химия 8-9 классы

Данная рабочая программа учебного предмета «Химия» для обучающихся 8-9 классов
разработана на основе требований к результатам освоения ООП ООО МКОУ
«Шумиловская СОШ» в соответствии с ФГОС ООО.
Цели программы:
1. Формирование знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии,
необходимых для понимания научной картины мира;
2. Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в
процессе самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими
жизненными
потребностями;
3. Воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного
общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и
окружающей среде.
Задачи программы:
1. Формирование знаний о строении и свойствах вещества, об основных понятиях и
законах химии, химической символики;
2. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных способностей в процессе
проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения новых знаний,
при решении химических задач и в соответствии с возникающими жизненными
потребностями;
3. Овладение умениями применять полученные знания для объяснения
разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии
современных технологий и получении новых материалов;
4. Овладение способами наблюдения химических явлений, использования
лабораторное оборудование для проведения химического эксперимента; произведения
расчетов на основе химических формул веществ и простейших химических реакций;
5. Овладение способами использования дополнительных источников информации, в
частности, всемирной сети Интернет.
6. Научиться отличать научные данные от непроверенной информации;
7. Приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и
самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих
универсальное значении для различных видов деятельности: решение проблем, поиска,
анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений,
сотрудничества.
8. Научиться использовать полученные знания и умения для решения практических
задач в повседневной жизни, для безопасного использования веществ и материалов в
быту, для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей
среде.
Учебный предмет «Химия» реализуется через обязательную часть учебного плана.
Рабочая программа учебного курса «Химия» для обучающихся 8-9 класса рассчитана на
136 часов (2 часа в неделю, 68 часов в год в 8 классах, 68 часов в год в 9 классах) в
соответствии с учебным планом МКОУ «Шумиловская СОШ».
Срок реализации программы – 2 года.
Используемый УМК:

1

Автор/авторский
коллектив

Наименование
издателя
учебника

Наименование
учебника

Класс

Рудзитис Г.Е.,Фельдман Ф.Г

Химия

8

Издательство
«Просвещение»

Рудзитис Г.Е.,Фельдман Ф.Г

Химия

9

Издательство
«Просвещение»

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к
прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и
долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная
значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и
ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего
края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека
с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и
государств, находившихся на территории современной России); интериоризация
гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию
на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному
выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость,
уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных
традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в
поступках,
поведении,
расточительном
потребительстве;
сформированность
представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в
развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского
общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и
религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного
отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в
социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества,
принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего
2

социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку,
его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.
Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность
к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа
допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как
конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению
переговоров).
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной
жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в
процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые
формируют сами обучающиеся; включенность в непосредственное гражданское участие,
готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения,
продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами;
идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение
компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей
созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального
творчества,
ценности
продуктивной
организации
совместной
деятельности,
самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера,
формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности,
рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации
собственного лидерского потенциала).
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни;
интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения
на транспорте и на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера
(способность понимать художественные произведения, отражающие разные
этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры
обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания
жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение
окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира,
самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании
красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями,
сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как
смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически
ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в
жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям
сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к
занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной
деятельности).

3

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
8 КЛАСС
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
1. Умение индивидуально в сопровожении
учителя определять цели обучения, ставить и
формулировать новые задачи в учебе и
познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной
деятельности.
Обучающийся сможет:
• анализировать существующие и
планировать будущие образовательные
результаты;
• идентифицировать собственные
проблемы и определять главную проблему;
• выдвигать версии решения проблемы,
формулировать гипотезы, предвосхищать
конечный результат;
• ставить цель деятельности на основе
определенной проблемы и существующих
возможностей;
• формулировать учебные задачи как
шаги достижения поставленной цели
деятельности;
• обосновывать
целевые
ориентиры и приоритеты ссылками на
ценности, указывая и обосновывая
логическую последовательность шагов.
2. Умение индивидуально при
сопровождении учителя планировать пути
достижения целей,
в том числе
альтернативные, осознанно выбирать
наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
• определять необходимые действие(я)
в соответствии с учебной и познавательной
задачей и составлять алгоритм их
выполнения;
• обосновывать и осуществлять выбор
наиболее эффективных способов решения
учебных и познавательных задач;
• определять/находить, в том числе
из предложенных вариантов, условия для
выполнения учебной и
познавательной
задачи;
• выстраивать жизненные планы на
краткосрочное будущее (заявлять целевые
ориентиры, ставить адекватные им задачи и
• предлагать действия, указывая и

9 КЛАСС
1. Умение самостоятельно определять
цели обучения, ставить и формулировать
новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной
деятельности.
Обучающийся сможет:
• анализировать существующие и
планировать будущие образовательные
результаты;
• идентифицировать собственные
проблемы и определять главную проблему;
• выдвигать версии решения проблемы,
формулировать гипотезы, предвосхищать
конечный результат;
• ставить цель деятельности на основе
определенной проблемы и существующих
возможностей;
• формулировать учебные задачи как шаги
достижения поставленной цели
деятельности;
• обосновывать целевые ориентиры и
приоритеты ссылками на ценности,
указывая и обосновывая логическую
последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать
пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать
наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
• определять необходимые действие(я) в
соответствии с учебной и познавательной
задачей и составлять алгоритм их
выполнения;
• обосновывать и осуществлять выбор
наиболее эффективных способов решения
учебных и познавательных задач;
• определять/находить, в том числе из
предложенных вариантов, условия для
выполнения учебной и познавательной
задачи;
• выстраивать жизненные планы на
краткосрочное будущее (заявлять целевые
ориентиры, ставить адекватные им задачи и
предлагать действия, указывая и
обосновывая логическую
4

обосновывая логическую
последовательность шагов);
• выбирать из предложенных
вариантов и самостоятельно искать
средства/ресурсы для решения
задачи/достижения цели;
• составлять план решения проблемы
(выполнения проекта, проведения
исследования);
• определять потенциальные
затруднения при решении учебной и
познавательной задачи и находить средства
для их устранения;
• описывать свой опыт, оформляя его
для передачи другим людям в виде
технологии решения практических задач
определенного класса;
• планировать и корректировать свою
индивидуальную образовательную
траекторию.
3. Умение индивидуально при
сопровождении учителя соотносить свои
действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в
процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных
условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией.
Обучающийся сможет:
• определять и систематизировать (в
том числе выбирать приоритетные) критерии
планируемых результатов и оценки своей
деятельности;
• отбирать инструменты для оценивания
своей деятельности, осуществлять
самоконтроль своей деятельности в рамках
предложенных условий и требований;
• оценивать свою
деятельность,
аргументируя причины достижения или
отсутствия планируемого результата;
• работая по своему плану, вносить а
коррективы в текущую деятельность на
основе анализа изменений ситуации для
получения запланированных характеристик
продукта/результата;
• сверять свои действия с целью и, при
необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно.

последовательность шагов);
• выбирать из предложенных вариантов и
самостоятельно искать средства/ресурсы
для решения задачи/достижения цели;
• составлять план решения проблемы
(выполнения проекта, проведения
исследования);
• определять потенциальные затруднения
при решении учебной и познавательной
задачи и находить средства для их
устранения;
• описывать свой опыт, оформляя его для
передачи другим людям в виде
технологии решения практических задач
определенного
класса;
• планировать и корректировать свою
индивидуальную образовательную
траекторию.
3. Умение самостоятельно соотносить
свои действия с планируемыми
результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе
достижения результата, определять
способы действий в рамках
предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
• определять и систематизировать (в том
числе выбирать приоритетные) критерии
планируемых результатов и оценки
своей деятельности;
• отбирать инструменты для оценивания
своей деятельности, осуществлять
самоконтроль своей деятельности в
рамках предложенных условий и
требований;
• оценивать свою деятельность,
аргументируя причины достижения или
отсутствия планируемого результата;
• работая по своему плану, вносить
коррективы в текущую деятельность на
основе анализа изменений ситуации для
получения запланированных
характеристик продукта/результата;
• сверять свои действия с целью и, при
необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно.
5

4. Умение индивидуально при
4. Умение самостоятельно оценивать
сопровождении учителя оценивать
правильность выполнения учебной задачи,
правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения.
собственные возможности ее решения.
Обучающийся сможет:
Обучающийся сможет:
• определять критерии правильности
(корректности) выполнения учебной
• определять критерии
правильности (корректности) выполнения
задачи;
учебной задачи;
• оценивать продукт своей деятельности
• оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно
по заданным и/или самостоятельно
определенным критериям в соответствии
определенным критериям в соответствии с
с целью деятельности;
целью деятельности;
• обосновывать достижимость цели
выбранным способом на основе оценки
• обосновывать достижимость цели
выбранным способом на основе оценки
своих внутренних ресурсов и доступных
своих внутренних ресурсов и доступных
внешних ресурсов;
внешних ресурсов;
• фиксировать и анализировать динамику
собственных образовательных результатов.
• фиксировать и анализировать
динамику собственных образовательных
результатов.
5. Владение основами осуществления
осознанного выбора в учебной и
познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
• наблюдать и анализировать
собственную учебную и познавательную
деятельность и деятельность других
обучающихся в процессе взаимопроверки.
• соотносить реальные и планируемые
результаты индивидуальной образовательной
деятельности и делать выводы;
• принимать решение в учебной
ситуации и нести за него ответственность;
• самостоятельно определять причины
своего успеха или неуспеха и находить
способы выхода из ситуации неуспеха.

5. Владение основами самоконтроля,
самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в
учебной и познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
• наблюдать и анализировать
собственную учебную и познавательную
деятельность и деятельность других
обучающихся в процессе взаимопроверки.
• соотносить реальные и планируемые
результаты индивидуальной
образовательной деятельности и делать
выводы;
• принимать решение в учебной ситуации
и нести за него ответственность;
самостоятельно определять причины своего
успеха или неуспеха и находить способы
выхода из ситуации неуспеха
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

6. Умение определять понятия, создавать
обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно
выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и
делать выводы.
Обучающийся сможет:
• выделять общий признак двух или
нескольких предметов или явлений и

6. Умение определять понятия,
создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации,
Устанавливать причинно-следственные
связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное,
по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся сможет:
• выделять общий признак двух или
нескольких предметов или явлений и
6

объяснять их сходство;
• объединять предметы и явления в
группы по определенным признакам,
сравнивать, классифицировать и обобщать
факты и явления;
• выделять явление из общего ряда
других явлений;
• определять обстоятельства, которые
предшествовали возникновению связи
между явлениями, из этих обстоятельств
выделять определяющие, способные быть
причиной данного явления, выявлять
причины и следствия явлений;
• строить рассуждение от общих
закономерностей к частным явлениям и от
частных явлений к общим
закономерностям;
• строить рассуждение на основе
сравнения предметов и явлений, выделяя
при этом общие признаки;
• излагать полученную информацию,
интерпретируя ее в контексте решаемой
задачи;
• совместно с учителем указывать на
информацию, нуждающуюся в проверке,
предлагать и применять способ проверки
достоверности информации.

объяснять их сходство;
• объединять предметы и явления в
группы по определенным признакам,
сравнивать, классифицировать и
обобщать факты и явления;
• выделять явление из общего ряда
других явлений;
• определять обстоятельства, которые
предшествовали возникновению связи
между явлениями, из этих обстоятельств
выделять определяющие, способные быть
причиной данного явления, выявлять
причины и следствия явлений;
• самостоятельно указывать на
информацию, нуждающуюся в проверке,
предлагать и применять способ проверки
достоверности информации;
• объяснять явления, процессы, связи и
отношения, выявляемые в ходе
познавательной и исследовательской
деятельности (приводить объяснение с
изменением формы представления;
объяснять, детализируя или обобщая;
объяснять с заданной точки зрения);
• делать вывод на основе критического
анализа разных точек зрения, подтверждать
вывод собственной аргументацией или
самостоятельно полученными данными.

7.Умение создавать, применять и
преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и
познавательных задач.
Обучающийся сможет:
• обозначать символом и знаком
и/предмет и/или явление;
• определять логические связи между
предметами и/или явлениями, обозначать
данные логические связи с помощью
знаков в схеме;
• преобразовывать модели с
целью выявления общих законов,
определяющих данную предметную
область;
•
строить доказательство: прямое,
косвенное, от противного;
•
переводить сложную по составу
(многоаспектную) информацию из
графического или формализованного
(символьного) представления в текстовое, и
наоборот;

7. Умение создавать, применять и
преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и
познавательных задач.
Обучающийся сможет:
• обозначать символом и знаком предмет
или явление;
• определять логические связи между
предметами и/или явлениями, обозначать
данные логические связи с помощью знаков
в схеме;
• преобразовывать модели с
целью
выявления общих законов, определяющих
данную предметную область;
• строить доказательство: прямое,
косвенное,
от противного;
• переводить сложную по составу
(многоаспектную) информацию из
графического
или формализованного (символьного)
представления в текстовое, и наоборот;
7

• строить схему, алгоритм действия,
исправлять или восстанавливать
неизвестный ранее алгоритм на основе
имеющегося знания об объекте, к которому
применяется алгоритм.

• строить схему, алгоритм действия,
исправлять или восстанавливать неизвестный
ранее алгоритм на основе имеющегося
знания об объекте, к которому применяется
алгоритм.
• анализировать/ рефлексировать опыт
разработки и реализации учебного проекта,
исследования (теоретического,
эмпирического)
на основе
предложенной проблемной ситуации,
поставленной цели и/или заданных
критериев оценки продукта/результата.
8. Смысловое чтение.
8. Смысловое чтение.
Обучающийся сможет:
Обучающийся сможет:
• находить в тексте требуемую
• находить в тексте требуемую
информацию (в соответствии с целями своей информацию
деятельности);
(в соответствии с целями своей
деятельности);
• ориентироваться в содержании
текста, понимать целостный смысл текста,
• ориентироваться в содержании текста,
структурировать текст;
понимать целостный смысл текста,
структурировать текст;
• устанавливать взаимосвязь
описанных в тексте событий, явлений,
• устанавливать взаимосвязь описанных в
процессов;
тексте событий, явлений, процессов;
• резюмировать главную идею текста;
• резюмировать главную идею текста;
• преобразовывать текст, «переводя»
• преобразовывать текст, «переводя» его в
его в другую модальность,
другую модальность, интерпретировать
интерпретировать
текст
текст (художественный и не
(художественный и не художественный –
художественный учебный, научноучебный, научно-популярный,
информационный);
популярный, информационный;
• самостоятельно критически оценивать
• совместно с педагогом и
содержание и форму текста.
сверстниками критически оценивать
содержание и форму текста.
9. Развитие умения применять экологическое
мышление в познавательной,
коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации.
Обучающийся сможет:
• определять свое
отношение к
природной среде;
• анализировать влияние экологических
факторов на среду обитания живых
организмов;
• выражать свое отношение к природе
через рисунки, сочинения, модели,
проектные работы.
• проводить причинный и
вероятностный анализ экологических
ситуаций;
•
прогнозировать изменения ситуации

9. Формирование и развитие умения
применять экологическое мышление в
познавательной, коммуникативной,
социальной практике и профессиональной
ориентации.
Обучающийся сможет:
• определять свое отношение к
природной среде;
• выражать свое отношение к природе
через рисунки, сочинения, модели,
проектные работы.
• проводить причинный и вероятностн
анализ экологических ситуаций;
• прогнозировать изменения ситуации
при смене действия одного фактора на
действие другого фактора;
• распространять экологические знания
8

при смене действия одного фактора на
участвовать в практических делах по защите
действие другого фактора;
окружающей среды;
• распространять экологические знания
и участвовать в практических делах по
защите окружающей среды;
10. Развитие мотивации к овладению
10. Развитие мотивации к овладению
культурой
активного
использования
культурой активного использования
словарей и других поисковых систем.
словарей и других поисковых систем.
Обучающийся сможет:
Обучающийся сможет:
• определять необходимые ключевые
• определять необходимые ключевые
поисковые слова и запросы;
поисковые слова и запросы;
• осуществлять взаимодействие
с
• осуществлять взаимодействие
электронными поисковыми системами,
электронными поисковыми системами,
словарями;
словарями;
• формировать множественную
• формировать множественную выборку
выборку из поисковых источников для
из поисковых источников для
объективизации результатов поиска
объективизации результатов поиска.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
11. Умение организовывать учебное
11. Умение организовывать учебное
сотрудничество и совместную деятельность сотрудничество и совместную деятельность
с учителем и сверстниками; работать
с учителем и сверстниками; работать
индивидуально и в группе: находить общее
индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе
решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учета интересов;
согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать,
формулировать, аргументировать
отстаивать свое мнение.
и отстаивать свое мнение.
Обучающийся сможет:
Обучающийся сможет:
• играть определенную роль
в
• играть определенную роль в совместной
совместной деятельности;
деятельности;
• принимать позицию собеседника, (точку
• принимать позицию собеседника,
(точку зрения), доказательство (аргументы),
зрения), доказательство (аргументы),
понимая позицию другого, различать в его
понимая позицию другого, различать в его
речи факты; гипотезы, аксиомы, теории;
речи факты; гипотезы, аксиомы, теории;
• определять свои действия и действия
• определять свои действия и действия
партнера, которые способствовали
или
партнера, которые способствовали или
препятствовали продуктивной
препятствовали продуктивной
коммуникации;
коммуникации;
• строить позитивные отношения в
• строить позитивные отношения в
процессе учебной и познавательной
процессе учебной и познавательной
деятельности;
деятельности;
• корректно и аргументировано
• корректно и аргументировано отстаивать
отстаивать свою точку зрения, в дискуссии
свою точку зрения, в дискуссии уметь
уметь выдвигать контраргументы,
выдвигать контраргументы,
перефразировать свою мысль;
• критически относиться к
• критически относиться к собственному
собственному мнению, с достоинством
мнению, с достоинством признавать
признавать ошибочность своего мнения
ошибочность своего мнения (если оно
(если оно таково) и корректировать его;
таково) и корректировать его;
• выделять общую точку зрения в
дискуссии;
• предлагать альтернативное решение в
конфликтной
ситуации;
• договариваться о правилах и
вопросах для обсуждения в соответствии с
• выделять общую точку зрения в
9

поставленной перед группой задачей.

12. Умение индивидуально осознанно при
сопровождении учителя использовать
речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств,
мыслей и потребностей для планирования и
регуляции своей деятельности; владение
устной и письменной речью,
монологической контекстной речью.
Обучающийся сможет:
• отбирать и использовать речевые
средства в процессе коммуникации с
другими людьми (диалог в паре, в малой
группе и т. д.);
• представлять в устной или
письменной форме развернутый план
собственной деятельности;
• соблюдать нормы публичной речи,
регламент в монологе и дискуссии в
соответствии с коммуникативной задачей;
• высказывать и обосновывать мнение
(суждение) и запрашивать мнение партнера
в рамках диалога;
• принимать решение в ходе диалога и
согласовывать его с собеседником;
• использовать невербальные средства
или наглядные материалы,
подготовленные/отобранные под
руководством учителя;
презентаций;

13. Умение индивидуально при
сопровождении учителем формировать и
развивать компетентности в области
использования информационнокоммуникационных технологий (далее –
ИКТ).
Обучающийся сможет:
• целенаправленно искать и
использовать информационные ресурсы,
необходимые для решения учебных и
практических задач с помощью средств
ИКТ;
• использовать компьютерные
технологии (включая выбор адекватных
задаче инструментальных программно-

дискуссии;
•
договариваться о правилах и вопросах
для обсуждения в соответствии с
поставленной перед группой задачей.
12. Умение самостоятельно
осознанно
использовать речевые средства в
соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и
потребностей для планирования и регуляции
своей деятельности; владение устной
и письменной речью, монологической
контекстной речью.
Обучающийся сможет:
•
отбирать и использовать речевые
средства в процессе коммуникации с
другими людьми (диалог в паре, в малой
группе и т. д.);
• представлять в устной или письменной
форме развернутый план собственной
деятельности;
• соблюдать нормы публичной речи,
регламент в монологе и дискуссии в
соответствии с коммуникативной задачей;
• высказывать и обосновывать мнение
(суждение) и запрашивать мнение партнера
в рамках диалога;
•
использовать невербальные средства
или наглядные материалы,
подготовленные/отобранные под
руководством учителя.

13. Умение самостоятельно формировать и
развивать компетентности в области
использования информационнокоммуникационных технологий (далее – ИКТ)
Обучающийся сможет:
• целенаправленно искать и использовать
информационные ресурсы, необходимые для
решения учебных и практических задач с
помощью средств ИКТ;
• использовать компьютерные
технологии (включая выбор адекватных
задаче инструментальных программноаппаратных средств и сервисов) для решения
информационных и коммуникационных
10

аппаратных средств и сервисов) для
решения информационных и
коммуникационных
учебных задач, в том числе:
вычисление, написание писем, сочинений,
докладов, рефератов, создание
презентаций;
• выделять информационный аспект
задачи, оперировать данными,
использовать модель решения задачи;
• использовать информацию с учетом
этических и правовых норм.

учебных задач, в том числе:
вычисление, написание писем, сочинений,
докладов, рефератов, создание презентаций;
• выделять информационный аспект
задачи, оперировать данными, использовать
модель решения задачи;
• использовать информацию с учетом
этических и правовых норм.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
8 КЛАСС
Выпускник научится:
Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений)
- описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их
существенные признаки;
- характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать
причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
- раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический
элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», используя знаковую
систему химии;
- изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность
химических реакций с помощью химических уравнений;
- вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также
массовую долю химического элемента в соединениях для оценки их практической
значимости;
- приготовлять растворы с определённой массовой долей растворённого вещества;
- определять характер среды водных растворов кислот и щелочей по изменению
окраски индикаторов;
- сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли;
- классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли по составу;
- описывать состав, свойства и значение (в природе и практической деятельности
человека) простых веществ — кислорода и водорода;
- пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;
- проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменениями свойств
веществ в процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при
проведении наблюдений и опытов;
- различать экспериментально кислоты и щёлочи, пользуясь индикаторами; осознавать
необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И.
Менделеева. Строение вещества
- классифицировать химические элементы на металлы, неметаллы, элементы, оксиды
и гидроксиды которых амфотерны, и инертные элементы (газы) для осознания важности
упорядоченности научных знаний;
- раскрывать смысл периодического закона Д. И. Менделеева;
- описывать и характеризовать табличную форму периодической системы химических
11

элементов;
- характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по
электронным слоям атомов химических элементов малых периодов периодической
системы, а также калия и кальция;
- различать виды химической связи: ионную, ковалентную полярную, ковалентную
неполярную и металлическую;
- изображать электронно-ионные формулы веществ, образованных химическими
связями разного вида;
- выявлять зависимость свойств веществ от строения их кристаллических решёток:
ионных, атомных, молекулярных, металлических;
- характеризовать химические элементы и их соединения на основе положения
элементов в периодической системе и особенностей строения их атомов;
- описывать основные этапы открытия Д. И. Менделеевым периодического закона и
периодической системы химических элементов, жизнь и многообразную научную
деятельность учёного;
Выпускник получит возможность научиться:
- выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах
веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические
реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;
- характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать
причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
- составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным
уравнениям;
- прогнозировать
способность
вещества
проявлять
окислительные
или
восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его
состав;
- составлять
уравнения
реакций,
соответствующих
последовательности
превращений неорганических веществ различных классов;
- выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия
различных факторов на изменение скорости химической реакции;
- использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в
окружающей среде;
- использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и
учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и
распознавания веществ;
- объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;
- критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в
средствах массовой информации;
- осознавать значение теоретических знаний по химии для практической
деятельности человека;
- создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; понимать
необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию
лекарств, средств бытовой химии и др.
9 КЛАСС
Многообразие химических реакций
Выпускник научится:
- объяснять суть химических процессов и их принципиальное отличие от физических;
- называть признаки и условия протекания химических реакций;
- устанавливать принадлежность химической реакции к определённому типу по одному
из классификационных признаков: 1) по числу и составу исходных веществ и продуктов
реакции (реакции соединения, разложения, замещения и обмена); 2) по выделению или
12

поглощению теплоты (реакции экзотермические и эндотермические); 3) по изменению
степеней окисления химических элементов (реакции окислительновосстановительные); 4)
по обратимости процесса (реакции обратимые и необратимые);
- называть факторы, влияющие на скорость химических реакций;
- называть факторы, влияющие на смещение химического равновесия;
- составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей;
полные и сокращённые ионные уравнения реакций обмена; уравнения окислительно восстановительных реакций;
- прогнозировать продукты химических реакций по формулам/названиям исходных
веществ; определять исходные вещества по формулам/названиям продуктов реакции;
- составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке»)
превращений неорганических веществ различных классов;
- выявлять в процессе эксперимента признаки, свидетельствующие о протекании
химической реакции;
- давать сравнительную характеристику химических элементов и важнейших
соединений естественных семейств щелочных металлов и галогенов;
- проводить качественные реакции, подтверждающие наличие в водных растворах
веществ отдельных катионов и анионов.
Многообразие веществ
- определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных
классов/групп: металлы и неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли;
- составлять формулы веществ по их названиям;
- определять валентность и степень окисления элементов в веществах;
- составлять формулы неорганических соединений по валентностям и степеням
окисления элементов, а также зарядам ионов, указанным в таблице растворимости кислот,
оснований и солей;
- характеризовать научное и мировоззренческое значение периодического закона и
периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева;
- осознавать научные открытия как результат длительных наблюдений, опытов,
научной полемики, преодоления трудностей и сомнений
- объяснять закономерности изменения физических и химических свойств простых
веществ (металлов и неметаллов) и их высших оксидов, образованных элементами
второго и третьего периодов;
- называть общие химические свойства, характерные для групп оксидов: кислотных,
основных, амфотерных;
- называть общие химические свойства, характерные для каждого из классов
неорганических веществ: кислот оснований солей;
- приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства неорганических
веществ: оксидов, кислот, оснований и солей;
- определять
вещество-окислитель
и
вещество-восстановитель
в
окислительновосстановительных реакциях;
- составлять окислительно-восстановительный баланс (для изученных реакций) по
предложенным схемам реакций;
- проводить лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства основных
классов неорганических веществ;
- проводить лабораторные опыты по получению и собиранию газообразных
веществ:
водорода, кислорода, углекислого газа, аммиака; составлять уравнения
соответствующих реакций.
Выпускник получит возможность научиться:
- выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ
на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о
характере и продуктах различных химических реакций;
13

- характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать

причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
- составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным
уравнениям;
- прогнозировать
способность
вещества
проявлять
окислительные
или
восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его
состав;
- составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений
неорганических веществ различных классов;
- выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия
различных факторов на изменение скорости химической реакции;
- использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в
окружающей среде;
- использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и
учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и
распознавания веществ;
- объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;
- критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в
средствах массовой информации;
- осознавать значение теоретических знаний по химии для практической
деятельности человека;
- создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; понимать
необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию
лекарств, средств бытовой химии и др.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
8 КЛАСС
Раздел 1. Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных
представлений)
Тема 1. Предмет химии
Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. Приемы
безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени.
Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование,
выпаривание, кристаллизация, дистилляция. Физические явления и химические реакции.
Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения
химических реакций.
Тема 2. Первоначальные химические понятия
Атомы и молекулы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.
Кристаллические и аморфные вещества. Кристаллические решетки: атомная и
молекулярная. Зависимость свойств веществ от типа кристаллической решетки.
Простые и сложные вещества. Химический элемент. Металлы и неметаллы. Атомная
единица массы. Относительная атомная масса. Знаки химических элементов.
Закон постоянства состава веществ. Химическая формула. Относительная
молекулярная масса. Качественный и количественный состав вещества. Вычисления по
химическим формулам. Массовая доля химического элемента в сложном веществе.
Валентность химических элементов. Составление формул бинарных соединений по
валентности атомов химических элементов и определение валентности атомов
химических элементов по формулам бинарных соединений.
14

Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ при химических
реакциях. Жизнь и деятельность М. В. Ломоносова. Химические уравнения. Типы
химических реакций: реакции соединения, разложения, замещения.
Моль – единица количества вещества. Молярная масса. Решение расчетных задач по
химическим уравнениям.
Демонстрации. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ. Способы
очистки веществ: кристаллизация, дистилляция. Опыты, подтверждающие закон
сохранения массы веществ.
Лабораторные опыты. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами.
Разделение смеси с помощью магнита. Примеры физических и химических явлений.
Реакции, иллюстрирующие основные признаки характерных реакций. Разложение
основного карбоната меди(II). Реакция замещения меди железом.
Практические работы:
• Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Знакомство с
лабораторным оборудованием.
• Очистка загрязненной поваренной соли.
Расчетные задачи. Вычисление относительной молекулярной массы вещества по
формуле. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении. Установление
простейшей формулы вещества по массовым долям элементов. Вычисления по
химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или
количеству одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.
Тема 3. Кислород
Кислород. Нахождение в природе. Получение кислорода в лаборатории и
промышленности. Физические и химические свойства кислорода. Горение. Оксиды.
Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе. Озон, аллотропия кислорода.
Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.
Демонстрации. Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха,
методом вытеснения воды. Определение состава воздуха. Коллекции нефти, каменного
угля и продуктов их переработки.
Лабораторные опыты. Ознакомление с образцами оксидов. Практическая работа:
Получение и свойства кислорода.
Тема 4. Водород
Водород. Нахождение в природе. Получение водорода в лаборатории и
промышленности. Физические и химические свойства водорода. Меры безопасности при
работе с водородом. Применение водорода.
Демонстрации. Получение водорода, проверка водорода на чистоту, горение водорода,
собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды.
Лабораторные опыты. Получение водорода и изучение его свойств. Взаимодействие
водорода с оксидом меди(II).
Тема 5. Растворы. Вода
Вода. Вода в природе и способы еѐ очистки. Аэрация воды. Химические свойства воды.
Применение воды. Вода – растворитель. Растворимость веществ в воде. Массовая доля
растворенного вещества.
Практическая работа: Приготовление раствора с определенной массовой долей
растворенного вещества.
Расчетные задачи. Нахождение массовой доли растворенного вещества в растворе.
Вычисление массы растворенного вещества и воды для приготовления раствора
определенной концентрации.
15

Тема 6. Основные классы неорганических соединений
Основные классы неорганических соединений. Номенклатура неорганических веществ.
Оксиды. Оксиды металлов и неметаллов. Физические и химические свойства,
получение и применение оксидов.
Гидроксиды. Классификация гидроксидов. Основания, классификация и свойства:
взаимодействие с оксидами неметаллов, кислотами. Реакция нейтрализации.
Амфотерные оксиды и гидроксиды.
Кислоты, классификация и свойства: взаимодействие с металлами, оксидами металлов.
Вытеснительный ряд металлов.
Кислотно-основные индикаторы.
Соли. Состав. Классификация. Номенклатура. Способы получения солей. Связь между
основными классами неорганических соединений.
Демонстрации. Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей.
Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора.
Лабораторные опыты. Опыты, подтверждающие химические свойства кислот,
оснований.
Практическая работа: Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы
соединений».
Раздел 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов
Д.И.Менделеева. Строение атома
Тема 7. Периодический закон и периодическая система химических элементов
Д.И.Менделеева. Строение атома
Первоначальные понятия классификации химических элементов. Понятие о группах
сходных элементов. Естественные семейства химических элементов: щелочные металлы,
галогены. Благородные газы.
Периодический закон Д. И. Менделеева. Периодическая система как
естественнонаучная классификация химических элементов.
Табличная форма представления классификации химических элементов. Структура
таблицы «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева» (короткая
форма): А- и Б-группы, периоды.
Строение атома: ядро и электронная оболочка. Состав атомных ядер: протоны и
нейтроны. Изотопы. Заряд атомного ядра, массовое число и относительная атомная масса.
Современная формулировка понятия «химический элемент».
Электронная оболочка атома: понятие об энергетическом уровне (электронном слое),
его ѐмкости. Заполнение электронных слоев у атомов элементов малых периодов.
Электронные схемы и электронно-графические формулы. Современная формулировка
периодического закона.
Значение периодического закона для развития науки. Жизнь и научный подвиг
Д.И.Менделеева.
Лабораторные опыты. Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и
щелочей.
Раздел 3. Строение вещества.
Тема 8. Химическая связь. Строение вещества.
Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи:
ковалентная неполярная и ковалентная полярная связь. Ионная связь. Валентность,
степень окисления, заряд иона.
Тема 9. Количественные отношения в химии.
16

Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Объемные
отношения газов.
Расчетные задачи. Объемные отношения газов при химических реакциях.
Вычисления по химическим уравнениям массы, объема и количества вещества одного
из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества,
содержащего определенную долю примесей.
9 КЛАСС
Тема 1. Классификация химических реакций
Классификация химических реакций: реакции соединения, разложения, замещения,
обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Тепловой эффект химических
реакций. Обратимые и необратимые реакции. Скорость химических реакций.
Первоначальные представления о катализе. Понятие о химическом равновесии.
Демонстрации. Демонстрация опытов, выясняющих зависимость скорости химических
реакций от различных факторов.
Расчетные задачи. Расчеты по термохимическим уравнениям.
Практическая работа: Изучение влияния условий проведения химической реакции на
ее скорость.
Тема 2. Химические реакции в водных растворах
Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ в водных
растворах. Ионы. Катионы и анионы. Гидратная теория растворов. Электролитическая
диссоциация кислот, щелочей и солей. Слабые и сильные электролиты. Степень
диссоциации. Реакции ионного обмена.
Демонстрации. Испытание растворов веществ на электрическую проводимость.
Движение ионов в электрическом поле.
Лабораторные опыты. Реакции обмена между растворами электролитов.
Практическая работа: Свойства кислот, оснований, солей как электролитов.
Тема 3. Галогены
Положение галогенов в периодической системе и строение их атомов. Физические и
химические свойства галогенов.
Сравнительная характеристика галогенов. Применение галогенов.
Хлороводород. Получение. Физические свойства. Соляная кислота и еѐ соли.
Практическая работа № 2. Получение хлороводорода и изучение его свойств.
Демонстрации. Физические свойства галогенов. Получение хлороводорода и
растворение его в воде.
Лабораторные опыты. Распознавание соляной кислоты, хлоридов, бромидов, иодидов
и иода
Тема 4. Кислород и сера
Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов,
строение их атомов. Аллотропия кислорода — озон.
Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства. Нахождение в природе.
Применение серы. Оксид серы(IV). Сероводородная и сернистая кислоты и их соли. Оксид
серы(VI). Серная кислота и ее соли. Окислительные свойства концентрированной серной
кислоты.
Демонстрации. Аллотропия кислорода и серы. Знакомство с образцами природных
сульфидов, сульфатов.
Лабораторные опыты. Распознавание сульфид-, сульфит- и сульфат-ионов в растворе
Практическая работа № 3. Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и
сера».
17

Расчетные задачи. Вычисления по химическим уравнениям реакций массы,
количества вещества или объема по известной массе, количеству вещества или объему
одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.
Тема 5. Азот и фосфор
Положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов, строение
их атомов. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот
азота в природе. Аммиак. Физические и химические свойства аммиака, получение,
применение. Соли аммония. Оксиды азота(II) и (IV). Азотная кислота и ее соли.
Окислительные свойства азотной кислоты.
Фосфор. Аллотропия фосфора. Физические и химические свойства фосфора. Оксид
фосфора(V). Ортофосфорная кислота и ее соли. Минеральные удобрения.
Демонстрации. Получение аммиака и его растворение в воде. Ознакомление с
образцами природных нитратов, фосфатов.
Лабораторные опыты. Взаимодействие солей аммония со щелочами. Ознакомление с
азотными и фосфорными удобрениями.
Практическая работа № 4 Получение аммиака и изучение его свойств.
Тема 6. Углерод и кремний
Положение углерода и кремния в периодической системе химических элементов,
строение их атомов. Углерод, аллотропные модификации, физические и химические
свойства углерода. Угарный газ, свойства и физиологическое действие на организм.
Углекислый газ, угольная кислота и ее соли. Кремний. Оксид кремния(IV). Кремниевая
кислота и ее соли. Стекло. Цемент.
Демонстрации. Кристаллические решетки алмаза и графита. Знакомство с образцами
природных карбонатов и силикатов. Ознакомление с различными видами топлива.
Ознакомление с видами стекла.
Лабораторные опыты. Ознакомление со свойствами и взаимопревращениями
карбонатов и гидрокарбонатов. Качественные реакции на карбонат- и силикат-ионы.
Практическая работа № 5. Получение оксида углерода(IV) и изучение его свойств.
Распознавание карбонатов.
Тема 7. Металлы
Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И.
Менделеева. Металлическая связь. Физические и химические свойства металлов. Ряд
напряжений металлов.
Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Сплавы (сталь, чугун,
дюралюминий, бронза). Проблема безотходных производств в металлургии и охрана
окружающей среды.
Щелочные металлы. Положение щелочных металлов в периодической системе и
строение атомов. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Применение
щелочных металлов и их соединений.
Щелочноземельные металлы. Положение щелочноземельных металлов в
периодической системе и строение атомов. Нахождение в природе. Кальций и его
соединения. Жесткость воды и способы ее устранения.
Алюминий. Положение алюминия в периодической системе и строение его атома.
Нахождение в природе. Физические и химические свойства алюминия. Амфотерность
оксида и гидроксида алюминия.
Железо. Положение железа в периодической системе и строение его атома.
Нахождение в природе. Физические и химические свойства железа. Оксиды, гидроксиды и
соли железа(II) и железа(III).
Демонстрации. Знакомство с образцами важнейших солей натрия, калия, природных
соединений кальция, рудами железа, соединениями алюминия. Взаимодействие
18

щелочных, щелочноземельных металлов и алюминия с водой. Сжигание железа в
кислороде и хлоре.
Лабораторные опыты. Получение гидроксида алюминия и взаимодействие его с
кислотами и щелочами. Получение гидроксидов железа(II) и (III) и взаимодействие их с
кислотами и щелочами.
Практическая работа № 6 Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их
соединения».
Расчетные задачи. Вычисления по химическим уравнениям массы, объема или
количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему
или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.
Тема № 8. Первоначальные представления об органических веществах Предмет
органической химии. Органические вещества. Теория химического строения
органических соединений. Углеводороды. Важнейшие производные углеводородов.

19

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс
№
урока
Тема 1. Предмет химии (7 ч)
1

Раздел / Тема

Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их
свойства.
2
Методы познания в химии: наблюдение. Эксперимент
3
Практическая работа №1. Правила техники безопасности при
работе в химическом кабинете. Ознакомление с химическим
оборудованием
4
Чистые вещества смеси. Способы разделения смесей.
5
Практическая работа №2. Очистка загрязненной поваренной
соли.
6
Физические и химические явления. Химические реакции
7
Атомы и молекулы, ионы
Тема 2. Первоначальные химические понятия (14 ч)
8
Вещества молекулярного и немолекулярного строения.
Кристаллические решетки
9
Простые и сложные вещества. Химический элемент. Металлы и
неметаллы.
10
Язык химии. Знаки химических элементов. Относительная
атомная масса.
11
Закон постоянства состава веществ
12
Химические формулы. Относительная молекулярная масса.
Качественный и количественный состав вещества.
13
Массовая доля химического элемента в соединении.
14
Валентность химических элементов. Определение валентности
элементов по формуле бинарных соединений.
15
Составление химических формул бинарных соединений по
валентности
16
Атомно-молекулярное учение.
17
Закон сохранения массы веществ
18
Химические уравнения
19
Типы химических реакций
20
Повторение и обобщение по теме «Первоначальные химические
понятия»
21
Контрольная работа №1 по теме «Первоначальные химические
понятия».
Тема 3. Кислород (5 часов)
22
Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе.
Получение кислорода.
23
Кислород: физические, химические свойства. Оксиды.
Применение. Круговорот кислорода в природе.

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
20

24
25

Озон. Аллотропия кислорода
Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от
загрязнений.
26
Практическая работа №3. Получение и свойства кислорода
Тема 4. Водород (3 часа)
27
Водород, его общая характеристика и нахождение в природе.
Получение водорода.
28
Водород: физические и химические свойства. Применение.
29
Практическая работа № 4. Получение водорода и исследование
его свойств
Тема 5. Вода. Растворы. (7 часов)
30
Вода. Методы определения состава воды – анализ и синтез. Вода в
природе и способы ее очистки. Аэрация воды.
31
Физические и химические свойства воды. Применение воды.
32
Вода – растворитель. Растворы
33
Массовая доля растворенного вещества
34
Решение расчетных задач «Нахождение массовой доли
растворенного вещества»
35
Повторение и обобщение по темам «Кислород», «Водород»,
«Вода. Растворы»
36
Практическая работа № 5. Приготовление растворов солей с
определенной массовой долей растворенного вещества
Тема 6. Количественные отношения в химии (6 часов)
37
Моль – единица количества вещества. Молярная масса
38
Вычисления по химическим уравнениям
39
Закон Авогадро. Молярный объем газов
40
Относительная плотность газов
41
Объемные отношения газов при химических реакциях
42
Контрольная работа №2 по темам
«Кислород», «Водород», «Вода. Растворы»
Тема 7. Основные классы неорганических соединений (12 ч)
43
Оксиды: классификация, номенклатура, свойства, получение,
применение
44
Гидроксиды. Основания: Классификация, номенклатура,
получение
45
Химические свойства оснований. Реакция нейтрализации
46
Амфотерные оксиды и гидроксиды
47
Кислоты. Состав. Классификация. Номенклатура. Получение
кислот
48
Химические свойства кислот
49
Соли Классификация. Номенклатура. Способы Получения солей
50
Свойства солей
51
Генетическая связь между основными классами неорганических
соединений
52
Повторение и обобщение по теме «Основные классы
неорганических соединений»

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
21

53

Практическая работа № 6. Решение экспериментальных задач
1
по теме «Основные классы неорганических соединений»
54
Контрольная работа № 3 по теме «Основные классы
1
неорганических соединений»
Тема 8. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.
Менделеева. Строение атома (7 часов)
55
Классификация химических элементов. Понятие о группах
1
сходных элементов
56
Периодический закон Д. И. Менделеева.
1
57
Периодическая таблица химических элементов
1
58
Строение атома. Состав атомных ядер. Изотопы. Химический
1
элемент
59
Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов
1
периодической системы
60
Значение периодического закона. Научные достижения Д.И.
1
Менделеева
Повторение и обобщение по теме «Периодический закон и
61
1
периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
Строение атома»
Тема 7. Строение вещества и химическая связь (7 ч.)
62
Электроотрицательность химических элементов.
1
63
Ковалентная связь. Полярная и неполярная ковалентные связи
1
64
Ионная связь.
1
65
Валентность и степень окисления. Правила определения степеней
1
окисления элементов.
66
Окислительно-восстановительные реакции.
1
67
Повторение и обобщение по теме: «Строение веществ.
1
Химическая связь»
Контрольная работа №4 по темам «Периодический закон и
68
1
периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
Строение атома», «Строение веществ. Химическая связь»

9 класс
№
Раздел / Тема
урока
Тема 1. Классификация химических реакций (7 ч)
1
2
3
4
5

Классификация химических реакций: реакции соединения,
разложения, замещения, обмена как окислительновосстановительные реакции.
Окислительно-восстановительные реакции.
Тепловой эффект химических реакций
Скорость химических реакций. Катализ.
Практическая работа № 1. «Изучение влияния условий
проведения химической реакции на ее скорость»

Количество
часов
1
1
1
1
1
22

6
7

Обратимые реакции. Понятие о химическом равновесии.
Обобщение знаний по теме «Классификация химических
реакций»
Тема 2. Химические реакции в водных растворах (9 ч.)

1
1

8
9
10
11,12
13
14

1
1
1
2
1
1

Сущность процесса электролитической диссоциации.
Диссоциация кислот, оснований и солей.
Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации.
Реакции ионного обмена
Гидролиз солей
Практическая работа 2. Свойства кислот, оснований и солей
как электролитов
15
Обобщение по теме: «Электролитическая диссоциация»
16
Контрольная работа № 1 по теме «Электролитическая
диссоциация »
Тема 3. Галогены (5 часов)
Характеристика галогенов
Хлор
Хлороводород: получение и свойства
Соляная кислота и ее соли
Практическая работа № 3. Получение соляной кислоты и
изучение её свойств.
Тема 4. Кислород и сера (8 часов)

1
1

17
18
19
20
21

1
1
1
1
1

22
23
24
25
26
27
28

1
1
1
1
1
1
1

Характеристика кислорода и серы
Свойства и применение серы
Сероводород. Сульфиды
Оксид серы (IV). Сернистая кислота
Оксид серы (VI). Серная кислота
Окислительные свойства концентрированной серной кислоты
Практическая работа № 4. Решение экспериментальных задач
по теме «Кислород и сера».
29
Вычисления по химическим уравнениям реакций массы,
количества вещества или объема по известной массе, количеству
вещества или объему одного из вступивших или получающихся в
реакции веществ
Тема 5. Азот и фосфор (8 часов)
30
Характеристика азота и фосфора. Физические и химические
свойства азота
31
Аммиак
32
Практическая работа №5 «Получение аммиака и изучение его
свойств»
33
Соли аммония
34
Азотная кислота
35
Соли азотной кислоты
36
Фосфор.

1

1
1
1
1
1
1
1
23

37
Оксид фосфора (V). Фосфорная кислота и ее соли.
Тема 6. Углерод и кремний (9 часов)
38
Характеристика углерода и кремния. Аллотропия углерода
39
Химические свойства углерода. Адсорбция.
40
Оксид углерода (II) – угарный газ
41
Оксид углерода (IV) – углекислый газ
42
Угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода в природе
43
Практическая работа №6 «Получение оксида углерода (IV) и
изучение его свойств. Распознавание карбонатов»
44
Кремний. Оксид кремния (IV)
45
Кремниевая кислота и ее соли. Стекло. Цемент
46
Контрольная работа № 2 по теме «Неметаллы»
Тема 7. Металлы (12 часов)
47
Характеристика металлов.
48
Нахождение металлов в природе и общие способы их получения
49
Химические свойства металлов. Электрохимический ряд
напряжения металлов
50
Сплавы
51
Щелочные металлы
52
Магний. Щелочноземельные металлы
53
Важнейшие соединения кальция. Жесткость воды
54
Алюминий.
55
Важнейшие соединения алюминия.
56
Железо.
57
Соединения железа
58
Практическая работа №7. Решение экспериментальных задач по
теме «Металлы»
Тема 8. Первоначальные представления об органических веществах. (10 ч.)
59
Органическая химия
60
Предельные (насыщенные) углеводороды
61
Непредельные (ненасыщенные) углеводороды.
62
Полимеры
63
Производные углеводородов. Спирты
64
Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры
65
Углеводы
66
Аминокислоты. Белки
67
Итоговое обобщение по курсу химии 9 класса
68
Итоговая контрольная работа

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 01.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(904)147-15-73

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».