ОДНКНР

Пояснительная записка
Данная рабочая программа учебного предмета «ОДНКНР» для обучающихся 5 класса
разработана на основе требований к результатам ООП ООО МКОУ «Шумиловская СОШ» в
соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Цель изучения предмета «Основы духовно- нравственной культуры народов России» –
приобщение младших школьников к культурному наследию народов нашей страны, к
общечеловеческим ценностям предшествующих поколений, воплощенным в религиозных
верованиях, фольклоре, народных традициях и обычаях (нравственном опыте поколений), в
искусстве; воспитание духовно-нравственного гражданина России, любящего свое
Отечество, способного к нравственному совершенствованию и развитию.
Задачи курса:
- расширение и систематизация знаний и представлений младших школьников о
культуре и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных
при изучении окружающего мира, литературного чтения и других предметов начальной
школы;
- формирование первоначальных представлений о традиционных религиях народов
России, их роли в культуре, истории российского общества;
- формирование основ морали, семейных ценностей, ориентированное на соизмерение своих
поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед семьёй,
страной;
- воспитание патриотических чувств; уважения к истории, языку, культурным и
религиозным традициям своего и других народов России, толерантное отношение к людям
другой культуры;
- развитие информационной культуры младших школьников (об источниках информации,
её отборе и применении), возможностей для их активной самостоятельной познавательной
деятельности.
Раздел I. Планируемые результаты изучения предмета ОДНКНР
В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о
светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности.
Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний обучающихся
сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней
установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и
взаимоотношений в обществе. Таким образом, характеризуя данный учебный предмет,
следует подчеркнуть его интегративный характер: изучение направлено на образование,
воспитание и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
– осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству;
чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский
народ и историю России (элементы гражданской идентичности);
– понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;
– проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного
взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности,
вероисповедания участников диалога или деятельности;
– стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических
потребностей.
Метапредметные результаты:
- владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование
речевых средств для решения задач, общения с учетом особенностей собеседников и
ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов
и жанров);

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том
числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в
разном виде и разнообразной форме;
- овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение,
анализ, обобщение, построение рассуждений);
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и
культурой коллективного труда.
Предметные результаты обучения нацелены на решение следующих
образовательных задач:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской
многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения
воспринимать мир не только рационально, но и образно.
К концу обучения учащиеся научатся:
- Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных
текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений
учителя.
- Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов.
- Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с
общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
- Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания
участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
- Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям)
словесный портрет героя.
- Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных
личностей.
- Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной
задачей.
- Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения
учебных и практических задач.
К концу обучения учащиеся получат возможность научиться:
•
Высказывать предположения о последствиях безнравственного поведения
человека.
•
Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики;
намечать способы саморазвития.
•
Работать с текстами на нравственно-этические темы.
Раздел II Содержание учебного предмета
5 класс 34ч.
Введение в предмет.
Знакомство с новым учебником. Повторение пройденного в 4 классе.
Гражданин России
Понятия гражданин и гражданство. Конституция — Основной закон РФ. Основные
права и обязанности граждан РФ. Выполнение обязанностей — гражданский долг каждого
гражданина России. Управление государством. Президент, Председатель Правительства,
министр. Федеральное Собрание. Совет Федерации. Государственная Дума.
Государственные символы России. Герб России. Флаг России. Гимн России.
Уважительное отношение к символам государства.
Порядочность
Понятие порядочности. Связь слов порядочность и порядок. Качества порядочного
человека: справедливость, внутренняя стойкость, смелость, решительность. Взаимосвязь
порядочности, благородства, достоинства, великодушия. Общественная ценность
порядочности.
Совесть

Понятие совести. Совесть — важнейшая составная часть порядочности человека.
Чувство угрызения совести. Развитиечувства совести. Умение понять и простить.
Правдивость и ее
цена. Взаимосвязь совести и сострадания, совести и стыда. Совесть — «внутренний
голос человека». Жить по законам совести. Несовместимость совести с эгоизмом и
корыстолюбием.
Кодекс взаимоотношений одноклассников.
Ответственность за свои дела. Дисциплина – необходимое условие нормальной жизни
общества. Законопослушный человек. Противозаконное поведение.
Доверие и доверчивость
Доверие — важнейшее качество личности. Понятие доверия. Признаки личного
доверия. Возникновение доверительных отношений. Доверие и доверчивость. Правила
установления доверительных отношений. Что значит потерять доверие. Понятие
самодоверия. Как следует поступить в экстренных случаях. Телефон доверия.
Психологическая помощь.
Милосердие и сострадание
Понятие милосердия. Общественная ценность милосердия. Взаимосвязь сострадания
и милосердия, милосердия и жалости. Антиподы милосердия. Обязанности учащихся по
отношению к другим людям. Проявление интереса к жизни другого человека, стремление
ему помочь. Человеколюбие. Правила милосердия. Воспитание милосердия. Умение понять и
простить.
Быть милосердным. Уметь сострадать. Милосердие в Блокадном Ленинграде
Правда и ложь
Правда и неправда, полуправда, ложь. Правда — то, что соответствует
действительности. Ложь — намеренное искажение действительности. Искренность.
Честность. Взаимосвязь правдивости и душевного покоя. Святая ложь. Из истории лжи.
Традиции воспитания
Традиция. Сословия: крестьяне, казаки, купцы, дворяне. Традиции воспитания у
разных сословий. Дворяне России, их традиции и правила поведения. Требования к
воспитанию и домашнему обучению мальчиков и девочек. Дворянский этикет.
Честь и достоинство
Родовая и сословная честь. Представление рыцарей средневековой Европы о чести.
Дворянская честь. Дуэль — способ решения вопросов чести. Цена честного слова. Чувство
долга. Поступки достойные и недостойные. Достоинство. Благородство — высшее
проявление человеческого достоинства. Герои Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.
и наших дней. Патриоты России. Проявление патриотизма учащихся.
Терпимость и терпение
Отношение к людям иной национальности, религии, культуры, привычек и
убеждений. Российское многонациональное государство. Что такое терпимость
(толерантность). Уважение свободы другого человека, проявление великодушия и
расположенности к другим людям. Роль мигрантов в жизни наших городов. Правила
толерантного общения. Различие понятий терпение и терпимость.
Дети разных народов. Мы – многонациональный народ. Мы дети разных народов, мы
– один народ. Учимся уважать людей любой национальности.
Столовый этикет. Столовый этикет. Учимся соблюдать правила этикета. Практикум.
Мужество
Понятие мужества. Смелость и решительность, сила духа, продуманность действий,
самоконтроль, преодоление чувства страха и неуверенности. Убежденность в необходимости
и полезности действий в чрезвычайных обстоятельствах. Повседневное проявление
мужества. Взаимосвязь вечных ценностей — чести, достоинства, благородства, доброты,
дружбы. Примеры мужества. Умение защитить своих близких и себя. Тренировка мужества.
Героизм — высшее проявление мужества. Кавалеры ордена Мужества.
Равнодушие и жестокость
Проявления жестокости детей и их последствия. Умение и желание контролировать
свои поступки. Равнодушие и жестокость. Жизнь человека — высшая ценность. Насилие в
отношении детей — нарушение прав человека. Вред сквернословия.

Самовоспитание
Соблюдение норм нравственности — важнейшее общественное требование.
Дисциплинированность и сознательнаядисциплина. Умение контролировать свои дела и
поступки. Правила учебной работы в группе. Умение осознать ошибки и больше их не
повторять. Воспитание воли. Познание своих положительных и отрицательных качеств.
Планирование предполагаемых действий, оценка результатов. Пути самообразования и
самовоспитания. Воспитание чувства самоуважения.
Учись учиться
Цель обучения в школе. Приемы работы учащихся со школьным учебником.
Выработка у учеников уверенности в себе и своих делах. Приемы работы учеников на уроке.
Рекомендации по развитию воли. Умение распределять внимание. Совершенствование
памяти подростка. Правила и приемы запоминания. Сочетание труда умственного и
физического.
Речевой этикет
Средства речи и правила их использования в разных жизненных ситуациях. Начало,
основная часть и завершение беседы. Употребление личных местоимений ты и вы. Правила
знакомства детей и взрослых. Обращения с просьбой к незнакомым людям в магазине, на
транспорте. Формы обращения. Правила общения подростков. Что значит быть
эрудированным собеседником. Значимость излагаемой информации. Правила беседы.
Человека красят не столько слова, сколько дела. Этикет разговора по телефону.
Мои права и обязанности
Права и обязанности учащихся. Соблюдение правил школьного распорядка.
Обязанность посещения учащимися школьных занятий, добросовестного учебного труда.
Участие в самообслуживающем труде. Единство действий классного руководителя и
родителей учащихся. Требования к поведению учащихся в школе. Комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав.
Итоговое повторение
Тематическое планирование
5класс
№п/п
тема
Количест
во часов
1
Введение в предмет
1
2
Гражданин России
1
3
Государственные символы России
1
4
Порядочность
1
5
Совесть
1
6
Ответственность за свои дела
1
7
Доверие и доверчивость
1
8
Милосердие и сострадание
1
9
Милосердие в блокадном Ленинграде
1
10
Правда и ложь
1
11
Традиции воспитания
1
12
Воспитание дворян
1
13
Честь и достоинство
1
14
Честь и достоинство Александра Невского
1
15
Терпимость и терпение
1
16
Дети разных народов
1
17
Столовый этикет
1
18
Повторение и обобщение изученного
1
19
Мужество
1
20
Мужество наших современников
1
21
Равнодушие и жестокость
1
22
Я люблю тебя жизнь
1
23
Этикет посещения массовых мероприятий
1
24
Самовоспитание
1

25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Учись учиться
Коллективизм и справедливость
«Фруктовый этикет
Речевой этикет
День вежливости
Мои права и обязанности
Устав школы
Этикет народов мира
Промежуточная аттестация
Итоговый урок
Итого

1
1
1
1
1
1
1
1
1
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 01.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(904)147-15-73

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».