ИЗО 5-8 классы

Пояснительная записка
Данная рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для
учащихся 5 - 8 классов разработана на основе требований к результатам ООП ООО
МКОУ «Шумиловская СОШ», в соответствии с ФГОС ООО.
Цель
программы:
развитие
визуально-пространственного
мышления
обучающихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как
формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве
культуры.
Задачи программы:
- формирование у обучающихся нравственно-эстетической отзывчивости на
прекрасное и безобразное в жизни и искусстве;
- формирование художественно-творческой активности школьника;
- овладение образным языком изобразительного искусства посредством
формирования художественных знаний, умений и навыков.
- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия
визуального
образа
реальности
и
произведений
искусства;
освоение художественной культуры как формы материального выражения в
пространственных формах духовных ценностей;
- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуальнопространственной формы;
- развитие творческого опыта как формирования способности к самостоятельным
действиям в состоянии неопределенности;
- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры
как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в его
архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметноматериальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной
культуры;
- овладение средствами художественного изображения как способом развития
умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию
визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
Место предмета в учебном плане
В учебном плане на изучение предмета Изобразительное искусство отводится 1 час
в неделю, 34 часа в год.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1.
Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к
прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и
долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная
значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и
ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего
края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека
с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и
государств, находившихся на территории современной России); интериоризация

гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира.
2.
Готовность
и
способность
обучающихся
к
саморазвитию
и
самообразованию
на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному
выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов.
3.
Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость,
уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных
традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в
поступках, поведении, расточительном
потребительстве; сформированность
представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в
развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского
общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и
религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного
отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в
социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества,
принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи.
4.
Сформированность целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего
социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5.
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.
Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность
к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа
допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как
конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению
переговоров).
6.
Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной
жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в
процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые
формируют сами обучающиеся; включенность в непосредственное гражданское участие,
готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения,
продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами;
идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение

компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей
созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального
творчества,
ценности
продуктивной
организации
совместной
деятельности,
самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера,
формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности,
рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации
собственного лидерского потенциала).
7.
Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни;
интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения
на транспорте и на дорогах.
8.
Развитость эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера
(способность понимать художественные произведения, отражающие разные
этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры
обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания
жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение
окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира,
самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании
красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями,
сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как
смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
9.
Сформированность основ экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически
ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в
жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям
сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к
занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной
деятельности).
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты, включают освоенные учащимися межпредметные
понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные,
коммуникативные).
Условием
формирования
межпредметных
понятий
(система,
факт,
закономерность, феномен, анализ, синтез) является овладение обучающимися основами
смыслового чтения и приобретение навыков работы с информацией (читательской
компетенции) и участие в проектной деятельности.
В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и
развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как
средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и
самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга
чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У
выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве
познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества,

создании образа «потребного будущего».
При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые на
первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с
текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том
числе:
систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать
информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание
выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в
виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических
схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения всех учебных предметов, обучающиеся приобретут опыт проектной
деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию
самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и
эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на
практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства,
принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат
возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску
нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Метапредметные результаты
5
1. Умение совместно с
педагогом и сверстниками
определять цели
обучения, ставить и
формулировать новые
задачи в учебе и
познавательной
деятельности, развивать
мотивы и интересы своей
познавательной
деятельности.
Обучающийся сможет:
•
анализировать
существующие и
планировать будущие
образовательные
результаты;
•
идентифицировать
собственные проблемы и
определять главную
проблему;
•
выдвигать версии
решения проблемы,
формулировать гипотезы,
предвосхищать конечный
результат;
•
ставить цель
деятельности на основе
определенной проблемы и
существующих
возможностей;
•
формулировать

Класс

6

7
Регулятивные УУД
1. Умение совместно в
1. Умение совместно в
группах при
микрогруппах/парах при
сопровождении учителя
сопровождении учителя
определять цели
определять цели
обучения, ставить и
обучения, ставить и
формулировать новые
формулировать новые
задачи в учебе и
задачи в учебе и
познавательной
познавательной
деятельности, развивать
деятельности, развивать
мотивы и интересы своей
мотивы и интересы своей
познавательной
познавательной
деятельности.
деятельности.
Обучающийся сможет:
Обучающийся сможет:
•
анализировать
•
анализировать
существующие и
существующие и
планировать будущие
планировать будущие
образовательные
образовательные
результаты;
результаты;
•
идентифицировать
•
идентифицировать
собственные проблемы и
собственные проблемы и
определять главную
определять главную
проблему;
проблему;
•
выдвигать версии
•
выдвигать версии
решения
проблемы,
решения проблемы,
формулировать гипотезы,
формулировать гипотезы,
предвосхищать конечный
предвосхищать конечный
результат;
результат;
•
ставить цель
•
ставить цель
деятельности
на основе
деятельности на основе
определенной проблемы и
определенной проблемы и
существующих
существующих
возможностей;
возможностей;

8
1. Умение индивидуально
при сопровождении
учителя определять цели
обучения, ставить и
формулировать новые
задачи в учебе и
познавательной
деятельности, развивать
мотивы и интересы своей
познавательной
деятельности.
Обучающийся сможет:
•
анализировать
существующие и
планировать будущие
образовательные
результаты;
•
идентифицировать
собственные проблемы и
определять главную
проблему;
•
выдвигать версии
решения проблемы,
формулировать гипотезы,
предвосхищать конечный
результат;
•
ставить цель
деятельности на основе
определенной проблемы и
существующих
возможностей;
•
формулировать

Класс

5
учебные
задачи
как
шаги
достижения поставленной цели
деятельности;
обосновывать
целевые
ориентиры
и
приоритеты
ссылками на ценности, указывая
и
обосновывая
логическую
последовательность шагов.

6
7
8
формулировать
учебные
формулировать
учебные учебные
задачи
как
шаги
задачи как шаги достижения задачи как шаги достижения достижения
поставленной
цели
поставленной цели деятельности;
поставленной цели деятельности; деятельности;
обосновывать
целевые
обосновывать
целевые
обосновывать
целевые
ориентиры
и
приоритеты
ориентиры
и
приоритеты
ориентиры
и
приоритеты
ссылками на ценности, указывая
ссылками на ценности, указывая
ссылками на ценности, указывая и
и
обосновывая
логическую
и
обосновывая
логическую
обосновывая
логическую
последовательность
последовательность
последовательность шагов.
шагов.
шагов.

2. Умение совместно с педагогом и
сверстниками планировать пути
достижения целей, в том числе
альтернативные,
осознанно
выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и
познавательных задач.
Обучающийся сможет:
определять необходимые
действие(я) в соответствии с
учебной и познавательной задачей
и
составлять
алгоритм
их
выполнения;
обосновывать
и
осуществлять выбор наиболее
эффективных
способов
решения
учебных
и
познавательных задач;
•определять/находить,

2. Умение совместно в группах
при
сопровождении
учителя
планировать пути
достижения целей, в том числе
альтернативные,
осознанно
выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и
познавательных задач.
Обучающийся сможет:
определять необходимые
действие(я) в соответствии с
учебной и познавательной задачей
и
составлять
алгоритм
их
выполнения;
обосновывать
и
осуществлять выбор наиболее
эффективных
способов
решения
учебных
и
познавательных задач;
•

2.
Умение
совместно
в
микрогруппах/парах
при
сопровождении
учителя
планировать пути
достижения целей, в том числе
альтернативные,
осознанно
выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и
познавательных задач.
Обучающийся сможет:
определять необходимые
действие(я) в соответствии с
учебной и познавательной задачей
и
составлять
алгоритм
их
выполнения;
обосновывать
и
осуществлять выбор наиболее
эффективных
способов
решения
учебных
и
познавательных задач;
•

2. Умение индивидуально при
сопровождении учителя планировать
пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать
наиболее
эффективные
способы
решения учебных и познавательных
задач.
Обучающийся сможет:
определять
необходимые
действие(я) в соответствии с
учебной и познавательной задачей
и
составлять
алгоритм
их
выполнения;
обосновывать
и
осуществлять выбор наиболее
эффективных способов решения
учебных
и
познавательных
задач;
•определять/находить,

Класс

5
6
в том числе из
определять/находить, в том числе
предложенных вариантов, условия из
для
выполнения
учебной
и предложенных вариантов, условия
познавательной задачи;
для
выполнения
учебной
и
выстраивать
познавательной задачи;
жизненные планы на
выстраивать
краткосрочное будущее (заявлять жизненные планы на
целевые ориентиры, ставить
краткосрочное будущее (заявлять
адекватные
им
задачи
и целевые ориентиры, ставить
предлагать действия, указывая и адекватные
им
задачи
и
обосновывая логическую
предлагать действия, указывая и
последовательность шагов);
обосновывая логическую
выбирать из
последовательность шагов);
предложенных
вариантов
и
выбирать из
самостоятельно
искать предложенных
вариантов
и
средства/ресурсы для решения
самостоятельно
искать
задачи/достижения цели;
средства/ресурсы для решения
составлять
план
задачи/достижения цели;
решения
проблемы
составлять
план
(выполнения
проекта,
решения
проблемы
проведения
(выполнения
проекта,
исследования);
проведения
определять
исследования);
потенциальные
определять
затруднения при решении учебной потенциальные
и
познавательной
задачи
и затруднения при решении учебной
находить
и
познавательной
задачи
и
средства
для
их
находить
устранения;
средства
для
их
описывать свой
устранения;

7
определять/находить, в том числе
из
предложенных вариантов, условия
для
выполнения
учебной
и
познавательной задачи;
выстраивать жизненные
планы
на
краткосрочное
будущее (заявлять целевые
ориентиры, ставить
адекватные
им
задачи
и
предлагать действия, указывая и
обосновывая логическую
последовательность шагов);
выбирать из
предложенных
вариантов
и
самостоятельно
искать
средства/ресурсы для решения
задачи/достижения цели;
составлять
план
решения
проблемы
(выполнения
проекта,
проведения
исследования);
определять
потенциальные
затруднения при решении учебной
и
познавательной
задачи
и
находить
средства
для
их
устранения;

8
в том числе из
предложенных вариантов, условия
для
выполнения
учебной
и
познавательной задачи;
выстраивать жизненные
планы на
краткосрочное будущее (заявлять
целевые ориентиры, ставить
адекватные им задачи и предлагать
действия, указывая и обосновывая
логическую
последовательность шагов);
выбирать из
предложенных
вариантов
и
самостоятельно
искать
средства/ресурсы для решения
задачи/достижения цели;
составлять план решения
проблемы (выполнения проекта,
проведения
исследования);
определять
потенциальные
затруднения при решении учебной и
познавательной задачи и находить
средства
для
их
устранения;
описывать свой

Класс

5
опыт, оформляя его для
передачи другим людям в
виде технологии решения
практических задач
определенного класса;
•
планировать и
корректировать свою
индивидуальную
образовательную
траекторию.

6
•
описывать свой
опыт, оформляя его для
передачи другим людям в
виде технологии решения
практических задач
определенного класса;
•
планировать и
корректировать свою
индивидуальную
образовательную
траекторию.

7
•
описывать свой
опыт, оформляя его для
передачи другим людям в
виде технологии решения
практических задач
определенного класса;
•
планировать и
корректировать свою
индивидуальную
образовательную
траекторию.

8
опыт, оформляя его для
передачи другим людям в
виде технологии решения
практических задач
определенного класса;
•
планировать и
корректировать свою
индивидуальную
образовательную
траекторию.

3. Умение совместно с
педагогом и сверстниками
соотносить свои действия
с планируемыми
результатами,
осуществлять контроль
своей деятельности в
процессе достижения
результата, определять
способы действий в
рамках предложенных
условий и требований,
корректировать свои
действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
•
определять
критерии планируемых
результатов и критерии
оценки своей учебной
деятельности;
•
систематизировать
(в том числе выбирать
приоритетные) критерии

3. Умение совместно в
группах при
сопровождении учителя
соотносить свои действия
с планируемыми
результатами,
осуществлять контроль
своей деятельности в
процессе достижения
результата, определять
способы действий в
рамках предложенных
условий и требований,
корректировать свои
действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
•
систематизировать
(в том числе выбирать
приоритетные) критерии
планируемых результатов
и оценки своей
деятельности;
•
отбирать

3. Умение совместно в
микрогруппах/парах при
сопровождении учителя
соотносить свои действия
с планируемыми
результатами,
осуществлять контроль
своей деятельности в
процессе достижения
результата, определять
способы действий в
рамках предложенных
условий и требований,
корректировать свои
действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
•
систематизировать
(в том числе выбирать
приоритетные) критерии
планируемых результатов
и оценки своей
деятельности;
•
отбирать

3. Умение индивидуально
при сопровождении
учителя соотносить свои
действия с планируемыми
результатами,
осуществлять контроль
своей деятельности в
процессе достижения
результата, определять
способы действий в
рамках предложенных
условий и требований,
корректировать свои
действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
•
систематизировать
(в том числе выбирать
приоритетные) критерии
планируемых результатов
и оценки своей
деятельности;
•
отбирать
инструменты для

5
планируемых результатов
и оценки своей
деятельности;
•
отбирать
инструменты для
оценивания своей
деятельности,
осуществлять
самоконтроль своей
деятельности в рамках
предложенных условий и
требований;
•
оценивать свою
деятельность,
аргументируя причины
достижения или
отсутствия планируемого
результата;
•
находить
достаточные средства для
выполнения учебных
действий в изменяющейся
ситуации и/или при
отсутствии планируемого
результата;
•
работая по своему
плану, вносить
коррективы в текущую
деятельность на основе
анализа изменений
ситуации для получения
запланированных
характеристик
продукта/результата;
•
устанавливать

Класс

6
инструменты для
оценивания своей
деятельности,
осуществлять
самоконтроль своей
деятельности в рамках
предложенных условий и
требований;
•
оценивать свою
деятельность,
аргументируя причины
достижения или
отсутствия планируемого
результата;
•
находить
достаточные средства для
выполнения учебных
действий в изменяющейся
ситуации и/или при
отсутствии планируемого
результата;
•
работая по своему
плану, вносить
коррективы в текущую
деятельность на основе
анализа изменений
ситуации для получения
запланированных
характеристик
продукта/результата;
•
устанавливать
связь между полученными
характеристиками
продукта и
характеристиками

7
инструменты для
оценивания своей
деятельности,
осуществлять
самоконтроль своей
деятельности в рамках
предложенных условий и
требований;
•
оценивать свою
деятельность,
аргументируя причины
достижения или
отсутствия планируемого
результата;
•
находить
достаточные средства для
выполнения учебных
действий в изменяющейся
ситуации и/или при
отсутствии планируемого
результата;
•
работая по своему
плану, вносить
коррективы в текущую
деятельность на основе
анализа изменений
ситуации для получения
запланированных
характеристик
продукта/результата;
•
устанавливать
связь между полученными
характеристиками
продукта и
характеристиками

8
оценивания своей
деятельности,
осуществлять
самоконтроль своей
деятельности в рамках
предложенных условий и
требований;
•
оценивать свою
деятельность,
аргументируя причины
достижения или
отсутствия планируемого
результата;
•
находить
достаточные средства для
выполнения учебных
действий в изменяющейся
ситуации и/или при
отсутствии планируемого
результата;
•
работая по своему
плану, вносить
коррективы в текущую
деятельность на основе
анализа изменений
ситуации для получения
запланированных
характеристик
продукта/результата;
•
устанавливать
связь между полученными
характеристиками
продукта и
характеристиками
процесса деятельности и

Класс

5
связь
между
полученными
характеристиками
продукта
и
характеристиками
процесса
деятельности и по завершении
деятельности
предлагать
изменение характеристик процесса
для
получения
улучшенных
характеристик продукта;
•
сверять свои
действия с целью и, при
необходимости,
исправлять
ошибки самостоятельно.

6
процесса деятельности и по
завершении
деятельности
предлагать
изменение характеристик процесса
для
получения
улучшенных
характеристик продукта;
•
сверять свои
действия с целью и, при
необходимости,
исправлять
ошибки самостоятельно.

4.Умение
совместно
с
педагогом
и
сверстниками
оценивать
правильность
выполнения
учебной задачи,
собственные возможности ее
решения. Обучающийся сможет:
• определять
критерии
правильности
(корректности) выполнения
учебной задачи;
• анализировать
и
обосновывать
применение
соответствующего инструментария
для выполнения
учебной задачи;
• свободно

4.Умение совместно в группах
при
сопровождении учителя оценивать
правильность выполнения
учебной
задачи,
собственные
возможности
ее
решения.
Обучающийся сможет:
• определять
критерии
правильности
(корректности) выполнения
учебной задачи;
• анализировать
и
обосновывать
применение
соответствующего инструментария
для выполнения
учебной задачи;

7
процесса деятельности и по
завершении
деятельности
предлагать
изменение характеристик процесса
для
получения
улучшенных
характеристик продукта;
•
сверять свои
действия с целью и, при
необходимости,
исправлять
ошибки самостоятельно.

4.Умение
совместно
в
микрогруппах/парах
при
сопровождении учителя оценивать
правильность выполнения
учебной
задачи,
собственные возможности ее
решения. Обучающийся сможет:
• определять
критерии
правильности
(корректности) выполнения
учебной задачи;
• анализировать
и
обосновывать
применение
соответствующего инструментария
для выполнения
учебной задачи;

8
по завершении
деятельности предлагать изменение
характеристик
процесса
для
получения
улучшенных
характеристик продукта;
•
сверять свои
действия с целью и, при
необходимости,
исправлять
ошибки самостоятельно.

4.Умение индивидуально при
сопровождении учителя
оценивать
правильность
выполнения учебной
задачи,
собственные
возможности ее
решения.
Обучающийся сможет:
• определять
критерии
правильности
(корректности) выполнения
учебной задачи;
• анализировать
и
обосновывать
применение
соответствующего инструментария
для выполнения
учебной задачи;

Класс

5
пользоваться
выработанными
критериями оценки и самооценки,
исходя из цели и имеющихся
средств,
различая
результат и способы действий;
• оценивать
продукт
своей
деятельности по заданным и/или
самостоятельно
определенным
критериям в соответствии с целью
деятельности;
• обосновывать
достижимость
цели
выбранным способом на основе
оценки своих внутренних ресурсов
и доступных
внешних
ресурсов;
фиксировать и анализировать
динамику
собственных
образовательных результатов.

6
• свободно
пользоваться
выработанными
критериями оценки и самооценки,
исходя из цели и имеющихся
средств,
различая
результат и способы действий;
• оценивать
продукт
своей
деятельности по заданным и/или
самостоятельно
определенным
критериям в соответствии с целью
деятельности;
• обосновывать
достижимость
цели
выбранным способом на основе
оценки своих внутренних ресурсов
и доступных
внешних
ресурсов;
фиксировать и анализировать
динамику
собственных
образовательных
результатов.

7
• свободно
пользоваться
выработанными
критериями оценки и самооценки,
исходя из цели и имеющихся
средств,
различая
результат и способы действий;
• оценивать
продукт
своей
деятельности по заданным и/или
самостоятельно
определенным
критериям в соответствии с целью
деятельности;
• обосновывать
достижимость
цели
выбранным способом на основе
оценки своих внутренних ресурсов
и доступных
внешних
ресурсов;
фиксировать и анализировать
динамику
собственных
образовательных
результатов.

8
• свободно
пользоваться
выработанными
критериями оценки и самооценки,
исходя из цели и имеющихся
средств,
различая
результат и способы действий;
• оценивать
продукт
своей
деятельности по заданным и/или
самостоятельно
определенным
критериям в соответствии с целью
деятельности;
• обосновывать
достижимость
цели
выбранным способом на основе
оценки своих внутренних ресурсов и
доступных
внешних
ресурсов;
фиксировать
и
анализировать
динамику
собственных
образовательных
результатов.

5.Владение основами
самооценки.
Обучающийся
сможет:
• наблюдать
и
анализировать
собственную
учебную и
познавательную

5.Владение
основами
5.Владение основами
5.Владение
основами
принятия
решения.
самоконтроля.
Обучающийся осуществления
осознанного
Обучающийся сможет:
сможет:
выбора в учебной
и
• соотносить реальные и
• самостоятельно
познавательной.
Обучающийся
планируемые результаты
определять
причины своего сможет:
успеха или
индивидуальной
• ретроспективно
неуспеха
и
находить

деятельность
деятельность
обучающихся
взаимопроверки.

5

Класс

6
и
образовательной
других
деятельности
и делать
в
процессе выводы;
• принимать решение
учебной ситуации
нести за него ответственность.

7
способы
выхода
ситуации неуспеха.

из

в
и

Познавательные УУД
6. Умение определять понятия, 6. Умение определять понятия, 6.
Умение
самостоятельно
создавать
обобщения, создавать
обобщения, выбирать основания и критерии для
устанавливать аналогии,
устанавливать аналогии,
классификации,
строить
классифицировать,
выбирать
классифицировать,
выбирать
логическое
рассуждение.
основания и критерии для
основания и критерии для
Обучающийся сможет:
классификации. Обучающийся
классификации. Обучающийся
строить
сможет:
сможет:
рассуждение
от
общих
подбирать
слова,
подбирать
слова,
закономерностей
к
частным
соподчиненные
ключевому
соподчиненные
ключевому
явлениям и от частных явлений к
слову,
определяющие
его
слову,
определяющие
его
общим закономерностям;
признаки и свойства;
признаки и свойства;
строить
выстраивать логическую
выстраивать логическую рассуждение
на
основе
цепочку,
состоящую
из
цепочку,
состоящую
из сравнения предметов и явлений,
ключевого
слова
и
ключевого
слова
и выделяя при этом общие
соподчиненных ему слов;
соподчиненных ему слов;
признаки;
выделять общий
выделять общий
излагать
полученную
информацию, интерпретируя ее в

8
определять,
какие действия
по решению учебной задачи или
параметры этих действий привели к
получению имеющегося продукта
учебной деятельности.

6. Умение самостоятельно выбирать
основания и критерии для
классификации, строить логическое
рассуждение. Обучающийся сможет:
строить
рассуждение
от
общих
закономерностей к частным явлениям
и от частных явлений к общим
закономерностям;
строить
рассуждение на основе сравнения
предметов и явлений, выделяя при
этом общие признаки;
излагать
полученную
информацию, интерпретируя ее в

Класс

5
признак двух или
нескольких предметов или
явлений и объяснять их
сходство;
•
объединять
предметы и явления в
группы по определенным
признакам, сравнивать,
классифицировать и
обобщать факты и
явления;
•
выделять явление
из общего ряда других
явлений;
•
определять
обстоятельства, которые
предшествовали
возникновению связи
между явлениями, из этих
обстоятельств выделять
определяющие,
способные быть причиной
данного явления,
выявлять причины и
следствия явлений;
•
вербализовать
эмоциональное
впечатление, оказанное на
него источником.

6
признак двух или
нескольких предметов или
явлений и объяснять их
сходство;
•
объединять
предметы и явления в
группы по определенным
признакам, сравнивать,
классифицировать и
обобщать факты и
явления;
•
выделять явление
из общего ряда других
явлений;
•
определять
обстоятельства, которые
предшествовали
возникновению связи
между явлениями, из этих
обстоятельств выделять
определяющие,
способные быть причиной
данного явления,
выявлять причины и
следствия явлений;
•
вербализовать
эмоциональное
впечатление, оказанное на
него источником.

7
контексте решаемой
задачи.

8
контексте решаемой
задачи;
•
совместно с
учителем указывать на
информацию,
нуждающуюся в проверке,
предлагать и применять
способ проверки
достоверности
информации.

7. Умение создавать,
применять и
преобразовывать знаки и
символы, модели и схемы
для решения учебных и
познавательных задач.

7. Умение создавать,
применять и
преобразовывать знаки и
символы, модели и схемы
для решения учебных и
познавательных задач.

7. Умение создавать,
применять и
преобразовывать знаки и
символы, модели и схемы
для решения учебных и
познавательных задач.

7. Умение создавать,
применять и
преобразовывать знаки и
символы, модели и схемы
для решения учебных и
познавательных задач.

Класс

5
6
Обучающийся сможет:
Обучающийся сможет:
обозначать символом и
определять
логические
знаком предмет и/или явление;
связи между предметами и/или
определять
логические
явлениями, обозначать
связи между предметами и/или
данные
логические
связи
с
явлениями, обозначать
помощью знаков в схеме;
данные
логические
связи
с
создавать
помощью знаков в схеме;
абстрактный или
создавать
реальный образ предмета и/или
абстрактный или
явления;
реальный образ предмета и/или
создавать
явления;
вербальные,
строить
вещественные и
модель/схему на основе условий информационные
модели
с
задачи и/или способа ее решения.
выделением
существенных
характеристик объекта
для определения способа решения
задачи в соответствии с ситуацией.

7
Обучающийся сможет:
преобразовывать модели
с целью
выявления
общих
законов,
определяющих данную предметную
область;
переводить сложную
по
составу
(многоаспектную)
информацию
из
графического или
формализованного
(символьного)
представления в
текстовое, и наоборот;
строить
доказательство: прямое, косвенное,
от противного.

8.
Смысловое
чтение.
Обучающийся сможет:
находить
в
тексте
требуемую
информацию
(в
соответствии с целями своей
деятельности);
ориентироваться
в
содержании текста, понимать
целостный
смысл
текста,
структурировать текст;
устанавливать взаимосвязь
описанных в тексте событий,
явлений,

8. Смысловое чтение. Обучающийся 8. Смысловое чтение. Обучающийся
сможет:
сможет:
преобразовывать текст,
•
совместно с
«переводя» его в другую
педагогом
и
сверстниками
модальность, интерпретировать
критически оценивать содержание и
текст
(художественный
и
форму текста.
нехудожественный – учебный,
научно- популярный,
информационный, текст nonfiction).

8.
Смысловое
чтение.
Обучающийся сможет:
находить
в
тексте
требуемую
информацию
(в
соответствии с целями своей
деятельности);
ориентироваться
в
содержании текста, понимать
целостный
смысл
текста,
структурировать текст;
устанавливать взаимосвязь
описанных в тексте событий,
явлений,

8
Обучающийся сможет:
переводить сложную
по составу (многоаспектную)
информацию из графического
или
формализованного
(символьного) представления
в
текстовое, и наоборот;
строить схему, алгоритм
действия,
исправлять
или
восстанавливать
неизвестный
ранее алгоритм на основе
имеющегося знания об объекте,
к
которому
применяется
алгоритм.

Класс

5
процессов;
резюмировать главную
идею текста.
9. Формирование и развитие
экологического
мышления.
Обучающийся сможет:
определять
свое
отношение к природной среде;
анализировать влияние
экологических факторов на
среду
обитания
живых
организмов;
выражать свое отношение к
природе через рисунки, сочинения,
модели, проектные
работы.

6
процессов;
резюмировать главную
идею текста.
9. Формирование и развитие
экологического
мышления.
Обучающийся сможет:
определять
свое
отношение к природной среде;
анализировать влияние
экологических факторов на
среду
обитания
живых
организмов;
выражать свое отношение к
природе через рисунки, сочинения,
модели, проектные
работы.

10.
Развитие
мотивации
к
овладению культурой активного
использования словарей
и
других
поисковых
систем.

10.
Развитие
мотивации
к
овладению культурой активного
использования словарей
и
других
поисковых
систем.

7

8

9.
Формирование
умения
применять
экологическое
мышление
в
познавательной,
коммуникативной,
социальной
практике. Обучающийся сможет:
проводить причинный и
вероятностный
анализ
экологических ситуаций;
прогнозировать
изменения ситуации при смене
действия одного фактора на
действие
другого фактора;
распространять
экологические
знания
и
участвовать в практических
делах по защите окружающей
среды;
выражать свое отношение к
природе через рисунки, сочинения,
модели, проектные работы.

9. Развитие умения применять
экологическое
мышление
в
познавательной, коммуникативной,
социальной
практике.
Обучающийся сможет:
прогнозировать изменения
ситуации при смене действия
одного фактора на действие
другого фактора;
распространять
экологические
знания
и
участвовать в практических
делах по защите окружающей
среды;
выражать свое отношение к
природе через рисунки, сочинения,
модели, проектные
работы.

10.
Развитие
мотивации
к
овладению культурой активного
использования словарей
и
других
поисковых
систем.

10. Развитие мотивации к овладению
культурой активного использования
словарей
и
других
поисковых
систем.

5
Обучающийся сможет:
•
определять
необходимые
ключевые
поисковые
слова
и
запросы.

11. Умение
организовывать
совместную деятельность
с учителем и
сверстниками.
Обучающийся сможет:
•
определять
возможные
роли
в
совместной деятельности;
•
играть
определенную
роль в
совместной деятельности;
•
принимать
позицию
собеседника,
понимая
позицию
другого, различать в его
речи:
мнение
(точку
зрения),
доказательство
(аргументы),факты;

Класс

6
Обучающийся сможет:
•
определять
необходимые
ключевые
поисковые
слова
и
запросы.

7
Обучающийся сможет:
•
осуществлять
взаимодействие
с
электронными
поисковыми
системами,
словарями;
•
формировать
множественную выборку
из поисковых.

Коммуникативные УУД
11. Умение
11.
Умение
работать
формулировать, аргументировать
индивидуально и в группе.
и отстаивать свое мнение.
Обучающийся сможет:
Обучающийся сможет:
определять
свои
корректно
и
действия и действия партнера,
аргументированно
отстаивать
которые способствовали или
свою точку зрения, в дискуссии
препятствовали продуктивной
уметь выдвигать контраргументы,
коммуникации;
строить
позитивные перефразировать свою мысль
механизмом
отношения в процессе учебной и (владение
эквивалентных замен).
познавательной
деятельности.

8
Обучающийся сможет:
•
определять
необходимые
ключевые
поисковые
слова
и
запросы;
осуществлять взаимодействие с
электронными
поисковыми
системами,
словарями;
•
формировать
множественную выборку
из поисковых источников
для объективизации
результатов поиска.

11. Умение находить общее решение
и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учета
интересов. Обучающийся сможет:
критически относиться к
собственному
мнению,
с
достоинством
признавать
ошибочность своего мнения (если
оно таково) и корректировать его;
предлагать альтернативное
решение в конфликтной ситуации;
выделять
общую
точку
зрения в дискуссии;

5
гипотезы,аксиомы,
теории.

12. Умение совместно с
педагогом и сверстниками
использовать речевые
средства в соответствии с
задачей коммуникации
для выражения своих
чувств, мыслей и
потребностей для
планирования и регуляции
своей деятельности;
владение устной и
письменной речью,
монологической
контекстной речью.
Обучающийся сможет:
•
определять задачу
коммуникации и в
соответствии с ней
отбирать речевые
средства;
•
отбирать и
использовать речевые
средства в процессе
коммуникации с другими
людьми (диалог в паре, в
малой группе и т. д.);
•
представлять в
устной или письменной
форме развернутый план

Класс

6

12. Умение совместно в
группах при
сопровождении учителя
использовать речевые
средства в соответствии с
задачей коммуникации
для выражения своих
чувств, мыслей и
потребностей для
планирования и регуляции
своей деятельности;
владение устной и
письменной речью,
монологической
контекстной речью.
Обучающийся сможет:
•
определять задачу
коммуникации и в
соответствии с ней
отбирать речевые
средства;
•
отбирать и
использовать речевые
средства в процессе
коммуникации с другими
людьми (диалог в паре, в
малой группе и т. д.);
•
представлять в
устной или письменной

7

12. Умение совместно в
микрогруппах/парах при
сопровождении учителя
спользовать речевые
средства в соответствии с
задачей коммуникации
для выражения своих
чувств, мыслей и
потребностей для
планирования и регуляции
своей деятельности;
владение устной и
письменной речью,
монологической
контекстной речью.
Обучающийся сможет:
•
определять задачу
коммуникации и в
соответствии с ней
отбирать речевые
средства;
•
отбирать и
использовать речевые
средства в процессе
коммуникации с другими
людьми (диалог в паре, в
малой группе и т. д.);
•
представлять в
устной или письменной

8
•
договариваться о
правилах и вопросах для
обсуждения в
соответствии с
поставленной перед
группой задачей.
12. Умение
индивидуально при
сопровождении учителя
использовать речевые
средства в соответствии с
задачей коммуникации
для выражения своих
чувств, мыслей и
потребностей для
планирования и регуляции
своей деятельности;
владение устной и
письменной речью,
монологической
контекстной речью.
Обучающийся сможет:
•
определять задачу
коммуникации и в
соответствии с ней
отбирать речевые
средства;
•
отбирать и
использовать речевые
средства в процессе
коммуникации с другими
людьми (диалог в паре, в
малой группе и т. д.);
•
представлять в
устной или письменной

5
собственной
деятельности;
•
соблюдать нормы
публичной речи,
регламент в монологе и
дискуссии в соответствии
с коммуникативной
задачей;
•
высказывать и
обосновывать мнение
(суждение) и запрашивать
мнение партнера в рамках
диалога;
•
принимать
решение в ходе диалога и
согласовывать его с
собеседником;
•
создавать
письменные
«клишированные» и
оригинальные тексты с
использованием
необходимых речевых
средств;
•
использовать
вербальные средства
(средства логической
связи) для выделения
смысловых блоков своего
выступления;
•
использовать
невербальные средства
или наглядные материалы,
подготовленные/отобранн
ые под руководством

Класс

6
форме развернутый план
собственной
деятельности;
•
соблюдать нормы
публичной речи,
регламент в монологе и
дискуссии в соответствии
с коммуникативной
задачей;
•
высказывать и
обосновывать мнение
(суждение) и запрашивать
мнение партнера в рамках
диалога;
•
принимать
решение в ходе диалога и
согласовывать его с
собеседником;
•
создавать
письменные
«клишированные» и
оригинальные тексты с
использованием
необходимых речевых
средств;
•
использовать
вербальные средства
(средства логической
связи) для выделения
смысловых блоков своего
выступления;
•
использовать
невербальные средства
или наглядные материалы,
подготовленные/отобранн

7
форме развернутый план
собственной
деятельности;
•
соблюдать нормы
публичной речи,
регламент в монологе и
дискуссии в соответствии
с коммуникативной
задачей;
•
высказывать и
обосновывать мнение
(суждение) и запрашивать
мнение партнера в рамках
диалога;
•
принимать
решение в ходе диалога и
согласовывать его с
собеседником;
•
создавать
письменные
«клишированные» и
оригинальные тексты с
использованием
необходимых речевых
средств;
•
использовать
вербальные средства
(средства логической
связи) для выделения
смысловых блоков своего
выступления;
•
использовать
невербальные средства
или наглядные материалы,
подготовленные/отобранн

8
форме развернутый план
собственной
деятельности;
•
соблюдать нормы
публичной речи,
регламент в монологе и
дискуссии в соответствии
с коммуникативной
задачей;
•
высказывать и
обосновывать мнение
(суждение) и запрашивать
мнение партнера в рамках
диалога;
•
принимать
решение в ходе диалога и
согласовывать его с
собеседником;
•
создавать
письменные
«клишированные» и
оригинальные тексты с
использованием
необходимых речевых
средств;
•
использовать
вербальные средства
(средства логической
связи) для выделения
смысловых блоков своего
выступления;
•
использовать
невербальные средства
или наглядные материалы,
подготовленные/отобранн

Класс

5
учителя;
•
делать оценочный
вывод о достижении цели
коммуникации
непосредственно после
завершения
коммуникативного
контакта и обосновывать
его.

6
ые под руководством
учителя;
•
делать оценочный
вывод о достижении цели
коммуникации
непосредственно после
завершения
коммуникативного
контакта и обосновывать
его.

7
ые под руководством
учителя;
•
делать оценочный
вывод о достижении цели
коммуникации
непосредственно после
завершения
коммуникативного
контакта и обосновывать
его.

8
ые под руководством
учителя;
•
делать оценочный
вывод о достижении цели
коммуникации
непосредственно после
завершения
коммуникативного
контакта и обосновывать
его.

13. Умение совместно с
педагогом и сверстниками
формировать и развивать
компетентности в области
использования
информационнокоммуникационных
технологий (далее – ИКТ).
Обучающийся сможет:
•
целенаправленно
искать и использовать
информационные
ресурсы, необходимые
для решения учебных и
практических задач с
помощью средств ИКТ;
•
компьютерные
технологии (включая
выбор адекватных задаче
инструментальных
программно-аппаратных
средств и сервисов) для
решения
информационных и

13. Умение совместно в
группах при
сопровождении учителем
формировать и развивать
компетентности в области
использования
информационнокоммуникационных
технологий (далее – ИКТ).
Обучающийся сможет:
•
выбирать, строить
и использовать
адекватную
информационную модель
для передачи своих
мыслей средствами
естественных и
формальных языков в
соответствии с условиями
коммуникации;
•
выделять
информационный аспект
задачи, оперировать
данными, использовать
модель решения задачи;

13. Умение совместно в
микрогруппах/парах при
сопровождении учителем
формировать и развивать
компетентности в области
использования
информационнокоммуникационных
технологий (далее – ИКТ).
Обучающийся сможет:
•
целенаправленно
искать и использовать
информационные
ресурсы, необходимые
для решения учебных и
практических задач с
помощью средств ИКТ;
•
использовать
компьютерные
технологии (включая
выбор адекватных задаче
инструментальных
программно-аппаратных
средств и сервисов) для
решения

13. Умение
индивидуально при
сопровождении учителем
формировать и развивать
компетентности в области
использования
информационнокоммуникационных
технологий (далее – ИКТ).
Обучающийся сможет:
•
использовать
компьютерные
технологии (включая
выбор адекватных задаче
инструментальных
программно-аппаратных
средств и сервисов) для
решения
информационных и
коммуникационных
учебных задач, в том
числе: вычисление и др.;
•
использовать
информацию с учетом
этических и правовых

5
коммуникационных
учебных задач, в том
числе: написание писем,
сочинений, докладов.

Класс

6
•
использовать
компьютерные
технологии (включая
выбор адекватных задаче
инструментальных
программно-аппаратных
средств и сервисов) для
решения
информационных и
коммуникационных
учебных задач, в том
числе: создание
презентаций.

7
информационных и
коммуникационных
учебных задач, в том
числе: написание
рефератов.

норм.

8

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ «ИСКУССТВО»
Изобразительное искусство
5 КЛАСС

Обучающийся научится:
характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое
значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки);
создавать декоративные изображения на основе русских образов;
раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном
искусстве и в современной жизни;
создавать эскизы декоративного убранства русской избы;
создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;
определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с
опорой на народные традиции;
создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в
цветовом решении;
умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами
декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для
данного возраста уровня);
выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного
искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе
ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета,
формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных
или объемных декоративных композиций;
распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных
промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием
выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции
одного из промыслов;
характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе
народных традиций;
различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;
различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других
народов России;
находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных
декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных
промыслов;
различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов
России;
пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими
материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать
коллажные техники.
-

Обучающийсяполучит возможность научиться:
активно использовать язык изобразительного искусства и различные
художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов
(литературы, окружающего мира, технологии и др.);
владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою

точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;
различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в
материале;
использовать навыки коллективной работы над объемно - пространственной
композицией.
6 КЛАСС
Обучающийсянаучится:
называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем
состоит различие временных и пространственных видов искусства;
классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение
для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;
объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием
изображения;
композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными
художественными материалами;
создавать образы, используя все выразительные возможности художественных
материалов;
простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;
навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов
(кухонная утварь);
изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых
геометрических фигур, соблюдая их пропорции;
создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из
геометрических тел;
строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;
характеризовать
освещение
как
важнейшее
выразительное
средство
изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины
пространства;
передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в
композиции натюрморта;
творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками
на картоне;
выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;
рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном
искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов;
применять перспективу в практической творческой работе;
навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого;
навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила
линейной и воздушной перспективы;
видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и
настроения в природе;
навыкам создания пейзажных зарисовок;
различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная
перспектива;
использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о
красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности
живописного произведения;
навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации
плоскости изображения;
различать
основные
средства
художественной
выразительности
в

изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);
определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль
формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали,
значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле;
пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими
материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать
коллажные техники;
различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж,
пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;
различать и характеризовать виды портрета;
понимать и характеризовать основы изображения головы человека;
пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;
видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций,
характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению,
по памяти;
видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского
и объемного изображения предмета и группы предметов;
использовать графические материалы в работе над портретом;
использовать образные возможности освещения в портрете;
пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке;
называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов и
определять их произведения.
Обучающийся получит возможность научиться:
осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах
искусства;
называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и
определять произведения пейзажной живописи;
понимать особенности исторического жанра, определять произведения
исторической живописи;
применять творческий опыт разработки художественного проекта - создания
композиции на определенную тему.
7 КЛАСС
Обучающийся научится:
навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры
человека;
навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа;
навыкам лепки и работы с пластилином или глиной;
рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - шедевров
изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства;
приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками
фигуры человека, используя разнообразные графические материалы;
характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный
образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью;
объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой
живописи;
изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом;
узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись»;
перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно - тематической
картины;
характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение
значительных событий в истории общества, как воплощение его мировоззренческих

позиций и идеалов;
узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть
имена великих русских мастеров исторической картины;
творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на
выбранный исторический сюжет;
творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов;
представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из
Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре;
называть имена великих европейских и русских художников, творивших на
библейские темы;
узнавать и характеризовать произведения великих европейских и русских
художников на библейские темы;
характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества;
рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы
Великой Отечественной войны;
описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и
ансамбли, посвященные Великой Отечественной войне;
творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому историческому
событию или историческому герою;
анализировать
художественно-выразительные
средства
произведений
изобразительного искусства XX века;
культуре зрительского восприятия;
характеризовать временные и пространственные искусства;
понимать разницу между реальностью и художественным образом;
представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных
иллюстраторов книг. И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А. Фаворский;
опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими
материалами;
собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев,
характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.).
Обучающийся получит возможность научиться:
называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII - XIX веков;
называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и
архитектуры русских художников XVIII - XIX веков;
называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и
определять скульптурные памятники;
называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и
определять их произведения живописи;
называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и
определять произведения пейзажной живописи;
понимать особенности исторического жанра, определять произведения
исторической живописи;
называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины XIX
века и определять памятники монументальной скульптуры;
работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика,
роспись, монументальная скульптура);
использовать выразительный язык при моделировании архитектурного
пространства;
характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России;
получать представления об особенностях художественных коллекций
крупнейших музеев мира.

8 КЛАСС

Выпускник научится:
систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории
архитектуры и дизайна;
распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства;
понимать сочетание различных объемов в здании;
понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и
материал;
иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно художественных стилей разных эпох;
понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;
различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;
характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве
городской среды;
понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение
объемов при взгляде на них сверху;
осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка вертикаль, круг - цилиндр, шар и т. д.;
применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и
архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в
пространстве;
создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн проектов;
получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов
архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в
пространстве архитектурно-дизайнерского объекта;
приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой
архитектуры;
характеризовать основные школы садово-паркового искусства;
понимать основы краткой истории костюма;
характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов
дизайна одежды;
создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими
материалами и др.;
работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись,
монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании
архитектурного пространства.
Выпускник получит возможность научиться:
понимать специфику изображения в полиграфии;
различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши
и др.);
различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое,
живописное, компьютерное, фотографическое);
проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.;
использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре
(макеты из бумаги, картона, пластилина);
создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в
пространстве.
-

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 класс
ГЛАВА 1. ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА
Древние образы в народном искусстве. Убранство русской избы. Внутренний мир русской
избы. Конструкция и декор предметов народного быта. Русская народная вышивка.
Народный праздничный костюм. Народные праздничные обряды.
ГЛАВА 2. СВЯЗЬ ВРЕМЕН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ
Древние образы в современных народных игрушках. Искусство Гжели. Городецкая
роспись. Хохлома. Жостово. Роспись по металлу. Щепа. Роспись по лубу и дереву.
Тиснение и резьба по бересте.
ГЛАВА 3. ДЕКОР - ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ВРЕМЯ
Зачем людям украшения. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
Одежда «говорит» о человеке. О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.
ГЛАВА 4. ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Современное выставочное искусство. Ты сам - мастер.
6 класс
ГЛАВА 1. ВИДЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ОСНОВЫ
ОБРАЗНОГО ЯЗЫКА
Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. Рисунок - основа
изобразительного творчества. Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий.
Пятно как средство выражения. Ритм пятен. Цвет. Основы цветоведения. Цвет в
произведениях живописи. Объемные изображения в скульптуре. Основы языка
изображения.
ГЛАВА 2. МИР НАШИХ ВЕЩЕЙ. НАТЮРМОРТ
Реальность и фантазия в творчестве художника. Изображение предметного мира –
натюрморт. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Изображение
объема на плоскости и линейная перспектива. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в
графике. Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта.
ГЛАВА 3. ВГЛЯДЫВАЯСЬ В ЧЕЛОВЕКА. ПОРТРЕТ
Образ человека - главная тема в искусстве. Конструкция головы человека и ее пропорции.
Изображение головы человека в пространстве. Портрет в скульптуре. Графический
портретный рисунок. Сатирические образы человека. Образные возможности освещения в
портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты. Портрет в изобразительном
искусстве 20 века.
ГЛАВА 4. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ.
ПЕЙЗАЖ И ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТИНА
Жанры в изобразительном искусстве. Изображение пространства. Правила построения
перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж - большой мир. Пейзаж-настроение.
Природа и художник. Пейзаж в русской живописи. Пейзаж в графике. Городской пейзаж.
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
7 класс
ГЛАВА 1.
ХУДОЖНИК – ДИЗАЙН - АРХИТЕКТУРА. ИСКУССТВО
КОМПОЗИЦИИ - ОСНОВА ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ
Основы композиции и в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и
выразительность плоскостной композиции. Прямые линии и организация пространства.
Цвет - элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна. Буква -

строка - текст. Искусство шрифта. Когда текст и изображение вместе. Композиционные
основы макетирования в графическом дизайне. В бескрайнем мире книг и журналов.
Многообразие форм графического дизайна.
ГЛАВА 2. В МИРЕ ВЕЩЕЙ И ЗДАНИЙ. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК
КОНСТРУКТИВНЫХ ИСКУССТВ
Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Взаимосвязь
объектов в архитектурном макете. Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание
различных объемных форм. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы
здания. Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объемов и материальный образ
времени. Форма и материал. Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве.
ГЛАВА 3. ГОРОД И ЧЕЛОВЕК. СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДИЗАЙНА И
АРХИТЕКТУРЫ КАК СРЕДЫ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого. Город сегодня
и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна. Живое пространство города.
Город, микрорайон, улица. Вещь в городе и дома. Городской дизайн. Интерьер и вещь в
доме. Дизайн - пространственно-вещной среды интерьера. Природа и архитектура.
Организация архитектурно-ландшафтного пространства. Ты - архитектор. Замысел
архитектурного проекта и его осуществление.
ГЛАВА 4. ЧЕЛОВЕК В ЗЕРКАЛЕ ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ. ОБРАЗ
ЧЕЛОВЕКА И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Мой дом - мой образ жизни. Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом.
Интерьер, который мы создаем. Пугало в огороде… или под шепот фонтанных струй.
Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.
Встречают по одежке. Автопортрет на каждый день. Имидж: лик или личина? Сфера
имидж-дизайна. Моделируя себя - моделируешь мир.
8 КЛАСС
ГЛАВА 1. ХУДОЖНИК И ИСКУССТВО ТЕАТРА. РОЛЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ В
СИНТЕТИЧЕСКИХ ИСКУССТВАХ
Образная сила искусства. Изображение в театре и кино. Театральное искусство и
художник. Правда и магия театра. Сценография - особый вид художественного
творчества. Безграничное пространство сцены. Сценография искусство и производство.
Костюм, грим и маска, или магическое «если бы». Тайны актерского перевоплощения.
Художник в театре кукол. Привет от Карабаса – Барабаса. Спектакль – от замысла к
воплощению. Третий звонок.
ГЛАВА 2. ЭСТАФЕТА ИСКУСТВ: ОТ РИСУНКА К ФОТОГРАФИИ.
ЭВОЛЮЦИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ И ТЕХНОЛОГИЙ
Фотография – взгляд, сохраненный навсегда. Фотография - новое изображение
реальности. Грамота фитокомпозиции и съемки. Основа операторского фотомастерства:
умение видеть и выбирать. Фотография искусство «светописи».Вещь : свет и фактура. «На
фоне Пушкина снимается семейство». Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера. Человек
на фотографии. Операторское мастерство фотооператора. Событие в кадре. Искусство
фоторепортажа. Фотография и компьютер. Документ для фальсификации: факт и его
компьютерная трактовка.
ГЛАВА 3. ФИЛЬМ - ТВОРЕЦ И ЗРИТЕЛЬ. ЧТО МЫ ЗНАЕМ ОБ ИСКУСТВЕ
КИНО?
Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и
время в кино. Художник и художественное творчество в кино. Художник в игровом
фильме. От большого экрана к домашнему видео. Азбука киноязыка. Бесконечный мир
кинематографа.

ГЛАВА 4. ТЕЛЕВИДЕНИЕ, ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРА. ЭКРАН –
ИСКУССТВО – ЗРИТЕЛЬ
Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа
телевизионного изображения. Телевидение и документальное кино. Телевизионная
документалистика: от видеосюжета до телерепортажа. Киноглаз, или Жизнь в врасплох.
Телевидение, Интернет… Что дальше? Современные формы экранного языка. В царстве
кривых зеркал, или Вечные истина искусства.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
№
урок
а
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

Тема

Количество
часов

Древние образы в народном искусстве.
Убранство русской избы.
Внутренний мир русской избы.
Конструкция и декор предметов народного быта.
Резное украшение для русской избы.
Русская народная вышивка.
Народный праздничный костюм народов Севера и Юга
России.
Женский головной убор. Проект.
Мужская рубаха и пояс – одежда русского мужика.
Женский костюм Юга России.
Свадебный наряд народов севера.
Народные праздничные обряды (обобщение темы).
Древние образы в современных народных игрушках.
Искусство Гжели.
Городецкая роспись.
Хохлома.
Жостово. Роспись по металлу.
Щепа. Роспись по дереву.
Тиснение и резьба по бересте.
Роль народных художественных промыслов в современной
жизни (обобщение темы)
Зачем людям украшения.
Одежда «говорит» о человеке.
Роль декоративного искусства в жизни общества
(обобщение темы)
Украшение Древнего Египта.
Женские украшения древнего Китая.
Западная Европа XVII века. Искусство в жизни людей.
О чем рассказывают гербы и эмблемы.
Создание герба своей школы.
Современное выставочное искусство. Беседа.
Ты сам мастер декоративно-прикладного искусства (панно)
Ты сам мастер декоративно-прикладного искусства (панно)
Ты сам мастер декоративно-прикладного искусства
(витраж)
Ты сам мастер декоративно-прикладного искусства (ваза).
Итоговый урок

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

6 класс
№
Тема
урока
1
Беседа по построению пейзажа. Рисунок-воспоминание о
летних каникулах.
2
Рисунок-основа изобразительного творчества.
3
Линия и её выразительные возможности. Ритм линий.
4
Пятно как средство выражения. Ритм пятен.
5
Цвет. Основы цветоведения.
6
Цвет в произведениях живописи.
7
Объёмные изображения в скульптуре.
8
Основы языка изображения.
9
Реальность и фантазия в творчестве художника.
10
Изображение предметного мира - натюрморт.
11
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
12
Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива.
13
Освещение. Свет и тень.
14
Натюрморт в графике.
15
Цвет в натюрморте.
16
Выразительные возможности натюрморта.
17
Образ человека - главная тема в искусстве.
18
Конструкция головы человека и её основные пропорции.
19
Изображение головы человека в пространстве.
20
Портрет в скульптуре.
21
Графический портретный рисунок.
22
Сатирические образы человека.
23
Образные возможности освещения в портрете.
24
Роль цвета в портрете.
25
Великие портретисты прошлого.
26
Портрет в изобразительном искусстве ХХ века.
27
Жанры в изобразительном искусстве.
28
Изображение пространства. Перспектива, её виды.
29
Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.
30
Пейзаж - большой мир. Пейзаж настроения.
31
Пейзаж в русской живописи. Выставка рисунков.
32
Пейзаж в русской живописи.
33
Пейзаж в графике. Городской пейзаж.

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

7 класс
№
Тема
урока
1
Гармония, контраст и выразительность плоскостной
композиции, или «Внесем порядок в хаос!»
2
Прямые линии и организация пространства
3
Цвет – элемент композиционного творчества
4
Цвет – элемент композиционного творчества
5
Свободные формы: линии и тоновые пятна
6
Искусство шрифта
7
Искусство шрифта
8
Композиционные основы макетирования в графическом
дизайне
9
От плоскостного изображения к объёмному макету
10
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете
11
Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля
12
Важнейшие архитектурные элементы зданий
13
Вещь как сочетание объёмов и образ времени
14
Форма и материал
15
Роль цвета в формотворчестве

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

16

Роль цвета в формотворчестве

1

17
18
19
20
21

Образы материальной культуры прошлого
Пути развития современной архитектуры и дизайна
Город, микрорайон, улица
Городской дизайн
Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно – вещной
среды интерьера

1
1
1
1
1

22

1

23

Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно – вещной
среды интерьера
Организация архитектурно – ландшафтного пространства

24

Организация архитектурно – ландшафтного пространства

1

25
26
27
28
29
30

Замысел архитектурного проекта и его осуществления
Замысел архитектурного проекта и его осуществления
Скажи мне, как ты живешь, и я скажу , какой у тебя дом
Интерьер, который мы создаем
Пугало в огороде, или… Под шепот фонтанных струй
Композиционно – конструктивные принципы дизайна
одежды. Выставка рисунков.
Встречают по одежке
Встречают по одежке
Автопортрет на каждый день. Итоговый урок

1
1
1
1
1
1

31
32
33

8 класс

1

1
1
1

№
урока
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32

Тема

Количество
часов

Образная сила искусства. Изображение в театре и кино.
Театральное искусство и художник. Правда и магия
театра
Сценография - особый вид художественного
творчества. Безграничное пространство сцены.
Сценография как искусство и производство.
Костюм, грим и маска, или магическое « если бы».
Тайны актерского перевоплощения
Художник в театре кукол.
Привет от Карабаса – Барабаса.
Спектакль – от замысла к воплощению.
Третий звонок.
Фотография – взгляд сохраненный навсегда. Фотография
- новое изображение реальности.
Грамота фотокомпозиции и съемки. Основа
операторского фотомастерства: умение видеть и
выбирать.
Фотография искусство « светописи». Вещь : свет и
фактура.
« На фоне Пушкина снимается семейство». Искусство
фотопейзажа и фотоинтерьера.
Человек на фотографии. Операторское мастерство
фотооператора.
Событие в кадре. Искусство фоторепортажа.
Фотография и компьютер.
Документ для фальсификации: факт и его компьютерная
трактовка.
Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа
фильма и монтаж.
Пространство и время в кино.
Художник и художественное творчество в кино.
Художник в игровом фильме.
От большого экрана к домашнему видео.
Азбука киноязыка.
Азбука киноязыка.
Бесконечный мир кинематографа
Искусство анимации. Многообразие жанровых киноформ.
История и специфика рисовального фильма
Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и
художественная природа телевизионного изображения.
Телевидение и документальное кино.
Телевизионная документалистика:
от видеосюжета до телерепортажа
Киноглаз, или Жизнь в врасплох.
Телевидение, Интернет… Что дальше?
Современные формы экранного языка. Выставка рисунков
В царстве кривых зеркал,

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

33

или Вечные истины искусства.
Искусство-зритель-современность. Итоговый урок

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 01.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(904)147-15-73

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».