Родной русский язык 5 класс

Пояснительная записка
Данная рабочая программа учебного предмета «Родной русский язык» для обучающихся 5
класса разработана на основе требований к результатам ООП ООО МКОУ «Шумиловская
СОШ» в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Целью изучения русского (родного) языка в основной школе является воспитание
духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством
самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину,
знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению
культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения
знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических
норм, принятых в обществе
Основные задачи предмета «Русский язык» в 5 классе:
• формировать систему знаний, языковые и речевые умения и навыки, развитие
готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию,
потребности в речевом самосовершенствовании;
• формировать важнейшими общеучебные умениями и универсальными
учебными действиями;
• формировать навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования
освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее
функционирования;
• развивать
способности
опознавать,
анализировать,
сопоставлять,
классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и
потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи
грамматических средств;
• совершенствовать орфографической и пунктуационной грамотности, развитие
умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии
русского языка. развитие интеллектуальных и творческих способностей
обучающихся, развитие речевой культуры учащихся;
• овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения,
нормами
речевого
этикета,
воспитание
стремления
к
речевому
самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка
совершенствование коммуникативных способностей;
• формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности,
умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Родной язык (русский)»:
Личностные результаты:
- представление о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности
народа; осознание национального своеобразия русского языка; познавательный интерес и
уважительное отношение к русскому языку, а через него – к родной культуре; ответственное
отношение к сохранению и развитию родного языка;
- осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в
современном мире, осознание роли русского родного языка в жизни человека, осознание
языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей
общества, осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского
родного языка;
- представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию;
способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный
аспекты речевого высказывания;
- увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение
круга используемых языковых и речевых средств родного языка.
Метапредметные результаты:

- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих
свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его
использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию,
потребности к речевому самосовершенствованию;
- владение разными способами организации интеллектуальной деятельности и
представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации
материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том
числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации,
анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности
(самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые
результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях
неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе
индивидуальной, групповой деятельности;
- развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического
опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в
приобретении знаний.
Предметные результаты:
- умение опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их
с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умение работать с
текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую
информацию;
- понимание и истолкование значения слов с национально-культурным компонентом,
правильное употребление их в речи; понимание особенностей употребления слов с
суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и
произведениях художественной литературы разных исторических эпох;
- понимание слов с живой внутренней формой, специфическим оценочнохарактеризующим значением; осознание национального своеобразия общеязыковых и
художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих
традиционной метафорической образностью.
- понимание и истолкование значения крылатых выражений; знание источников
крылатых выражений, фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом,
пословиц и поговорок комментирование истории происхождения таких выражений,
уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения;
- характеристика лексики с точки зрения происхождения, понимание роли
заимствованной лексики в современном русском языке; распознавание слов, заимствованных
русским языком из языков народов России и мира; общее представление об особенностях
освоения иноязычной лексики; определение значения лексических заимствований последних
десятилетий; целесообразное употребление иноязычных слов;
- определение различий между литературным языком и диалектами; осознание
диалектов как части народной культуры; понимание национально-культурного своеобразия
диалектизмов;
- осознание изменений в языке как объективного процесса; понимание внешних и
внутренних факторов языковых изменений; общее представление об активных процессах в
современном русском языке;
- овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета;
приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных
и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение
основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка;
- соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного
языка и правил речевого этикета;
- использование различных словарей, в том числе мультимедийных;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма

используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств
на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»
5 класс (17 ч)
Раздел 1. Язык и культура (8 ч).
Русский язык – национальный язык русского народа. Роль родного языка в жизни
человека. Язык как зеркало национальной культуры. Слово как хранилище материальной и
духовной культуры народа. Слова, обозначающие предметы и явления традиционного
русского быта (национальную одежду, пищу, игры, народные танцы и т.п.), слова с
национально-культурным компонентом значения (символика числа, цвета и т.п.), народнопоэтические символы, народно-поэтические эпитеты (за тридевять земель, цветущая калина
– девушка, тучи – несчастья, полынь, веретено, ясный сокол, красна девица, рόдный
батюшка), прецедентные имена (Илья Муромец, Василиса Прекрасная, Иван-Царевич, сивкабурка, жар-птица, и т.п.) в русских, шорских народных и литературных сказках, народных
песнях, былинах, художественной литературе.
Крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок (битый
небитого везёт; по щучьему велению; сказка про белого бычка; ни в сказке сказать, ни пером
описать; при царе Горохе; золотая рыбка; а ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бобарихой
и др.), источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого общения.
Русские пословицы и поговорки как воплощение опыта, наблюдений, оценок, народного ума
и особенностей национальной культуры народа. Загадки. Метафоричность русской загадки.
История русской письменности. Создание славянского алфавита.
Слова с суффиксами субъективной оценки как изобразительное средство.
Уменьшительно-ласкательные формы как средство выражения задушевности и иронии.
Особенности употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях
устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных
исторических эпох.
Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов.
История и этимология слов с национально-культурным компонентом значения.
Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов, бытующих в Кемеровской
области-Кузбассе, на примере топонимики Кемеровского района. Метафоры общеязыковые
и художественные, их национально-культурная специфика. Метафора, олицетворение,
эпитет как изобразительные средства.
Раздел 2. Культура речи (9час).
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Понятие о варианте нормы. Равноправные и допустимые варианты произношения.
Нерекомендуемые и неправильные варианты произношения. Запретительные пометы в
орфоэпических словарях.
Кузбасский говор Постоянное и подвижное ударение в именах существительных;
именах прилагательных, глаголах.
Омографы: ударение как маркёр смысла слова: пАрить — парИть, рОжки — рожкИ,
пОлки — полкИ, Атлас — атлАс.
Произносительные варианты орфоэпической нормы: (було[ч’]ная — було[ш]ная,
же[н’]щина — же[н]щина, до[жд]ём — до[ж’]ём и под.). Произносительные варианты на
уровне словосочетаний (микроволнОвая печь – микровОлновая терапия).
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Основные нормы словоупотребления: правильность выбора слова, максимально
соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности.
Синонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления
синонимов.
Антонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления
антонимов.

Лексические омонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности
употребления лексических омонимов.
Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и
лексических омонимов в речи.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
Категория склонения: склонение русских и иностранных имён и фамилий; названий
географических объектов; им.п. мн.ч. существительных на -а/-я и -ы/-и (директора,
договоры); род.п. мн.ч. существительных м. и ср.р. с нулевым окончанием и окончанием –ов
(баклажанов, яблок, гектаров, носков, чулок); род.п. мн.ч. существительных ж.р. на –ня
(басен, вишен, богинь, тихонь, кухонь); тв.п. мн.ч. существительных III склонения; род.п.
ед.ч. существительных м.р. (стакан чая – стакан чаю);склонение местоимений‚ порядковых
и количественных числительных. Нормативные и ненормативные формы имён
существительных. Типичные грамматические ошибки в речи.
Нормы употребления форм имен существительных в соответствии с типом склонения
(в санаторий – не «санаторию», стукнуть туфлей – не «туфлем»), родом существительного
(красного платья – не «платьи»), принадлежностью к разряду – одушевленности –
неодушевленности (смотреть на спутника – смотреть на спутник), особенностями
окончаний форм множественного числа (чулок, носков, апельсинов, мандаринов, профессора,
паспорта и т. д.).
Нормы употребления глагольных форм. Чередование звуков при образовании форм
глаголов настоящего и будущего времени (махать – машут, плакать – плачет, плескать –
плещет, сыпать – сыплет). Усечение суффикса ну при образовании форм глагола
прошедшего времени (утихнуть – утих, потухнуть – потух, замерзнуть – замерз).
Отсутствие у глаголов затмить, победить, убедить форм 1-го лица единственного числа.
Особенности образования форм разноспрягаемых глаголов бежать и хотеть.
Речевой этикет
Правила речевого этикета: нормы и традиции. Устойчивые формулы речевого этикета
в общении. Обращение в русском речевом этикете. История этикетной формулы обращения
в русском языке. Особенности употребления в качестве обращений собственных имён,
названий людей по степени родства, по положению в обществе, по профессии, должности;
по возрасту и полу. Обращение как показатель степени воспитанности человека, отношения
к собеседнику, эмоционального состояния. Обращения в официальной и неофициальной
речевой ситуации. Современные формулы обращения к незнакомому человеку.
Употребление формы «он».
Раздел 3. Тематическое планирование
5 класс
Количество
№
Тема занятия
часов
1
Русский язык – национальный язык русского народа.
1
2
Язык как зеркало национальной культуры.
1
3
Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа.
1
4
Крылатые слова и выражения из русских народных и литературных 1
сказок
5
Обращение в русском речевом этикете. Национальная специфика. От 1
прозвища к фамилии. Подготовка к исследовательской работе «Из
истории русских имён»
6
История и этимология слов с национально-культурным компонентом 1
значения. Подготовка тематического словарика.
7
История русской письменности. Создание славянского алфавита. 1
Кирилл и Мефодий - создатели славянской письменности.
8
Знакомство с поэтическими фигурами речи. Метафора, олицетворение, 1
эпитет как изобразительные средства.
9
Слова с суффиксами субъективной оценки как изобразительное 1
средство.
10
Основные орфоэпические нормы.
1
11
Лексические нормы, связанные с употреблением синонимов и 1

12
13
14
15
16
17

антонимов.
Лексические омонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические
особенности употребления лексических омонимов.
Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚
антонимов и лексических омонимов в речи.
Нормы употребления имен существительных. Как мы склоняем
«родные» и «заимствованные» слова.
Нормы употребления имен существительных. Нормативные и
ненормативные
формы
имён
существительных.
Типичные
грамматические ошибки в речи.
Нормы употребления глагольных форм. Чередование звуков при
образовании форм глаголов настоящего и будущего времени,
особенности произношения глаголов.
Итоговая контрольная работа (тест)
Итоговое занятие

1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 01.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(904)147-15-73

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».