•
•
•
•
•
•
Пояснительная записка
Данная рабочая программа учебного предмета «Родная русская литература» для
обучающихся 6 класса разработана на основе требований к результатам ООП ООО МКОУ
«Шумиловская СОШ» в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Цель учебного предмета: приобщение к литературному наследию своего народа; чтение
вершинных произведений отечественной литературы и их анализ, основанный на понимании
образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной
формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма.
Задачи:
формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной
литературы;
обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и
художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее произведениям;
приобщение к литературному наследию своего народа;
формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание
исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры
народа;
формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы
личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историкокультурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного
литературного произведения;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся
культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в
соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета.
Планируемые результаты освоения учащимися 6 класса учебного
предмета
«Русская родная литература»
(Личностные, метапредметные и предметные результаты)
В результате освоения учащимися 6 класса рабочей программы по русской родной
литературе будут достигнуты следующие личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству;
усвоение
гуманистических,
демократических
и
традиционных
ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга
перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся
к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению; к истории, культуре, религии, традициям, языкам
народов России и народов мира;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской,
творческой и других видов деятельности;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, самостоятельно планировать пути
достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД:
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
• навыки смыслового чтения.
Коммуникативные УУД:
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и
письменной речью, монологической контекстной речью;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой активного
пользования словарями и другими поисковыми системами.
Предметные результаты (6 класс):
• развитие умения выделять проблематику русских былин и былинных сюжетов в
фольклоре и русской литературе для развития представлений о нравственном идеале
русского народа в контексте героического эпоса разных народов, устанавливать связи между
ними на уровне тематики, проблематики, образов; осмысление ключевых для русского
национального сознания культурных инравственных смыслов в произведениях о русском
севере и русской зиме;
• развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур
народов России; русские национальные традиции в произведениях о русской масленице, о
родном крае и русском доме;
• развитие представлений о русском национальном характере, его парадоксах и загадках
русской души в произведениях о защите Родины в Крымской войне, об оптимизме и
взаимопомощи как основных чертах русского человека, реальности и мечтах в книгах о
подростках и о богатстве русского языка и родной речи;
развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста на основе
наводящих вопросов или по предложенному плану; создавать краткие историко-культурные
комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате ответа на
вопрос, анализа поэтического текста, характеристики героя; под руководством учителя
сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств;
самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения; развитие начальных
умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее
результатов, работы с разными источниками информации и овладения простейшими
способами её обработки и презентации.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКАЯ РОДНАЯЛИТЕРАТУРА»
(6 класс -34 часов*)
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (5 ч)
Преданья старины глубокой (2 ч)
Русские былины: богатыри и богатырство. Былина «Илья Муромец и Святогор». Былинные
сюжеты и герои в русской литературе
И. А. Бунин. «Святогор и Илья».М. М. Пришвин. «Певец былин».
Города земли русской (2 ч)
Русский Север: Архангельск в русской литературе
С. Г. Писахов. «Морожены песни» (из книги «Ледяна колокольня).
Б. В. Шергин. «Детство в Архангельске», «Миша Ласкин» (главы из книги
«Поморские были и сказания»).
Родные просторы (1 ч)
Стихи русских поэтов о зиме. И. С. Никитин. «Встреча Зимы».А. А. Блок. «Снег да
снег. Всю избузанесло…»Н. М. Рубцов. «Первый снег».
По мотивам русских сказок о зиме Е. Л. Шварц. «Два брата».
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (5 ч)
Праздники русского мира (2 ч)
Масленица. М. Ю. Лермонтов. «Посреди небесных тел…» А. Д. Дементьев. «Прощёное
воскресенье».
А. П. Чехов. «Блины».Тэффи. «Блины».
Тепло родного дома (3 ч)
Всюду родимую Русь узнаю. В. А. Рождественский. «Русская природа». К. Г. Паустовский.
«Заботливый цветок». Ю. В. Бондарев. «Поздним вечером».
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (7 ч)
Не до ордена – была бы Родина (2 ч)
Оборона Севастополя. А. Н. Апухтин. «Солдатская песня о Севастополе». А. А. Фет.
«Севастопольскоебратское кладбище».Рюрик Ивнев. «Севастополь».
Загадки русской души (2 ч)
Чудеса нужно делать своими руками. Ф. И. Тютчев. «Чему бы жизнь нас ни учила…» Н. С.
Лесков.
«Неразменный рубль». В. П. Астафьев.«Бабушка с малиной».
О ваших ровесниках (2 ч)
Реальность и мечты. Р. П. Погодин. «Кирпичные острова» (рассказы «Как я с ним
познакомился»,
«Кирпичные острова»). Е. С. Велтистов. «Миллион и один день каникул» (фрагмент).
Лишь слову жизнь дана (1 ч)
На русском дышим языке. К. Д. Бальмонт. «Русский язык».Ю. П. Мориц. «Язык обид –
язык нерусский…»
Тематический план
№
Название раздела
Количество часов
1
РОССИЯ – РОДИНА МОЯ
5
2
РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
5
3
РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
7
Итого:
17часов
Тематическое планирование
№
ч
Тема урока
1
(1)
1
Русские богатыри и богатырство в былине «Илья Муромец и Святогор» и в
творчестве И. А. Бунина и М.М.Пришвина
2 (2) 1
Города земли русской. Русский Север: Архангельск в произведении
С. Г. Писахова «Морожены песни»
3(3) 1
Города земли русской. Образ Архангельска в творчестве Б. В. Шергина
4 (4) 1
Проверочная работа по
разделу
«Россия – Родина моя»
Родные просторы в стихотворениях русских поэтов о зиме
5(5) 1
6 (1) 1
Масленица в произведениях М. Ю. Лермонтова «Посреди небесных тел…»
иА. Д. Дементьева «Прощёноевоскресенье»
7 (2) 1
Праздник Масленицы в рассказах А. П. Чехова «Блины» иТэффи «Блины»
8 (3) 1
«Всюду родимую Русь узнаю»… Образ Родины в
Рождественского «Русская природа»
произведенииВ.А.
9(4)
1
10(5) 1
11
(1)
1
Бережное отношение к
Г.К.Паустовского
«Заботливый цветок»
природе
в
произведении
Рассказ
для
детей о
детях послевоенного времени
Ю.
В.Бондарева «Поздним вечером»
Не до ордена – была бы Родина. Героическая оборона Севастополя в
произведении А. Н. Апухтина
«Солдатская песня о Севастополе».
12(2) 1
Память о великом подвиге народном встихотворении А.А.Фета
«Севастопольское братское кладбище»
13
(3)
Загадки русской души. Чудеса нужноделать своими руками.
Ф. И. Тютчев. «Чему бы жизнь нас ни учила…»
1
14(4) 1
Уроки отзывчивости и доброты в рассказе В. П. Астафьева «Бабушка с
малиной»
15
(5)
1
О ваших ровесниках. Реальность и мечты в призведенииР. П. Погодина
«Кирпичные острова»
16(6) 1
Любовь к Родине и родному языку встихотворениях К.Д. Бальмонта
«Русский язык» и Ю. П. Мориц «Язык обид – язык не русский…»
17(7) 1
Проверочная работа по разделу «Русский характер – русская душа»