Пояснительная записка
Данная рабочая программа учебного предмета «Родная русская литература» для
обучающихся 5 класса разработана на основе требований к результатам ООП ООО МКОУ
«Шумиловская СОШ» в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Целью изучения предмета «Родная литература (русская)» является воспитание и
развитие личности, способной понимать и эстетически воспринимать произведения родной
русской литературы, и обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским
гражданским сознанием и национальным самосознанием, чувством патриотизма и гордости
от принадлежности к многонациональному народу России.
Задачи:
⋅ приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого
исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов
Российской Федерации;
⋅ осознание роли родной русской литературы в передаче от поколения к поколению
историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;
⋅ выявление взаимосвязи родной русской литературы с отечественной историей,
формирование представлений о многообразии национально-специфичных форм
художественного отражения материальной и духовной культуры русского народа в
русской литературе;
⋅ получение знаний о родной русской литературе как о развивающемся явлении в
контексте её взаимодействия с литературой других народов Российской Федерации, их
взаимовлияния;
⋅ выявление культурных и нравственных смыслов, заложенных в родной русской
литературе; создание устных и письменных высказываний, содержащих суждения и
оценки по поводу прочитанного;
⋅ формирование опыта общения с произведениями родной русской литературы в
повседневной жизни и учебной деятельности;
⋅ накопление опыта планирования собственного досугового чтения, определения и
обоснования собственных читательских предпочтений произведений родной русской
литературы;
⋅ формирование потребности в систематическом чтении произведений родной русской
литературы как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений
человека и общества, многоаспектного диалога;
⋅ развитие умений работы с источниками информации, осуществление поиска, анализа,
обработки и презентации информации из различных источников, включая Интернет, и
др.
В программе выделяются три содержательные линии (три проблемно-тематических
блока):
⋅ «Россия – родина моя»;
⋅ «Русские традиции»;
⋅ «Русский характер – русская душа».
Согласно учебному плану образовательной организации на изучение родной литературы
(русской) в 5 классе отводится 17 часов, из расчета 0,5 ч. в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения примерной программы по учебному предмету
«Родная литература (русская)» должны отражать:
⋅ осознание обучающимися российской гражданской идентичности, своей этнической
принадлежности; проявление патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и
настоящему многонационального народа России; чувство ответственности и долга перед
Родиной; понимание гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества;
⋅ способность и готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, уважительное отношение к труду;
2
⋅
⋅
⋅
⋅
⋅
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира творческой деятельности эстетического характера; осознание значимости
художественной культуры народов России и стран мира;
способность и готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания; готовность к совместной деятельности, активное участие в
коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;
неприятие любых нарушений социальных (в том числе моральных и правовых) норм;
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
оценочное отношение к своему поведению и поступкам, а также к поведению и
поступкам других.
Метапредметные результаты освоения примерной программы по учебному
предмету «Родная литература (русская)» должны отражать сформированность
универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных.
⋅
⋅
⋅
⋅
⋅
⋅
⋅
⋅
⋅
Регулятивные УУД:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, самостоятельно планировать
пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной
задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
навыки смыслового чтения.
Коммуникативные УУД
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и
письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой активного
пользования словарями и другими поисковыми системами.
3
Предметные результаты освоения примерной программы по учебному
предмету «Родная литература (русская)» должны отражать:
⋅ понимание значимости родной русской литературы для вхождения в культурно-языковое
пространство своего народа; осознание коммуникативно-эстетических возможностей
родного русского языка на основе изучения выдающихся произведений родной русской
литературы;
⋅ проявление ценностного отношения к родной русской литературе как хранительнице
культуры русского народа, ответственности за сохранение национальной культуры,
приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого
исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов
Российской Федерации и мира;
⋅ понимание наиболее ярко воплотивших национальную специфику русской литературы и
культуры произведений русских писателей, в том числе современных авторов,
продолжающих в своём творчестве национальные традиции русской литературы;
⋅ осмысление ключевых для национального сознания культурных и нравственных
смыслов, проявляющихся в русском культурном пространстве и на основе
многоаспектного диалога с культурами народов России и мира;
⋅ развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур
народов России и всего человечества; понимание их сходства и различий с русскими
традициями и укладом; развитие способности понимать литературные художественные
произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
⋅ овладение различными способами постижения смыслов, заложенных в произведениях
родной русской литературы, и создание собственных текстов, содержащих суждения и
оценки по поводу прочитанного;
⋅ применение опыта общения с произведениями родной русской литературы в
повседневной
жизни
и
проектной
учебной
деятельности,
в
речевом
самосовершенствовании; умение формировать и обогащать собственный круг чтения;
⋅ накопление опыта планирования собственного досугового чтения произведений родной
русской литературы, определения и обоснования своих читательских предпочтений;
формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя
в этом мире, гармонизации отношений человека и общества.
Предметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету
«Родная литература (русская)» - 5 класс
⋅ формирование умения выделять проблематику русских народных и литературных сказок,
пословиц и поговорок как основу для развития представлений о нравственном идеале
русского народа в контексте диалога культур с другими народами России; осмысление
ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в
произведениях о Москве как столице России и о русском лесе;
⋅ формирование представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте
культур народов России; русские национальные традиции в рождественских
произведениях и произведениях о семейных ценностях;
⋅ формирование начальных представлений о русском национальном характере, его
парадоксах и загадках русской души в произведениях о защите Родины в Отечественной
войне 1812 года, о проблемах подростков и о своеобразии русского языка и родной речи;
⋅ развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста на
основе наводящих вопросов; под руководством учителя создавать элементарные
историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера
в формате ответа на вопрос, сопоставлять произведения словесного искусства с
произведениями других искусств и учиться отбирать произведения для самостоятельного
чтения; формирование начальных представлений о проектно-исследовательской
4
деятельности и оформлении ее результатов, начальных умений работы с разными
источниками информации.
Содержание учебного предмета
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (9 ч)
Преданья старины глубокой (4 ч)
Малые жанры фольклора.
Пословицы и поговорки о Родине, России, русском народе.
Русские народные и литературные сказки.
Сказка «Лиса и медведь» (русская народная сказка).
К. Г. Паустовский. «Дремучий медведь».
Города земли русской (3 ч)
Москва в произведениях русских писателей
А. С. Пушкин. «На тихих берегах Москвы…»
М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва!.. люблю тебя как сын…»
Л. Н. Мартынов. «Красные ворота».
А. П. Чехов. «В Москве на Трубной площади».
Родные просторы (2 ч)
Русский лес
И. С. Соколов-Микитов. «Русский лес».
А. В. Кольцов. «Лес».
В. А. Рождественский. «Берёза».
В. А. Солоухин. «Седьмую ночь без перерыва…»
Резерв на вариативную часть программы – 3 ч.
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (9 ч)
Праздники русского мира (5 ч)
Рождество
Б. Л. Пастернак. «Рождественская звезда» (фрагмент).
В. Д. Берестов. «Перед Рождеством».
А. И. Куприн. «Бедный принц».
И. А. Ильин. «Рождественское письмо».
Тепло родного дома (4 ч)
Семейные ценности
И. А. Крылов. «Дерево».
И. А. Бунин. «Снежный бык».
В. И. Белов. «Скворцы».
Резерв на вариативную часть программы – 2 ч.
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (9 ч)
Не до ордена – была бы Родина (2 ч)
Отечественная война 1812 года
Ф. Н. Глинка. «Авангардная песнь».
Д. В. Давыдов. «Партизан» (отрывок).
Загадки русской души (3 ч)
Парадоксы русского характера
К. Г. Паустовский. «Похождения жука-носорога» (солдатская сказка).
Ю. Я. Яковлев. «Сыновья Пешеходова».
О ваших ровесниках (3 ч)
Школьные контрольные
К. И. Чуковский. «Серебряный герб» (фрагмент).
А. А. Гиваргизов. «Контрольный диктант».
Лишь слову жизнь дана (1 ч)
5
Родной язык, родная речь
И. А. Бунин. «Слово».
В. Г. Гордейчев. «Родная речь».
Резерв на вариативную часть программы – 2 ч.
Тематическое планирование
№
Тема
п/п
1.
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ
Преданья старины глубокой
Города земли русской
Родные просторы
Резерв на вариативную часть программы
2.
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Праздники русского мира
Тепло родного дома
Резерв на вариативную часть программы
3.
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Не до ордена – была бы Родина
Загадки русской души
О ваших ровесниках
Лишь слову жизнь дана
Резерв на вариативную часть программы
Итого
⋅
№
п/п
№
урока
в теме
Количество
часов
6
2
2
2
6
2
2
2
5
1
1
1
1
1
17
Тематическое планирование
Тема
Кол-во часов
-
1.
1)
2.
2)
3.
3)
4.
4)
5.
5)
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ
Преданья старины глубокой
Р.р. Введение. Родная литература как часть русской
культуры. Пословицы и поговорки о Родине, России,
русском народе.
Русские народные и литературные сказки: «Лиса и
медведь»
(русская
народная
сказка).
К.Г.
Паустовский. «Дремучий медведь».
Города земли русской
Москва в произведениях русских писателей: А.С.
Пушкин. «На тихих берегах Москвы…», М.Ю.
Лермонтов. «Москва, Москва!.. люблю тебя как
сын…»
Москва в произведениях русских писателей: Л.Н.
Мартынов. «Красные ворота», А.П. Чехов. «В Москве
на Трубной площади».
Родные просторы
Русский лес в произведениях поэтов: И.С. Соколов-
6
1
1
1
1
1
6
6.
6)
7.
1)
8.
2)
9.
3)
10.
4)
Микитов. «Русский лес», А.В. Кольцов. «Лес», В.А.
Рождественский. «Берёза», В. А. Солоухин.
«Седьмую ночь без перерыва…»
Защита учебного проекта №1 по теме «Родные
просторы в произведениях русских поэтов, писателей,
художников»
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Праздники русского мира
Рождество в произведениях русских поэтов: Б.Л.
Пастернак. «Рождественская звезда» (фрагмент), В.Д.
Берестов. «Перед Рождеством».
Рождество в произведениях русских писателей: А.И.
Куприн. «Бедный принц».
Рождество в произведениях русских писателей: И.А.
Ильин. «Рождественское письмо». Проверочный
тест за III четверть
Тепло родного дома
Семейные ценности в произведениях русской
литературы: И.А. Крылов. «Дерево», И.А. Бунин.
«Снежный бык»
IV четверть – 8 уроков
11.
5)
12.
6)
Р.р. – 1
Семейные ценности в произведениях русской
литературы: В.И. Белов. «Скворцы».
Р.р. Творческая работа по теме «Моя семья – моё
богатство»
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ
ДУША
13.
1)
14.
2)
15.
3)
16.
17.
4)
5)
Не до ордена – была бы Родина
Отечественная война 1812 года в произведениях
русских поэтов: Ф.Н. Глинка. «Авангардная песнь»,
Д.В. Давыдов. «Партизан» (отрывок).
Загадки русской души
Парадоксы русского характера: К.Г. Паустовский.
«Похождения жука-носорога» (солдатская сказка).
Парадоксы русского характера: Ю.Я. Яковлев.
«Сыновья Пешеходова».
О ваших ровесниках
Школьные контрольные глазами писателей: К.И.
Чуковский. «Серебряный герб» (фрагмент), А.А.
Гиваргизов. «Контрольный диктант». Проверочный
тест за IV четверть
Лишь слову жизнь дана
Родной язык, родная речь в произведениях русских
поэтов: И.А. Бунин. «Слово», В.Г. Гордейчев.
«Родная речь». Заключительный урок. Подведение
итогов. Конкурс читательских дневников.
1
6
1
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
7