Пояснительная записка
Данная рабочая программа учебного предмета «Писатели Восточной Сибири» для
обучающихся 5-6 классов разработана на основе требований к результатам ООП ООО
МКОУ «Шумиловская СОШ» в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Цель: формирование основ морали, семейных ценностей, ориентированное на соизмерение
своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед
семьёй, страной.
Задачи:
1) приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с
привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых
сведений по истории литературы;
2) овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух
художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
3) овладение способами устного пересказа (подробного, выборочного, сжатого,
от другого лица, художественного) небольшого отрывка, главы, повести,
рассказа, сказки;
4) свободное владение монологической и диалогической речью в объеме
изучаемых произведений;
5) умение развернуто ответить на вопрос, составить рассказ о литературном
герое;
6) создание отзыва на самостоятельно прочитанное произведение;
7) освоение
лингвистической,
культурологической,
коммуникативной
компетенций.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота
России, развитие духовно – нравственного мира школьника, его национального
самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании курса. В процессе
обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие
взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.
Личностные задачи:
1.
воспитание духовной развитой личности;
2.
формирование чувства патриотизма, любви и уважения к литературе
родного края;
3.
усвоение нравственных ценностей многонационального российского
общества;
4.
развитие эстетического осознания собственной духовной причастности
к красоте и уникальности природы родного края;
Метапредметные задачи:
1. смысловое чтение произведений;
2. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия осознанного выбора в
учебной деятельности;
3. умение работать индивидуально и в группе, аргументировать своѐ мнение;
4. 4. владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
Предметные задачи/результаты:
1. привлечение внимания к устному народному творчеству народов Восточной
Сибири;
2. знакомство с особенностями мышления, образа жизни разных народов;
3. развитие эмоционального восприятия художественных произведений;
4. умение выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения;
5. умение самостоятельно находить ответ на поставленный вопрос;
6. формулирование собственного отношения к прочитанному произведению;
7. умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с
привлечением образных средств;
8. формирование
навыков
анализа
произведений
с
привлечением
литературоведческих понятий;
9. восприятие на слух произведений разных жанров, осмысленное чтение и
адекватное восприятие.
5 КЛАСС
Выпускник научится:
определять тему и основную мысль произведения;
пересказывать эпизоды прочитанного текста, пересказывать сюжет;
характеризовать героев-персонажей;
находить основные изобразительно-выразительные средства,
характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные
функции (эпитет, сравнение, аллегория);
определять родо-жанровую специфику художественного произведения
(рассказ, сказка);
выделять в произведениях элементы художественной формы;
пользоваться основными теоретико-литературными терминами и
понятиями, изученными в этом и предыдущих классах;
собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для
составления плана, сочинения на заранее объявленную литературную тему;
выражать личное отношение к художественному произведению,
аргументировать свою точку зрения;
выразительно читать с листа и наизусть произведения /фрагменты
произведений художественной литературы, передавая личное отношение к
произведению;
ориентироваться в информационном образовательном пространстве:
работать с энциклопедиями, словарями.
Выпускник получит возможность научиться:
анализировать художественное произведение во взаимосвязи
литературы с другими областями гуманитарного знания (историей и др.);
6 КЛАСС
Выпускник научится:
определять тему и основную мысль произведения
владеть различными видами пересказа, пересказывать сюжет; выявлять
особенности композиции, основной конфликт;
характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные
характеристик;
находить основные изобразительно-выразительные средства,
характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные
функции;
определять родо-жанровую специфику художественного произведения
(повесть, летопись, стихотворение, миф);
выделять в произведениях элементы художественной формы и
обнаруживать связи между ними;
выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев;
пользоваться основными теоретико-литературными терминами и
понятиями (пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих
классах);
собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для
составления плана, тезисного плана, написания аннотации, сочинения,
создания проекта на заранее объявленную литературную тему;
выражать личное отношение к художественному произведению,
аргументировать свою точку зрения;
выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты
произведений художественной литературы, передавая личное
отношение к произведению;
ориентироваться в информационном образовательном пространстве:
работать со справочниками, специальной литературой.
Выпускник получит возможность научиться:
давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том
числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки,
исторических документов и т.п.);
анализировать
художественное
произведение
во
взаимосвязи
литературы с другими областями гуманитарного знания (историей и др.);
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью образования на
различных уровнях образования, логикой внутрипредметных связей, а также
возрастными особенностями развития учащихся.
В соответствии с содержанием образовательных программ в образовательной
области «Филология» и Стандартом согласование с основными программами
проявляется в следующем:
-изучение произведений писателей Восточной Сибири направлено на
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического
мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и
уважения к литературе и ценностям отечественной культуры
-чтение и изучение текстов, имеющих художественно-эстетическую ценность
- изучение произведений сибирских писателей в контексте понимания
литературы как искусства слова;
-расширение знаний о жанрах, соответствующих содержанию примерных
программ - критерии отбора произведений сибирских писателей - высокая
художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное
влияние на личность ученика. Данный предмет логически связан с такими
предметами, как литература, география, история, русский язык.
Формы работы: индивидуальные; групповые; работа в парах, фронтальные;
Используемые технологии: игровые, здоровьесберегающие, ИКТ, проектная,
групповая и т.д. Методы, используемые на уроках: объяснительноиллюстративных,
репродуктивный,
частично-поисковый,
проблемное
изложение, исследовательский.
Содержание тем курса 5 класс
1. Устное народное творчество (13 часов)
Русская народная сказка «Бурка, каурка и синегривый конь» (2 часа).
Знакомство с произведением русского фольклора Сибири. Понятия сказитель и
собиратель. В. П. Зиновьев – иркутский фольклорист. Отличия фольклорной и
литературной сказки. Нравственная основа сказки. Устойчивость и основа волшебной
сказки, связанная с памятью народов о жизни в древние времена и служащая
средством сохранения памяти.
Анализ композиции ( понятие эпический зачин волшебной сказки, функции сюжета,
завязка, реалистический мир, мир сказочной фантастики, герой положительный, герой
отрицательный, волшебные помощники, мотив трудной задачи, финал сказки) и стиля
« вводные и заключительные формулы, утроение) волшебной сказки.
Выразительное чтение сказки с соблюдением особенностей местного говора.
Русская народная сказка «Митя» (2 часа).
Знакомство с произведениями русского фольклора Сибири. Понятия сказитель и
собиратель. Фольклористы М. К. Азадовский и Е. И. Шастина. Развитие сказочной
традиции на реке Лене в течение 20 века (Реалистичное) (жизнеподобное)
обоснование чудесной сюжетной образности с помощью причинно-следственной
логики, усиление личностного начала). Нравственная основа сказки. Устойчивость и
основа волшебной сказки, связанная с памятью народов о жизни в древние времена и
служащая средством сохранения памяти. Сказка «Митя» как соединение двух
самостоятельных сюжетов (контаминация сюжетов «Хитрая наука» и «Три языка»),
соединяющихся в финале.
Бурятская народная сказка «Упрямый парень» (2 часа).
Знакомство с произведениями бурятского фольклора Сибири. Понятия сказитель и
собиратель.
В основе сказки героический миф, связанный с биографией героя, преодолевающего
различные испытания, ведущего борьбу с гигантскими змеями, совершающего
подвиги во имя победы добра и справедливости. Знакомство с элементами мифа,
проявляющимися в сказке (мифологический персонаж Змея и основные
мифологические мотивы огонь и вода). Мифологический словарь как сводное и
систематизированное изложение мифотворчества всех народов мира. Закрепление
знаний о единой основе волшебных сказок, полученных на предыдущих уроках.
Бурятская народная сказка «Жѐлто-пѐстрая змея и охотник» как волшебная
сказка (1 час).
Бурятские народные соционально-бытовые сказки «Как хан узнал себе цену»
и сказка о животных «Жаворонок и обезъяна» (1 час).
Тофаларские народные сказки (1 час).
Знакомство с произведениями тофаларского фольклора Сибири. Понятия сказитель и
собиратель.
Осознание нравственных ценностей, заложенных в сказках, закрепление знаний о
единой основе волшебных сказок («Три мальчика» и «Тер-Окыш – долина цветов») и
сказок о животных, полученных на предыдущих уроках. Сопоставление фабулы
сказки «Три мальчика» с фабулой «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и
могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А. С.
Пушкина.
Эвенкийская народная сказка «Тывгунай-молодец и Чолбон-Чокулдай» (2
часа).
Знакомство с произведениями эвенкийского фольклора Сибири. Понятия сказитель и
собиратель.
Нравственная основа сказки. Знакомство с элементами мифа, проявляющимися в
сказке мифологической основой шаманского мифа и мифологическим мотивом верх и
низ. Мифологический словарь как сводное и систематизированное изложение
мифотворчества всех народов мира. Закрепление знаний о единой основе волшебных
сказок, полученных на предыдущих уроках.
Эвенкийская народная сказка «Умусликэн» (2 часа).
Знакомство с произведениями эвенкийского фольклора Сибири. Понятия сказитель и
собиратель. Нравственная основа сказки. Знакомство с элементами мифа,
проявляющимися в сказке (основа волшебной сказки «Умусликэн» - героический
миф). Художественный мир эвенкийской сказки в иллюстрациях. Мифологический
словарь как сводное и систематизированное изложение мифотворчества всех народов
мира. Закрепление знаний о единой основе волшебных сказок, полученных на
предыдущих уроках.
2. Человек и природа (5 часов)
Рассказ Семѐна Устинова «Любопытный бурундук» (1 час).
Знакомство с произведениями современного иркутского учѐного и писателя. В
рассказе описываются повадки, внешний вид, образ жизни бурундука, отношение к
зверьку человека. Осмысление темы любви к природе, добра и красоты.
Выразительное чтение с соблюдением норм литературного произношения.
Закрепление понятия жанр рассказа. Выявление авторской позиции в рассказе.
Рассказ Алексея Смирнова «Черника- хранитель тысячелетий» (1 час).
Знакомство с произведением современного иркутского учѐного и писателя, в котором
утверждается, что огонь тайге вреден и для ягодного кустарника и почвы.
Осмысление темы любви к природе, добра и красоты.
Выразительное чтение с соблюдением норм литературного произношения.
Закрепление понятия жанр рассказа. Выявление авторской позиции в рассказе.
Рассказ Валентина Распутина «В тайге над Байкалом» (3 часа).
Знакомство с произведением современного иркутского учѐного и писателя, в котором
описывается первый жизненный опыт мальчика, связанный с путешествием по берегу
Байкала, утверждается непроходящая ценность красоты окружающего мира,
способность человеческого духа жить единой с природой жизнью, напитываться
энергией красоты и природной мощи.
Выразительное чтение с соблюдением норм литературного произношения.
Закрепление понятий олицетворение и антитеза. Выявление средств художественной
выразительности, авторской позиции в рассказе.
3. Стихи для детей (5 часов)
Стихотворения Георгия Граубина (2 часа).
Знакомство с произведениями современного поэта, в которых описываются разные
стороны жизни школьников. Художественный мир стихов «До нашей эры»,
«Свободный час», «Если не нравимся», «Русский язык», «Каникулярия» или «Тайна
стихотворений» Г. Граубина.
Понятия: противоречие, на котором строится стихотворение, ритм и рифма.
Стихотворение Иннокентия Луговского «Кто разбил лѐд» (1 час).
Знакомство с произведением современного поэта, в котором утверждается мысль о
значимости любого живого существа для жизни природы. Художественный мир
стихотворения. Понятия: эпиграф, аллитерация, ассонанс.
Стихотворения Юрия Черных «Весѐлый разговор « и «Необычные гости» (1
час). Знакомство с произведениями современного поэта, в которых открывается тайна
животного мира. Своеобразие художественного мира стихов. Закрепление понятий
ритм и рифма.
Стихотворения усть-кутских поэтов (1час).
Знакомство с произведениями современных усть-кутских поэтов, в которых
передаѐтся чувство любви к родному городу и родной природе. Своеобразие
художественного мира стихов.
4. Проза для детей (9 часов)
Рассказ Анатолия Шастина «Пример для подражания» (1 час).
Знакомство с рассказом Анатолия Шастина «Пример для подражания» об истинной и
ложной воспитанности. Осмысление нравственной основы рассказа. Закрепление
понятий: авторская позиция, ирония.
Сказка Юрия Самсонова «Мешок снов» (2 часа).
Знакомство со сказкой Юрия Самсонова «Мешок снов» о щедрости и жадности,
подлинной доброте и красоте.
Осмысление нравственной основы рассказа. Закрепление понятий: фольклорная и
литературная сказка, авторская позиция.
Фантастический рассказ Геннадия Михасенко «Тѐтя Атиса» (4 часа).
Знакомство с фантастическим рассказом Г. Михасенко «Тѐтя Атиса» о становлении
характера юного героя. Осмысление нравственной основы рассказа. Понятия:
конфликт, фантастика. Художественная деталь.
Рассказ Марка Сергеева «Для чего нужна нам сила, или Как не стать
посмешищем» (1 час).
Знакомство с фрагментом радиобеседы Марка Сергеева на тему «Для чего нужна нам
сила, или Как не стать посмешищем». Осмысление нравственной основы рассказа
через поговорки или пословицы разных народов.
Рассказ Геннадия Машкина «Лютня» (2часа).
Знакомство с рассказом Г.Машкина «Лютня» об открытии школьниками сущности
характера и поведения учителя. Осмысление нравственной основы рассказа.
Закрепление понятий: конфликт, художественная деталь. Итоговая беседа по курсу
«Писатели Восточной Сибири» (1 час).
№
п/п
1-2
Тематическое планирование 5 класс
Тема урока
Кол-во уроков
2
3
Устное народное творчество Русская сказка
Восточной Сибири «Бурка – Каурка и синегривый
конь»
Русская народная сказка восточной Сибири»Митя»
4
Русская народная сказка восточной Сибири»Митя»
1
5
Русская народная сказка восточной Сибири»Митя»
1
6
7
Бурятская народная сказка «Упрямый парень».
Бурятская народная сказка «Жѐлто-пѐстрая змея и
охотник».
Бурятская народная социальнобытовая сказка «Как
хан узнал себе цену».
Сказка о животных «Жаворонок и обезьяна».
1
1
9
Тофаларские народные сказки «Три мальчика»,
«Тер-Окыш - долина цветов»,
«Сохатый и кабарга», «Как был наказан
медведь», «Изюбрь и сохатый".
1
10
Эвенкийская народная сказка
«Тывгунай - молодец и Чолбон - Чокулдай».
1
8
1
1
11
Эвенкийская народная сказка
«Тывгунай - молодец и Чолбон - Чокулдай».
1
12
13
14
Эвенкийская народная сказка «Умусликэн».
Эвенкийская народная сказка «Умусликэн».
Человек
и природа
Рассказ С. Устинова «Любопытный бурундук».
1
1
1
15
Рассказ А..Смирнова «Черника – хранитель
тысячелетий»
Рассказ В.Распутина «В тайге над Байкалом».
1
2
23
Стихи и проза
для детей
Стихотворения Г.Граубина « До нашей эры»,
«Свободный час», «Если не нравимся»,
«Русский язык»
«Каникулярия»
или «Тайна стихотворений».
Стихотворение
И. Луговского «Кто разбил лѐд?».
Стихотворения
Ю.Черных «Весѐлый разговор», «Необычные гости».
Стихи братских поэтов о родном городе.
24
Рассказ А. Шастина «Пример
для подражания».
1
25
Рассказ А. Шастина «Пример
для подражания».
1
25
Сказка Ю. Самсонова «Мешок снов».
1618
1920
21
22
3
1
1
1
1
26
Фантастический рассказ Г.Михасенко «Тѐтя Атиса».
1
27
Основной конфликт в рассказе «Тѐтя Атиса».
Г.Михасенко
1
28
Художественное своеобразие рассказа
Г.Михасенко «Тѐтя Атиса».
1
29
Отзыв о рассказе Г.Михасенко
«Тѐтя Атиса».
Рассказ
М.Сергеева «Для чего нужна нам сила, или Как не
стать посмешищем».
Рассказ Г.Машкина «Лютня».
1
Рассказ Г.Машкина «Лютня».
Итоговый урок по курсу»
Писатели Восточной Сибири»
1
1
30
31
32
33
1
1
Содержание тем курса 6 класс
Эпос народов Восточной Сибири(4ч)
Бурятский героический эпос “ГЭСЭР”
Эпос "Гэсэр" и картина мира древних бурят. Закрепление понятий миф,
мифологический герой, верх и низ, усвоенные на уроках по устному народному
творчеству народов Восточной Сибири в пятом классе. Повторение и закрепление
знаний, полученных на уроках литературы при изучении мифов народов мира и
героического эпоса разных народов. Общность и единство всех народов, населяющих
Сибирь и весь мир, проявляющиеся в законах мифа.
Якутский героический эпос ОЛОНХО Нюргун Боотур стремительный
Эпос "Олонхо" и картина мира древних якут. Закрепление понятий миф,
мифологический герой, верх и низ, усвоенных на уроках по устному народному
творчеству народов Восточной Сибири в пятом классе. Повторение и закрепление
знаний, полученных на уроках литературы при изучении мифов народов мира и
героического эпоса разных народов. Общность и единство всех народов, населяющих
Сибирь и весь мир, проявляющиеся в законах мифа.
Особенности мифологического сознания древнего человека.
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА СИБИРИ(5ч)
Сибирская летопись (фрагменты “О приходе Ермака в Сибирь” и “Об
убийстве
Ермака и других казаков царем Кучумом”)
Знакомство с сибирской летописью. Традиция русского летописания.
Характеристика летописания (в летописи излагается русская (сибирская) история, в
ней говорится о начале Русской (сибирской) земли, о начале русского народа (в
Сибири); летопись включает в себя произведения разнообразных жанров:
предшествующие летописи, сказания, устные рассказы, исторические песни,
созданные в различной среде: дружинной, монастырской, княжеской, а порой
ремесленной и крестьянской; летопись создавалась многими авторами, в ней
отразились идеология верхов феодального общества и народные воззрения на русскую
историю, народные о ней думы и народные чаяния; летопись - произведение
эпическое и лирическое одновременно).
Жизнь и деяния Ермака в сибирском летописании.
Баллада К.Ф. Рылеева “Смерть Ермака”
Знакомство с балладой К.Ф. Рылеева “Смерть Ермака” как отражением
сибирской и общерусской истории. Своеобразие использования документальной
основы в художественном произведении (летописи в балладе К.Ф. Рылеева). Природа
художественного образа в балладе.
“Иркутская летопись”
Городовая летопись. Знакомство с Иркутскими летописями (Романов Н.С.
Летопись города Иркутска за 1881-1901гг., Романов Н.С. Летопись города Иркутска за
1902 – 1924 гг., Иркутская летопись 1661-1940 гг. и др.).
История города в событиях, истории России и жизни отдельного человека.
Произведения сибирских писателей ХIХ века
Н. А. Белоголовый “Воспоминаний сибиряка. Из детских лет» (фрагменты)
(2ч)
Воспоминания Н.А.Белоголового как документальные очерки, то есть записи,
основанные на личных воспоминаниях фактов из детской жизни автора. Характерная
чертой очерков - авторское стремление к точности. Характеристика жизни купеческой
семьи, мальчиков и их учителей.
Декабристы и их роль в развитии культуры Восточной Сибири и
Иркутска.
Рассказ В.М. Михеева “Учитель”(Воспоминание)
Характеристика сибирского интеллигента, его отношения к людям,
обществу, природе. Авторская позиция в рассказе.(1ч) Из лирики
сибирских поэтов Х1Х век
Стихотворение Дмитрия Давыдова «Думы беглеца на Байкале»
Позывные сигналы Иркутского радио – народная песня – авторское
стихотворение. Художественный мир стихотворения (характеристика пути
лирического героя, пространственные и временные координаты стихотворения,
состояние героя). Сопоставление стихотворения и народной песни. Проблема
сохранения фольклорной традиции и памяти народа.(2ч)
Стихи декабристов периода ссылки. (2ч)
Знакомство с биографиями поэтов-узников. Анализ художественного мира
стихотворений В.Кюхельбекера «Ночь», «Родство со стихиями», А. Бестужева
(Марлинского) «К облаку», «Оживление», А. Одоевского «Утро», «Из детских лет
воспоминанья…».
Произведения сибирских писателей и поэтов ХХ века(12)
Стихи иркутских поэтов-фронтовиков
Трагизм жизни соотечественников во время войны, стойкость воинов,
защищающих родную землю, в стихотворениях поэтов-иркутян, погибших на фронтах
Великой
Отечественной войны. Стихотворения Дж. Алтаузена «Родина смотрела на меня» и
«Девочка играла возле дома» - баллады, содержащие в себе все признаки этого лироэпического жанра: лирическую эмоциональную оценку персонажей на основе
сюжетного повествования об исторических событиях, личных драмах или
фантастических явлениях.
Сопоставление стихотворения Иосифа Уткина «Я видел девочку убитую…» и
стихотворений Д. Алтаузена на основе единства темы. Проблема мести.
Художественный мир стихотворений Моисея Рыбакова «Мы с Байкала (Песня
призывников)», «Два русских слова», «Когда-нибудь, я верю, это будет…», Иосифа
Уткина
«В санбате», «Если будешь ранен милый на войне…»
Рассказ «На реке Ангаре» Валентина
Распутина»
Единство художественного мира произведения. Восприятие таинства
природы ребенком. Художественная деталь в рассказе. Финал рассказа как
открытая нравственная и экологическая проблема.
Фрагмент повести Дмитрия Гавриловича Сергеева «За стенами острога»
«Рекостав»
Иркутск и его жители во времена правления Петра I. Характеристика героев и
событий. Восприятие таинства природы подростами. Художественная деталь в
повести.
Рассказ Алексея Зверева «Ласточки»
Человек и окружающий мир природы. Нравственные основы жизни Якимовых
и нравственные уроки для внука. Время в рассказе. Поэтика заглавия
Лирика иркутских поэтов(5ч)
Стихотворения М.Сергеева, С.Иоффе, А.Румянцева, А.Горбунова и
А.Кобенкова о сибирской природе. Закрепление понятия пейзажная лирика, которая,
метафорически осваивая мир, будит воображение, заставляет почувствовать и увидеть
привычный мир, преображенный мыслями и чувствами поэта. Поэтические открытия
окружающего мира.
№
Тематическое планирование (6класс)
Тема урока
Кол-во
уроков
1
Эпос народов Сибири. Бурятский героический эпос. Мифологические
представления бурят. «Гэсэр»
1
2.
Гэсэр». Представления об устройстве мира в бурятском эпосе.
1
3.
Якутский героический эпос. «Олонхо». Нюргур Боотур
Стремительный. Вступление. Представления якутов о зарождении
земли
1
4
Урок-обобщение темы» Эпос народов Восточной Сибири»
1
5
Древнерусская литература. Летопись. «О приходе Ермака в Сибирь»
1
6
Летопись. «Об убийстве Ермака и других казаков царѐм Кучумом».
Мысль о божественном провидении.
1
7
К.Ф.Рылеев. «Смерть Ермака». Изображение смерти Ермака в
летописи и балладе.
1
8
Иркутская летопись. Имена летописцев, их историческая миссия и
заслуга.
1
9
Иркутская летопись.
1
10
Н.А.Белоголовый.
1
11
«Воспоминания сибиряка»(из детских лет).Краткое знакомство с
биографиями декабристов и их ролью в развитии культуры в
Восточной Сибири.
«Воспоминание сибиряка».
1
Восстановление облика Иркутска по воспоминаниям Н.Белоголового.
12
В.М.Михеев «Учитель»(Воспоминание). Образ учителя-интеллигента. 1
Образ автора-рассказчика
13
Д. Давыдов «Думы беглеца на Байкале». Трудности пути беглеца
1
14
«Думы беглеца на Байкале» и песня « Славное море –священный
Байкал.
1
15
Стихи поэтов –декабристов.
В Кюхельбекер. «Ночь»,
«Родство со стихиями»
.Мечты лирического героя.
А.Бестужев (Марлинский). «К облаку». Настроение и состояние
лирического героя. »Оживление» .Обращение к птицам.
1
16
Стихи поэтов –декабристов.
1
В Кюхельбекер. «Ночь», «Родство со стихиями» Мечты лирического
героя. А.Бестужев (Марлинский). «К облаку». Настроение и
состояние лирического героя. »Оживление»
17
А. Одоевский «Утро». Обращение к птицам. « Из детских лет
воспоминанья». Состояние героя в настоящем времени
1
18
Произведения сибирских поэтов и прозаиков 20 века Стихи
сибирских поэтовфронтовиков Д. Алтаузен «Родина смотрела на
меня», «Девочка играла возле дома». Развитие событий в каждом
стихотворении.
1
18
Моисей Рыбаков. »Мы с Байкала»-сила, сплочѐнность и готовность
отстоять Родину. «Два русских слова»
1
19
Иосиф Уткин. «В санбате» фронтовая зарисовка. «Если будешь,
милый , ранен на войне…»-послание фронтовика любящей жене.
1
20
В. Распутин. Слово о писателе. «На реке Ангаре». Главы »День
рождения» и « Ночная гроза». Картина ночной грозы
1
21
«На реке Ангаре». Главы « За рекой», «В лодке», «336 и одна».
Ангара-неотъемлемая часть жизни людей, живущих на реке.
1
22
Дмитрий Сергеев. Слово о писателе. «Рекостав». Жизнь в Иркутске
во времена правления Петра 1. Быт, одежда, жизнь семьи Тимошки»
1
23
«Рекостав». История семьи Катерины. Как формировалось население
Иркутска.
1
24
«Рекостав». Ночь на Ангаре. Детали поведения детей и описание
пейзажа.
1
25
Алексей Зверев. «Ласточки». Первое впечатление от знакомства с
Гринькой и стариками Якимовыми.
1
26
«Ласточки». Движение времени в рассказе. Описание природы.
Изменение в мировосприятии Гриньки
1
27
«Ласточки» Замысел автора. Персонажи рассказа и их
взаимоотношения.
1
28
Лирика иркутских поэтов. Марк Сергеев. «Баллада о тополях». Мысли
и чувства поэта, прошедшего войну. «Чем выше в гору- тем Байкал
видней». Пейзажная лирика.
Сергей Иоффе. «Ледоход», «Акварели». Поэтическое воображение
автора. «Проникаю несуетным взглядом…». Настоящее и будущее
время в стихотворении.
Сергей Иоффе. «Ледоход», «Акварели». Поэтическое воображение
автора. «Проникаю несуетным взглядом…». Настоящее и будущее
время в стихотворении.
Андрей Румянцев. «Байкалу». «На таѐжном лугу», «Поле», «Да что я
в деревне не видел!?» Образ лирического героя
1
29
30
31
1
1
1
32
Анатолий Кобенков. «Последний месяц летнего тепла», «Месяц из
детства». Роль пейзажа в постижении мира.
1
33
Анатолий Горбунов. «Ожидание»-состояние матери, потерявшей
сына. «Апрель»-философское
описание природы.
«Понедельник»-обновление души с приходом нового дня.
Контрольно-обобщающая беседа по изученному материалу.
Рекомендация книг на лето.
1
34
1