
Тема 1. Элементы математической логики. Теория чисел.
1.
Логика высказываний. Диаграммы Эйлера-Венна.
Беседа-лекция,
Решение
занимательных задач
2.
Простые и сложные высказывания и операции над ними.
Беседа. Практическая
работа в группах
3.
Задачи на комбинации и расположение.
Решение
задач,
индивидуальная
работа
4.
Применение теории делимости к решению олимпиадных и Мини-лекция,
конкурсных задач.
«Конкурс знатоков»
5.
Задачи на делимость, связанные с разложением выражений на Решение задач, работа
множители.
в группах
6.
Степень числа. Уравнение первой степени с двумя неизвестными в Решение задач, работа
целых числах.
в группах
7.
Графы в решении задач. Принцип Дирихле.
Мини-лекция
Решение задач, работа
в группах
Тема 2. Геометрия многоугольников.
8.
Площади. История развития геометрии. Вычисление площадей в Беседа. Знакомство с
древности, в древней Греции.
научно-популярной
литературой.
Практическая работа в
группах
9.
Геометрия на клеточной бумаге. Разделение геометрических фигур Практическая работа в
на части.
группах
10.
Формулы для вычисления объемов многогранников.
Александрийский и его формула.
11.
Пифагор и его последователи. Различные способы доказательства Беседа,
работа
теоремы Пифагора.
источниками
информации.
12.
Различные
способы
доказательства
теоремы
Пифагоровы тройки. Геометрия в древней индии.
13.
Геометрические головоломки.
геометрические задачи.
Олимпиадные
и
конкурсные Творческая работа в
группах
14.
Геометрические головоломки.
геометрические задачи.
Олимпиадные
и
конкурсные Решение
занимательных задач.
Творческая работа в
группах
15.
О делении отрезка в данном отношении. Задачи на применение Творческая работа в
Герон Практическая работа в
группах,
«Математический
КВН»
с
Пифагора. Мини-лекция. Беседа,
работа с источниками
информации.
16.
подобия, золотое сечение.
группах,
диагностическая
работа
в
виде
викторины
«Своя
игра»
Пропорциональный циркуль. Из истории преобразований.
Мини-лекция
Практическая работа
Тема 3. Геометрия окружности
17.
Архимед о длине окружности и площади круга. О числе Пи.
Беседа.
Игра
«Конкурс знатоков»
18.
Окружности, вписанные углы, вневписанные углы в олимпиадных Творческая работа в
задачах.
группах.
Решение
олимпиадных
и
занимательных задач
19.
Окружности, вписанные углы, вневписанные углы в олимпиадных Творческая работа в
задачах.
группах.
Решение
олимпиадных
и
занимательных задач
20.
Что такое проект. Виды проектов (индивидуальный, групповой). Мини-лекция.
Как провести исследование.
Выполнение
коллективного
проекта.
мини
Тема 4. Теория вероятностей.
21.
Место схоластики в современном мире. Классическое определение Мини-лекция. Беседа.
вероятности.
Решение
задач.
Практическая работа в
группах
22.
Геометрическая вероятность.
23.
Основные теоремы теории вероятности и их применение к Творческая работа в
решению задач.
группах.
Решение
олимпиадных
и
занимательных задач
24.
Основные теоремы теории вероятности и их применение к Практическая работа.
решению задач.
Диагностическая
работа в виде теста.
25.
Работа над проектом. Как провести исследование. Работа с Проективная работа,
источниками информации.
индивидуальная
работа над проектами.
Тема 5. Уравнения и неравенства.
Мини-лекция.
«Математический
КВН»
26.
Уравнения с параметрами – общие подходы к решению.
Мини-лекция.
Решение заданий
парах.
27.
Разложение на множители.
Беседа. Практическая
работа в группах.
28.
Деление многочлена на многочлен. Теорема
свободного члена, деление «уголком»
29.
Решение уравнений и неравенств.
Решение задач, работа
в группах.
30.
Решение уравнений и неравенств.
«Конкурс знатоков»,
в
Безу о делителях Мини-лекция
Практическая работа в
парах.
работа с источниками
информации,
ресурсами Интернет.
31.
Модуль числа. Уравнения и неравенства с модулем.
Практическая работа.
Диагностическая
работа в виде теста.
Оформление
брошюры-пособия
Тема 6. Проекты.
32.
Работа над проектами.
Работа с источниками
информации. Беседа.
33.
Защита проектов.
Конференция