Музыка 5-8 классы

Пояснительная записка
Данная рабочая программа учебного предмета «Музыка» для учащихся 5-8 классов
разработана на основе требований к результатам освоения ООП ООО МКОУ
Шумиловская СОШ» в соответствии с ФГОС ООО.
Цель: развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части
духовной культуры.
Задачи:
развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса,
музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного
мышления, творческого воображения;
освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе,
жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка, музыкальном
фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и
зарубежных композиторов, о воздействии музыки на человека, о ее взаимосвязи с
другими видами искусства и жизнью;
овладение практическими умениями и навыками в различных видах
музыкально - творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с
ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкальнопластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке, устойчивого
интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира,
музыкального вкуса учащихся, потребности к самостоятельному общению с
высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию, слушательской и
исполнительской культуры учащихся.
Место учебного предмета в учебном
плане
В Федеральном базисном учебном плане в 5 – 8 классах на предмет «Музыка»
отводится 1 час в неделю (5-8 классы по 1 часу 34 недели), всего 136 часов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1.
Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к
прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и
долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная
значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и
ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего
края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека
с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и
государств, находившихся на территории современной России); интериоризация
гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира.
2.
Готовность
и
способность
обучающихся
к
саморазвитию
и
самообразованию
на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному
выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов.

3.
Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость,
уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных
традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в
поступках, поведении, расточительном
потребительстве; сформированность
представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в
развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского
общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и
религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного
отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в
социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества,
принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи.
4.
Сформированность целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего
социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5.
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.
Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность
к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа
допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как
конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению
переговоров).
6.
Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной
жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в
процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые
формируют сами обучающиеся; включенность в непосредственное гражданское участие,
готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения,
продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами;
идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение
компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей
созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального
творчества,
ценности
продуктивной
организации
совместной
деятельности,
самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера,
формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности,
рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации
собственного лидерского потенциала).
7.
Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни;
интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения

на транспорте и на дорогах.
8.
Развитость эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера
(способность понимать художественные произведения, отражающие разные
этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры
обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания
жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение
окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира,
самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании
красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями,
сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как
смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
9.
Сформированность основ экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически
ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в
жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям
сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к
занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной
деятельности).
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты, включают освоенные учащимися межпредметные
понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные,
коммуникативные).
Условием
формирования
межпредметных
понятий
(система,
факт,
закономерность, феномен, анализ, синтез) является овладение обучающимися основами
смыслового чтения и приобретение навыков работы с информацией (читательской
компетенции) и участие в проектной деятельности.
В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и
развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как
средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и
самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга
чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У
выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве
познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества,
создании образа «потребного будущего».
При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые на
первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с
текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том
числе:
систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать
информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание
выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в
виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических

схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения всех учебных предметов, обучающиеся приобретут опыт проектной
деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию
самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и
эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на
практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства,
принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат
возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску
нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Метапредметные результаты
5
1. Умение совместно с
педагогом и сверстниками
определять цели
обучения, ставить и
формулировать новые
задачи в учебе и
познавательной
деятельности, развивать
мотивы и интересы своей
познавательной
деятельности.
Обучающийся сможет:
•
анализировать
существующие и
планировать будущие
образовательные
результаты;
•
идентифицировать
собственные проблемы и
определять главную
проблему;
•
выдвигать версии
решения проблемы,
формулировать гипотезы,
предвосхищать конечный
результат;
•
ставить цель
деятельности на основе
определенной проблемы и
существующих
возможностей;
•
формулировать

Класс

6

7
Регулятивные УУД
1. Умение совместно в
1. Умение совместно в
группах при
микрогруппах/парах при
сопровождении учителя
сопровождении учителя
определять цели
определять цели
обучения, ставить и
обучения, ставить и
формулировать новые
формулировать новые
задачи в учебе и
задачи в учебе и
познавательной
познавательной
деятельности, развивать
деятельности, развивать
мотивы и интересы своей
мотивы и интересы своей
познавательной
познавательной
деятельности.
деятельности.
Обучающийся сможет:
Обучающийся сможет:
•
анализировать
•
анализировать
существующие и
существующие и
планировать будущие
планировать будущие
образовательные
образовательные
результаты;
результаты;
•
идентифицировать
•
идентифицировать
собственные проблемы и
собственные проблемы и
определять главную
определять главную
проблему;
проблему;
•
выдвигать версии
•
выдвигать версии
решения
проблемы,
решения проблемы,
формулировать гипотезы,
формулировать гипотезы,
предвосхищать конечный
предвосхищать конечный
результат;
результат;
•
ставить цель
•
ставить цель
деятельности
на основе
деятельности на основе
определенной проблемы и
определенной проблемы и
существующих
существующих
возможностей;
возможностей;

8
1. Умение индивидуально
при сопровождении
учителя определять цели
обучения, ставить и
формулировать новые
задачи в учебе и
познавательной
деятельности, развивать
мотивы и интересы своей
познавательной
деятельности.
Обучающийся сможет:
•
анализировать
существующие и
планировать будущие
образовательные
результаты;
•
идентифицировать
собственные проблемы и
определять главную
проблему;
•
выдвигать версии
решения проблемы,
формулировать гипотезы,
предвосхищать конечный
результат;
•
ставить цель
деятельности на основе
определенной проблемы и
существующих
возможностей;
•
формулировать

Класс

5
учебные
задачи
как
шаги
достижения поставленной цели
деятельности;
обосновывать
целевые
ориентиры
и
приоритеты
ссылками на ценности, указывая
и
обосновывая
логическую
последовательность шагов.

6
7
8
формулировать
учебные
формулировать
учебные учебные
задачи
как
шаги
задачи как шаги достижения задачи как шаги достижения достижения
поставленной
цели
поставленной цели деятельности;
поставленной цели деятельности; деятельности;
обосновывать
целевые
обосновывать
целевые
обосновывать
целевые
ориентиры
и
приоритеты
ориентиры
и
приоритеты
ориентиры
и
приоритеты
ссылками на ценности, указывая
ссылками на ценности, указывая
ссылками на ценности, указывая и
и
обосновывая
логическую
и
обосновывая
логическую
обосновывая
логическую
последовательность
последовательность
последовательность шагов.
шагов.
шагов.

2. Умение совместно с педагогом и
сверстниками планировать пути
достижения целей, в том числе
альтернативные,
осознанно
выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и
познавательных задач.
Обучающийся сможет:
определять необходимые
действие(я) в соответствии с
учебной и познавательной задачей
и
составлять
алгоритм
их
выполнения;
обосновывать
и
осуществлять выбор наиболее
эффективных
способов
решения
учебных
и
познавательных задач;
•определять/находить,

2. Умение совместно в группах
при
сопровождении
учителя
планировать пути
достижения целей, в том числе
альтернативные,
осознанно
выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и
познавательных задач.
Обучающийся сможет:
определять необходимые
действие(я) в соответствии с
учебной и познавательной задачей
и
составлять
алгоритм
их
выполнения;
обосновывать
и
осуществлять выбор наиболее
эффективных
способов
решения
учебных
и
познавательных задач;
•

2.
Умение
совместно
в
микрогруппах/парах
при
сопровождении
учителя
планировать пути
достижения целей, в том числе
альтернативные,
осознанно
выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и
познавательных задач.
Обучающийся сможет:
определять необходимые
действие(я) в соответствии с
учебной и познавательной задачей
и
составлять
алгоритм
их
выполнения;
обосновывать
и
осуществлять выбор наиболее
эффективных
способов
решения
учебных
и
познавательных задач;
•

2. Умение индивидуально при
сопровождении учителя планировать
пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать
наиболее
эффективные
способы
решения учебных и познавательных
задач.
Обучающийся сможет:
определять
необходимые
действие(я) в соответствии с
учебной и познавательной задачей
и
составлять
алгоритм
их
выполнения;
обосновывать
и
осуществлять выбор наиболее
эффективных способов решения
учебных
и
познавательных
задач;
•определять/находить,

Класс

5
6
в том числе из
определять/находить, в том числе
предложенных вариантов, условия из
для
выполнения
учебной
и предложенных вариантов, условия
познавательной задачи;
для
выполнения
учебной
и
выстраивать
познавательной задачи;
жизненные планы на
выстраивать
краткосрочное будущее (заявлять жизненные планы на
целевые ориентиры, ставить
краткосрочное будущее (заявлять
адекватные
им
задачи
и целевые ориентиры, ставить
предлагать действия, указывая и адекватные
им
задачи
и
обосновывая логическую
предлагать действия, указывая и
последовательность шагов);
обосновывая логическую
выбирать из
последовательность шагов);
предложенных
вариантов
и
выбирать из
самостоятельно
искать предложенных
вариантов
и
средства/ресурсы для решения
самостоятельно
искать
задачи/достижения цели;
средства/ресурсы для решения
составлять
план
задачи/достижения цели;
решения
проблемы
составлять
план
(выполнения
проекта,
решения
проблемы
проведения
(выполнения
проекта,
исследования);
проведения
определять
исследования);
потенциальные
определять
затруднения при решении учебной потенциальные
и
познавательной
задачи
и затруднения при решении учебной
находить
и
познавательной
задачи
и
средства
для
их
находить
устранения;
средства
для
их
описывать свой
устранения;

7
определять/находить, в том числе
из
предложенных вариантов, условия
для
выполнения
учебной
и
познавательной задачи;
выстраивать жизненные
планы
на
краткосрочное
будущее (заявлять целевые
ориентиры, ставить
адекватные
им
задачи
и
предлагать действия, указывая и
обосновывая логическую
последовательность шагов);
выбирать из
предложенных
вариантов
и
самостоятельно
искать
средства/ресурсы для решения
задачи/достижения цели;
составлять
план
решения
проблемы
(выполнения
проекта,
проведения
исследования);
определять
потенциальные
затруднения при решении учебной
и
познавательной
задачи
и
находить
средства
для
их
устранения;

8
в том числе из
предложенных вариантов, условия
для
выполнения
учебной
и
познавательной задачи;
выстраивать жизненные
планы на
краткосрочное будущее (заявлять
целевые ориентиры, ставить
адекватные им задачи и предлагать
действия, указывая и обосновывая
логическую
последовательность шагов);
выбирать из
предложенных
вариантов
и
самостоятельно
искать
средства/ресурсы для решения
задачи/достижения цели;
составлять план решения
проблемы (выполнения проекта,
проведения
исследования);
определять
потенциальные
затруднения при решении учебной и
познавательной задачи и находить
средства
для
их
устранения;
описывать свой

Класс

5
опыт, оформляя его для
передачи другим людям в
виде технологии решения
практических задач
определенного класса;
•
планировать и
корректировать свою
индивидуальную
образовательную
траекторию.

6
•
описывать свой
опыт, оформляя его для
передачи другим людям в
виде технологии решения
практических задач
определенного класса;
•
планировать и
корректировать свою
индивидуальную
образовательную
траекторию.

7
•
описывать свой
опыт, оформляя его для
передачи другим людям в
виде технологии решения
практических задач
определенного класса;
•
планировать и
корректировать свою
индивидуальную
образовательную
траекторию.

8
опыт, оформляя его для
передачи другим людям в
виде технологии решения
практических задач
определенного класса;
•
планировать и
корректировать свою
индивидуальную
образовательную
траекторию.

3. Умение совместно с
педагогом и сверстниками
соотносить свои действия
с планируемыми
результатами,
осуществлять контроль
своей деятельности в
процессе достижения
результата, определять
способы действий в
рамках предложенных
условий и требований,
корректировать свои
действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
•
определять
критерии планируемых
результатов и критерии
оценки своей учебной
деятельности;
•
систематизировать
(в том числе выбирать
приоритетные) критерии

3. Умение совместно в
группах при
сопровождении учителя
соотносить свои действия
с планируемыми
результатами,
осуществлять контроль
своей деятельности в
процессе достижения
результата, определять
способы действий в
рамках предложенных
условий и требований,
корректировать свои
действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
•
систематизировать
(в том числе выбирать
приоритетные) критерии
планируемых результатов
и оценки своей
деятельности;
•
отбирать

3. Умение совместно в
микрогруппах/парах при
сопровождении учителя
соотносить свои действия
с планируемыми
результатами,
осуществлять контроль
своей деятельности в
процессе достижения
результата, определять
способы действий в
рамках предложенных
условий и требований,
корректировать свои
действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
•
систематизировать
(в том числе выбирать
приоритетные) критерии
планируемых результатов
и оценки своей
деятельности;
•
отбирать

3. Умение индивидуально
при сопровождении
учителя соотносить свои
действия с планируемыми
результатами,
осуществлять контроль
своей деятельности в
процессе достижения
результата, определять
способы действий в
рамках предложенных
условий и требований,
корректировать свои
действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
•
систематизировать
(в том числе выбирать
приоритетные) критерии
планируемых результатов
и оценки своей
деятельности;
•
отбирать
инструменты для

5
планируемых результатов
и оценки своей
деятельности;
•
отбирать
инструменты для
оценивания своей
деятельности,
осуществлять
самоконтроль своей
деятельности в рамках
предложенных условий и
требований;
•
оценивать свою
деятельность,
аргументируя причины
достижения или
отсутствия планируемого
результата;
•
находить
достаточные средства для
выполнения учебных
действий в изменяющейся
ситуации и/или при
отсутствии планируемого
результата;
•
работая по своему
плану, вносить
коррективы в текущую
деятельность на основе
анализа изменений
ситуации для получения
запланированных
характеристик
продукта/результата;
•
устанавливать

Класс

6
инструменты для
оценивания своей
деятельности,
осуществлять
самоконтроль своей
деятельности в рамках
предложенных условий и
требований;
•
оценивать свою
деятельность,
аргументируя причины
достижения или
отсутствия планируемого
результата;
•
находить
достаточные средства для
выполнения учебных
действий в изменяющейся
ситуации и/или при
отсутствии планируемого
результата;
•
работая по своему
плану, вносить
коррективы в текущую
деятельность на основе
анализа изменений
ситуации для получения
запланированных
характеристик
продукта/результата;
•
устанавливать
связь между полученными
характеристиками
продукта и
характеристиками

7
инструменты для
оценивания своей
деятельности,
осуществлять
самоконтроль своей
деятельности в рамках
предложенных условий и
требований;
•
оценивать свою
деятельность,
аргументируя причины
достижения или
отсутствия планируемого
результата;
•
находить
достаточные средства для
выполнения учебных
действий в изменяющейся
ситуации и/или при
отсутствии планируемого
результата;
•
работая по своему
плану, вносить
коррективы в текущую
деятельность на основе
анализа изменений
ситуации для получения
запланированных
характеристик
продукта/результата;
•
устанавливать
связь между полученными
характеристиками
продукта и
характеристиками

8
оценивания своей
деятельности,
осуществлять
самоконтроль своей
деятельности в рамках
предложенных условий и
требований;
•
оценивать свою
деятельность,
аргументируя причины
достижения или
отсутствия планируемого
результата;
•
находить
достаточные средства для
выполнения учебных
действий в изменяющейся
ситуации и/или при
отсутствии планируемого
результата;
•
работая по своему
плану, вносить
коррективы в текущую
деятельность на основе
анализа изменений
ситуации для получения
запланированных
характеристик
продукта/результата;
•
устанавливать
связь между полученными
характеристиками
продукта и
характеристиками
процесса деятельности и

Класс

5
связь
между
полученными
характеристиками
продукта
и
характеристиками
процесса
деятельности и по завершении
деятельности
предлагать
изменение характеристик процесса
для
получения
улучшенных
характеристик продукта;
•
сверять свои
действия с целью и, при
необходимости,
исправлять
ошибки самостоятельно.

6
процесса деятельности и по
завершении
деятельности
предлагать
изменение характеристик процесса
для
получения
улучшенных
характеристик продукта;
•
сверять свои
действия с целью и, при
необходимости,
исправлять
ошибки самостоятельно.

4.Умение
совместно
с
педагогом
и
сверстниками
оценивать
правильность
выполнения
учебной задачи,
собственные возможности ее
решения. Обучающийся сможет:
• определять
критерии
правильности
(корректности) выполнения
учебной задачи;
• анализировать
и
обосновывать
применение
соответствующего инструментария
для выполнения
учебной задачи;
• свободно

4.Умение совместно в группах
при
сопровождении учителя оценивать
правильность выполнения
учебной
задачи,
собственные
возможности
ее
решения.
Обучающийся сможет:
• определять
критерии
правильности
(корректности) выполнения
учебной задачи;
• анализировать
и
обосновывать
применение
соответствующего инструментария
для выполнения
учебной задачи;

7
процесса деятельности и по
завершении
деятельности
предлагать
изменение характеристик процесса
для
получения
улучшенных
характеристик продукта;
•
сверять свои
действия с целью и, при
необходимости,
исправлять
ошибки самостоятельно.

4.Умение
совместно
в
микрогруппах/парах
при
сопровождении учителя оценивать
правильность выполнения
учебной
задачи,
собственные возможности ее
решения. Обучающийся сможет:
• определять
критерии
правильности
(корректности) выполнения
учебной задачи;
• анализировать
и
обосновывать
применение
соответствующего инструментария
для выполнения
учебной задачи;

8
по завершении
деятельности предлагать изменение
характеристик
процесса
для
получения
улучшенных
характеристик продукта;
•
сверять свои
действия с целью и, при
необходимости,
исправлять
ошибки самостоятельно.

4.Умение индивидуально при
сопровождении учителя
оценивать
правильность
выполнения учебной
задачи,
собственные
возможности ее
решения.
Обучающийся сможет:
• определять
критерии
правильности
(корректности) выполнения
учебной задачи;
• анализировать
и
обосновывать
применение
соответствующего инструментария
для выполнения
учебной задачи;

Класс

5
пользоваться
выработанными
критериями оценки и самооценки,
исходя из цели и имеющихся
средств,
различая
результат и способы действий;
• оценивать
продукт
своей
деятельности по заданным и/или
самостоятельно
определенным
критериям в соответствии с целью
деятельности;
• обосновывать
достижимость
цели
выбранным способом на основе
оценки своих внутренних ресурсов
и доступных
внешних
ресурсов;
фиксировать и анализировать
динамику
собственных
образовательных результатов.

6
• свободно
пользоваться
выработанными
критериями оценки и самооценки,
исходя из цели и имеющихся
средств,
различая
результат и способы действий;
• оценивать
продукт
своей
деятельности по заданным и/или
самостоятельно
определенным
критериям в соответствии с целью
деятельности;
• обосновывать
достижимость
цели
выбранным способом на основе
оценки своих внутренних ресурсов
и доступных
внешних
ресурсов;
фиксировать и анализировать
динамику
собственных
образовательных
результатов.

7
• свободно
пользоваться
выработанными
критериями оценки и самооценки,
исходя из цели и имеющихся
средств,
различая
результат и способы действий;
• оценивать
продукт
своей
деятельности по заданным и/или
самостоятельно
определенным
критериям в соответствии с целью
деятельности;
• обосновывать
достижимость
цели
выбранным способом на основе
оценки своих внутренних ресурсов
и доступных
внешних
ресурсов;
фиксировать и анализировать
динамику
собственных
образовательных
результатов.

8
• свободно
пользоваться
выработанными
критериями оценки и самооценки,
исходя из цели и имеющихся
средств,
различая
результат и способы действий;
• оценивать
продукт
своей
деятельности по заданным и/или
самостоятельно
определенным
критериям в соответствии с целью
деятельности;
• обосновывать
достижимость
цели
выбранным способом на основе
оценки своих внутренних ресурсов и
доступных
внешних
ресурсов;
фиксировать
и
анализировать
динамику
собственных
образовательных
результатов.

5.Владение основами
самооценки.
Обучающийся
сможет:
• наблюдать
и
анализировать
собственную
учебную и
познавательную

5.Владение
основами
5.Владение основами
5.Владение
основами
принятия
решения.
самоконтроля.
Обучающийся осуществления
осознанного
Обучающийся сможет:
сможет:
выбора в учебной
и
• соотносить реальные и
• самостоятельно
познавательной.
Обучающийся
планируемые результаты
определять
причины своего сможет:
успеха или
индивидуальной
• ретроспективно
неуспеха
и
находить

деятельность
деятельность
обучающихся
взаимопроверки.

5

Класс

6
и
образовательной
других
деятельности
и делать
в
процессе выводы;
• принимать решение
учебной ситуации
нести за него ответственность.

7
способы
выхода
ситуации неуспеха.

из

в
и

Познавательные УУД
6. Умение определять понятия, 6. Умение определять понятия, 6.
Умение
самостоятельно
создавать
обобщения, создавать
обобщения, выбирать основания и критерии для
устанавливать аналогии,
устанавливать аналогии,
классификации,
строить
классифицировать,
выбирать
классифицировать,
выбирать
логическое
рассуждение.
основания и критерии для
основания и критерии для
Обучающийся сможет:
классификации. Обучающийся
классификации. Обучающийся
строить
сможет:
сможет:
рассуждение
от
общих
подбирать
слова,
подбирать
слова,
закономерностей
к
частным
соподчиненные
ключевому
соподчиненные
ключевому
явлениям и от частных явлений к
слову,
определяющие
его
слову,
определяющие
его
общим закономерностям;
признаки и свойства;
признаки и свойства;
строить
выстраивать логическую
выстраивать логическую рассуждение
на
основе
цепочку,
состоящую
из
цепочку,
состоящую
из сравнения предметов и явлений,
ключевого
слова
и
ключевого
слова
и выделяя при этом общие
соподчиненных ему слов;
соподчиненных ему слов;
признаки;
выделять общий
выделять общий
излагать
полученную
информацию, интерпретируя ее в

8
определять,
какие действия
по решению учебной задачи или
параметры этих действий привели к
получению имеющегося продукта
учебной деятельности.

6. Умение самостоятельно выбирать
основания и критерии для
классификации, строить логическое
рассуждение. Обучающийся сможет:
строить
рассуждение
от
общих
закономерностей к частным явлениям
и от частных явлений к общим
закономерностям;
строить
рассуждение на основе сравнения
предметов и явлений, выделяя при
этом общие признаки;
излагать
полученную
информацию, интерпретируя ее в

Класс

5
признак двух или
нескольких предметов или
явлений и объяснять их
сходство;
•
объединять
предметы и явления в
группы по определенным
признакам, сравнивать,
классифицировать и
обобщать факты и
явления;
•
выделять явление
из общего ряда других
явлений;
•
определять
обстоятельства, которые
предшествовали
возникновению связи
между явлениями, из этих
обстоятельств выделять
определяющие,
способные быть причиной
данного явления,
выявлять причины и
следствия явлений;
•
вербализовать
эмоциональное
впечатление, оказанное на
него источником.

6
признак двух или
нескольких предметов или
явлений и объяснять их
сходство;
•
объединять
предметы и явления в
группы по определенным
признакам, сравнивать,
классифицировать и
обобщать факты и
явления;
•
выделять явление
из общего ряда других
явлений;
•
определять
обстоятельства, которые
предшествовали
возникновению связи
между явлениями, из этих
обстоятельств выделять
определяющие,
способные быть причиной
данного явления,
выявлять причины и
следствия явлений;
•
вербализовать
эмоциональное
впечатление, оказанное на
него источником.

7
контексте решаемой
задачи.

8
контексте решаемой
задачи;
•
совместно с
учителем указывать на
информацию,
нуждающуюся в проверке,
предлагать и применять
способ проверки
достоверности
информации.

7. Умение создавать,
применять и
преобразовывать знаки и
символы, модели и схемы
для решения учебных и
познавательных задач.

7. Умение создавать,
применять и
преобразовывать знаки и
символы, модели и схемы
для решения учебных и
познавательных задач.

7. Умение создавать,
применять и
преобразовывать знаки и
символы, модели и схемы
для решения учебных и
познавательных задач.

7. Умение создавать,
применять и
преобразовывать знаки и
символы, модели и схемы
для решения учебных и
познавательных задач.

Класс

5
6
Обучающийся сможет:
Обучающийся сможет:
обозначать символом и
определять
логические
знаком предмет и/или явление;
связи между предметами и/или
определять
логические
явлениями, обозначать
связи между предметами и/или
данные
логические
связи
с
явлениями, обозначать
помощью знаков в схеме;
данные
логические
связи
с
создавать
помощью знаков в схеме;
абстрактный или
создавать
реальный образ предмета и/или
абстрактный или
явления;
реальный образ предмета и/или
создавать
явления;
вербальные,
строить
вещественные и
модель/схему на основе условий информационные
модели
с
задачи и/или способа ее решения.
выделением
существенных
характеристик объекта
для определения способа решения
задачи в соответствии с ситуацией.

7
Обучающийся сможет:
преобразовывать модели
с целью
выявления
общих
законов,
определяющих данную предметную
область;
переводить сложную
по
составу
(многоаспектную)
информацию
из
графического или
формализованного
(символьного)
представления в
текстовое, и наоборот;
строить
доказательство: прямое, косвенное,
от противного.

8.
Смысловое
чтение.
Обучающийся сможет:
находить
в
тексте
требуемую
информацию
(в
соответствии с целями своей
деятельности);
ориентироваться
в
содержании текста, понимать
целостный
смысл
текста,
структурировать текст;
устанавливать взаимосвязь
описанных в тексте событий,
явлений,

8. Смысловое чтение. Обучающийся 8. Смысловое чтение. Обучающийся
сможет:
сможет:
преобразовывать текст,
•
совместно с
«переводя» его в другую
педагогом
и
сверстниками
модальность, интерпретировать
критически оценивать содержание и
текст
(художественный
и
форму текста.
нехудожественный – учебный,
научно- популярный,
информационный, текст nonfiction).

8.
Смысловое
чтение.
Обучающийся сможет:
находить
в
тексте
требуемую
информацию
(в
соответствии с целями своей
деятельности);
ориентироваться
в
содержании текста, понимать
целостный
смысл
текста,
структурировать текст;
устанавливать взаимосвязь
описанных в тексте событий,
явлений,

8
Обучающийся сможет:
переводить сложную
по составу (многоаспектную)
информацию из графического
или
формализованного
(символьного) представления
в
текстовое, и наоборот;
строить схему, алгоритм
действия,
исправлять
или
восстанавливать
неизвестный
ранее алгоритм на основе
имеющегося знания об объекте,
к
которому
применяется
алгоритм.

Класс

5
процессов;
резюмировать главную
идею текста.
9. Формирование и развитие
экологического
мышления.
Обучающийся сможет:
определять
свое
отношение к природной среде;
анализировать влияние
экологических факторов на
среду
обитания
живых
организмов;
выражать свое отношение к
природе через рисунки, сочинения,
модели, проектные
работы.

6
процессов;
резюмировать главную
идею текста.
9. Формирование и развитие
экологического
мышления.
Обучающийся сможет:
определять
свое
отношение к природной среде;
анализировать влияние
экологических факторов на
среду
обитания
живых
организмов;
выражать свое отношение к
природе через рисунки, сочинения,
модели, проектные
работы.

10.
Развитие
мотивации
к
овладению культурой активного
использования словарей
и
других
поисковых
систем.

10.
Развитие
мотивации
к
овладению культурой активного
использования словарей
и
других
поисковых
систем.

7

8

9.
Формирование
умения
применять
экологическое
мышление
в
познавательной,
коммуникативной,
социальной
практике. Обучающийся сможет:
проводить причинный и
вероятностный
анализ
экологических ситуаций;
прогнозировать
изменения ситуации при смене
действия одного фактора на
действие
другого фактора;
распространять
экологические
знания
и
участвовать в практических
делах по защите окружающей
среды;
выражать свое отношение к
природе через рисунки, сочинения,
модели, проектные работы.

9. Развитие умения применять
экологическое
мышление
в
познавательной, коммуникативной,
социальной
практике.
Обучающийся сможет:
прогнозировать изменения
ситуации при смене действия
одного фактора на действие
другого фактора;
распространять
экологические
знания
и
участвовать в практических
делах по защите окружающей
среды;
выражать свое отношение к
природе через рисунки, сочинения,
модели, проектные
работы.

10.
Развитие
мотивации
к
овладению культурой активного
использования словарей
и
других
поисковых
систем.

10. Развитие мотивации к овладению
культурой активного использования
словарей
и
других
поисковых
систем.

5
Обучающийся сможет:
•
определять
необходимые
ключевые
поисковые
слова
и
запросы.

11. Умение
организовывать
совместную деятельность
с учителем и
сверстниками.
Обучающийся сможет:
•
определять
возможные
роли
в
совместной деятельности;
•
играть
определенную
роль в
совместной деятельности;
•
принимать
позицию
собеседника,
понимая
позицию
другого, различать в его
речи:
мнение
(точку
зрения),
доказательство
(аргументы),факты;

Класс

6
Обучающийся сможет:
•
определять
необходимые
ключевые
поисковые
слова
и
запросы.

7
Обучающийся сможет:
•
осуществлять
взаимодействие
с
электронными
поисковыми
системами,
словарями;
•
формировать
множественную выборку
из поисковых.

Коммуникативные УУД
11. Умение
11.
Умение
работать
формулировать, аргументировать
индивидуально и в группе.
и отстаивать свое мнение.
Обучающийся сможет:
Обучающийся сможет:
определять
свои
корректно
и
действия и действия партнера,
аргументированно
отстаивать
которые способствовали или
свою точку зрения, в дискуссии
препятствовали продуктивной
уметь выдвигать контраргументы,
коммуникации;
строить
позитивные перефразировать свою мысль
механизмом
отношения в процессе учебной и (владение
эквивалентных замен).
познавательной
деятельности.

8
Обучающийся сможет:
•
определять
необходимые
ключевые
поисковые
слова
и
запросы;
осуществлять взаимодействие с
электронными
поисковыми
системами,
словарями;
•
формировать
множественную выборку
из поисковых источников
для объективизации
результатов поиска.

11. Умение находить общее решение
и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учета
интересов. Обучающийся сможет:
критически относиться к
собственному
мнению,
с
достоинством
признавать
ошибочность своего мнения (если
оно таково) и корректировать его;
предлагать альтернативное
решение в конфликтной ситуации;
выделять
общую
точку
зрения в дискуссии;

5
гипотезы,аксиомы,
теории.

12. Умение совместно с
педагогом и сверстниками
использовать речевые
средства в соответствии с
задачей коммуникации
для выражения своих
чувств, мыслей и
потребностей для
планирования и регуляции
своей деятельности;
владение устной и
письменной речью,
монологической
контекстной речью.
Обучающийся сможет:
•
определять задачу
коммуникации и в
соответствии с ней
отбирать речевые
средства;
•
отбирать и
использовать речевые
средства в процессе
коммуникации с другими
людьми (диалог в паре, в
малой группе и т. д.);
•
представлять в
устной или письменной
форме развернутый план

Класс

6

12. Умение совместно в
группах при
сопровождении учителя
использовать речевые
средства в соответствии с
задачей коммуникации
для выражения своих
чувств, мыслей и
потребностей для
планирования и регуляции
своей деятельности;
владение устной и
письменной речью,
монологической
контекстной речью.
Обучающийся сможет:
•
определять задачу
коммуникации и в
соответствии с ней
отбирать речевые
средства;
•
отбирать и
использовать речевые
средства в процессе
коммуникации с другими
людьми (диалог в паре, в
малой группе и т. д.);
•
представлять в
устной или письменной

7

12. Умение совместно в
микрогруппах/парах при
сопровождении учителя
спользовать речевые
средства в соответствии с
задачей коммуникации
для выражения своих
чувств, мыслей и
потребностей для
планирования и регуляции
своей деятельности;
владение устной и
письменной речью,
монологической
контекстной речью.
Обучающийся сможет:
•
определять задачу
коммуникации и в
соответствии с ней
отбирать речевые
средства;
•
отбирать и
использовать речевые
средства в процессе
коммуникации с другими
людьми (диалог в паре, в
малой группе и т. д.);
•
представлять в
устной или письменной

8
•
договариваться о
правилах и вопросах для
обсуждения в
соответствии с
поставленной перед
группой задачей.
12. Умение
индивидуально при
сопровождении учителя
использовать речевые
средства в соответствии с
задачей коммуникации
для выражения своих
чувств, мыслей и
потребностей для
планирования и регуляции
своей деятельности;
владение устной и
письменной речью,
монологической
контекстной речью.
Обучающийся сможет:
•
определять задачу
коммуникации и в
соответствии с ней
отбирать речевые
средства;
•
отбирать и
использовать речевые
средства в процессе
коммуникации с другими
людьми (диалог в паре, в
малой группе и т. д.);
•
представлять в
устной или письменной

5
собственной
деятельности;
•
соблюдать нормы
публичной речи,
регламент в монологе и
дискуссии в соответствии
с коммуникативной
задачей;
•
высказывать и
обосновывать мнение
(суждение) и запрашивать
мнение партнера в рамках
диалога;
•
принимать
решение в ходе диалога и
согласовывать его с
собеседником;
•
создавать
письменные
«клишированные» и
оригинальные тексты с
использованием
необходимых речевых
средств;
•
использовать
вербальные средства
(средства логической
связи) для выделения
смысловых блоков своего
выступления;
•
использовать
невербальные средства
или наглядные материалы,
подготовленные/отобранн
ые под руководством

Класс

6
форме развернутый план
собственной
деятельности;
•
соблюдать нормы
публичной речи,
регламент в монологе и
дискуссии в соответствии
с коммуникативной
задачей;
•
высказывать и
обосновывать мнение
(суждение) и запрашивать
мнение партнера в рамках
диалога;
•
принимать
решение в ходе диалога и
согласовывать его с
собеседником;
•
создавать
письменные
«клишированные» и
оригинальные тексты с
использованием
необходимых речевых
средств;
•
использовать
вербальные средства
(средства логической
связи) для выделения
смысловых блоков своего
выступления;
•
использовать
невербальные средства
или наглядные материалы,
подготовленные/отобранн

7
форме развернутый план
собственной
деятельности;
•
соблюдать нормы
публичной речи,
регламент в монологе и
дискуссии в соответствии
с коммуникативной
задачей;
•
высказывать и
обосновывать мнение
(суждение) и запрашивать
мнение партнера в рамках
диалога;
•
принимать
решение в ходе диалога и
согласовывать его с
собеседником;
•
создавать
письменные
«клишированные» и
оригинальные тексты с
использованием
необходимых речевых
средств;
•
использовать
вербальные средства
(средства логической
связи) для выделения
смысловых блоков своего
выступления;
•
использовать
невербальные средства
или наглядные материалы,
подготовленные/отобранн

8
форме развернутый план
собственной
деятельности;
•
соблюдать нормы
публичной речи,
регламент в монологе и
дискуссии в соответствии
с коммуникативной
задачей;
•
высказывать и
обосновывать мнение
(суждение) и запрашивать
мнение партнера в рамках
диалога;
•
принимать
решение в ходе диалога и
согласовывать его с
собеседником;
•
создавать
письменные
«клишированные» и
оригинальные тексты с
использованием
необходимых речевых
средств;
•
использовать
вербальные средства
(средства логической
связи) для выделения
смысловых блоков своего
выступления;
•
использовать
невербальные средства
или наглядные материалы,
подготовленные/отобранн

Класс

5
учителя;
•
делать оценочный
вывод о достижении цели
коммуникации
непосредственно после
завершения
коммуникативного
контакта и обосновывать
его.

6
ые под руководством
учителя;
•
делать оценочный
вывод о достижении цели
коммуникации
непосредственно после
завершения
коммуникативного
контакта и обосновывать
его.

7
ые под руководством
учителя;
•
делать оценочный
вывод о достижении цели
коммуникации
непосредственно после
завершения
коммуникативного
контакта и обосновывать
его.

8
ые под руководством
учителя;
•
делать оценочный
вывод о достижении цели
коммуникации
непосредственно после
завершения
коммуникативного
контакта и обосновывать
его.

13. Умение совместно с
педагогом и сверстниками
формировать и развивать
компетентности в области
использования
информационнокоммуникационных
технологий (далее – ИКТ).
Обучающийся сможет:
•
целенаправленно
искать и использовать
информационные
ресурсы, необходимые
для решения учебных и
практических задач с
помощью средств ИКТ;
•
компьютерные
технологии (включая
выбор адекватных задаче
инструментальных
программно-аппаратных
средств и сервисов) для
решения
информационных и

13. Умение совместно в
группах при
сопровождении учителем
формировать и развивать
компетентности в области
использования
информационнокоммуникационных
технологий (далее – ИКТ).
Обучающийся сможет:
•
выбирать, строить
и использовать
адекватную
информационную модель
для передачи своих
мыслей средствами
естественных и
формальных языков в
соответствии с условиями
коммуникации;
•
выделять
информационный аспект
задачи, оперировать
данными, использовать
модель решения задачи;

13. Умение совместно в
микрогруппах/парах при
сопровождении учителем
формировать и развивать
компетентности в области
использования
информационнокоммуникационных
технологий (далее – ИКТ).
Обучающийся сможет:
•
целенаправленно
искать и использовать
информационные
ресурсы, необходимые
для решения учебных и
практических задач с
помощью средств ИКТ;
•
использовать
компьютерные
технологии (включая
выбор адекватных задаче
инструментальных
программно-аппаратных
средств и сервисов) для
решения

13. Умение
индивидуально при
сопровождении учителем
формировать и развивать
компетентности в области
использования
информационнокоммуникационных
технологий (далее – ИКТ).
Обучающийся сможет:
•
использовать
компьютерные
технологии (включая
выбор адекватных задаче
инструментальных
программно-аппаратных
средств и сервисов) для
решения
информационных и
коммуникационных
учебных задач, в том
числе: вычисление и др.;
•
использовать
информацию с учетом
этических и правовых

5
коммуникационных
учебных задач, в том
числе: написание писем,
сочинений, докладов.

Класс

6
•
использовать
компьютерные
технологии (включая
выбор адекватных задаче
инструментальных
программно-аппаратных
средств и сервисов) для
решения
информационных и
коммуникационных
учебных задач, в том
числе: создание
презентаций.

7
информационных и
коммуникационных
учебных задач, в том
числе: написание
рефератов.

норм.

8

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Музыка
5 КЛАСС
Обучающийся научится:
понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;
понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных
жанров;
понимать основной принцип построения и развития музыки;
размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об
основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре,
исполнителях;
понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии
общей культуры народа;
понимать специфику перевоплощения народной музыки в произведениях
композиторов;
понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и народного
музыкального творчества;
определять тембры музыкальных инструментов;
называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых,
струнных, ударных, современных электронных;
определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические
песни, частушки, разновидности обрядовых песен;
различать
жанры
вокальной,
инструментальной,
вокальноинструментальной, камерно-инструментальной, симфонической музыки;
владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;
эмоционально-образно
воспринимать
и
характеризовать
музыкальные
произведения;
творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений;
выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;
сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного
произведений;
понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы на
основе осознания специфики языка каждого из них;
находить ассоциативные связи между художественными образами музыки,
изобразительного искусства и литературы;
понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов;
участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные
формы индивидуального и группового музицирования;
передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;
эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества,
воплощаемые в музыкальных произведениях;
обосновывать
собственные
предпочтения,
касающиеся
музыкальных
произведений различных стилей и жанров;
понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека и
общества.
-

Обучающийся получит возможность научиться:
понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки,
традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира;
понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере мадригала,
мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема;
-

понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной
культуры на примере канта, литургии, хорового концерта;
определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;
распознавать мелодику знаменного распева - основы древнерусской церковной
музыки;
различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита),
понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов;
выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения
музыкального искусства;
различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том
числе с ориентацией на нотную запись;
активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных
предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.).
-

6 КЛАСС
Обучающийся научится
анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп,
динамику, лад;
анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных
образов;
определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические
песни, частушки, разновидности обрядовых песен;
определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений и
национальных школ в западноевропейской музыке;
различать жанры вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной,
камерно-инструментальной, симфонической музыки;
узнавать формы построения музыки (двухчастную, трехчастную, вариации,
рондо);
определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного, оркестра
народных инструментов, эстрадно-джазового оркестра;
анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных
образов;
распознавать художественные направления, стили и жанры классической и
современной музыки, особенности их музыкального языка и музыкальной драматургии;
определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в
русской музыке, понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы;
узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и
зарубежных композиторов;
называть основные жанры светской музыки малой (баллада, баркарола,
ноктюрн, романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната, симфония, кантата, концерт и
т.п.);
называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых, струнных,
ударных, современных электронных;
узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики,
образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
определять характерные особенности музыкального языка;
эмоционально-образно
воспринимать
и
характеризовать
музыкальные
произведения;
творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений;
-

анализировать творчество исполнителей авторской песни;
понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов;
называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и женские
(сопрано, меццо-сопрано, контральто) певческие голоса;
определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере) исполнения:
народные, академические;
участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя
различные формы индивидуального и группового музицирования;
передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;
эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества,
воплощаемые в музыкальных произведениях;
применять современные информационно-коммуникационные технологии для
записи и воспроизведения музыки;
использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при
составлении домашней фонотеки, видеотеки;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической).
Обучающийся получит возможность научиться:
понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки,
традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира;
понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере мадригала,
мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема;
понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной
культуры на примере канта, литургии, хорового концерта;
определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;
распознавать мелодику знаменного распева - основы древнерусской церковной
музыки;
различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита),
понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов;
выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения
музыкального искусства;
различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том
числе с ориентацией на нотную запись;
активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных
предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.).
-

7 КЛАСС
Обучающийся научится:
определять характер музыкальных образов (лирических, драматических,
героических, романтических, эпических);
выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе
полученных знаний об интонационной природе музыки;
различать многообразие музыкальных образов и способов их развития;
различать и характеризовать приемывзаимодействия
и
развития
образов
музыкальных произведений;
производить интонационно-образный анализ музыкального произведения;
распознавать художественные направления, стили и жанры классической и
современной музыки, особенности их музыкального языка и музыкальной драматургии;
узнаватьхарактерные черты и образцы творчества великих русских и

зарубежных композиторов;
выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе
полученных знаний о стилевых направлениях;
называтьосновные жанры светскоймузыкималой (баллада, баркарола,
ноктюрн, романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната, симфония, кантата, концерт и
т.п.);
владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;
узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики,
образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
определять характерные особенности музыкального языка;
эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные
произведения;
анализировать произведения выдающихся композиторов прошлого и
современности;
анализировать единство жизненного содержания и художественной формы в
различных музыкальных образах;
творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений;
выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи,
сюжета в творчестве различных композиторов;
анализировать различные трактовки одного и того же произведения,
аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
различать интерпретацию классической музыки в современных обработках;
определять характерные признаки современной популярной музыки;
называть стили рок-музыки и ее отдельных направлений: рок-оперы, рок-н- ролла
и др.;
применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным
сопровождением и без сопровождения (acappella);
творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении;
участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные
формы индивидуального и группового музицирования;
размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об
основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической
деятельности;
приводить примеры выдающихся (в том числе современных) отечественных и
зарубежных музыкальных исполнителей, и исполнительских коллективов;
применять современные информационно-коммуникационные технологии для
записи и воспроизведения музыки.
Обучающийся получит возможность научиться:
понимать
истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и
признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира;
понимать
особенности языка западноевропейской музыки на примере
мадригала, мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема;
понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной
культуры на примере канта, литургии, хорового концерта;
определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;
распознавать мелодику знаменного распева - основы древнерусской церковной
музыки;
различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита),
понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов;
выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения
музыкального искусства;

различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том
числе с ориентацией на нотную запись;
активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных
предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.).
-

8 КЛАСС
Выпускник научится:
понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;
анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп,
динамику, лад;
определять характер музыкальных образов (лирических, драматических,
героических, романтических, эпических);
выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе
полученных знаний об интонационной природе музыки;
понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных
жанров;
различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов
музыкальных произведений;
различать многообразие музыкальных образов и способов их развития;
производить интонационно-образный анализ музыкального произведения;
понимать основной принцип построения и развития музыки;
анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных
образов;
размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об
основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре,
исполнителях;
понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии
общей культуры народа;
определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические
песни, частушки, разновидности обрядовых песен;
понимать специфику перевоплощения народной музыки в произведениях
композиторов;
понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и народного
музыкального творчества;
распознавать художественные направления, стили и жанры классической и
современной музыки, особенности их музыкального языка и музыкальной драматургии;
определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в
русской музыке, понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы;
определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений и
национальных школ в западноевропейской музыке;
узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и
зарубежных композиторов;
выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе
полученных знаний о стилевых направлениях;
различать жанры вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной,
камерно-инструментальной, симфонической музыки;
называть основные жанры светской музыки малой (баллада, баркарола, ноктюрн,
романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната, симфония, кантата, концерт и т.п.);
-

-

рондо);

узнавать формы построения музыки (двухчастную, трехчастную, вариации,

определять тембры музыкальных инструментов;
называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых,
струнных, ударных, современных электронных;
определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного, оркестра
народных инструментов, эстрадно-джазового оркестра;
владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;
узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики,
образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
эмоционально-образно
воспринимать
и
характеризовать
музыкальные
произведения;
анализировать произведения выдающихся композиторов прошлого и
современности;
анализировать единство жизненного содержания и художественной формы в
различных музыкальных образах;
творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений;
выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи,
сюжета в творчестве различных композиторов;
анализировать различные трактовки одного и того же произведения,
аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
различать интерпретацию классической музыки в современных обработках;
определять характерные признаки современной популярной музыки;
называть стили рок-музыки и ее отдельных направлений: рок-оперы, рок-н- ролла
и др.;
анализировать творчество исполнителей авторской песни;
выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;
сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного
произведений;
понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы на
основе осознания специфики языка каждого из них;
находить ассоциативные связи между художественными образами музыки,
изобразительного искусства и литературы;
понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов;
называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и женские (сопрано,
меццо-сопрано, контральто) певческие голоса;
определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере) исполнения:
народные, академические;
владеть навыками вокально-хорового музицирования;
применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным
сопровождением и без сопровождения (acappella);
творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении;
участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные
формы индивидуального и группового музицирования;
размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об
основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;
проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической
деятельности;
понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека и
общества;
-

эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества,
воплощаемые в музыкальных произведениях;
приводить примеры выдающихся (в том числе современных) отечественных и
зарубежных музыкальных исполнителей, и исполнительских коллективов;
применять современные информационно-коммуникационные технологии для
записи и воспроизведения музыки;
обосновывать
собственные
предпочтения,
касающиеся
музыкальных
произведений различных стилей и жанров;
использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при
составлении домашней фонотеки, видеотеки;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической).
Выпускник получит возможность научиться:
понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки,
традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира;
понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере мадригала,
мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема;
понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной
культуры на примере канта, литургии, хорового концерта;
определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;
распознавать мелодику знаменного распева - основы древнерусской церковной
музыки;
различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита),
понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов;
выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения
музыкального искусства;
различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том
числе с ориентацией на нотную запись;
активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных
предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.)
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 класс
ГЛАВА 1. «МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА»
Что роднит музыку с литературой. Вокальная музыка. Фольклор в музыке
русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь
песни. «Всю жизнь мою несу Родину в душе…». Писатели и поэты о музыке и
музыкантах. Первое путешествие в музыкальный театр. Второе
путешествие в
музыкальный театр. Музыка в театре, в кино, на телевидении. Третье путешествие в
музыкальный театр. Мир композитора.
ГЛАВА 2. МУЗЫКА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Что роднит музыку с изобразительным искусством. Небесное и земное в звуках и
красках. Звать через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная
музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и
изобразительном искусстве. Волшебная палочка дирижера. Образы борьбы и победы в
искусстве. Застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Музыка на мольберте.
Импрессионизм в музыке и живописи. « О подвигах, о доблести, о славе…». «В каждой
мимолетности вижу я миры…». Мир композитора. С веком наравне.
-

6 класс

ГЛАВА 1. МИР ОБРАЗОВ ВОКАЛЬНОЙ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ МУЗЫКИ
Удивительный мир музыкальных образов. Образы романсов и песен русских
композиторов. Образы песен зарубежных композиторов. Образы русской народной и
духовной музыки. Образы духовной музыки Западной Европы. Авторская песня:
прошлое и настоящее. Джаз – искусство XX века.
ГЛАВА 2. МИР ОБРАЗОВ КАМЕРНОЙ И СИМФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ
Вечные темы искусства и жизни. Образы камерной музыки. Образы
симфонической музыки. Симфоническое развитие музыкальных образов. Программная
увертюра. Мир музыкального театра. Образы киномузыки.
7класс
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДРАМАТУРГИИ
Классика и современность. Музыкальная драматургия - развитие музыки. В
музыкальном театре. Опера. В концертном зале. Симфония. Героическая тема в музыке. В
музыкальном театре. Балет. Камерная музыка. Инструментальная музыка. Концерт.
Сюита.
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
Религиозная музыка. Светская музыка. Симфоническая картина. Музыка народов
мира. Популярные хиты. Рок – опера.
8 класс
ГЛАВА 1. КЛАССИКА И СОВРЕМЕННОСТЬ
Классика в нашей жизни. В музыкальном театре. Опера. В музыкальном театре. Балет. В
музыкальном театре. Мюзикл. Рок-опера. Музыка к драматическому спектаклю. Музыка в
кино. В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее. «Музыка – это огромный мир,
окружающий человека…».
ГЛАВА 2. ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО В МУЗЫКЕ
Музыканты - извечные маги. И снова в музыкальном театре… Портреты великих
исполнителей. Современный музыкальный театр. Классика в современной обработке. В
концертном зале. Музыка в храмовом синтезе искусств. Музыкальные завещания
потомкам.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс

1

№

Тема урока
Что роднит музыку с литературой

Количество часов
1

2

Вокальная музыка

1

3

Вокальная музыка

1

4

Фольклор в музыке русских композиторов

1

5

Фольклор в музыке русских композиторов

1

6

Жанры инструментальной и вокальной музыки

1

7

Вторая жизнь песни

1

8

Вторая жизнь песни

1

9

«Всю жизнь мою несу Родину в душе…»

1

10

Писатели и поэтах о музыке

1

11

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. Музыка в
театре, кино, ТV

1

12
13

Что за прелесть эти сказки.
Первое путешествие в музыкальный театр. Опера

1
1

14

Опера-былина «Садко»

1

15

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет

1

16

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл

1

17

Что роднит музыку с изобразительным искусством

1

18

Небесное и земное в звуках и красках

1

19

Звать через прошлое к настоящему

1

20

Музыкальная живопись и живописная музыка

1

21

Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве

1

22

Портрет в музыке и изобразительном искусстве

1

23

Волшебная палочка дирижера

1

24

Образы борьбы и победы в искусстве

1

25
26
27

Застывшая музыка
Полифония в музыке и живописи
Музыка на мольберте

1
1
1

28

Импрессионизм в музыке и живописи

1

29

«О подвигах, о доблести, о славе…»

1

30

«О подвигах, о доблести, о славе…»

1

31
32
33

«В каждой мимолетности вижу я миры…»
Мир композитора
С веком наравне. Итоговый урок

1
1
1

6класс

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

№

Тема урока
Удивительный мир музыкальных образов
Образы романсов и песен русских композиторов.
Два музыкальных посвящения.
Два музыкальных посвящения. Картинная галерея.
«Уноси мое сердце в звенящую даль…».
Музыкальный образ и мастерство исполнителя.
Образы песен зарубежных композиторов.
Искусство прекрасного пения.
Старинный песни мир.
Образы русской народной музыки
Духовный концерт.
Фрески Софии Киевской
"Перезвоны» Молитва.
Мир образов вокальной и инструментальной музыки.
Небесное и земное в музыке Баха
Образы скорби и печали
Авторская музыка: прошлое и настоящее
Джаз – искусство 20 века.
Вечные темы искусства и жизни.
Образы камерной музыки.
Инструментальная баллада. Ночной пейзаж.
Инструментальный концерт. «Итальянский концерт».
«Космический пейзаж».Картинная галерея.
Образы симфонической музыки «Метель».
Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина «Метель»
Симфоническое развитие музыкальных образов
«В печали весел, а в веселье печален».
Мир музыкального театра
Образы киномузыки.
Связь времен.
Программная увертюра Л. ван Бетховена «Эгмонт»

Количество часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

32
33

Увертюра-фантазия П. И. Чайковского «Ромео и Джульетта»
Мир образов камерной и симфонической музыки

1
1

7 класс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

Классика и современность
В музыкальном театре. Опера
Опера "Иван Сусанин"
Опера "Иван Сусанин"
Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера.
В музыкальном театре. Балет.
Балет Ярославна.
Героическая тема в русской музыке.
В музыкальном театре.
Мой народ - американцы. Порги и Бесс
Опера «Кармен».
Образ Кармен
Р. Щедрин. Балет «Кармен-сюита».
Сюжеты и образы духовной музыки

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

15
16
17
18

1
1
1
1

19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

Рок-опера «Иисус Христос-суперзвезда».
Вечные темы. Главные образы.
Музыкальная драматургия развитие музыки.
Два направления музыкальной культуры. Духовная и светская
музыка.
Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта».
Камерная инструментальная музыка. Этюд
Циклические формы инструментальной музыки.
Соната №8 «Патетическая»
Симфоническая музыка.
Сюита в старинном духе А. Шнитке.
Л.Бетховен, Соната №2
Симфония №7 «Ленинградская» Шостаковича.
Симфоническая картина. «Празднества» К.Дебюсси.
Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна.

29

Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна.

1

30
31
32
33

Рапсодия в стиле блюз Д. Гершвина.
Музыка народов мира.
Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер.
Пусть музыка звучит. Итоговый урок

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

8 класс
№

Тема урока

Количество часов

1

Классика в нашей жизни.

1

2

В музыкальном театре.Опера. Новая эпоха в русской музыке.

1

3

Опера А.П. Бородина «Князь Игорь»

1

4

В музыкальном театре. Балет.

1

5

Балет Тищенко «Ярославна»

1

6

В музыкальном театре. Мюзикл. Рок-опера.

1

7

Рок-опера «Преступление и наказание».

1

8

Мюзикл «Ромео и Джульетта»

1

9

Музыка к драматическому спектаклю.

1

10

1

12

Музыкальные зарисовки для большого симфонического
оркестра. Музыка Э. Грига.
Музыкальные зарисовки для большого симфонического
оркестра. Музыка А.Шнитке.
Музыка в кино. Музыка к фильму «Властелин колец»

13

Музык в кино. Музыка к кинофильму «Властелин колец».

1

14
15

В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее.
Музыка-это огромный мир, окружающий человека…

1
1

16

Музыканты-извечные маги.

1

17
18
19
20
21

И снова в музыкальном театре…«Мой народ – американцы…»
Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире.
Портреты великих исполнителей Елена Образцова.
Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе.
Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе

1
1
1
1
1

22
23

Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая.
Современный музыкальный театр.

1
1

24

Великие мюзиклы мира. Презентация проекта. «Юнона и
Авось».
Великие мюзиклы мира. Презентация проекта. «Кошки».

1

1

30
31
32
33

Великие мюзиклы мира. Презентация проекта. «Призрак
оперы».
Классика в современной обработке.
В концертном зале. Симфония №7 «Ленинградская». Д.Д.
Шостаковича.
В концертном зале. Симфония №7 «Ленинградская». Д.Д.
Шостаковича.
Музыка в храмовом синтезе искусств
Галерея религиозных образов.
Цикл «Песнопения и молитвы»
Музыкальное завещание потомкам.

34

Итоговый урок

1

11

25
26
27
28
29

1
1

1

1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 01.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(904)147-15-73

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».